logo search
Шумилов В

Международное информационное право

В эпоху глобального перехода государств к постиндустриальному этапу развития, наряду с наукой, технологиями, интеллектом, приоритетное значение приобретают коммуникации, обладание информацией и движение информационных потоков.

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие правовое положение информационного пространства, порядок его использования публичными лицами, составляют еще один комплексный институт, который условно можно обозначить термином международное информационное право.

Информационное пространство  многослойно. Оно включает в себя виды связи и передачи информации с помощью всех возможных средств информации: радио, телевидение, кино, периодика, звуковая и визуальная продукция, компьютерная связь и др.

Информация, кроме того, является товаром и в этом качестве подпадает под регулирование посредством Генерального соглашения по торговле услугами, которое входит в пакет соглашений ВТО.

Наконец, информация  это, с одной стороны, инструмент взаимопонимания (и в этом качестве она «сеет добро»), а с другой стороны, особого рода «оружие»  оружие пропаганды и лжи, с помощью которого можно «сеять зло».

Предметом международного информационного права являются технические и содержательные аспекты распространения массовой информации, правовой режим информационного пространства (в том числе электронного), средств массовой информации, журналистов, вопросы информационной безопасности и т. п.

К договорным источникам международного информационного права можно, в частности, причислить следующие акты:

 Берлинская конвенция, учредившая Международный радиотелеграфный союз, 1906 года;

 Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 года;

 Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года;

 Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1949 года (заключено в рамках ЮНЕСКО);

 Конвенция о международном праве опровержения 1952 года;

 Конвенциями о международном обмене официальными изданиями и правительственными документами 1958 года;

 Соглашение о предотвращении вещания со станций за пределами национальной территории 1965 года;

 Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 года;

 Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 года;

 Устав и Конвенция Международного союза электросвязи (МСЭ) 1992 года, а также регламенты МСЭ, которые носят обязательный характер.

Большое число вопросов международного сотрудничества в информационной сфере решается в двусторонних соглашениях между государствами.

Регулируются отношения в информационной сфере и нормами «мягкого права». Примерами актов, содержащих подобные нормы, могут служить:

 резолюция ГА ООН 1946 года № 59 о свободе информации и умении не злоупотреблять ею;

 резолюция ГА ООН 1947 года № 110 (осудила любую форму пропаганды, имеющей целью акт агрессии, способной нарушить мир, создать или усилить угрозу миру);

 резолюция ГА ООН 1947 года № 127 (позволяла принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые вредят дружеским отношениям между государствами);

 Всеобщая декларация прав человека 1948 года (право человека на информацию независимо от государственных границ);

 Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 года;

 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (свобода информации может быть ограничена для охраны государственной безопасности, здоровья и нравственности населения; пропаганда войны должна быть запрещена законом);

 Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года;

 резолюция ГА ООН 1982 года № 37/92 «Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания».

Институциональной основой глобальной информационной сферы служат международные организации: ООН, ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи (МСЭ), Совет Европы и др.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года содержалось положение, что государства будут способствовать улучшению распространения на их территориях газет и печатных изданий из других стран на основе контрактов между соответствующими предприятиями и организациями.

В Итоговом документе Мадридской встречи государств  участников СБСЕ 1983 года предусматривалось улучшение условий работы журналистов путем более облегченной выдачи въездных виз и облегчения передвижения по стране.

Некоторые принципы и нормы международного информационного права, помимо указанных выше, можно было бы проиллюстрировать следующими положениями:

 все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью средств массовой информации;

 государства не должны затруднять ввоз в страну тиражированной продукции массовой информации;

 государства должны предоставлять друг другу таможенные льготы на ввоз материалов образовательного, научного и культурного характера;

 государства должны поощрять и облегчать обмен изданиями между правительственными органами, неправительственными просветительскими, научно-техническими и культурными некоммерческими учреждениями;

 государства вправе распространять массовую информацию за пределами своих границ;

 государства вправе развивать свои средства массовой информации и использовать их в трансграничном масштабе;

 государства должны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов массовой информации, распространяющих идеи и сведения за границей;

 государства должны сотрудничать в устранении взаимных помех, в использовании радиочастот в соответствии с распределенными спектрами;

 государства вправе прервать любую частную электросвязь, которая представляет угрозу государственной безопасности, противоречит законам, общественному порядку, правилам приличия;

 государства имеют право на справедливый доступ своих спутников на геостационарную орбиту с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых государств;

 следует предотвращать распространение недобросовестной рекламы с борта морских судов, находящихся в открытом море;

 запрещается использование радиовещания с территории государства, направленное против внутреннего порядка и безопасности другой страны;

 необходимо проявлять особую сдержанность при радиовещании на языках народов, для которых предназначены передачи;

 передачи не должны использоваться для оскорбительной, враждебной и клеветнической пропаганды, для вмешательства во внутренние дела государств;

 запрещается пропаганда идей расового превосходства, распространение порнографических материалов;

 государства обязаны сообщать агентствам и журналистам об опровержениях на их материалы, поступившие от другого государства;

 государства должны стремиться улучшать условия работы журналистов.

Следует иметь в виду, что в наше время заметно повышается ответственность журналиста за каждое сказанное слово. Иллюстрацией может служить международный скандал, который развернулся из-за публикации в 2006 году в датской прессе карикатур, оскорбительных для приверженцев ислама. По многим исламским странам прокатилась волна возмущения, датские посольства в некоторых странах были разгромлены.

При этом многие органы печати других европейских стран из «солидарности» с датскими коллегами и в силу превратно понимаемой «свободы печати» повторили оскорбительные публикации в своих изданиях.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу