logo search
Шумилов В

Международное экологическое право

Принципы и нормы, регулирующие отношения публичных лиц в области природопользования и охраны окружающей среды, составляют самостоятельную отрасль МП  международное экологическое право.

В разработке вопросов международного экологического права в России наиболее известны, в частности: С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, М. Н. Копылов, Е. С. Молодцова, С. А. Соколова, Л. В. Сперанская, А. С. Тимошенко и др.

Термин «международное экологическое право» считается не очень точным. В то же время он прижился в науке МП и в учебниках.

Для обозначения отрасли используется и другой термин  «международное право окружающей среды» (International Environmental Law).

В международном экологическом праве велико значение международных договорных норм (норм двусторонних и многосторонних договоров), норм международных обычаев. Заметны в этой сфере и нормы «мягкого права».

В то же время явно недостаточен уровень взаимодействия международно-правовых норм и внутреннего права.

В рамках международного экологического права защите подлежат все экологические системы: воды, воздух, почвенный слой Земли, животный мир, растительный мир, озоновый слой и т. п.

Основные потребители природных ресурсов  развитые страны. Они же являются и основными загрязнителями природы. При этом наиболее грязное производство (химическая, металлургическая промышленность и т. п.) выносится из развитых стран в развивающиеся.

Россия с ее пространствами и запасами лесов, других природных ресурсов является, по сути, экологическим донором всего мира.

К договорным источникам международного экологического права, в частности, относятся:

 Конвенция о защите птиц, полезных для сельского хозяйства, 1902 года;

 Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 года;

 Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 года;

 Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 года;

 Международная конвенция об охране птиц 1950 года;

 Международная конвенция по защите растений 1951 года;

 Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года;

 Конвенция о рыболовстве в водах Дуная 1958 года;

 Договор об Антарктике 1959 года;

 Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;

 Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений 1963 года;

 Договор о навигации и экономическом сотрудничестве между государствами бассейна реки Нигер 1963 года;

 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года;

 Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке 1968 года;

 Брюссельская конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года;

 Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года;

 Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 года;

 Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года;

 Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года;

 Соглашение об охране полярных медведей в Европе 1973 года;

 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 года;

 Хельсинкская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;

 Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года;

 Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 года;

 Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 года (с протоколами к ней);

 Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки 1978 года;

 Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года (с протоколами к ней);

 Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года;

 Конвенция о физической защите ядерных материалов 1980 года;

 Американская конвенция об охране природы и природных ресурсов;

 Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года;

 Конвенция ООН по морскому праву 1982 года;

 Международное соглашение по тропической древесине 1983 года;

 Конвенция по защите озонового слоя 1985 года (Монреальский протокол к ней 1987 г.);

 Соглашение стран АСЕАН об охране природы и природных ресурсов 1985 года;

 Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1986 года;

 Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года;

 Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года (с протоколами к ней);

 Конвенция по природной защите морской среды Балтийского моря 1992 года;

 Конвенция по защите и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (в рамках ЕЭК ООН);

 Соглашение СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 года;

 Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года (Киотский протокол к ней 1997 г.);

 Европейская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасной для окружающей среды деятельностью, 1993 года;

 Европейская энергетическая хартия 1994 года;

 Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования реки Дунай 1994 года;

 Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 года;

 Конвенция ООН по трансграничным и далеко мигрирующим рыбным запасам 1995 года;

 Конвенция ООН о праве несудоходного использования международных водотоков 1997 года;

 Соглашение СНГ об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды 1998 года и др.

В качестве резолюций ГА ООН были приняты:

 резолюция, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов морского дна 1969 года;

 резолюция об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений 1980 года;

 Всемирная хартия природы 1982 года.

Вопросы защиты окружающей среды отражены в Стокгольмской декларации об окружающей человека среде, принятой в 1972 году на Конференции ООН.

По рекомендации Конференции, в рамках ООН был создан вспомогательный орган (международная организация)  Программа ООН по защите окружающей среды и Фонд окружающей среды (ЮНЕП).

В 1992 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Конференция приняла две Декларации и открыла для подписания две Конвенции.

В марте 1995 года на Юбилейном конгрессе ООН по международному публичному праву был одобрен проект Международной хартии по окружающей среде и развитию, состоящий из 72 статей (своего рода кодекс экологического поведения).

В 2002 году в Йоханнесбурге прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию. Одна из идей саммита  обеспечить людям доступ к питьевой воде.

Различные аспекты защиты окружающей среды входят в компетенцию ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ФАО, ЮНИДО, ОБСЕ, ОЭСР и других международных организаций.

В 1993 году в Международном суде ООН была создана специальная камера (палата) по окружающей среде.

Заметной в сфере экологических отношений является роль неправительственных международных организаций, например Международного союза сохранения природы и природных ресурсов.

В ноябре 1994 года в Мехико в качестве неправительственной организации был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (третейский суд) в составе 29 юристов из 24 стран.

Россия участвует во множестве универсальных, региональных и двусторонних договорах по вопросам защиты природы и природопользования.

Примерами двустороннего сотрудничества могут служить договоры России: с Канадой  о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 года; с Китаем  о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1994 годы; с Норвегией  о финансировании установки фильтров для металлургического комбината на Кольском полуострове 1996 года.

России следует быть очень осторожной в подходе к многосторонним и региональным инициативам развитых стран в экологической сфере. Не исключена возможность, что западные страны попытаются через экологические концепции завуалированно провести идеи «справедливого распределения» имеющихся или «излишних» ресурсов.

Наиболее существенные принципы и нормы международного экологического права можно свести, в частности, к следующему:

 защита окружающей среды и развитие  неразрывны, должны рассматриваться в единстве. Природа не является бесплатным приложением к экономике; она имеет свою стоимость;

 природные ресурсы Земли (воздух, воды, поверхность, флора, фауна) подлежат охране и управлению ради нынешнего и будущих поколений;

 доля ответственности развитых стран в общей ответственности за устойчивое развитие выше доли ответственности развивающихся стран, учитывая степень эксплуатации развитыми странами природной среды;

 государства должны защищать климат планеты (в том числе в случае вооруженного конфликта) и принимать предупредительные меры для этого. Государства несут общую ответственность за неблагоприятные изменения климата (с учетом их экономического потенциала);

 государства несут ответственность за ущерб окружающей среде; они должны обмениваться информацией, заблаговременно уведомлять по поводу деятельности, которая может причинить ущерб окружающей среде других государств;

 государства вправе разрабатывать свои природные ресурсы, но не должны наносить ущерб окружающей среде других государств или пространств за пределами национальной юрисдикции;

 развитые государства должны ограничить или прекратить производство и потребление, которые ведут к расхищению природных ресурсов;

 развивающиеся страны должны проводить взвешенную демографическую политику;

государства обязаны обеспечить охрану водотоков (системы подземных и поверхностных вод);

 человек имеет право на информацию об окружающей среде;

 запрещается слив нефти, сбросы отходов и других материалов, эксплуатационные сбросы с судов;

 запрещается загрязнение моря с суши;

 прибрежные государства вправе принимать меры от загрязнения прибрежных вод и побережья нефтью и другими веществами (вплоть до уничтожения судна и груза в случае такой опасности);

 судовладельцы отвечают за ущерб от загрязнения нефтью независимо от вины;

 запрещаются или должны быть ограничены выбросы в атмосферу веществ (в частности, серы, двуокиси углерода), которые способны причинить ущерб природе, в том числе в других государствах;

 государства должны сокращать и контролировать выбросы и производство веществ, приводящих к истощению озонового слоя Земли;

 любое государство вправе привлечь к уголовной ответственности иностранцев за преступления, касающиеся ядерных материалов, независимо от места преступления;

 государства должны сотрудничать в охране природных комплексов, имеющих особое значение, мест обитания исчезающих видов животных и растений;

 подлежат особой защите некоторые виды фауны и флоры, особенно находящиеся на грани исчезновения (киты, тюлени, белые медведи и т. д.);

 живые ресурсы не должны использоваться так, чтобы их нельзя было восстановить;

 запрещается коммерческий промысел китов;

 следует поддерживать и наращивать продуктивность почв;

 ресурсы, включая воду, должны, насколько это возможно, перерабатываться и использоваться заново;

 невозобновляемые ресурсы следует использовать с максимальными ограничениями.

Киотский протокол 1997 года предусмотрел возможность торговли квотами на вредные выбросы в атмосферу, стимулирующие образование парникового эффекта на планете.

Если какое-то государство не выбирает свою квоту, а другому государству, наоборот, не хватает выделенной квоты, они могут, соответственно, продать и купить часть квоты.

Возникает совершенно новый уникальный рынок  мировой рынок квот на выбросы вредных веществ.

Развивающиеся страны получают возможность продать часть своих квот развитым странам.