Международное экологическое право
Принципы и нормы, регулирующие отношения публичных лиц в области природопользования и охраны окружающей среды, составляют самостоятельную отрасль МП международное экологическое право.
В разработке вопросов международного экологического права в России наиболее известны, в частности: С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, М. Н. Копылов, Е. С. Молодцова, С. А. Соколова, Л. В. Сперанская, А. С. Тимошенко и др.
Термин «международное экологическое право» считается не очень точным. В то же время он прижился в науке МП и в учебниках.
Для обозначения отрасли используется и другой термин «международное право окружающей среды» (International Environmental Law).
В международном экологическом праве велико значение международных договорных норм (норм двусторонних и многосторонних договоров), норм международных обычаев. Заметны в этой сфере и нормы «мягкого права».
В то же время явно недостаточен уровень взаимодействия международно-правовых норм и внутреннего права.
В рамках международного экологического права защите подлежат все экологические системы: воды, воздух, почвенный слой Земли, животный мир, растительный мир, озоновый слой и т. п.
Основные потребители природных ресурсов развитые страны. Они же являются и основными загрязнителями природы. При этом наиболее грязное производство (химическая, металлургическая промышленность и т. п.) выносится из развитых стран в развивающиеся.
Россия с ее пространствами и запасами лесов, других природных ресурсов является, по сути, экологическим донором всего мира.
К договорным источникам международного экологического права, в частности, относятся:
Конвенция о защите птиц, полезных для сельского хозяйства, 1902 года;
Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 года;
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 года;
Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 года;
Международная конвенция об охране птиц 1950 года;
Международная конвенция по защите растений 1951 года;
Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года;
Конвенция о рыболовстве в водах Дуная 1958 года;
Договор об Антарктике 1959 года;
Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений 1963 года;
Договор о навигации и экономическом сотрудничестве между государствами бассейна реки Нигер 1963 года;
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года;
Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке 1968 года;
Брюссельская конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года;
Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года;
Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 года;
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года;
Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года;
Соглашение об охране полярных медведей в Европе 1973 года;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 года;
Хельсинкская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года;
Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 года;
Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 года (с протоколами к ней);
Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки 1978 года;
Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года (с протоколами к ней);
Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года;
Конвенция о физической защите ядерных материалов 1980 года;
Американская конвенция об охране природы и природных ресурсов;
Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года;
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года;
Международное соглашение по тропической древесине 1983 года;
Конвенция по защите озонового слоя 1985 года (Монреальский протокол к ней 1987 г.);
Соглашение стран АСЕАН об охране природы и природных ресурсов 1985 года;
Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1986 года;
Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года;
Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года (с протоколами к ней);
Конвенция по природной защите морской среды Балтийского моря 1992 года;
Конвенция по защите и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (в рамках ЕЭК ООН);
Соглашение СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 года;
Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года (Киотский протокол к ней 1997 г.);
Европейская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасной для окружающей среды деятельностью, 1993 года;
Европейская энергетическая хартия 1994 года;
Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования реки Дунай 1994 года;
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 года;
Конвенция ООН по трансграничным и далеко мигрирующим рыбным запасам 1995 года;
Конвенция ООН о праве несудоходного использования международных водотоков 1997 года;
Соглашение СНГ об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды 1998 года и др.
В качестве резолюций ГА ООН были приняты:
резолюция, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов морского дна 1969 года;
резолюция об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений 1980 года;
Всемирная хартия природы 1982 года.
Вопросы защиты окружающей среды отражены в Стокгольмской декларации об окружающей человека среде, принятой в 1972 году на Конференции ООН.
По рекомендации Конференции, в рамках ООН был создан вспомогательный орган (международная организация) Программа ООН по защите окружающей среды и Фонд окружающей среды (ЮНЕП).
В 1992 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Конференция приняла две Декларации и открыла для подписания две Конвенции.
В марте 1995 года на Юбилейном конгрессе ООН по международному публичному праву был одобрен проект Международной хартии по окружающей среде и развитию, состоящий из 72 статей (своего рода кодекс экологического поведения).
В 2002 году в Йоханнесбурге прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию. Одна из идей саммита обеспечить людям доступ к питьевой воде.
Различные аспекты защиты окружающей среды входят в компетенцию ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ФАО, ЮНИДО, ОБСЕ, ОЭСР и других международных организаций.
В 1993 году в Международном суде ООН была создана специальная камера (палата) по окружающей среде.
Заметной в сфере экологических отношений является роль неправительственных международных организаций, например Международного союза сохранения природы и природных ресурсов.
В ноябре 1994 года в Мехико в качестве неправительственной организации был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (третейский суд) в составе 29 юристов из 24 стран.
Россия участвует во множестве универсальных, региональных и двусторонних договорах по вопросам защиты природы и природопользования.
Примерами двустороннего сотрудничества могут служить договоры России: с Канадой о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 года; с Китаем о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1994 годы; с Норвегией о финансировании установки фильтров для металлургического комбината на Кольском полуострове 1996 года.
России следует быть очень осторожной в подходе к многосторонним и региональным инициативам развитых стран в экологической сфере. Не исключена возможность, что западные страны попытаются через экологические концепции завуалированно провести идеи «справедливого распределения» имеющихся или «излишних» ресурсов.
Наиболее существенные принципы и нормы международного экологического права можно свести, в частности, к следующему:
защита окружающей среды и развитие неразрывны, должны рассматриваться в единстве. Природа не является бесплатным приложением к экономике; она имеет свою стоимость;
природные ресурсы Земли (воздух, воды, поверхность, флора, фауна) подлежат охране и управлению ради нынешнего и будущих поколений;
доля ответственности развитых стран в общей ответственности за устойчивое развитие выше доли ответственности развивающихся стран, учитывая степень эксплуатации развитыми странами природной среды;
государства должны защищать климат планеты (в том числе в случае вооруженного конфликта) и принимать предупредительные меры для этого. Государства несут общую ответственность за неблагоприятные изменения климата (с учетом их экономического потенциала);
государства несут ответственность за ущерб окружающей среде; они должны обмениваться информацией, заблаговременно уведомлять по поводу деятельности, которая может причинить ущерб окружающей среде других государств;
государства вправе разрабатывать свои природные ресурсы, но не должны наносить ущерб окружающей среде других государств или пространств за пределами национальной юрисдикции;
развитые государства должны ограничить или прекратить производство и потребление, которые ведут к расхищению природных ресурсов;
развивающиеся страны должны проводить взвешенную демографическую политику;
государства обязаны обеспечить охрану водотоков (системы подземных и поверхностных вод);
человек имеет право на информацию об окружающей среде;
запрещается слив нефти, сбросы отходов и других материалов, эксплуатационные сбросы с судов;
запрещается загрязнение моря с суши;
прибрежные государства вправе принимать меры от загрязнения прибрежных вод и побережья нефтью и другими веществами (вплоть до уничтожения судна и груза в случае такой опасности);
судовладельцы отвечают за ущерб от загрязнения нефтью независимо от вины;
запрещаются или должны быть ограничены выбросы в атмосферу веществ (в частности, серы, двуокиси углерода), которые способны причинить ущерб природе, в том числе в других государствах;
государства должны сокращать и контролировать выбросы и производство веществ, приводящих к истощению озонового слоя Земли;
любое государство вправе привлечь к уголовной ответственности иностранцев за преступления, касающиеся ядерных материалов, независимо от места преступления;
государства должны сотрудничать в охране природных комплексов, имеющих особое значение, мест обитания исчезающих видов животных и растений;
подлежат особой защите некоторые виды фауны и флоры, особенно находящиеся на грани исчезновения (киты, тюлени, белые медведи и т. д.);
живые ресурсы не должны использоваться так, чтобы их нельзя было восстановить;
запрещается коммерческий промысел китов;
следует поддерживать и наращивать продуктивность почв;
ресурсы, включая воду, должны, насколько это возможно, перерабатываться и использоваться заново;
невозобновляемые ресурсы следует использовать с максимальными ограничениями.
Киотский протокол 1997 года предусмотрел возможность торговли квотами на вредные выбросы в атмосферу, стимулирующие образование парникового эффекта на планете.
Если какое-то государство не выбирает свою квоту, а другому государству, наоборот, не хватает выделенной квоты, они могут, соответственно, продать и купить часть квоты.
Возникает совершенно новый уникальный рынок мировой рынок квот на выбросы вредных веществ.
Развивающиеся страны получают возможность продать часть своих квот развитым странам.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики