logo
Политология

45. Цели и принципы функционирования мвф

127

им краткосрочных и среднесрочных кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Основной ка-питал фонда складывается из суммы квот (взносов) государств-чле-нов. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как валовый национальный продукт, объем экспорта и импорта, золотовалютные резервы. Преобладающим влиянием в Фонде пользуются государст-ва-члены с наибольшими квотами. В настоящее время в МВФ входит 182 государства. Россия является членом МВФ с 1992 г.

Все страны, входящие в МВФ, имеют право получать займы в пределах примерно 25% своей квоты в капитале Фонда. Если этой суммы недостаточно и требуется предоставление займов сверх нее, МВФ вырабатывает специальные рекомендации, которые базируют-ся на принципах монетаризма. Монетаризм рассматривает дефицит платежного баланса как результат неадекватной денежной эмиссии. Чтобы исправить положение, требуется прежде всего сократить объ-ем государственного кредитования. При этом «первыми жертвами» становятся государственные расходы, направляемые на выполнение социальных программ (социальное обеспечение, государственная ме-дицина, образование и т.д.). Такая ситуация дает основания критико-вать МВФ как организацию, осуществляющую вмешательство во внутриэкономическую деятельность национального правительства и ограничивающую его самостоятельность.

Перед предоставлением кредита в страну направляется эксперт-ная группа для переговоров об условиях предоставления кредита. В случае нарушения требований МВФ соглашение аннулируется и помощь МВФ автоматически прекращается. Так, обычное требова-ние МВФ - сбалансированность государственного бюджета, когда превышение расходов над доходами не должно быть более 5% ВНП. При этом жесткость требований МВФ повышается по мере увеличе-ния суммы и сроков кредитов.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв., особенно в связи с экономическим кризи-сом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, остро встал вопрос о необходимо-сти реформировать деятельность МВФ, в частности о необходимости адаптации требований, предъявляемых Фондом к своим клиентам, к национальным особенностям последних. В первую очередь это каса-ется развивающихся стран, для многих из которых следование моне-таристским рекомендациям Фонда наряду с финансовой стабилиза-цией оборачивается ухудшением базовых социально-экономических показателей.128