5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
Традиции политического реализма имеют давнюю историю в изучении международных отношений и связаны с именами таких мыслителей, как Фукидид (471-401 до н.э.), Н. Макиавелли (1469-1527), Т. Гоббс (1588-1679), К. фон Клаузевиц (1780-1831) и др.; в XX в. решающий вклад в развитие этих традиций внесли английский историк Э.Х. Карр и американский политолог Г. Моргентау.
С точки зрения политического реализма, сущность международных отношений определяется тем, что в них отсутствуют общее регулирующее начало, единый управляющий центр, распоряжения которого носили бы обязательный характер и неуклонно выполнялись всеми действующими лицами. Иначе говоря, международные отношения носят анархический характер, поэтому их участники могут рассчитывать только на себя, на свои собственные силы и ресурсы во взаимодействии с другими участниками.
Главными из участников, или акторов, международных отношений политический реализм считает государства - политические единицы, возникшие в результате общественного договора сообщества граждан, представленные своими правительствами и отделенные друг от друга национальными границами. В своем международном поведении государство руководствуется национальными интересами, такими как выживание, благополучие и развитие. Государства не равны по своим возможностям: среди них есть крупные и могущественные великие державы, существуют средние государства, малые государства и даже микрогосударства.
Поскольку каждое государство во взаимодействии с другим руководствуется собственными интересами, эти интересы неминуемо вступают в противоречие друг с другом, в результате чего доминирующими процессами на международной арене являются межгосударственные конфликты и войны.
Сталкиваясь с достоянной угрозой своим интересам, государство вынуждено непрерывно заботиться о собственной безопасности, мобилизуя основные средства защиты и продвижения своих национальных интересов — дипломатию и стратегию. Та и другая опираются на силу, достижение и укрепление которой являются основой и целью внешней политики государства.
Заботясь об укреплении и расширении своей собственной силы и своих возможностей на международной арене, государства ревностно следят за тем, чтобы сила других государств не превосходила их собственную настолько, чтобы угрожать их национальной безопасности. Иначе говоря, они заинтересованы в сохранении, укреплении или создании баланса сил. С этой целью они вступают друг с другом в союзы, направленные на уравновешивание силы наиболее могущественного или опасно укрепляющегося на их глазах государства.
Естественно, что хозяевами положения в международных отношениях являются великие державы. Средним государствам гораздо труднее защитить собственные интересы, поэтому они, как правило, вступают в союз либо друг с другом, либо с теми или иными великими державами. Малые государства, а тем более микрогосударства в принципе не способны самостоятельно защитить свои национальные интересы и целиком зависят от воли великих держав, от соотношения сил между ними и от их интересов.
Таким образом, в основе международных отношений лежат национальные интересы государств, а их регулятором выступают сила и баланс сил между великими державами. Предпочтения государств формулируются государственными лидерами на основе свойственного им восприятия национального интереса. Национальный интерес понимается в терминах силы государства в отношениях с другими государствами. Успеха добиваются те руководители государств, которые действуют разумно в отношениях с другими государствами, всегда используя стратегии, которые поддерживают или расширяют их власть (силу) относительно других государств. Право и мораль - они в конечном итоге либо служат интересам сильнейших, либо не играют заметной роли в международных отношениях. Так было во времена господства древних империй в Европе и других частях света, так было на заре формирования государства современного типа и так останется в будущем. Сущность международных отношений неизменна, ибо в их основе лежит неизменная природа самого человека, хотя по мере развития научного и технического прогресса, эволюции общественных структур и т.п. они могут приобретать новые формы.
В конце 1970 - начале 1980-х гг. парадигма политического реализма претерпела определенные изменения. Возникла его неклассическая версия — неореализм, основные положения которого были изложены К. Уолцем в книге «Теория международной политики». Главное из них состоит в рассмотрении государств как функционально однородных элементов международной системы. Сама система понимается как постоянство принципов упорядочения и неизменность требований к функционированию государств как ее формально дифференцированных элементов. Любые изменения в анархической международной системе связаны с распределением власти, влияющим на существующий баланс сил. Поэтому решающее значение в поведении государств приобретает структура международной системы — совокупность внешних принуждений и ограничений, которые влияют на международное поведение государств. Другими словами, внешняя политика диктуется логикой международной системы и распределения власти (силы) среди государств. Например, если структура международной системы определяется противоборством двух сверхдержав, т.е. является биполярной, то не только средние и малые государства, но и великие державы, как и сами системообразующие сверхдержавы, подчиняются ее логике.^В основе этой логики лежат гонка вооружений, раздел сфер влияния, ж'есткие требования к союзникам, устрашение и сдерживание противника и т.п. Иными будут логика и правила поведения государств в условиях многополярной системы, которая предъявляет к ним свои требования.
В эпоху холодной войны популярность позиций неореализма в ТМО подкреплялась биполярной структурой межгосударственной системы, определявшей поведение традиционных акторов на мировой арене. Однако с распадом СССР и окончанием противоборства двух сверхдержав на всем мировом пространстве эти позиции во многом оказались подорванными. Произошло массовое вторжение нетрадиционных акторов в сферу мировой политики, возникло новое поколение конфликтов, международная безопасность перестала зависеть лишь от конфигурации международной системы. Благодаря распространению новейших средств связи, коммуникации и информации межгосударственные границы стали проницаемыми. Значительную роль в мировой политике стали играть цивилизационные, культурные, религиозные факторы, самоидентификация новых акторов. Рационализм, присущий как классической, так и неклассической версиям реализма, все более заметно обнаруживал свою ограниченность. В ТМО получает распространение постмодернистский подход (см. п. 9). В этих условиях появляется новая - постклассическая - версия реализма. Одним из первых ее выразителей стал профессор Гарвардского университета С. Хантингтон.
В 1993 г. он выступил с идеей столкновения цивилизаций. В соответствии с ней на смену государствам как главным акторам мировой политики приходят цивилизации - культурные сообщества, различающиеся историей, языком, традициями, но более всего религией. Несмотря на взаимное переплетение и смешение, основные цивилизации - западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и, возможно, африканская - представляют собой реальные сообщества с реальными разделяющими их границами. Коммунисты могут стать демократами, богатые бедными, но азербайджанцы не могут стать армянами, иллюстрирует Хантингтон свою мысль.
Взаимоотношения цивилизаций немногим отличаются от взаимоотношений государств: они остаются конфликтными, поскольку в основе цивилизационных различий лежат ценности и убеждения, которые примирить гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. Кроме того, защищая собственные ценности и убеждения, цивилизации, считает Хантингтон, стремятся к приобретению власти. Власть — способ стать сильнее и, следовательно, лучше защитить свои интересы и ценности. Различия в обладании властью и борьба за военные, экономические и институциональные ресурсы, как и прежде, будут основной движущей силой мировой политики.
Хантингтон, как и реалисты, утверждает, что субъекты мировой политики в основном действуют в условиях анархии и практически не существует факторов, сдерживающих их стремление к власти и господству. Например, международные экономические институты используются Западом для защиты собственных экономических интересов и навязывания другим нациям выгодной именно ему экономической политики, а международные институты безопасности -для осуществления Западом политического господства. Иными словами, в основе постклассической версии реализма сохраняются все главные постулаты рассматриваемой парадигмы, касающиеся характера международных отношений, доминирующих в них процессов, участников, их целей и средств и, наконец, будущего этих отношений. В 1990-е гг. фактически параллельно с нашумевшей теорией столкновения цивилизаций в США появляется теория наступательного реализма (см. п. 16).
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества