logo
Политология

97. Этапы развития

интеграционного процесса

В настоящее время существуют четыре основных вида интеграционных объединений. В то же время, поскольку ин­теграция является историческим процессом, можно выделить четы­ре основных этапа, каждому из которых свойственна определенная

форма.

Первая форма интеграции- простейшая - создание зоны свободной торговли, когда государства договориваются о снятии та­моженных барьеров во взаимной торговле. Эта форма интеграции требует минимальных изменений существующей системы междуна­родных экономических связей и минимального отказа от националь­ного суверенитета, однако даже она ставит государства-члены перед рядом серьезных проблем. В частности, ассоциации свободной тор­говли делают неэффективными меры таможенной защиты большин­ства их членов, направленные против импорта товаров из третьих стран, поскольку и после образования таких групп остаются неодина­ковыми таможенные барьеры, призванные препятствовать чрезмер­ному импорту товаров из третьих стран. При этом зачастую экспорте­ры из третьих стран везут товары не непосредственно через границы той страны, для которой они предназначены, а выбирают государст-1 во - члена ассоциации с наименьшими таможенными пошлинами, экспортируют товары туда, а уже затем беспошлинно доставляют их в истинную страну назначения. При таких условиях все страны ассо­циации (за исключением имеющих самый низкий уровень таможен­ного обложения импорта) теряют возможность регулировать размеры импорта путем повышения и понижения пошлин, а также лишаются значительных доходов, получаемых от импортеров из третьих стран.

На практике применяются три способа, направленные на то, что­бы нейтрализовать этот недостаток: 1) ограничение взаимной свобод­ной торговли только теми товарами, которыми члены ассоциации торгуют друг с другом (ЕАСТ); 2) исключение товаров, реэкспорти­руемых из третьих стран, из списка товаров, на которые распростра-няется режим свободной торговли (НАФТА, прежде всего Мексика);3) установление единых таможенных пошли по отношению к третьим странам во всех государствах интеграционной группы.

Вторая форма интеграции предусматривает складыва­ние таможенного союза. Это особая интеграционная группа, которая характеризуется не только отсутствием ограничений во взаимной торговле, но и договоренностью о единых таможенных тарифах по отношению к третьим странам, а также свободным перемещением то­варов и услуг внутри этой группы стран.

Третья форма интеграции предусматривает следующее. Зоны свободной торговли и таможенные союзы устанавливают лишь одну свободу - свободу передвижения товаров в пределах интеграци­онного блока, однако в настоящее время границы стран пересекают не только товары, но также услуги, капиталы и рабочая сила, и в по­следних трех случаях государство обычно довольно жестко регули­рует этот процесс. Таким образом, беспрепятственное движение то­варов через границы еще не обеспечивает установления такого же по­рядка пересечения этих границ, какой существует между регионами одной и той же страны, следовательно, дальнейшая международная экономическая интеграция требует добавления к одной свободе пере­сечения границ товарами еще трех - границы должны переходить также услуги, капиталы и рабочая сила.

Интеграционная группа, в которой существуют «все четыре сво­боды», а также обеспечивается выравнивание условий конкуренции для каждой отдельной страны, образует особую форму международ­ной экономической интеграции - международное экономическое сообщество или, другими словами, общий рынок. Данное понятие определяет одновременно цели, предмет деятельности и специфику Сообщества. Термин «рынок» свидетельствует о приверженности государств-членов принципам свободной конкуренции, а термин «общий» не только говорит о стремлении достичь в конечном счете объединения экономик государств-членов, но и определяет совме­стный характер их образа действий для достижения поставленной цели.

Четвертая форма интеграции- экономический и ва­лютный союз, которому присущи общая система регулирования экономической политики и общая валютная система. Он отличается от общего рынка тем, что национальные валюты интегрирующихся стран заменяются единой для всех стран союза, обращение которой регулирует не центральный банк какой-то отдельной страны, а обще­банковское учреждение всех стран этого объединения. Для современного мира характерен процесс широкомасштабного государственно­го вмешательства в экономику. Государство устанавливает «правилаигры для бизнесменов», решает те проблемы, с которыми рынок не может справиться (обеспечение средствами существования нетрудо­способных, экологические проблемы и др.), через государственный бюджет собирает деньги на содержание государственного аппарата, армии, полиции и т.д. Системы вмешательства в экономику, исполь­зуемые государственными органами в разных странах, существенно различаются. При создании экономического союза все национальные системы государственного регулирования хозяйства ликвидируются и заменяются одной, разработанной общими управленческими орга­нами интеграционного блока; эта единая экономическая политика претворяется в жизнь не ее разработчиками, а государством каждой страны. Это отличает хозяйство экономического союза от экономики отдельной страны.

Реализация четырех перечисленных выше процессов по сути оз­начает завершение экономической интеграции. Создание политиче-(ского союза предполагает глубокое, всестороннее сотрудничество го­сударств-партнеров на постоянной и долгосрочной основе, порож­дающее специфические институциональные и организационные формы их повседневного взаимодействия.