logo
Политология

Глава 4. Международные организациИ

лективной обороны в случае агрессии и обеспечение соответствую-щих военных возможностей сохраняются. Так, уменьшается числен-ность вооруженных сил, некоторая их часть переведена на понижен-ный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента в военной стратегии, предусматривается сокращение общего числа шта-бов различного уровня с 65 до 20.

В о - в т о р ы х, на первом этапе перестройки НАТО после оконча-ния холодной войны особое внимание уделялось усилению невоен-ных функций альянса. Одобренная сессией Североатлантического со-вета на высшем уровне в Риме (1991) Новая стратегическая концеп-ция особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решениях брюссельского саммита НАТО (1994) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение ста-бильности и безопасности в Европе во взаимодействии с другими структурами, оперирующими на континенте. Был взят курс на уста-новление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) - консульта-тивный форум, включивший в свой состав наряду с государствами НАТО бывшие социалистические государства, а затем и государства, возникшие на территории распавшегося СССР. Впоследствии «парт-нерами» НАТО стали несколько нейтральных стран, и общее число участников этой консультативной структуры достигло 44; в 1997 г. она была формально заменена Советом Евро-Атлантического парт-нерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совмест-ного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европей-ской безопасности. В 1994 г. инициирована программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), приглашающая все страны ОБСЕ к сотрудничест-ву с НАТО на основе индивидуальных проектов по таким вопросам, как обеспечение транспарентности военного планирования и воен-ных расходов, введение гражданского контроля над вооруженными силами, осуществление совместного планирования, обучения и бое-вой подготовки воинских формирований для использования в целях миротворчества, спасательных и гуманитарных операций. Партнер-ские отношения с НАТО в рамках программы ПРМ установили 27 стран.

Россия, первоначально присоединившаяся к Программе, вскоре сочла, что она не удовлетворяет ее интересам, и вышла из нее. В мае 1997 г. между НАТО и Россией был заключен Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, определив-