logo
Политология

Глава 4. Международные оргаиизации !•

1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. Одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметным явлением в мировой тор-говле становятся нетарифные ограничения, т.е. различного рода ад-министративные меры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренние рынки. По этой причине в ходе переговоров так назы-ваемого Токийского раунда (1973-1979) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена и уточнена за счет заключения отдель-ных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и ряда дру-гих мер.

Однако в ходе токийского раунда стало очевидным, что прежняя организация ГАТТ и ее функции в определенной степени не соответ-ствуют изменившимся условиям мирового хозяйства. На Уругвай-ском раунде (1986—1994) встал вопрос о расширении функций этой организации и перестройке ее структур. Было принято решение о пре-образовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Всемирная торговая организация - преемница ГАТТ - начала свою деятельность 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но имеет гораздо большие полномочия. На эту ор-ганизацию возложены функции контроля за рынком услуг и интел-лектуальной собственности, а с 2001 г. мониторинг антидемпингово-го законодательства, экологических норм производства и субсидий сельскому хозяйству. Центральной задачей ВТО остается либерали-зация мировой торговли.

При этом если какое-нибудь государство - член ВТО выступает с претензией по отношению к другому государству, обвиняя его в на-рушении правил ВТО, комиссия независимых экспертов рассматри-вает жалобу. Комиссия имеет право объявить санкции против «про-винившейся» стороны, если претензии к ней будут признаны право-мерными. В рамках ГАТТ никакие меры принуждения не могли быть приняты в отношении нарушителей правил ГАТТ без консенсуса по этому вопросу всех членов данной организации. Но каждое государ-ство обладало правом вето и могло игнорировать решение экспертов.

Все государства - члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений — юридических инструментов, объединен-ных в «многосторонние торговые соглашения». Нормами и правила-ми ВТО, которое представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), регулируются в настоящее время свы-ше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

48. Цели и задачи ОЭСР

131

В 1993 г. Россия подала заявку на вступление в ГАТТ (с 1995 г. -ВТО). Без участия в многосторонней системе регулирования торговли Россия неизбежно подвергается односторонним дискриминационным мерам, прежде всего со стороны западных партнеров. Однако участие в ВТО испытывает экономику страны-участницы «на прочность», так как требует от нее открыть свои рынки для доступа иностранных товаров. Из-за низкой конкурентоспособности российских товаров и преимуще-ственно сырьевого состава российского экспорта либерализация досту-па в Россию высококачественных иностранных товаров, капиталов и ус-луг может стать непреодолимым препятствием на пути выхода из кризи-са российской промышленности, неразвившихся финансового сектора и сферы услуг. Поэтому участие России в ВТО связано со значительными отступлениями от общих правил на начальных порах (что допускается в той или иной степени условиями деятельности ВТО). В настоящее время ведутся активные переговоры с торговыми партнерами об условиях вза-имной либерализации торговли.