18. Основные положения теории демократического мира
Согласно теории демократического мира (ТДМ), демократии не воюют друг с другом и разрешают имеющиеся между ними противоречия исключительно мирным путем. Нормы и принципы демократии универсальны и не зависят от религиозных, национальных, исторических и т.п. условий. Поэтому мир, состоящий только из демократических государств, был бы миром без войны.
Идейные истоки теории демократического мира (ТДМ), основные положения которой сформулировал еще в 1983 г. М. Дойл, восходят к традициям поиска западной либеральной мыслью идеального государственного устройства и вечного мира между народами. Как известно, в отличие от реалистов, скептически относящихся к идее переустройства международных отношений на основе всеобщих нравственных норм и не верящих в возможности избежать соперничества государств, руководствующихся своими национальными интересами, либералы гораздо более оптимистичны. Подобно марксистам, они не только верят в свое учение, но и стремятся переделать мир на его основе. Возникнув как академическая теория, ТДМ довольно быстро заявляет о своей претензии на роль своего рода научной основы международной политики в XXI в. И надо признать, что эти претензии не столь уж безосновательны.
Действительно, на сегодняшний день, с одной стороны, фактически все основные либеральные теории поддерживают и дополняют ТДМ, которая в свою очередь активно использует заимствованные из них аргументы. Так, согласно теории экономической взаимозависимости, свободный экономический обмен между государствами устраняет основные причины военного противоборства и, формируя либеральный экономический порядок, становится источником стабильности и мира в международных отношениях. В ходе свободного обмена государства становятся все более богатыми и преуспевающими, а преуспевающие государства заинтересованы в мире. Причинами большинства войн является стремление получить или сохранить богатство, но у богатых государств намного меньше оснований начинать войну. Кроме того, если государства уже богаты и экономически взаимозависимы, вступая в конфликты, они рискуют стать менее преуспевающими. Поэтому, как только государства устанавливают обширные экономические связи, они избегают вооруженных конфликтов и войн, концентрируясь на накоплении богатства.
В свою очередь сторонники либеральных теорий, основанных на культурно-нормативном подходе, считают, что с течением времени демократии вырабатывают нормы взаимодоверия и взаимоуважения, которые и определяют процессы принятия решений в отношении друг друга. Выработанные таким образом нормы предписывают приемлемые и запрещают недопустимые виды государственного поведения. Агрессивные, конфликтные, провокационные, силовые акции, чреватые вооруженными столкновениями и войнами, представляют собой разновидности- девиантного поведения. Они подвергаются осуждению со стороны общественного мнения, для которого демократические нормы стали единственно легитимными основами международного поведения государств. Они исключаются самой процедурой принятия внешнеполитических решений в демократическом обществе - предполагающей открытость, состязательность, право на отстаивание собственной позиции, уважение к чужому мнению и стремление к компромиссу. Все это минимизирует возможности войн между демократическими государствами.
Наконец, приверженцы теорий либерального институционализма также поддерживают ТДМ. Согласно им, исключение войн и вооруженных конфликтов из мировой политической практики связано с развитием демократических по своей сути институтов. Институты -это и организации, и наборы правил, которые вырабатываются этими организациями и которые предусматривают пути, ведущие к сотрудничеству государств. Созданные самими государствами, свободно принятые ими в результате взаимных соглашений, эти правила (отражающие, таким образом, их интересы) существенно меняют поведение государств на международной арене. Увеличивая перспективы для сотрудничества государств и тем самым значительно уменьшая вероятность войн между ними, международные институты в конечном счете способствуют продвижению к вечному миру.
Указанные идеи активно проводятся в жизнь администрацией США, ведущей свою международную политику под флагом «демократического мира». Уже при президенте Клинтоне внешнеполитическая риторика американской администрации была пронизана аргументами, заимствованными из приведенных выше теорий. В свою очередь ТДМ не чужда и республиканской администрации: «демократии не любят воевать», как заявил Дж. Буш в интервью корреспонденту российского телевидения 20 февраля 2005 г. Внедрение доктрины ТДМ в практику международных отношений приняло две формы: силовую (Югославия, 1999; Ирак, 2003) и «бархатную» (Югославия, 2000; Грузия, 2003; Украина, 2004).
В наши дни ТДМ стала одной из наиболее распространенных теорий не только в США, но и в европейских странах. Ее широкое распространение и доктринальность основных положений нередко приводятся в качестве аргументов, обосновывающих ее универсальный характер. Тем не менее ТДМ остается одной из частных теорий. Ее положения не рассматриваются как бесспорные, более того - подвергаются достаточно жесткой критике со стороны приверженцев как нелиберальных парадигм (прежде всего политического реализма), так и в рамках самого либерализма.
Это подтверждают и реальные мирополитические процессы, ход которых далеко не столь прямолинеен и прост, как это может представляться сторонниками любой теории. Так, в январе 2006 г. на выборах в парламент Палестинской автономии (признанных всеми, в том числе и США, как результат демократического волеизъявления масс) победу одержали представители движения Хамас, которое числилось в списке американской администрации среди террористических группировок. Данное событие в очередной раз подтвердило, что демократия не является безусловным залогом как внутренней социальной и политической стабильности в обществе, так и миролюбия правящего режима на международной арене. В то же время государства, считающиеся недемократическими, вовсе не обязательно отличаются агрессивной, воинственной внешней политикой, о чем свидетельствует как история (например, ЮАР в период режима апартеида), так и современность (например, Туркменистан в наши дни).
19. Основные положения теории международных режимов
Теория международных режимов возникла в 1980-е гг. как результат полемики и компромисса между неореалистами и неолибералами; центральной в теории стала проблема международного сотрудничества. Сторонники этой теории (С. Краснер, Р. Кохейн, Ф. Краточвил, Дж. Рагги, О. Янг и др.) акцентируют внимание на факте массового вторжения в сферу международных отношений новых влиятельных акторов - межправительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, частных лиц и т.п. Оказывая существенное и все возрастающее воздействие на характер и эволюцию международной политики, новые акторы зачастую не связаны непосредственно с институтами и нормами международного права и не являются его признанными субъектами. В то же время они, так же как и государства, заинтересованы в регулировании международной жизни. Поэтому появляются правила (в том числе неписаные), регулирующие (или призванные регулировать) взаимодействие как государств, так и негосударственных акторов в сферах мировой торговли, экологии, прав человека и т.д.
Международные режимы и представляют собой совокупность правил, норм, принципов и процедур принятия решений в каждой из таких сфер. Они возникают как результат согласования интересов, целей и ценностей разнообразных акторов. В качестве примеров могут быть названы режимы международной торговли (ГАТТ - ВТО), режимы нераспространения оружия массового уничтожения, режимы морского судоходства. Утверждается, что режимы облегчают сотрудничество через функции, которые они выполняют для государств. Они смягчают последствия международной анархии для государств, побуждая к децентрализованному осуществлению соглашений. Кроме того, режимы рассматриваются как средство получения более полной информации каждой стороны о поведении других. Предполагается, что они способствуют снижению издержек сотрудничества и сокращают препятствия на его пути. Таким образом, режимы уменьшают неуверенность государств и их опасения относительно того, что другие акторы (как государственные, так и негосударственные) нарушат сотрудничество, и в то же время уменьшают собственную склонность государств к такому нарушению.
Чаше всего государства создают международные режимы путем соглашения по ряду принципов, норм и правил, которые они договорились соблюдать в области политики при принятии решения в спорных вопросах. Более того, государства обычно устанавливают процедурные нормы для дальнейшего развития и адаптации правил режима в соответствии с изменившимися условиями международных отношений. При этом государства, формируя режим (или присоединяясь к нему), обязуются соблюдать определенные ограничения относительно использования своих суверенных прав (например, права по своей воле повышать или понижать тарифы) в обмен на то, что другие сделают то же самое. Обычно такие обмены, из которых и берут начало международные режимы, приносят выгоды, но и возлагают обязанности на те государства, которые присоединились к ним (а часто также и на аутсайдеров режима).
Выдвинутая сторонниками неолиберальных подходов теория международных режимов подвергается критике со стороны их оппонентов -неореалистов. Во-первых, они указывают на то, что само существование того или иного режима связано с серией предшествующих решений, принятых государствами в целях сотрудничества. Иначе говоря, не режим стимулирует сотрудничество, а сотрудничество лежит в основе установления режима. Следовательно, состояние и сами возможности сотрудничества являются следствием более ранних сделок между участниками международного режима. Во-вторых, если правила распределения выгод от сотрудничества, существовавшие до установления режима или в его рамках, не учитывают исходного (т.е. того, которое существовало до установления данного режима) положения более сильных государств и не способствуют его сохранению или укреплению, то никакие выгоды от сотрудничества не побудят их к согласию на создание режима или к соблюдению правил режима, если он установлен ранее. В-третьих, по мнению неореалистов, данная теория проявляет невнимание к вопросам власти и силы в международных отношениях. С их точки зрения, основу режимов составляет именно распределение силы в международном масштабе. Действующие в рамках режима правила и нормы существуют до тех пор, пока сохраняется данный баланс сил, и они трансформируются вместе с его изменением. Впрочем, и неолибералы признают, что создание режимов не ведет автоматически к укреплению сотрудничества в международных отношениях.
Функционирование режима предполагает обмен информацией между его членами, а также их согласие в том, что касается определяющих его норм и принципов. Государства внимательно следят за количеством и качеством передаваемой ими друг другу информации, как и принципов, которые определяют режим, потому что одни из них стремятся сохранить свое относительное положение в международной иерархии, а другие - улучшить его. Иначе говоря, одни хотят сохранить существующий баланс сил, тогда как другие хотят изменить его. Подобный баланс не обязательно связан с военной составляющей, он может определяться экономической мощью, финансовыми возможностями и т.п. Главное, что его изменение может повлечь за собой потери, которые будут нести государства, и изменить относительные выгоды, которые они могут извлекать из существования режима. Поэтому участникам международных отношений бывает трудно добиться друг от друга полного соблюдения даже согласованных принципов и правил функционирования режимов, что снижает их эффективность в достижении сотрудничества.
Следует подчеркнуть, что даже критики теории международных режимов соглашаются с ее центральными положениями. Существуют и эмпирические подтверждения вывода о способности режимов облегчать международное сотрудничество. В целом эта теория обогатила анализ межгосударственного сотрудничества. При этом в последние годы наметились новые моменты, освобождающие анализ международных режимов от слишком механистического подхода. С одной стороны, само понятие международного режима постепенно уступает место понятию международных институтов, что расширяет возможности анализа формирования правил сотрудничества между государствами, придавая такому анализу социологический характер. С другой стороны, вырисовывается новое направление, которое акцентирует внимание не столько на стратегиях государств и властных отношениях в международной системе, сколько на взаимодействии и взаимозависимости всех международных акторов, заинтересованных в сотрудничестве друг с другом.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества