logo
Политология

118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества

В 1992 г., желая скорее приобщиться к «внешним мировым хозяйственным связям», Киргизия, Таджикистан, Туркме­нистан, Казахстан и Узбекистан, а также Афганистан и Азербайджан вступили в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), ко­торую можно рассматривать как правопреемницу Организации регионального сотрудничества стран Азии (1964-1979). После ислам­ской революции в Иране организация распалась и была заново сфор­мирована в 1985 г. Ираном, Пакистаном и Турцией.

Современный период развития ОЭС имеет для этих стран боль­шое значение. Из трехсторонней она превратилась в 1992 г. в круп­ную региональную структуру, обладающую солидным экономиче­ским потенциалом. Площадь региона, который охватывает ОЭС, со­ставляет почти 7 млн кв. км, численность населения - свыше 342 млн человек (5,78% общей численности населения мира). Наличие круп­ных потенциальных запасов углеводородного сырья в Прикаспий­ском регионе, а также строительство экспортных транспортных мар­шрутов могут, по мнению стран-участниц, сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов в этом регионе.

Возможность приобщения к мировой политике через восточный региональный союз дала дополнительный импульс к вступлению новых независимых государств (республик бывшего СССР) в ОЭС. Тогда этим странам надо было доказать свою самостоятельность и ис­пользовать возможность для развития своих экономик. Однако, как показали дальнейшие события, большая часть времени для стран ОЭС ушла на согласование позиций, выработку экономической стра­тегии и соответствующих документов.

На сегодняшний день в ОЭС сформировалась многоуровневая организационная структура управления, включающая Совет минист­ров, Совет постоянных представителей, Совет регионального плани­рования, а также шесть региональных институтов как функциональ­ных органов и три специальных агентства.

Основополагающими документами организации являются Квет-тинский план действий (1993), Основной Алматинскии план развития транспортного сектора региона (1993), Стамбульская (1993), Исла­мабадская (1995), Ашгабатская (1996) декларации, обновленный Из­мирский договор (1996), Ашгабатская (1997), Алматинская (1998) и Тегеранская (2000) декларации.

Главные направления совместной деятельности отражены в Стра­тегии экономического регионального сотрудничества стран ОЭС, где основное внимание уделено сотрудничеству в области торговли, транспорта, коммуникаций и энергетики. Страны - участницы ОЭС подписали соглашения о транзитной торговле и создании благопри­ятного визового режима для бизнесменов.

На встрече ОЭС на высшем уровне, состоявшейся 14-15 марта 1995 г. в Исламабаде, были подписаны основополагающие докумен­ты по созданию региональных учреждений - Банка торговли и разви­тия, Страховой компании.

Для стран - участниц ОЭС особое значение имеют многосторон­ние и двусторонние проекты в области энергетики и транспорта: до­быча нефти и газа в Азербайджане, Казахстане и Туркмении; транс­портировка углеводородных ресурсов Азербайджана, Казахстана по новым нефтепроводам через территорию Турции; сооружение газо­провода из Туркмении через Иран и Турцию; поставка азербайджан­ской и туркменской нефти для переработки на иранских предприяти­ях в обмен на поставки иранской нефти на мировой рынок; объедине­ние энергосистем региона.

Разработанный ОЭС план развития транспортной инфраструкту­ры включает соединение железнодорожных сетей Ирана, Туркмении и Азербайджана, Пакистана (через Афганистан) и Туркмении, про­кладку автотранспортных магистралей, что позволит доставлять гру­зы из Центральной Азии в порты Индийского океана и Персидского залива. Уже сооружена часть железнодорожной ветки из Туркмении в Иран, проведен первый автокараван из Пакистана в Туркмению.

10-11 июня 2000 г. в Тегеране прошел шестой саммит ОЭС. Лиде­ры 10 стран - участниц ОЭС пришли к решению приступить к строи­тельству сети автодорог и снизить торговые пошлины. Обсуждались также вопросы совместного использования природных ресурсов Кас­пийского моря и проблема урегулирования Афганского конфликта. Относительно статуса Каспия была достигнута договоренность о соз­дании специальных экспертных комиссий и проведении переговоров между членами ОЭС, имеющими выход к Каспию, - Ираном, Азер­байджаном, Казахстаном и Туркменией. Стороны достигли взаимо­понимания в планах разработки крупномасштабного проекта по ко­ординации и реализации программ по транспортировке углеводород­ных энергоресурсов и взаимообмену ими между членами ОЭС. Иранская сторона заявила, что «территория Ирана - это наилучший, наикратчайший и самый выгодный маршрут для транспортировки га­за и нефти во всем регионе ОЭС» и что Иран сегодня не только в со­стоянии перерабатывать весь объем сырой нефти, добываемой в стра­нах ОЭС, но и обеспечить его транзит как на западные рынки, так и в регион Персидского залива. Иными словами, Иран предложил аль­тернативные трубопроводные маршруты проекту Баку-Джейхан, лоб­бируемому США, Турцией и Азербайджаном. Эти заявления свиде­тельствуют о том, что обостряются конкуренция и соперничество за региональное лидерство и стремление принять участие в «большой игре» относительно транспортировки нефти и газа Каспия. В послед­нее время Индия также активизировала экономические связи с Ира­ном и, вероятно, будет предлагать варианты экспорта энергоресурсов через свою территорию в Восточную Азию.

Как подчеркивают многие эксперты, ОЭС пока еще весьма аморф­на и к тому же в этой региональной организации прослеживается тен­денция к образованию региональных блоков Турция-Азербайджан, Иран-Пакистан-Афганистан. Не исключено, что Индия в ближай­шем будущем тоже захочет присоединиться к ОЭС.

В мае 2001 г. в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета мини­стров иностранных дел ОЭС. Участники заседания заслушали и обсу­дили доклад Генерального секретаря ОЭС А. Гавахи о деятельности Организации, бюджет Секретариата на 2001 г., ежегодный план меро­приятий и программу работы Секретариата. С целью активизации торговых обменов предложено разработать региональное соглаше­ние о торговле. Принято решение о согласовании списка приоритет­ных направлений и проектов сотрудничества.

119. Шанхайская организация сотрудничества

Возрастание угрозы со стороны разного рода экстре­мистских, сепаратистских и религиозно-фундаменталистских воору­женных формирований и группировок, а также стремление снизить уровень вооружения на совместных границах и создать безъядерную зону в Центральной Азии послужили основой для совместных встреч глав государств этого нестабильного региона. На первой такого рода совместной встрече в 1996 г. лидеров России, Китая, Казахстана, Тад­жикистана, Киргизии, состоявшейся в китайском городе Шанхае, с целью урегулирования приграничных проблем с Китаем была созда­на так называемая Шанхайская пятерка. На этой встрече была достиг­нута договоренность относительно проведения регулярных саммитов и подписано Соглашение об укреплении мер доверия в военной об­ласти в районе границы. В 1997 г. в Москве было подписано совмест­ное Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в рай­оне общих границ. Документы определили механизм жесткого кон­троля за соблюдением обязательств по ненаращиванию численности войск в районе границ и стали первыми реальными шагами на пути военной разрядки и политической кооперации в Центральноазиат-ском регионе.

Общая территория стран Шанхайской пятерки охватывает 3/5 всей территории Евразийского материка, а численность проживающих здесь составляет примерно 1,5 млрд.

Более четко и широко цели Шанхайской пятерки сформулирова­ны в Бишкекской декларации, подписанной по завершении встречи пяти руководителей этих стран в Киргизии в августе 1999 г. Ее основ­ное содержание — расширение многостороннего регионального диа­лога по укреплению безопасности и сотрудничества в Центральной Азии. Согласно Бишкекской декларации, сотрудничество пяти госу­дарств носит открытый характер и не направлено против других стран. В Декларации обозначены угрозы региональной стабильности, с которыми эти страны будут бороться совместно: международный терроризм, контрабанда оружия, нелегальная миграция, проявление национального сепаратизма и религиозного экстремизма. Было при­нято решение о сотрудничестве правоохранительных органов и спец­служб пяти стран в рамках так называемой Бишкекской группы.

Вопросы о планомерном расширении приграничного сотрудни­чества в экономической и гуманитарных сферах обсуждались на сам­мите глав государств в Душанбе летом 2000 г. В Душанбинской дек ларации изложены итоги деятельности этой международной структу­ры, основные намерения и приоритеты стран, образовавших Шанхайскую пятерку, которая была переименована в Шанхайский форум, что отражает изменяющееся содержание работы сообщества. К этим странам присоединился Узбекистан в качестве наблюдателя. Был предложен ряд инициатив, в частности об объявлении Централь­ной Азии безъядерной зоной, о создании антитеррористического цен­тра «пятерки» в Бишкеке для проведения совместных полномасштаб­ных антитеррористических операций, о создании при ООН отдельно­го направления по борьбе с международным терроризмом. При этом особое внимание стало уделяться вопросам экономического, науч­но-технического и культурного сотрудничества.

Значительным событием в истории Шанхайской пятерки стал саммит на уровне глав государств, прошедший в Шанхае 14-15 июня 2001 г. Президенты России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджики­стана и Узбекистана подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где выражена надежда, что пе­реход на более высокий уровень сотрудничества будет способство­вать повышению эффективности совместного использования воз­можностей и противостояния новым вызовам и угрозам. Целями ШОС являются укрепление взаимного доверия, дружбы и добросо­седства между странами-участницами, поощрение эффективного со­трудничества в самых разных сферах и областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе.

В Декларации в качестве основных целей провозглашаются под­держание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Центральной Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образова­тельной, энергетической, транспортной, экологической и других об­ластях. На саммите была принята также Конвенция о борьбе с сепара­тизмом и экстремизмом как выражение общей обеспокоенности стран шестерки по поводу указанных проявлений, несущих в себе уг­розу дестабилизации как отдельных государств, так и региона в це­лом.

В рамках новой региональной организации поочередно в каждой из шести стран-участниц проводятся ежегодные официальные встре­чи глав государств и регулярные встречи глав правительств (рис. 3). Кроме того, в целях расширения сотрудничества предполагается соз­дать новые механизмы общения.

Россия и Китай как ядерные державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН и стратегические партнеры выступают в качестве ядра этой региональной структуры. Именно от этих двух стран Hexe-

дит инициатива по реализации концепции «многополярного мира» и приверженность советско-американскому договору по ПРО 1972 г.,нарушение которого может привести к нарушению стратегической стабильности. Такое видение глобальных проблем безопасности за­фиксировано в Бишкекской (1999) и Душанбинской (2000) деклара­циях.

Для координации сотрудничества в рамках ШОС создан Совет национальных координаторов стран-участниц, деятельность которого определяется временным положением, утвержденным министрами иностранных дел стран-участниц (см. рис. 3).

Обновленный Устав этой организации (а с точки зрения междуна­родного права, именно Устав является основным документом, опреде­ляющим цели, задачи и условия вступления в ту или иную междуна­родную организацию) подписан в Москве в 2002 г. То обстоятельство, что два члена ШОС - Китай и Россия - являются постоянными члена­ми ООН, нашло свое отражение в специальной Декларации, согласно которой государства - члены ШОС придерживаются целей и принци­пов Устава Организации Объединенных Наций. Интерес к ШОС про­явили Пакистан, Индия, Монголия и Иран, которые получили статус наблюдателя в ШОС.

Принятие Узбекистана в ШОС стало знаковым событием, кото­рое оценивается по-разному. Лидеры Шанхайского форума выступа­ют за необходимость совместных действий против опасности ради­кального ислама, исходящей из Афганистана и организации «Ислам­ское движение Узбекистан».

В свою очередь китайское руководство предлагает новую концеп­цию безопасности, основанную на «взаимопонимании, взаимной вы­годе, равенстве и сотрудничестве». Вероятно, что все эти и другие во­просы относительно критериев членства в ШОС и ее работы найдут свое отражение в Уставе.

Летом 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялся второй саммит ШОС. Его участники были единодушны в стремлении укреплять сотрудни­чество в самых разных областях. По итогам саммита был принят ряд документов - Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Со­глашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств — членов Шанхайской организации со­трудничества. Как отметил Президент России В. Путин, подписание Соглашения о Региональной антитеррористической структуре спо­собно внести важный вклад в глобальную борьбу с терроризмом. На­стоящий саммит, подчеркнул Путин, имеет чрезвычайно важное значение для дальнейшего расширения взаимодействия между государ­ствами - участниками ШОС.

В мае 2003 г. в Москве состоялся третий саммит ШОС. Были под­писаны документы, определяющие порядок работы основных орга­нов Организации, механизм формирования бюджета и другие вопро­сы, приняты герб и флаг ШОС, избран ее исполнительный секретарь. Московский саммит фактически завершил организационное оформ­ление Организации. В принятой по его итогам политической Декла­рации поставлена задача отработать механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС в Центральной Азии и в целом на мировой арене.

120. Особенности интеграционных процессов центральноазиатских и закавказских стран - членов СНГ

Анализ целей, преследуя которые страны Закавказья и Центральной Азии создавали новые и вступали в ранее созданные региональные организации, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, тенденции региональной интеграции как проявление современной формы международного сотрудничества начали скла­дываться сразу же после образования новых независимых государств несмотря на раскол единого геополитического пространства. Во-вто-р ы х, стремление центральноазиатских и закавказских стран создать «свои» субрегиональные экономические организации или политиче­ские блоки обусловлено внутри- и внешнеполитическими факторами, а также выбором приоритетов в области экономического и политиче­ского сотрудничества. В-третьих, основу межгосударственных ре­гиональных объединений составляют идеи, концепции, задачи, ин­тересы, разделяемые всеми их участниками. В-четвертых, как показал короткий исторический период, успех интеграции и сотруд­ничества закавказских и центральноазиатских стран возможен только при том условии, что Россия также будет участвовать в этих интегра­ционных процессах или, по крайней мере, будут учитываться ее инте­ресы.

Став независимыми, государства СНГ вышли в самостоятельное «плавание» на геополитические просторы региональной политики и мировой экономики, определяя свою роль и место в мире. Сегодня центральноазиатские и закавказские страны являются полноправными членами многих авторитетных организаций - ООН, ОБСЕ,ЮНЕСКО и др. Так, Туркмения стала равноправным участником в общей сложности 34 международных организаций,Узбекистан -37, Киргизия - 39, Казахстан - 35, Таджикистан - 33, Армения - 37, Азер­байджан - 37, Грузия - 33.

Сегодня существуют несколько объединений внутри Содружест­ва - Союз России и Беларуси, ЕврАзЭС, Договор о коллективной безопасности, ОЦАС, ШОС и ГУАМ. Такой интеграционный плюра­лизм отражает реальное стремление государств - членов СНГ к само­стоятельному выбору интеграционных моделей и форм, а также дает примеры моделей интеграции для мирового сообщества.

Вступление в ряд «внешних» региональных организаций (ОЭС, ОИК, ИБР) некоторым образом компенсировало «неполноценное» членство в СНГ и позволило закавказским и центральноазиатским странам диверсифицировать свои внешнеэкономические и внешне­политические связи.

Обострившиеся угрозы региональной безопасности, связанные с исламским фундаментализмом, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, ростом организованной преступности, потре­бовали объединения усилий центральноазиатских стран для противо­действия этим дестабилизирующим явлениям. Создание системы региональной безопасности и механизмов, обеспечивающих устой­чивое социально-экономическое развитие, определилось в качестве приоритетного направления в двусторонних и многосторонних отно­шениях между странами Центральной Азии. В будущем здесь может появиться новая модель открытого сотрудничества, характеризую­щаяся добрососедством и ненаправленностью против третьих стран.

В то же время здесь есть и свои трудности, связанные с тем, что до недавнего времени не были четко оформлены общие приоритеты и интересы интеграции, не до конца обозначены межгосударственные границы между Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном (они бы­ли проведены искусственно в советский период и не соответствуют зонам проживания различных этнических групп; особенно это каса­ется Ферганской долины, которая находится между Киргизией, Тад­жикистаном и Узбекистаном). Кроме того, усиливается влияние заин­тересованных групп Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана в Цен­тральной Азии, пытающихся распространить ислам и создать на территории региона исламское государство фундаменталистского, шариатского толка. Все эти проблемы мешают установлению ста­бильности в Центральноазиатском регионе и Закавказье.

Интеграция в Европе происходит на разных уровнях, в разных сферах. Там созданы различные региональные организации - воен­но-политические (НАТО, Западноевропейский союз), экономические (ЕС, Бенилюкс), финансовые (Европейский банк реконструкции и развития), политические (Совет Европы, Организация безопасности и сотрудничества Европы), гуманитарные (Европейская комиссия по правам человека) и др.

Для стран СНГ сложились другие, отличные от западноевропей­ской интеграции формы совместной кооперации - «многоуровневая» и «многоскоростная» интеграция. Общее, что присуще западноевро­пейским и постсоветским интеграционным схемам, - наличие инте­грационного ядра в лице главных стран, без которых не может проис­ходить ни один кооперационный процесс. Для СНГ в качестве «локо­мотивов» выступают Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, в ШОС - Россия и Китай. Кроме того, как и в Европе, страны Закав­казья и Центральной Азии не ограничивают свою региональную коо­перацию рамками СНГ, а хотят диверсифицировать межрегиональ­ное сотрудничество в других экономических и политических союзах и организациях.

Особенно заметны последовательность и настойчивость Казах­стана в осуществлении всех форм и типов интеграции. Будучи ини­циатором создания Евразийского сообщества, Президент Казахстана Н. Назарбаев выбрал многовекторный и разноуровневый вариант внешнеэкономического курса. Открытость экономики для внешнего рынка, принятие либеральных законов, регулирующих внешнеэконо­мическую деятельность государства, способствовали привлечению большого объема иностранного капитала, необходимого для подня­тия и развития промышленности. В то же время экономическая ори­ентация на привлечение иностранных инвестиций в экономику имеет свои границы в определении внутренних приоритетов (по словам На­зарбаева, «задрав штаны, за демократией в Америку мы не побежим») и внешней политики («Россия наш северный сосед, данный от Бога»). По сути руководство Казахстана пытается отделить финансово-эко­номическую зависимость от политической, что вписывается в логику процесса глобализации. Интересы транснациональных компаний и их инвестиции в экономику страны и разработку нефтяных и газовых месторождений Казахстана не обязательно должны совпадать с поли­тическими интересами зарубежных стран.

Что касается других центральноазиатских и закавказских стран, то видна их общая заинтересованность в региональной интеграции.

Географическая близость, наличие экономических связей, социаль­ных и культурных интересов являются основой для региональной и субрегиональной интеграции. К тому же в рамках региональной орга­низации или регионального форума у любого государства больше возможностей решать свои задачи, нежели на глобальном уровне. Очевидно и то, что в процессе интеграции новых независимых госу­дарств в мировую экономическую систему они учитывают свои на­циональные и исторические особенности, ресурсные потенциалы и экономические возможности.

1Под международными акторами в ТМО понимаются действующие лица - социальные субъекты, способные благодаря наличию определенных ресурсов оказывать существенное влияние на международную жизнь, вызывать в ней крупные события, вносить изменения в характер происходящих процессов или формировать новые процессы.

2Подробнее о «больших спорах» в ТМО см.: Цыганков Л.А. Теория международных от­ношений. М., 2002.

3Иногда его отождествляют с постпозитивизмом. Однако чаще имеются в виду близкие, но не совпадающие по своему содержанию понятия. Постмодернизм противопоставляется рационализму и касается в первую очередь содержательной стороны. Постпозитивизм инте­ресуют прежде всего методы: его приверженцы выступают против детерминизма традици­онных подходов анализа научных проблем.

4Генеалогия - учение о происхождении и истоках формирования дискурса.

5Вместе с тем они могут служить своего рода ориентирами для исследований отдельных деталей подобных сторон или аспектов; с этой точки зрения они играют для таких исследо­ваний роль более общих теорий.

6См. описание ситуационного анализа, проведенного под руководством Е.М. Примако­ва ( журнал «Россия в глобальной политике». 2002. № 1; 2004. № 1; 2004. № 3).

7Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. М.: Международные отноше­ния, 1970.