118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества
В 1992 г., желая скорее приобщиться к «внешним мировым хозяйственным связям», Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, а также Афганистан и Азербайджан вступили в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), которую можно рассматривать как правопреемницу Организации регионального сотрудничества стран Азии (1964-1979). После исламской революции в Иране организация распалась и была заново сформирована в 1985 г. Ираном, Пакистаном и Турцией.
Современный период развития ОЭС имеет для этих стран большое значение. Из трехсторонней она превратилась в 1992 г. в крупную региональную структуру, обладающую солидным экономическим потенциалом. Площадь региона, который охватывает ОЭС, составляет почти 7 млн кв. км, численность населения - свыше 342 млн человек (5,78% общей численности населения мира). Наличие крупных потенциальных запасов углеводородного сырья в Прикаспийском регионе, а также строительство экспортных транспортных маршрутов могут, по мнению стран-участниц, сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов в этом регионе.
Возможность приобщения к мировой политике через восточный региональный союз дала дополнительный импульс к вступлению новых независимых государств (республик бывшего СССР) в ОЭС. Тогда этим странам надо было доказать свою самостоятельность и использовать возможность для развития своих экономик. Однако, как показали дальнейшие события, большая часть времени для стран ОЭС ушла на согласование позиций, выработку экономической стратегии и соответствующих документов.
На сегодняшний день в ОЭС сформировалась многоуровневая организационная структура управления, включающая Совет министров, Совет постоянных представителей, Совет регионального планирования, а также шесть региональных институтов как функциональных органов и три специальных агентства.
Основополагающими документами организации являются Квет-тинский план действий (1993), Основной Алматинскии план развития транспортного сектора региона (1993), Стамбульская (1993), Исламабадская (1995), Ашгабатская (1996) декларации, обновленный Измирский договор (1996), Ашгабатская (1997), Алматинская (1998) и Тегеранская (2000) декларации.
Главные направления совместной деятельности отражены в Стратегии экономического регионального сотрудничества стран ОЭС, где основное внимание уделено сотрудничеству в области торговли, транспорта, коммуникаций и энергетики. Страны - участницы ОЭС подписали соглашения о транзитной торговле и создании благоприятного визового режима для бизнесменов.
На встрече ОЭС на высшем уровне, состоявшейся 14-15 марта 1995 г. в Исламабаде, были подписаны основополагающие документы по созданию региональных учреждений - Банка торговли и развития, Страховой компании.
Для стран - участниц ОЭС особое значение имеют многосторонние и двусторонние проекты в области энергетики и транспорта: добыча нефти и газа в Азербайджане, Казахстане и Туркмении; транспортировка углеводородных ресурсов Азербайджана, Казахстана по новым нефтепроводам через территорию Турции; сооружение газопровода из Туркмении через Иран и Турцию; поставка азербайджанской и туркменской нефти для переработки на иранских предприятиях в обмен на поставки иранской нефти на мировой рынок; объединение энергосистем региона.
Разработанный ОЭС план развития транспортной инфраструктуры включает соединение железнодорожных сетей Ирана, Туркмении и Азербайджана, Пакистана (через Афганистан) и Туркмении, прокладку автотранспортных магистралей, что позволит доставлять грузы из Центральной Азии в порты Индийского океана и Персидского залива. Уже сооружена часть железнодорожной ветки из Туркмении в Иран, проведен первый автокараван из Пакистана в Туркмению.
10-11 июня 2000 г. в Тегеране прошел шестой саммит ОЭС. Лидеры 10 стран - участниц ОЭС пришли к решению приступить к строительству сети автодорог и снизить торговые пошлины. Обсуждались также вопросы совместного использования природных ресурсов Каспийского моря и проблема урегулирования Афганского конфликта. Относительно статуса Каспия была достигнута договоренность о создании специальных экспертных комиссий и проведении переговоров между членами ОЭС, имеющими выход к Каспию, - Ираном, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Стороны достигли взаимопонимания в планах разработки крупномасштабного проекта по координации и реализации программ по транспортировке углеводородных энергоресурсов и взаимообмену ими между членами ОЭС. Иранская сторона заявила, что «территория Ирана - это наилучший, наикратчайший и самый выгодный маршрут для транспортировки газа и нефти во всем регионе ОЭС» и что Иран сегодня не только в состоянии перерабатывать весь объем сырой нефти, добываемой в странах ОЭС, но и обеспечить его транзит как на западные рынки, так и в регион Персидского залива. Иными словами, Иран предложил альтернативные трубопроводные маршруты проекту Баку-Джейхан, лоббируемому США, Турцией и Азербайджаном. Эти заявления свидетельствуют о том, что обостряются конкуренция и соперничество за региональное лидерство и стремление принять участие в «большой игре» относительно транспортировки нефти и газа Каспия. В последнее время Индия также активизировала экономические связи с Ираном и, вероятно, будет предлагать варианты экспорта энергоресурсов через свою территорию в Восточную Азию.
Как подчеркивают многие эксперты, ОЭС пока еще весьма аморфна и к тому же в этой региональной организации прослеживается тенденция к образованию региональных блоков Турция-Азербайджан, Иран-Пакистан-Афганистан. Не исключено, что Индия в ближайшем будущем тоже захочет присоединиться к ОЭС.
В мае 2001 г. в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета министров иностранных дел ОЭС. Участники заседания заслушали и обсудили доклад Генерального секретаря ОЭС А. Гавахи о деятельности Организации, бюджет Секретариата на 2001 г., ежегодный план мероприятий и программу работы Секретариата. С целью активизации торговых обменов предложено разработать региональное соглашение о торговле. Принято решение о согласовании списка приоритетных направлений и проектов сотрудничества.
119. Шанхайская организация сотрудничества
Возрастание угрозы со стороны разного рода экстремистских, сепаратистских и религиозно-фундаменталистских вооруженных формирований и группировок, а также стремление снизить уровень вооружения на совместных границах и создать безъядерную зону в Центральной Азии послужили основой для совместных встреч глав государств этого нестабильного региона. На первой такого рода совместной встрече в 1996 г. лидеров России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, состоявшейся в китайском городе Шанхае, с целью урегулирования приграничных проблем с Китаем была создана так называемая Шанхайская пятерка. На этой встрече была достигнута договоренность относительно проведения регулярных саммитов и подписано Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. В 1997 г. в Москве было подписано совместное Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общих границ. Документы определили механизм жесткого контроля за соблюдением обязательств по ненаращиванию численности войск в районе границ и стали первыми реальными шагами на пути военной разрядки и политической кооперации в Центральноазиат-ском регионе.
Общая территория стран Шанхайской пятерки охватывает 3/5 всей территории Евразийского материка, а численность проживающих здесь составляет примерно 1,5 млрд.
Более четко и широко цели Шанхайской пятерки сформулированы в Бишкекской декларации, подписанной по завершении встречи пяти руководителей этих стран в Киргизии в августе 1999 г. Ее основное содержание — расширение многостороннего регионального диалога по укреплению безопасности и сотрудничества в Центральной Азии. Согласно Бишкекской декларации, сотрудничество пяти государств носит открытый характер и не направлено против других стран. В Декларации обозначены угрозы региональной стабильности, с которыми эти страны будут бороться совместно: международный терроризм, контрабанда оружия, нелегальная миграция, проявление национального сепаратизма и религиозного экстремизма. Было принято решение о сотрудничестве правоохранительных органов и спецслужб пяти стран в рамках так называемой Бишкекской группы.
Вопросы о планомерном расширении приграничного сотрудничества в экономической и гуманитарных сферах обсуждались на саммите глав государств в Душанбе летом 2000 г. В Душанбинской дек ларации изложены итоги деятельности этой международной структуры, основные намерения и приоритеты стран, образовавших Шанхайскую пятерку, которая была переименована в Шанхайский форум, что отражает изменяющееся содержание работы сообщества. К этим странам присоединился Узбекистан в качестве наблюдателя. Был предложен ряд инициатив, в частности об объявлении Центральной Азии безъядерной зоной, о создании антитеррористического центра «пятерки» в Бишкеке для проведения совместных полномасштабных антитеррористических операций, о создании при ООН отдельного направления по борьбе с международным терроризмом. При этом особое внимание стало уделяться вопросам экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.
Значительным событием в истории Шанхайской пятерки стал саммит на уровне глав государств, прошедший в Шанхае 14-15 июня 2001 г. Президенты России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где выражена надежда, что переход на более высокий уровень сотрудничества будет способствовать повышению эффективности совместного использования возможностей и противостояния новым вызовам и угрозам. Целями ШОС являются укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между странами-участницами, поощрение эффективного сотрудничества в самых разных сферах и областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе.
В Декларации в качестве основных целей провозглашаются поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Центральной Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. На саммите была принята также Конвенция о борьбе с сепаратизмом и экстремизмом как выражение общей обеспокоенности стран шестерки по поводу указанных проявлений, несущих в себе угрозу дестабилизации как отдельных государств, так и региона в целом.
В рамках новой региональной организации поочередно в каждой из шести стран-участниц проводятся ежегодные официальные встречи глав государств и регулярные встречи глав правительств (рис. 3). Кроме того, в целях расширения сотрудничества предполагается создать новые механизмы общения.
Россия и Китай как ядерные державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН и стратегические партнеры выступают в качестве ядра этой региональной структуры. Именно от этих двух стран Hexe-
дит инициатива по реализации концепции «многополярного мира» и приверженность советско-американскому договору по ПРО 1972 г.,нарушение которого может привести к нарушению стратегической стабильности. Такое видение глобальных проблем безопасности зафиксировано в Бишкекской (1999) и Душанбинской (2000) декларациях.
Для координации сотрудничества в рамках ШОС создан Совет национальных координаторов стран-участниц, деятельность которого определяется временным положением, утвержденным министрами иностранных дел стран-участниц (см. рис. 3).
Обновленный Устав этой организации (а с точки зрения международного права, именно Устав является основным документом, определяющим цели, задачи и условия вступления в ту или иную международную организацию) подписан в Москве в 2002 г. То обстоятельство, что два члена ШОС - Китай и Россия - являются постоянными членами ООН, нашло свое отражение в специальной Декларации, согласно которой государства - члены ШОС придерживаются целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций. Интерес к ШОС проявили Пакистан, Индия, Монголия и Иран, которые получили статус наблюдателя в ШОС.
Принятие Узбекистана в ШОС стало знаковым событием, которое оценивается по-разному. Лидеры Шанхайского форума выступают за необходимость совместных действий против опасности радикального ислама, исходящей из Афганистана и организации «Исламское движение Узбекистан».
В свою очередь китайское руководство предлагает новую концепцию безопасности, основанную на «взаимопонимании, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве». Вероятно, что все эти и другие вопросы относительно критериев членства в ШОС и ее работы найдут свое отражение в Уставе.
Летом 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялся второй саммит ШОС. Его участники были единодушны в стремлении укреплять сотрудничество в самых разных областях. По итогам саммита был принят ряд документов - Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Как отметил Президент России В. Путин, подписание Соглашения о Региональной антитеррористической структуре способно внести важный вклад в глобальную борьбу с терроризмом. Настоящий саммит, подчеркнул Путин, имеет чрезвычайно важное значение для дальнейшего расширения взаимодействия между государствами - участниками ШОС.
В мае 2003 г. в Москве состоялся третий саммит ШОС. Были подписаны документы, определяющие порядок работы основных органов Организации, механизм формирования бюджета и другие вопросы, приняты герб и флаг ШОС, избран ее исполнительный секретарь. Московский саммит фактически завершил организационное оформление Организации. В принятой по его итогам политической Декларации поставлена задача отработать механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС в Центральной Азии и в целом на мировой арене.
120. Особенности интеграционных процессов центральноазиатских и закавказских стран - членов СНГ
Анализ целей, преследуя которые страны Закавказья и Центральной Азии создавали новые и вступали в ранее созданные региональные организации, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, тенденции региональной интеграции как проявление современной формы международного сотрудничества начали складываться сразу же после образования новых независимых государств несмотря на раскол единого геополитического пространства. Во-вто-р ы х, стремление центральноазиатских и закавказских стран создать «свои» субрегиональные экономические организации или политические блоки обусловлено внутри- и внешнеполитическими факторами, а также выбором приоритетов в области экономического и политического сотрудничества. В-третьих, основу межгосударственных региональных объединений составляют идеи, концепции, задачи, интересы, разделяемые всеми их участниками. В-четвертых, как показал короткий исторический период, успех интеграции и сотрудничества закавказских и центральноазиатских стран возможен только при том условии, что Россия также будет участвовать в этих интеграционных процессах или, по крайней мере, будут учитываться ее интересы.
Став независимыми, государства СНГ вышли в самостоятельное «плавание» на геополитические просторы региональной политики и мировой экономики, определяя свою роль и место в мире. Сегодня центральноазиатские и закавказские страны являются полноправными членами многих авторитетных организаций - ООН, ОБСЕ,ЮНЕСКО и др. Так, Туркмения стала равноправным участником в общей сложности 34 международных организаций,Узбекистан -37, Киргизия - 39, Казахстан - 35, Таджикистан - 33, Армения - 37, Азербайджан - 37, Грузия - 33.
Сегодня существуют несколько объединений внутри Содружества - Союз России и Беларуси, ЕврАзЭС, Договор о коллективной безопасности, ОЦАС, ШОС и ГУАМ. Такой интеграционный плюрализм отражает реальное стремление государств - членов СНГ к самостоятельному выбору интеграционных моделей и форм, а также дает примеры моделей интеграции для мирового сообщества.
Вступление в ряд «внешних» региональных организаций (ОЭС, ОИК, ИБР) некоторым образом компенсировало «неполноценное» членство в СНГ и позволило закавказским и центральноазиатским странам диверсифицировать свои внешнеэкономические и внешнеполитические связи.
Обострившиеся угрозы региональной безопасности, связанные с исламским фундаментализмом, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, ростом организованной преступности, потребовали объединения усилий центральноазиатских стран для противодействия этим дестабилизирующим явлениям. Создание системы региональной безопасности и механизмов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, определилось в качестве приоритетного направления в двусторонних и многосторонних отношениях между странами Центральной Азии. В будущем здесь может появиться новая модель открытого сотрудничества, характеризующаяся добрососедством и ненаправленностью против третьих стран.
В то же время здесь есть и свои трудности, связанные с тем, что до недавнего времени не были четко оформлены общие приоритеты и интересы интеграции, не до конца обозначены межгосударственные границы между Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном (они были проведены искусственно в советский период и не соответствуют зонам проживания различных этнических групп; особенно это касается Ферганской долины, которая находится между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном). Кроме того, усиливается влияние заинтересованных групп Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана в Центральной Азии, пытающихся распространить ислам и создать на территории региона исламское государство фундаменталистского, шариатского толка. Все эти проблемы мешают установлению стабильности в Центральноазиатском регионе и Закавказье.
Интеграция в Европе происходит на разных уровнях, в разных сферах. Там созданы различные региональные организации - военно-политические (НАТО, Западноевропейский союз), экономические (ЕС, Бенилюкс), финансовые (Европейский банк реконструкции и развития), политические (Совет Европы, Организация безопасности и сотрудничества Европы), гуманитарные (Европейская комиссия по правам человека) и др.
Для стран СНГ сложились другие, отличные от западноевропейской интеграции формы совместной кооперации - «многоуровневая» и «многоскоростная» интеграция. Общее, что присуще западноевропейским и постсоветским интеграционным схемам, - наличие интеграционного ядра в лице главных стран, без которых не может происходить ни один кооперационный процесс. Для СНГ в качестве «локомотивов» выступают Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, в ШОС - Россия и Китай. Кроме того, как и в Европе, страны Закавказья и Центральной Азии не ограничивают свою региональную кооперацию рамками СНГ, а хотят диверсифицировать межрегиональное сотрудничество в других экономических и политических союзах и организациях.
Особенно заметны последовательность и настойчивость Казахстана в осуществлении всех форм и типов интеграции. Будучи инициатором создания Евразийского сообщества, Президент Казахстана Н. Назарбаев выбрал многовекторный и разноуровневый вариант внешнеэкономического курса. Открытость экономики для внешнего рынка, принятие либеральных законов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность государства, способствовали привлечению большого объема иностранного капитала, необходимого для поднятия и развития промышленности. В то же время экономическая ориентация на привлечение иностранных инвестиций в экономику имеет свои границы в определении внутренних приоритетов (по словам Назарбаева, «задрав штаны, за демократией в Америку мы не побежим») и внешней политики («Россия наш северный сосед, данный от Бога»). По сути руководство Казахстана пытается отделить финансово-экономическую зависимость от политической, что вписывается в логику процесса глобализации. Интересы транснациональных компаний и их инвестиции в экономику страны и разработку нефтяных и газовых месторождений Казахстана не обязательно должны совпадать с политическими интересами зарубежных стран.
Что касается других центральноазиатских и закавказских стран, то видна их общая заинтересованность в региональной интеграции.
Географическая близость, наличие экономических связей, социальных и культурных интересов являются основой для региональной и субрегиональной интеграции. К тому же в рамках региональной организации или регионального форума у любого государства больше возможностей решать свои задачи, нежели на глобальном уровне. Очевидно и то, что в процессе интеграции новых независимых государств в мировую экономическую систему они учитывают свои национальные и исторические особенности, ресурсные потенциалы и экономические возможности.
1Под международными акторами в ТМО понимаются действующие лица - социальные субъекты, способные благодаря наличию определенных ресурсов оказывать существенное влияние на международную жизнь, вызывать в ней крупные события, вносить изменения в характер происходящих процессов или формировать новые процессы.
2Подробнее о «больших спорах» в ТМО см.: Цыганков Л.А. Теория международных отношений. М., 2002.
3Иногда его отождествляют с постпозитивизмом. Однако чаще имеются в виду близкие, но не совпадающие по своему содержанию понятия. Постмодернизм противопоставляется рационализму и касается в первую очередь содержательной стороны. Постпозитивизм интересуют прежде всего методы: его приверженцы выступают против детерминизма традиционных подходов анализа научных проблем.
4Генеалогия - учение о происхождении и истоках формирования дискурса.
5Вместе с тем они могут служить своего рода ориентирами для исследований отдельных деталей подобных сторон или аспектов; с этой точки зрения они играют для таких исследований роль более общих теорий.
6См. описание ситуационного анализа, проведенного под руководством Е.М. Примакова ( журнал «Россия в глобальной политике». 2002. № 1; 2004. № 1; 2004. № 3).
7Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. М.: Международные отношения, 1970.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества