logo
Политология

Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность

финансовый, военный и дипломатический вклад в Организацию Объ-единенных Наций; привлекать к процессу принятия решений страны, в большей степени представляющие широкий членский состав, осо-бенно развивающийся мир; не подрывать эффективность Совета Безо-пасности; усиливать демократический и подотчетный характер СБ.

С учетом указанных критериев Группа предложила две модели реформирования СБ. Модель А предусматривает шесть новых посто-янных мест, но никакого дополнительного права вето, и три новых непостоянных места на двухлетний срок, которые будут распреде-ляться между основными региональными зонами («Африка», «Азия и Тихий океан», «Европа» и «Американский континент»). Модель В не предусматривает новых постоянных мест, но предусматривает созда-ние новой категории в виде восьми мест на четырехлетний возобнов-ляемый срок и одного нового непостоянного места на двухлетний (и невозобновляемый) срок. При этом Группа считает, что никакое из-менение в составе Совета Безопасности не должно рассматриваться как постоянное или неоспоримое в будущем. Поэтому в 2020 г. дол-жен быть проведен пересмотр состава Совета Безопасности.

Кроме того, ГВУ настаивает на том, чтобы любое предложение о реформе не предусматривало никакого расширения права вето. Чле-ны Группы предлагают внедрить систему «индикативного голосова-ния», в рамках которой члены Совета Безопасности могут потребо-вать публичного указания позиций по предлагаемым мерам. Наконец, ГВУ рекомендует включить и официально оформить в правилах про-цедуры Совета процессы усиления транспарентности и подотчетно-сти. Хотя ни одно из предложений не получило всеобщей поддержки, Генеральная Ассамблея продолжает свои усилия, направленные на поиск приемлемой формулы реформирования.