83. Деятельность Совета по опеке
Совет по опеке ООН был организован для наблюде-ния за управлением подопечными территориями, включенными в меж-дународную систему опеки, созданную в соответствии с гл. XII Уста-I ва ООН. Главные цели международной системы опеки - улучшение I положения населения 11 первоначальных подопечных территорий и ! содействие их прогрессивному развитию в направлении самоуправ-I ления или независимости.
Совет по опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безо-пасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Франции — и действует под руково-дством Генеральной Ассамблеи. Создание международной системы опеки пришлось на время распада колониальной системы и образова-ния новых независимых и суверенных государств. Этот исторический процесс после принятия Устава ООН в 1945 г. растянулся на несколько десятилетий. Именно после окончания Второй мировой войны и появ-ленля новых исторических тенденций возникла необходимость в соз-дании специального международного института, который бы коорди-нировал и помогал независимым территориям приобрести статус су-веренного государства. Эта цель нашла отражение в Уставе ООН, в котором говорится о необходимости создания под руководством ООН международной системы опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее посредством последующих инди-видуальных соглашений, и для наблюдения за этими территориями. Ос-новные задачи системы опеки состоят в следующем: 0 укреплять международный мир и безопасность; 0 способствовать политическому, экономическому и социальному
прогрессу населения территорий под опекой, прогрессу в области
образования и прогрессивному развитию по пути к самоуправле-
нию или независимости; 0 поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без
различия расы, пола, языка, религии; поощрять признание взаимо-
зависимости народов мира.
Система опеки была распространена на такие территории из перечисленных ниже категорий, которые могут быть включены в нее посредством соглашений об опеке: территории, находящиеся подмандатом; территории, которые могут быть отторгнуты от вражеских государств в результате Второй мировой войны; территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Система опеки не распространялась на страны, ставшие членами Организации, отношения между которыми должны основываться на уважении принципа суверенного равенства.
В соответствии с гл. XIII Устава ООН Совет по опеке уполномочен рассматривать доклады управляющих властей о прогрессе в политической, экономической, социальной областях и в области образования населения подопечных территорий; рассматривать петиции от населения этих территорий и посылать туда специальные миссии.
К настоящему времени все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо как отдельные государства, либо присоединившись к соседним независимым странам. Поэтому в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке Организации Объединенных Наций в отношении последней из первоначального перечня 11 территорий — подопечной территории Тихоокеанские Острова Палау, которая находилась под управлением Соединенных Штатов Америки и 1 октября 1994 г. обрела независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению, решению своего председателя или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.
Институт международной системы опеки являлся уникальным и необходимым инструментом в международных отношениях. В то же время система опеки — один из немногих механизмов управления кризисными ситуациями, который выполнил возложенные на него изначально функции. Цели международной системы опеки были достигнуты.
84. Полномочия и компетенция Международного Суда
Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Суд разрешает юридические споры между государствами-участниками и дает консультативные заключения Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.
В Суд могут обращаться государства, являющиеся участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не входящее в Организацию Объединенных Наций, может стать участником Статута (как, например, Швейцария и Науру). В Суд не могут обращаться частные лица.
Все страны, являющиеся участницами Статута Суда, могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных Советом Безопасности.
Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу; другие органы Организации Объединенных Наций и специализированные учреждения могут с санкции Генеральной Ассамблеи запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам, входящим в круг их компетенции.
Суд начал работать в 1946 г., заменив Постоянную палату международного правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 г. Он действует в соответствии с уставом, который в значительной степени аналогичен Статуту его предшественницы и образует неотъемлемую часть Устава ООН.
В компетенцию (юрисдикцию) Суда входят все дела, которые передаются ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Государства могут заранее признать обязательной для себя юрисдикцию Суда, подписав с этой целью договор или конвенцию, предусматривающие передачу дел Суду, либо сделав заявление о признании обязательной юрисдикции Суда, которое может содержать оговорки об исключении определенных категорий дел. Согласно Статуту, Суд решает споры, применяя: 0 международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; 0 международный обычай как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы; 0 общие принципы права, признанные нациями; 0 судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных стран по публичному праву.
На Суд возложена двойная функция - разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему должным образом уполномоченными на то международными органами и учреждениями.
Международный Суд (его нередко называют «Всемирный суд») выносит решения по международным спорам в таких областях, как экономические права, право проезда (прохода), неприменение силы, невмешательство во внутренние дела государств, дипломатические отношения, захват заложников, право убежища и национальной принадлежности. Благодаря вынесению мирных решений по таким вопросам, как сухопутные и морские границы и территориальный суверенитет, Суду часто удавалось предотвратить эскалацию конфликтов.
Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию: 0 посредством заключения специального соглашения о передаче спора на рассмотрение Суда;
0 в силу юрисдикционной оговорки, т.е. обычно, когда государства являются сторонами договора, содержащего положение о том, что в случае разногласий в отношении его толкования одна из них может передать спор на рассмотрение Суда. Такая оговорка содержится в нескольких сотнях договоров и конвенций;
0 посредством взаимного действия заявлений, сделанных ими в соответствии с уставом, согласно которым каждое из них признало юрисдикцию Суда в качестве обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление. В настоящее время на рассмотрении находятся заявления 60 государств, при этом некоторые из них сделали оговорки об исключении ряда категорий споров.
В случае сомнений относительно юрисдикции Суда этот вопрос решает сам Суд.
Процедура, которой следует Суд при рассмотрении споров, определена в его Уставе и Регламенте. В настоящее время действует Регламент, принятый 14 апреля 1978 г. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.
Суд выполняет свои функции в полном составе, а по просьбе сторон он может также создать специальную палату. Первую такую палату Суд создал в 1982 г., вторую - в 1985 г., в 1987 г. он учредил еще две палаты. Каждый год в соответствии со своим Статутом Суд избирает Палату упрощенного судопроизводства. В июле 1993 г. Суд создал палату в составе семи членов для рассмотрения экологических вопросов, подпадающих под его юрисдикцию.
85.Характер решений Международного Суда
Заключения Суда являются консультативными по своему характеру и поэтому не имеют обязательной силы для сторон, обратившихся с запросом. Однако некоторые документы или положения могут заранее предусматривать, что консультативное заключение имеет обязательную силу.
Испрашивать консультативное заключение Суда могут только международные организации. В настоящее время шесть органов Организации Объединенных Наций и 16 специализированных учреждений системы ООН имеют право испрашивать консультативное заключение Суда.
По получении запроса Суд решает вопрос, какие государства и организации могут предоставить полезную информацию, и дает им возможность подавать письменные или устные доклады. Процедура вынесения Судом консультативных заключений смоделирована по примеру рассмотрения споров, и источники применимого права являются одинаковыми.
С 1946 г. Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены Организации Объединенных Наций, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции Организации ОбъединенныхНаций и применимости Соглашения о Центральных учреждениях ООН.
По настоящее время Суд вынес 65 решений по спорам, касающимся, в частности, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки и экономических прав. В Суд поступило 22 обращения за консультациями со стороны международных организаций. Например, в 1986 г. Суд своим решением урегулировал территориальный спор по вопросу об участке границы между Буркина-Фасо и Мали.
В 1994 г. после столкновения нигерийских войск с камерунской полицией Камерун начал процесс против Нигерии по вопросу о территориальной принадлежности богатого нефтью полуострова Бакас-си, а затем - о сухопутных и морских границах в целом. По данному случаю в Суд был послан запрос.
Многочисленные случаи обращения в Суд связаны с политическими переворотами и региональными конфликтами. В 1980 г. США обратились в Суд по вопросу захвата их посольства в Тегеране и задержания его сотрудников. Суд постановил, что Иран должен освободить заложников, возвратить посольство и выплатить компенсацию. Однако до того как Суд смог определить сумму компенсации, запрос был отозван в связи с достижением соглашения между двумя странами.
В 1989 г. Иран обратился в Суд с претензией относительно уничтожения иранского авиалайнера военным кораблем США «Винсенс» и о признании США ответственными за случившееся с выплатой Ирану соответствующей компенсации. Это дело было закрыто в 1996 г. после вынесения Судом решения о компенсации.
В 1992 г. Ливия дважды обращалась в Суд по «делу Локерби» -один раз против Великобритании и один раз против США - с запросом об интерпретации использования «Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации». Необходимость в разъяснении возникла после катастрофы рейса № 103 компании «Пан Америкэн» в 1988 г. близ Локерби (Шотландия).
В 1993 г. Республика Босния и Герцеговина возбудила дело против Республики Югославии по вопросу использования «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». В 1993 г. Суд обратился к сторонам с просьбой о предотвращении дальнейших преступных акций геноцида и обострения конфликта.
В 1996 г. Суд отверг возражения Югославии по поводу своей правомочности. Данное дело также было направлено в Суд.
В 1996 г. Суд отклонил возражения США по поводу своей правомочности в вопросе о разрушении иранских нефтяных платформ военными кораблями США и определил, что он имеет право рассмотреть некоторые претензии Ирана.
Государства также обращались в Суд с вопросами об экономических правах. Например, в 1989 г. Суд отклонил требование о компенсации, которое США предъявили Италии в связи с реквизицией итальянской компании, находившейся в собственности американских корпораций. В 1995 г. в связи с разбирательством спора о территориальной принадлежности зон рыболовства между Канадой и Европейским союзом Испания возбудила дело против Канады по поводу канадского Акта об охране прибрежных рыбных ресурсов и его применения после захвата Канадой в открытом море испанского рыболовного траулера.
Недавнее дело, включавшее в себя требование о защите окружающей среды, касалось спора между Венгрией и Республикой Словакией вокруг проекта строительства системы плотин на Дунае. В 1997 г. Суд признал обе стороны виновными в нарушении своих официальных обязательств и призвал их выполнять Договор от 1977 г., заключенный по поводу сооружения данной системы.
Консультативные определения Суда выносились, среди прочего, по вопросам вступления в члены ООН, о выплате компенсаций за нанесение ущерба, полученного во время службы в системе ООН, о территориальном статусе Западной Сахары и о расходах на те или иные миротворческие операции, например в Конго в 1960-1964 гг.
В 1971 г. в определении, вынесенном по консультативному запросу Совета Безопасности, Суд констатировал, что длительное присутствие ЮАР в Намибии являлось незаконным и ЮАР необходимо отозвать свою администрацию и положить конец оккупации территории, создав тем самым условия для обретения Намибией реальной независимости.
Два важных консультативных заключения были вынесены в июле 1996 г. в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения.
В начале 2000-х гг. на рассмотрении Международного Суда находились следующие споры: 1) делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна); 2) вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 г., возникшие в связи с воздушным инцидентом близ Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства); 3) вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 г., возникшие в связи с воздушным инцидентом близ Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки); 4) нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки); 5) применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Босния и Герцеговина против Югославии); 6) сухопутная и морская границы между Камеруном и Нигерией (Камерун против Нигерии); 7) юрисдикция в отношении рыболовства (Испания против Канады); 8) принадлежность острова Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия); 9) Венская конвенция о консульских сношениях (Парагвай против Соединенных Штатов Америки).
86. Состав Международного Суда
Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующих независимо друг от друга. Они избираются на основе своей квалификации, т.е. судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах при назначении на высшие судебные должности, или быть юристами с признанным авторитетом в области международного права, а не на основе гражданства, причем в Суде должны быть представлены главнейшие формы цивилизации и основные правовые системы мира. В составе Суда не может быть двух граждан из одной страны. Судьи избираются на девять лет и могут быть переизбраны. В течение своего пребывания в должности они не могут посвящать себя никакому другому занятию.
Когда Суд не привлекает к рассмотрению спора судью, состоящего в гражданстве государства - участника этого спора, то это государство может назначить другое лицо для рассмотрения этого дела в качестве судьи ad hoc.
В конце 2005 г. в состав Суда входили: Председатель Ши Дзююн (Китай), вице-председатель Раймон Рандзева (Мадагаскар), судьи Владлен Верещетин (Российская Федерация), Розалин Хиггинс (Соединенное Королевство), Гонсало Парра-Арангурен (Венесуэла), Питер Кооиджамас (Нидерланды), Франциско Резек (Бразилия), Аун Шаукат аль-Хасауна (Иордания), Томас Бюргенталь (Соединенные Штаты Америки), Набиль Елараби (Египет), Хисаши Овада (Япония), Бруно Зимма (Германия), Абдул Г. Корома (Сьерра-Леоне), Петер Томка (Словакия), Ронни Абраам (Франция).
87. Права и обязанности Генерального секретаря ООН
В соответствии с Уставом ООН Генеральный секретарь является «главным административным должностным лицом» Организации Объединенных Наций. Он действует как дипломат, активный политик, миротворец. Генеральный секретарь предстает перед мировым сообществом как подлинный символ Организации Объединенных Наций и защитник ценностей и принципов, которые записаны в Уставе ООН.
Нынешним Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, седьмым по счету, является Кофи Аннан (Гана), вступивший в должность 1 января 1997 г.
Согласно Уставу ООН, Генеральный секретарь доводит до сведения Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, угрожают международному миру и безопасности, а также выполняет «другие функции», которые возлагаются на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами Организации Объединенных Наций. Таким образом, Генеральный секретарь выступает от лица международного сообщества и находится при этом на службе у государств-членов. Устав отнюдь не ограничивает работу Генерального секретаря, а наделяет его чрез-,', вычайным мандатом на проведение практических действий.
Генеральный секретарь известен широкой общественности прежде всего благодаря своему авторитету и беспристрастности своих добрых услуг (см. п. 27) в интересах обеспечения мира и безопасности. Генеральный секретарь и старшие должностные лица ООН принимают меры, чтобы предотвратить возникновение и эскалацию международных споров и конфликтов. С тех пор как Кофи Аннан занял этот пост, он активно использовал такую возможность для оживления мирных процессов в ряде застарелых конфликтов, в том числе в Афганистане, Анголе, на Кипре, в Восточном Тиморе, Таджикистане и Западной Сахаре. Поскольку происходящие события и кризисы получают общемировой резонанс, слова и дела Генерального секретаря могут иметь сильное воздействие.
Работа Генерального секретаря предусматривает регулярные консультации с мировыми лидерами и другими авторитетными лицами, участие в работе сессий различных органов Организации Объединенных Наций, поездки по странам с целью координации усилий по укреплению мира. На ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи Генеральный секретарь выступает с докладом «О работе Организации», в котором оценивает работу ООН, излагает свое видение ее будущих приоритетов. Генеральный секретарь подготавливает специальные доклады, доклады Совету Безопасности, выступает с заявлениями относительно мировых проблем, а также по вопросам повестки дня ООН. Так, К. Аннан в 2000 г. представил Доклад тысячелетия «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», где он назвал шесть ценностей, отражающих дух Устава ООН и имеющих особо актуальное значение в новом столетии: свобода; равенство и солидарность; терпимость; отказ от насилия; уважение к природе; совместная ответственность. Он настоятельно призвал Саммит тысячелетия принять ряд резолюций, продемонстрировав тем самым волю Организации к реальной защите.
В 1992 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали подготовил по просьбе Совета Безопасности «Повестку дня для мира» - далеко идущее предложение по вопросам поддержания мира и миростроительства в эпоху после окончания холодной войны. Сейчас, когда мировое сообщество вступило в переходный этап международных отношений, функции Генерального секретаря тоже обретают новые динамизм и направленность.
Генеральный секретарь К. Аннан в качестве первоочередной задачи своей администрации наметил реформу ООН с упором на реорганизацию ее деятельности с тем, чтобы этот всемирный орган оперативнее реагировал на быстро и кардинально меняющуюся политическую и экономическую обстановку.
Предшественниками К. Аннана на посту Генерального секретаря были: Бутрос Бутрос-Гали (Египет), занимавший эту должность в 1992-1996 гг., Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) - в 1982-1991 гг., Курт Вальдхайм (Австрия) - в 1972-1981 гг., У Тан (Бирма, ныне Мьянма) - в 1961-1971 гг., Даг Хаммаршельд (Швеция) - с 1953 г. до гибели в авиакатастрофе в Африке в 1961 г. и Трюгве Ли (Норвегия) -в 1945-1953 гг.
88. Функции Секретариата ООН
Секретариат ООН обслуживает главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Главой Секретариата является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.
Функции Секретариата разнообразны: руководство миротворческими операциями; посредничество в международных спорах; обзор экономических и социальных тенденций и проблем мира; подготовка исследований по правам человека и устойчивому развитию и др. Кроме того, Секретариат информирует мировые средства массовой информации о работе Организации Объединенных Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединенных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.
В настоящее время персонал Секретариата составляет около 8600 человек из 170 стран, получающих заработную плату из бюджета ООН. Являясь международными гражданскими служащими, они и Генеральный секретарь ответственны за свои действия только перед Организацией Объединенных Наций и приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать указаний от какого-то бы ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Согласно Уставу, каждое государство-член обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала и воздерживаться от оказания на них давления.
Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке. Орга-I низация имеет отделения в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве - центр проведения дипломатических конференций и форумов для обсуждения проблем разоружения и прав человека; отделение в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждения преступности и уголовного правосудия, использования космического пространства в мирных целях и международного торгового права; отделение в Найроби - центр деятельности Организации Объединенных Наций в области охраны окружающей среды и населенных пунктов.
89. Требования к служащим Секретариата и других органов ООН
В Секретариате и других учреждениях системы ООН работают служащие самых разных специальностей - экономисты, переводчики, специалисты в области статистики, телевизионные продюсеры, эксперты в области компьютерных технологий, врачи, строители и др. Всего в системе ООН - как в самой Организации, так и в связанных с ней программах и специализированных учреждениях -трудится около 65 тыс. человек.
Согласно Уставу ООН, самым важным критерием при приеме и определении условий службы является «высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности» (ст. 101). Также постоянно учитывается необходимость «подбора персонала на возможно более широкой географической основе» (ст. 101). Состав сотрудников Секретариата должен отражать общую картину членства ООН с тем, чтобы они могли чутко реагировать на особенности различных политических, социальных и культурных систем мира и пользоваться доверием всех государств-членов.
Для того чтобы обеспечить такое многообразие, ООН принимает на работу квалифицированных специалистов из всех стран мира. При приеме на работу кандидаты на должности специалистов младшего и среднего звеньев должны пройти сложные конкурсные экзамены.
Служащие ООН, хотя и являются гражданами своих государств, но не обладают статусом сотрудников дипломатических миссий ООН. Все государства-члены имеют в Нью-Йорке постоянные представительства, являющиеся фактически их посольствами при ООН. Эти представительства возглавляют послы, которых называют постоянными представителями; они образуют ядро дипломатического сообщества Нью-Йорка.
Дипломаты, работающие в представительствах своих стран при ООН, пользуются юридическими привилегиями и иммунитетом, которые в соответствии с нормами международного права предоставляются сотрудникам дипломатических служб повсюду в мире.
В настоящее время граждане развивающихся стран занимают 44% основных постов категории специалистов в ООН. На должностях высшего уровня их доля составляет 48% .
90. Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру
Одной из главных задач Организации Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно пункту 3 ст. 2 Устава ООН, государства-члены должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться от угрозы силы или ее применения против других государств.
На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.
Однако в сегодняшних реалиях мировой политики возникли новые угрозы и конфликты, которые в условиях процесса глобализации подрывают безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.
За последнее десятилетие XX в. произошло качественное изменение природы конфликтов. Они стали носить не столько межгосударственный, сколько внутригосударственный характер. Это преимущественно гражданские конфликты между группами населения, которые различаются главным образом по признакам этнической принадлежности, расы, религии или культуры. Именно такие различия и формирующиеся новые групповые интересы являются причинами возникновения новых и эскалации старых конфликтов и войн.
На чрезвычайном заседании Совета Безопасности в 1992 г. -первом на уровне глав государств и правительств - мировые лидеры обратились с просьбой к Генеральному секретарю ООН подготовить рекомендации по усилению влияния Организации Объединенных Наций в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира. Генеральный секретарь Б. Бутрос-Гали в 1992 г. выдвинул ряд предложений в своем докладе «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» (An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peacekeeping) .
Эти предложения включали создание системы раннего предупреждения возникновения угрозы миру; развертывание сил ООН на территории, где определенно возможен конфликт, до начала военных действий; создание специальных военных миротворческих формиро-ваний для применения их в случае, если встанет вопрос о необходимости прекращения огня, что выходит за рамки миссии по поддержанию мира; более активное привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира.
В итоге совещаний Рабочей группы Генеральная Ассамблея вручила Генеральному секретарю ООН открытый мандат на осуществление превентивной дипломатии и расширение полномочий Организации Объединенных Наций по выявлению потенциальных конфликтных ситуаций. В итоге для урегулирования конфликтов были предложены четыре направления: превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира и миростроительство.
Превентивная дипломатия ООН подразумевает непрерывное отслеживание возможных источников напряженности внутри и среди государств с целью сдерживания и урегулирования возможных конфликтов. При этом первостепенное внимание уделяется коренным причинам конфликтов. ООН исходит из того, что превентивная дипломатия должна быть внешне сдержанной, чтобы не привлекать к потенциальному конфликту излишнее международное внимание.
Миротворчество — другой надежный инструмент урегулирования конфликтов. Свою актуальность и эффективность с точки зрения затрат показала дипломатия и, в частности, посредничество. Миротворчество предполагает использовать имеющиеся в распоряжении ООН юридические рычаги.
Операции по поддержанию мира включают существенный гражданский компонент. Сейчас силы по поддержанию мира чаще развертываются с целью не только прекращения огня, но и содействия политическому урегулированию. Это предполагает привлечение сил по поддержанию мира к такой деятельности, как сбор оружия, обезоруживание и демобилизация ополчений, наблюдение за выборами и надзор за полицейскими формированиями и даже их подготовка. Из пассивного наблюдателя войска по поддержанию мира превращаются в активного участника процесса политического урегулирования. У операций ООН по поддержанию мира, несомненно, есть некоторые уникальные преимущества, которых ни у кого больше нет, включая универсальный характер их мандата и богатый опыт организации таких операций.
Постконфликтное миростроительство предполагает осуществление комплексных и скоординированных действий (политических, правовых, институциональных, военных, гуманитарных, правозащитных, экологических, экономических, социальных, культурных или демографических), направленных на устранение основных причин насилия и создание инфраструктуры прочного мира и безопасности.
ООН сегодня опирается на взаимодополняющее применение этих четырех инструментов разрешения конфликтов, хотя в последнее время практика претерпевает кардинальные изменения. Поскольку причины конфликтов различаются от страны к стране, нет стандартной модели постконфликтного миростроительства.
К этим четырем важным инструментам можно добавить еще один -управление конфликтами во всех аспектах, особенно в гуманитарном.
Сроки проведения миротворческих операций могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, операция Организации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, длится с 1949 г., на Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 г., а операция Организации Объединенных Наций в полосе Аозу между Ливией и Чадом в 1994 г. потребовала чуть больше месяца.
91. Принятие решений об учреждении операций по поддержанию мира
В Уставе Организации Объединенных Наций нет конкретного упоминания об операциях по поддержанию мира. В то же время, согласно Уставу ООН, на Совет Безопасности возлагается ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности учреждает миссии по поддержанию мира и определяет их мандат, размер, масштабы и продолжительность операций, основываясь на рекомендациях, в том числе финансовой информации, представленных ему Генеральным секретарем. Бюджет операции принимается решением Генеральной Ассамблеи. Пять постоянных членов Совета - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция - могут наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира. Генеральный секретарь осуществляет руководство и управление операциями ООН по поддержанию мира и представляет Совету Безо-пасности отчет о ходе осуществления миссий. Для более четкой координации миротворческих миссий был учрежден Департамент операций по поддержанию мира. Опираясь на этот орган, Генеральный секретарь разрабатывает политику, процедуры и выносит рекомендации относительно учреждения новых и функционирования уже осуществляемых миссий.
Совет Безопасности может оказать дипломатическое и политическое давление на участников конфликта или предоставить средства для урегулирования спора, например направить миссии по сбору информации или специальную посредническую миссию.
В свою очередь Генеральная Ассамблея может использовать силу мирового общественного мнения для оказания влияния на стороны конфликта. Дипломатические контакты Генерального секретаря могут привести к началу переговоров и прекращению военных действий. Если соглашение о перемирии не достигнуто, то Совет Безопасности вправе развернуть операцию по поддержанию мира. Совет Безопасности может предпринять более решительные действия: ввести экономические санкции или объявить торговое эмбарго, учредить международный трибунал для суда над лицами, обвиняемыми в совершении военных преступлений, что было сделано в отношении первых государственных лиц Руанды и бывшей Югославии. В отдельных случаях Совет Безопасности может санкционировать применение государствами-членами «всех необходимых средств», в том числе силы, для урегулирования вооруженного конфликта. Подобные принудительные меры, такие, например, как восстановление суверенитета Кувейта в 1991 г. или восстановление законного правительства Гаити в 1994 г., осуществлялись под контролем участвующих государств.
Совет Безопасности определяет задачи участников операции исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.
92. Основные задачи и особенности
операций ООН по поддержанию мира
Основу операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира составляет принцип, в соответствии с которым беспристрастное присутствие Организации Объединенных Наций на местах способно уменьшить напряженность и создать условия для урегулирования конфликтной ситуации путем переговоров.
В качестве первого шага, нередко требующего интенсивных дипломатических усилий со стороны Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, необходимо добиться прекращения боевых действий и заручиться согласием сторон на развертывание миротворческих сил.
Однако при всей своей универсальности и уникальности ООН пока не имеет возможности навязать мир силой, так как Организация не является мировым правительством. Эффективность деятельности ООН зависит от политической воли государств-членов, которые решают, когда и каким образом ей следует предпринимать те или иные действия для прекращения конфликта.
При этом следует учитывать и тот факт, что операции ООН по поддержанию мира традиционно осуществляются с согласия противоборствующих сторон и предусматривают развертывание миротворческих сил для обеспечения уже подписанного соглашения, достигнутого этими сторонами. Однако в отдельных случаях Совет Безопасности может принимать решения, направленные на то, чтобы заставить государства-члены принять все необходимые меры для достижения поставленной цели. Для этого не требуется согласие сторон.
Принудительные действия предпринимались лишь несколько раз. В качестве примеров можно привести события в Персидском заливе, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Албании и Восточном Тиморе. Принудительные операции осуществляются не под командованием ООН, а какой-либо одной страны или группы стран. Например, командование международными силами, развертывание которых в Восточном Тиморе санкционировал Совет Безопасности в 1999 г., осуществляла Австралия; в их состав входили военнослужащие из 22 государств-членов. В Боснии и Герцеговине многонациональные силы, возглавляемые НАТО, в 1995 г. сменили миротворческую миссию ООН. В июне 1999 г. Совет Безопасности санкционировал международное присутствие сил безопасности в Косово; они действуют под руководством НАТО и совместно с одной из миротворческих миссий ООН — Миссией ООН по делам временной администрации в Косово.
В каждом конкретном случае перед сформированными миротворческими силами ставятся определенные задачи. Они могут осуществлять наблюдение за прекращением огня; устанавливать буферные зоны; помогать бывшим противоборствующим сторонам выполнять мирные соглашения; обеспечивать безопасность при доставкегуманитарной помощи; оказывать помощь в проведении демобилизации бывших участников военных конфликтов и их возвращении к нормальной жизни; реализовывать программы разминирования; наблюдать за проведением выборов или организовывать их проведение; проводить подготовку гражданских полицейских; контролировать соблюдение прав человека.
Операции ООН по поддержанию мира можно подразделить на две широкие категории:
0 миссии военных наблюдателей в составе сравнительно небольшого числа невооруженных офицеров, перед которыми ставятся такие задачи, как наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня, контроль за выводом войск или патрулирование границ или демилитаризованных зон;
0 миротворческие силы в составе военнослужащих национальных контингентов, развернутых для выполнения задач, аналогичных тем, которые выполняют военные наблюдатели, а также нередко для того, чтобы служить буфером между противоборствующими сторонами.
Далеко не каждый конфликт в мире может быть урегулирован при помощи операций по поддержанию мира. Например, несмотря на все усилия, предпринятые ООН в Сомали, противоборствующие стороны не прекратили вооруженную борьбу. Однако при наличии реалистично сформулированного мандата, достаточных ресурсов, при поддержке международного сообщества и сотрудничестве сторон операция по поддержанию мира становится эффективным средством решения конфликта и поддержания мира.
Накопленные с годами знания и опыт составляют основу для постановки новых миротворческих задач, которые могут быть выполнены в рамках многокомпонентных операций силами военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала, которые привлекаются к решению следующих задач: осуществления превентивной дипломатии; создания временной администрации для управления районом в постконфликтный период; обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи; оказания помощи в создании стабильных и безопасных условий для осуществления усилий, направленных на укрепление мира после завершения конфликта; предоставления чрезвычайной помощи при демобилизации бывших военных и их адаптации в обществе, при обезвреживании мин, организации и проведении выборов.
93. Формирование миротворческих сил
У Организации Объединенных Наций нет своей армии. Миротворческие операции разрабатываются с учетом тех требований, которые выдвигает каждая новая ситуация. Генеральный секретарь с согласия Совета Безопасности назначает главу миссии и командующего военным контингентом или главного военного наблюдателя и просит государства-члены предоставить войска, контингенты гражданской полиции или другой персонал. Глава миссии подчиняется Генеральному секретарю, который в свою очередь подчинен Совету Безопасности.
Генеральный секретарь вносит рекомендации относительно порядка развертывания и осуществления операции и отчитывается о ее ходе. Департамент операций по поддержанию мира отвечает за повседневное руководство и управление миротворческими операциями Организации Объединенных Наций во всем мире и их материально-техническое обеспечение.
Для развертывания той или иной миссии требуется разное время, что прежде всего зависит от готовности государств-членов предоставить воинские контингенты для конкретной операции. С целью повышения оперативной готовности, а также материально-технического обеспечения и профессиональной подготовки государства - члены ООН, региональные организации, с одной стороны, и Секретариат ООН - с другой, создали так называемые резервные соглашения.
В настоящее время примерно 80 государств-членов официально выразили свою готовность подписать с ООН резервные соглашения. Из них 61 государство точно определило, какие средства они могут предоставить, если решат участвовать в той или иной операции, и 20 стран подписали резервные соглашения. В этих рамках группа государств-членов в целях более эффективного совместного участия подразделений этих государств в операциях по поддержанию мира учредила Бригаду повышенной готовности резервных сил.
В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, который обеспечивает связь со всеми операциями по поддержанию мира. В Бриндизи (Италия) находится склад предметов материально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.
Ответственность, риск и возможные потери ложатся на государства, которые предоставили свои войска. Так, с 1948 г. свой персонал в различные периоды времени предоставляли 123 государства. По состоянию на 31 октября 2000 г. 89 стран предоставляли военнослужащих и гражданский полицейский персонал численностью около 38 000 человек. Из них в первую пятерку входят: Индия - 4460 человек, Нигерия - 3441 человек, Иордания - 3400 человек, Бангладеш - 2394 человека, Гана - 1894 человека. Небольшое островное государство Фиджи принимало участие практически во всех миротворческих операциях Организации Объединенных Наций; то же можно сказать и о Канаде. Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, также вносят свой вклад; например, Швейцария предоставляет для операций по поддержанию мира денежные средства, медицинские подразделения, летательные аппараты и другое имущество.
Деятельность ООН по поддержанию мира проходит в постоянных интенсивных контактах между государствами-членами, Секретариатом и сторонами на местах. Важная роль принадлежит членам Совета Безопасности, в первую очередь пяти постоянным членам, и странам, предоставляющим персонал. В ряде случаев подключаются также региональные организации. Консультации начинаются на этапе планирования операции и продолжаются в течение всего срока ее осуществления.
Для проведения операций по поддержанию мира правительства предоставляют военные контингента и подразделения гражданской полиции, причем в каждом конкретном случае вопрос о таком участии решается отдельно. Каждое правительство сохраняет в последней инстанции контроль над своим контингентом. Каждый национальный контингент подчиняется своему командиру. Все сотрудники, которым положено носить форменную одежду, продолжают носить свою национальную форму. Их можно опознать как миротворцев ООН по голубому шлему или берету ООН и по значку ООН. Присяги на верность ООН не существует.
Военнослужащим, принимающим участие в операциях ООН по поддержанию мира, обычно разрешается иметь при себе только легкое стрелковое оружие, которое они могут применять в соответствии со строгими правилами самообороны или в случае, когда какая-либо вооруженная группа препятствует им в выполнении мандата операции.
Персонал операций по поддержанию мира включает военнослужащих, гражданских полицейских, экспертов по проведению выборов, специалистов по разминированию, сотрудников, осуществляющих наблюдение за положением в области прав человека, специалистов по гражданским вопросам и коммуникациям, при этом все они являются представителями разных государств.
Правительства, которые добровольно предоставляют военный и гражданский персонал, четко оговаривают условия их участия.
94. Порядок финансирования
миротворческих операций ООН
Средства для проведения миротворческих операций выделяются не из регулярного бюджета ООН, а из специального бюджета и устанавливаются Генеральной Ассамблеей отдельно для каждой операции в соответствии со специальной шкалой, в основе которой лежит шкала оценки взносов в регулярный бюджет. Шкала предусматривает более высокие ставки взносов для пяти постоянных членов Совета Безопасности: они имеют право вето при принятии решений в Совете Безопасности и несут особую ответственность за проведение миротворческих операций. В 1998 г. на долю пяти постоянных членов -Великобритании, Китая, Российской Федерации, Соединенных Штатов и Франции - приходилось 49% затрат на операции по поддержанию мира (по сравнению с 57% в 1992 г.). Взносы остальных развитых стран рассчитываются по той же шкале, что и взносы в регулярный бюджет. Ставки взносов развивающихся стран значительно ниже.
Безусловно, стоимость операций по поддержанию мира в сравнении с расходами на войну и в финансовом отношении, и в смысле человеческих страданий неизмеримо ниже. Наивысшей отметки 3,5 млрд долл. США расходы на операции по поддержанию мира достигли в 1994 г., когда проводилась крупная операция в бывшей Югославии. В 1996 г. расходы на операции по поддержанию мира сократились до 1,4 млрд долл., а в 1997 г. - до 1,3 млрд долл. Предполагалось, что стоимость миротворческих операций в 1998 г. будет меньше 1 млрд долл., что составляет 0,2% общей суммы военных расходов в мире. В связи с проведением более масштабных операций расходы увеличились до 1,7 млрд долл. в 1999 г. и, по оценкам, составили около 2,6 млрд долл. в 2000 г.
Все государства-члены обязаны выплачивать свою долю средств на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами согласовали. Однако по состоянию на 31 октября 2000 г. за государствами-членами числилась задолженность 2,1 млрд долл. в виде текущих и просроченных взносов на операции по поддержанию мира.
Военнослужащие, участвующие в операциях по поддержанию мира, получают вознаграждение от правительств их стран в соответствии с их воинскими званиями в национальных вооруженных силах и национальной шкалой окладов. Организация Объединенных Наций возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим воин-
ские контингента для операций по поддержанию мира, по единообразной ставке, составляющей около 1000 долл. США на каждоговоеннослужащего в месяц. ООН также выплачивает странам компенсацию за имущество. Однако выплата компенсации часто задерживается в связи с нехваткой наличных средств из-за неуплаты государствами-членами своих взносов.
95. Сфера охвата операций ООН по поддержанию мира
моонсг
2004-
Количество операций по поддержанию мира напротяжении многих лет колеблется от 14 до 17 (рис. 2). Сюда входят несколько продолжительных по времени операций, наример на Кипре и в Джамму и Кашмире, где присутствие миротворцев рассматривается как принципиально важный фактор несмотря на застарелость и сложный характер этих конфликтов. В 1998 г. были начаты новые операции в Центральноафриканской Республике и Сьерра-Леоне.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
ОНВУП 1948-
* Политические миссии, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира
Рис. 2. Текущие операции ООН по поддержанию мира (источник: http://www.un.org/rassian/peace/pko/factsJitm)
Вообще с 1948 г. были организованы 54 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира; из них 41 была предпринята Советом Безопасности в последние 15 лет.
Деятельность по поддержанию мира первоначально задумывалась как средство сдерживания и урегулирования межгосударственных конфликтов и предусматривала развертывание военного персонала из ряда стран под командованием ООН именно с этой целью. В настоящее время деятельность по поддержанию мира все чаще осуществляется в связи с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами. В последние годы задачи, связанные с поддержанием мира, стали более разнообразными и комплексными, и, хотя военный персонал по-прежнему составляет костяк большинства миссий по поддержанию мира, увеличивается относительная численность работающего рядом с ним гражданского персонала.
Миротворцы Организации Объединенных Наций традиционно вооружены легким стрелковым оружием и применяют минимальную силу в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пытаются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей. Военные наблюдатели и гражданские полицейские Организации Объединенных Наций обычно не вооружены. Миротворцы испытывают наибольшие трудности, когда противоборствующие стороны не выполняют взятые ими обязательства и возобновляют боевые действия или намеренно срывают усилия миротворцев. В таких ситуациях миротворцы стремятся свести к минимуму угрозу для некомбатантов (лиц, не входящих в состав вооруженных сил и непосредственно не участвующих в военных действиях), нередко подвергая себя большому риску и действуя главным образом силой убеждения и с помощью переговоров, несмотря на нечетко сформулированные задачи и отсутствие достаточных ресурсов.
Однако иногда складываются такие ситуации, когда деятельность миротворцев становится невозможной. Конфликты в Руанде в 1994 г., в Боснии и Герцеговине и Сомали в период с 1992 по 1995 г. говорят об ограниченных возможностях поддержания мира в тех случаях, когда этого мира нет, и о необходимости выбора между миротворчест-[ вом и применением силы.
После развертывания многих операций их участники сталкивались с трудностями или враждебным отношением к себе, когда местные группировки угрожали им расправой и действительно были готовы в любой момент применить силу. При проведении операции в Конго (1960-1964) Совет Безопасности в 1961 г. разрешил миротворцам Ор-ганизации Объединенных Наций использовать в необходимой мере силу для обеспечения вывода наемников, действия которых привели к отделению провинции Катанга. Для противодействия иностранной интервенции, ослабившей позиции центрального правительства, миротворцам Организации Объединенных Наций пришлось вести ожесточенные бои с вооруженными элементами.
Впоследствии Совет Безопасности старался обеспечивать операциям по поддержанию мира весомую военную поддержку, что помогало избегать применения силы. Например, в 1996 г. с целью демонстрации «мощи» миротворческой операции Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (Балканы) была оснащена некоторыми видами тяжелого оружия в качестве средства сдерживания. Совет Безопасности также дал санкцию государствам-членам оказывать непосредственную авиационную поддержку миссии и принимать другие меры силового воздействия.
В ходе операции Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне осуществлялось сильное политическое давление в сочетании с демонстрацией военной силы с целью заставить одну из сторон отказаться от возобновления военных действий. В июле 2000 г. после целого ряда неспровоцированных нападений на военнослужащих миссии ООН в Сьерра-Леоне и после того, как были исчерпаны все другие возможности, миссия провела военную операцию по освобождению более 230 миротворцев, более двух месяцев находившихся в окружении антиправительственных сил.
Если возможность применения силы может помешать миротворцам выполнять возложенные на них обязанности, то, как показывает опыт последних лет, программы гражданского строительства, направленные на улучшение жизни людей в районе действия миссии, могут способствовать укреплению доброй воли и служить для сторон стимулом к сотрудничеству с миротворцами. Во многих миссиях миротворцы помогали восстанавливать основные объекты инфраструктуры, узлы связи и предприятия сферы обслуживания, поврежденные или разрушенные в ходе военных действий. Например, сегодня в Косово оказание поддержки этим усилиям является одной из основных обязанностей миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово.
Далее приводятся некоторые сведения о текущих операциях ООН по поддержанию мира.
Персонал
Численность военного персонала и гражданских
полицейских, служащих в миссиях 72 731
Число стран, предоставляющих военный персонал
и гражданских полицейских . 108
Численность международного гражданского персонала. ... 4 646
Численность местного гражданского персонала 9 507
Добровольцы ООН 1 768
Общее численность персонала в миссиях 88 652
Общее число погибших в операциях по поддержанию
мира за период с 1948 г 2 254
Финансовые аспекты
Утвержденные бюджеты на период с 1 июля 2005 г.
по 30 июня 2006 г. приблизительно, млрд долл. США 5,03
Сметная общая сумма расходов на проведение операций С 1948 г. по 30 июня 2006 г. приблизительно,
млрд долл. США 41,04
Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 января 2006 г.) приблизительно, млрд долл. США 2,66
Ближний Восток (с июня 1948 г.)
Численность:
военные наблюдатели 154
международный гражданский персонал 99
местный гражданский персонал . ... .... . 120
Число погибших 44
Сумма ассигнований на 6 месяцев в 2006 г.,
млн долл. США . .... 14,66
Индия и Пакистан (с января 1949 г.)
Численность:
военные наблюдатели 43
международный гражданский персонал 22
местный гражданский персонал 45
Число погибших 11
Сумма ассигнований на 6 месяцев в 2006 г.,
млн долл. США. 3,87
Кипр (с марта 1964 года)
Численность:
военнослужащие 859
гражданская полиция 69
международный гражданский персонал . . 33
местный гражданский персонал .108
15*
Число погибших .■■■., . . 176
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн долл. США . 46,51
Сирийские Голанские высоты (с июня 1974 г.)
Численность:
военнослужащие 1 033
международный гражданский персонал 33
местный гражданский персонал 107
Число погибших ... 42
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн долл. США 43,71
Ливан (с марта 1978 г.)
Численность:
военнослужащие 1 991
международный гражданский персонал 95
местный гражданский персонал 295
Число погибших 257
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн долл. США 99,23
Западная Сахара (с апреля 1991 г.)
Численность:
военнослужащие 27
военные наблюдатели 192
гражданская полиция6
международный гражданский персонал 118
местный гражданский персонал 115
Число погибших 14
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн. долл. США . 47,95
Грузия (с августа 1993 г.)
Численность:
военные наблюдатели 120
гражданская полиция 11
международный гражданский персонал 94
местный гражданский персонал 186
добровольцы ООН> 2
Число погибших .10
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн долл. США ... . 36,38
Косово (Сербия и Черногория) (с июня 1999 г.)
Численность:
военные наблюдатели 37
гражданская полиция 2 134
международный гражданский персонал . . . ... . . ... • 399
местный гражданский персонал 2 172
добровольцы ООН 192
Число погибших • ■ . • • • • 45
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн. долл. США 252,55
Демократическая Республика Конго (с ноября 1999 г.)
Численность:
военнослужащие 15 591
военные наблюдатели 786
гражданская полиция 1 ЮЗ
международный гражданский персонал 993
местный гражданский персонал 1 786
добровольцы ООН 553
Число погибших 87
Утвержденный бюджет на период с 1 июля
по 31 октября 2005 г., млн долл. США 1 153,89
Эфиопия и Эритрея (с июля 2000 г.)
Численность:
военнослужащие 3 152
военные наблюдатели 221
международный гражданский персонал 162
местный гражданский персонал 207
добровольцы ООН 65
Число погибших 14
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн долл. США 185,99
Либерия (с сентября 2003 г.)
Численность:
военнослужащие 14 656
военные наблюдатели 184
гражданская полиция 1 051
международный гражданский персонал 506
местный гражданский персонал 747
добровольцы ООН 262
Число погибших ' 77
Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.
по июнь 2006 г., млн долл. США 760,57
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Понятие и сущность международной интеграции: 96. Что
такое международная региональная интеграция? (232) 0 97. Этапы развития интеграционного процесса (235) Экономическая интеграция европейских стран: 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества (237) 0 99. Экономический и валютный союз ЕС (240) 0 100. Европейская ассоциация свободной торговли (246) Институциональная структура ЕС: 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы (248) 0 102. Европейский совет и его место в системе органов ЕС (250) 0 103. Функции Европейского парламента (252) 0 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза (254) Политическая интеграция: 105. Значение Маастрихтского договора для развития европейской интеграции (256) 0 106. Оценки перспектив развития Европейского Союза (260) 0 107. Особенности международно-правового характера Европейского Союза (263) 0 108. Конституция ЕС (265) Европейский Союз и внешний мир: 109. Развитие отношений между ЕС и странами Восточной Европы (269) 0110. Отношения между Европейским Союзом и Россией (275)
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества