logo
Политология

83. Деятельность Совета по опеке

Совет по опеке ООН был организован для наблюде-ния за управлением подопечными территориями, включенными в меж-дународную систему опеки, созданную в соответствии с гл. XII Уста-I ва ООН. Главные цели международной системы опеки - улучшение I положения населения 11 первоначальных подопечных территорий и ! содействие их прогрессивному развитию в направлении самоуправ-I ления или независимости.

Совет по опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безо-пасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Франции — и действует под руково-дством Генеральной Ассамблеи. Создание международной системы опеки пришлось на время распада колониальной системы и образова-ния новых независимых и суверенных государств. Этот исторический процесс после принятия Устава ООН в 1945 г. растянулся на несколько десятилетий. Именно после окончания Второй мировой войны и появ-ленля новых исторических тенденций возникла необходимость в соз-дании специального международного института, который бы коорди-нировал и помогал независимым территориям приобрести статус су-веренного государства. Эта цель нашла отражение в Уставе ООН, в котором говорится о необходимости создания под руководством ООН международной системы опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее посредством последующих инди-видуальных соглашений, и для наблюдения за этими территориями. Ос-новные задачи системы опеки состоят в следующем: 0 укреплять международный мир и безопасность; 0 способствовать политическому, экономическому и социальному

прогрессу населения территорий под опекой, прогрессу в области

образования и прогрессивному развитию по пути к самоуправле-

нию или независимости; 0 поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без

различия расы, пола, языка, религии; поощрять признание взаимо-

зависимости народов мира.

Система опеки была распространена на такие территории из пе­речисленных ниже категорий, которые могут быть включены в нее посредством соглашений об опеке: территории, находящиеся подмандатом; территории, которые могут быть отторгнуты от вражеских государств в результате Второй мировой войны; территории, добро­вольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Система опеки не распространялась на страны, ставшие членами Организации, отношения между которыми должны основываться на уважении принципа суверенного равенства.

В соответствии с гл. XIII Устава ООН Совет по опеке уполномочен рассматривать доклады управляющих властей о прогрессе в политиче­ской, экономической, социальной областях и в области образования населения подопечных территорий; рассматривать петиции от населе­ния этих территорий и посылать туда специальные миссии.

К настоящему времени все подопечные территории достигли само­управления или независимости либо как отдельные государства, либо присоединившись к соседним независимым странам. Поэтому в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке Органи­зации Объединенных Наций в отношении последней из первоначально­го перечня 11 территорий — подопечной территории Тихоокеанские Острова Палау, которая находилась под управлением Соединенных Штатов Америки и 1 октября 1994 г. обрела независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила поправ­ки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему ре­шению, решению своего председателя или по просьбе большинства сво­их членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Институт международной системы опеки являлся уникальным и необходимым инструментом в международных отношениях. В то же время система опеки — один из немногих механизмов управления кри­зисными ситуациями, который выполнил возложенные на него изна­чально функции. Цели международной системы опеки были достигнуты.

84. Полномочия и компетенция Международного Суда

Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Суд разрешает юридические споры между государствами-участниками и дает консультативные заключения Орга­низации Объединенных Наций и ее специализированным учреждени­ям. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

В Суд могут обращаться государства, являющиеся участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не входящее в Организацию Объединенных Наций, мо­жет стать участником Статута (как, например, Швейцария и Науру). В Суд не могут обращаться частные лица.

Все страны, являющиеся участницами Статута Суда, могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных Со­ветом Безопасности.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому во­просу; другие органы Организации Объединенных Наций и специа­лизированные учреждения могут с санкции Генеральной Ассамблеи запрашивать консультативные заключения по юридическим вопро­сам, входящим в круг их компетенции.

Суд начал работать в 1946 г., заменив Постоянную палату между­народного правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 г. Он действует в соответствии с уставом, который в значительной сте­пени аналогичен Статуту его предшественницы и образует неотъем­лемую часть Устава ООН.

В компетенцию (юрисдикцию) Суда входят все дела, которые передаются ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Ус­тавом Организации Объединенных Наций или действующими дого­ворами и конвенциями. Государства могут заранее признать обяза­тельной для себя юрисдикцию Суда, подписав с этой целью договор или конвенцию, предусматривающие передачу дел Суду, либо сделав заявление о признании обязательной юрисдикции Суда, которое мо­жет содержать оговорки об исключении определенных категорий дел. Согласно Статуту, Суд решает споры, применяя: 0 международные конвенции, устанавливающие правила, определен­но признанные спорящими государствами; 0 международный обычай как доказательство всеобщей практики,

признанной в качестве правовой нормы; 0 общие принципы права, признанные нациями; 0 судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных спе­циалистов различных стран по публичному праву.

На Суд возложена двойная функция - разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заклю­чений по юридическим вопросам, переданным ему должным обра­зом уполномоченными на то международными органами и учрежде­ниями.

Международный Суд (его нередко называют «Всемирный суд») выносит решения по международным спорам в таких областях, как экономические права, право проезда (прохода), неприменение силы, невмешательство во внутренние дела государств, дипломатические отношения, захват заложников, право убежища и национальной при­надлежности. Благодаря вынесению мирных решений по таким во­просам, как сухопутные и морские границы и территориальный су­веренитет, Суду часто удавалось предотвратить эскалацию конфлик­тов.

Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию: 0 посредством заключения специального соглашения о передаче спо­ра на рассмотрение Суда;

0 в силу юрисдикционной оговорки, т.е. обычно, когда государства являются сторонами договора, содержащего положение о том, что в случае разногласий в отношении его толкования одна из них может передать спор на рассмотрение Суда. Такая оговорка содержится в нескольких сотнях договоров и конвенций;

0 посредством взаимного действия заявлений, сделанных ими в соот­ветствии с уставом, согласно которым каждое из них признало юрисдикцию Суда в качестве обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление. В настоящее вре­мя на рассмотрении находятся заявления 60 государств, при этом некоторые из них сделали оговорки об исключении ряда категорий споров.

В случае сомнений относительно юрисдикции Суда этот вопрос решает сам Суд.

Процедура, которой следует Суд при рассмотрении споров, опре­делена в его Уставе и Регламенте. В настоящее время действует Рег­ламент, принятый 14 апреля 1978 г. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают со­стязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводст­во, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на от­крытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполня­ет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

Суд выполняет свои функции в полном составе, а по просьбе сто­рон он может также создать специальную палату. Первую такую па­лату Суд создал в 1982 г., вторую - в 1985 г., в 1987 г. он учредил еще две палаты. Каждый год в соответствии со своим Статутом Суд изби­рает Палату упрощенного судопроизводства. В июле 1993 г. Суд соз­дал палату в составе семи членов для рассмотрения экологических вопросов, подпадающих под его юрисдикцию.

85.Характер решений Международного Суда

Заключения Суда являются консультативными по своему характеру и поэтому не имеют обязательной силы для сторон, обратившихся с запросом. Однако некоторые документы или поло­жения могут заранее предусматривать, что консультативное заключе­ние имеет обязательную силу.

Испрашивать консультативное заключение Суда могут только международные организации. В настоящее время шесть органов Ор­ганизации Объединенных Наций и 16 специализированных учрежде­ний системы ООН имеют право испрашивать консультативное за­ключение Суда.

По получении запроса Суд решает вопрос, какие государства и организации могут предоставить полезную информацию, и дает им возможность подавать письменные или устные доклады. Процедура вынесения Судом консультативных заключений смоделирована по примеру рассмотрения споров, и источники применимого права явля­ются одинаковыми.

С 1946 г. Суд вынес 23 консультативных заключения, касающих­ся, в частности, приема в члены Организации Объединенных Наций, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориально­го статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, ре­шений, вынесенных международными административными трибуна­лами, расходов на некоторые операции Организации ОбъединенныхНаций и применимости Соглашения о Центральных учреждениях ООН.

По настоящее время Суд вынес 65 решений по спорам, касаю­щимся, в частности, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки и экономических прав. В Суд по­ступило 22 обращения за консультациями со стороны международ­ных организаций. Например, в 1986 г. Суд своим решением урегули­ровал территориальный спор по вопросу об участке границы между Буркина-Фасо и Мали.

В 1994 г. после столкновения нигерийских войск с камерунской полицией Камерун начал процесс против Нигерии по вопросу о тер­риториальной принадлежности богатого нефтью полуострова Бакас-си, а затем - о сухопутных и морских границах в целом. По данному случаю в Суд был послан запрос.

Многочисленные случаи обращения в Суд связаны с политически­ми переворотами и региональными конфликтами. В 1980 г. США обра­тились в Суд по вопросу захвата их посольства в Тегеране и задержа­ния его сотрудников. Суд постановил, что Иран должен освободить за­ложников, возвратить посольство и выплатить компенсацию. Однако до того как Суд смог определить сумму компенсации, запрос был ото­зван в связи с достижением соглашения между двумя странами.

В 1989 г. Иран обратился в Суд с претензией относительно унич­тожения иранского авиалайнера военным кораблем США «Винсенс» и о признании США ответственными за случившееся с выплатой Ира­ну соответствующей компенсации. Это дело было закрыто в 1996 г. после вынесения Судом решения о компенсации.

В 1992 г. Ливия дважды обращалась в Суд по «делу Локерби» -один раз против Великобритании и один раз против США - с запро­сом об интерпретации использования «Конвенции о борьбе с неза­конными актами, направленными против безопасности гражданской авиации». Необходимость в разъяснении возникла после катастрофы рейса № 103 компании «Пан Америкэн» в 1988 г. близ Локерби (Шот­ландия).

В 1993 г. Республика Босния и Герцеговина возбудила дело про­тив Республики Югославии по вопросу использования «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». В 1993 г. Суд обратился к сторонам с просьбой о предотвращении дальнейших преступных акций геноцида и обострения конфликта.

В 1996 г. Суд отверг возражения Югославии по поводу своей право­мочности. Данное дело также было направлено в Суд.

В 1996 г. Суд отклонил возражения США по поводу своей право­мочности в вопросе о разрушении иранских нефтяных платформ во­енными кораблями США и определил, что он имеет право рассмот­реть некоторые претензии Ирана.

Государства также обращались в Суд с вопросами об экономиче­ских правах. Например, в 1989 г. Суд отклонил требование о компенса­ции, которое США предъявили Италии в связи с реквизицией итальянской компании, находившейся в собственности американских корпораций. В 1995 г. в связи с разбирательством спора о территориальной принад­лежности зон рыболовства между Канадой и Европейским союзом Испания возбудила дело против Канады по поводу канадского Акта об охране прибрежных рыбных ресурсов и его применения после за­хвата Канадой в открытом море испанского рыболовного траулера.

Недавнее дело, включавшее в себя требование о защите окружаю­щей среды, касалось спора между Венгрией и Республикой Словакией вокруг проекта строительства системы плотин на Дунае. В 1997 г. Суд признал обе стороны виновными в нарушении своих официальных обязательств и призвал их выполнять Договор от 1977 г., заключен­ный по поводу сооружения данной системы.

Консультативные определения Суда выносились, среди прочего, по вопросам вступления в члены ООН, о выплате компенсаций за на­несение ущерба, полученного во время службы в системе ООН, о тер­риториальном статусе Западной Сахары и о расходах на те или иные миротворческие операции, например в Конго в 1960-1964 гг.

В 1971 г. в определении, вынесенном по консультативному запро­су Совета Безопасности, Суд констатировал, что длительное присут­ствие ЮАР в Намибии являлось незаконным и ЮАР необходимо ото­звать свою администрацию и положить конец оккупации территории, создав тем самым условия для обретения Намибией реальной незави­симости.

Два важных консультативных заключения были вынесены в июле 1996 г. в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооружен­ном конфликте, а также запрос Генеральной Ассамблеи ООН о закон­ности угрозы ядерным оружием или его применения.

В начале 2000-х гг. на рассмотрении Международного Суда нахо­дились следующие споры: 1) делимитация морской границы и терри­ториальные вопросы между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна); 2) вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 г., возникшие в связи с воздушным инцидентом близ Ло­керби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Коро­левства); 3) вопросы толкования и применения Монреальской кон­венции 1971 г., возникшие в связи с воздушным инцидентом близ Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки); 4) нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки); 5) применение Кон­венции о предупреждении преступления геноцида и наказании за не­го (Босния и Герцеговина против Югославии); 6) сухопутная и мор­ская границы между Камеруном и Нигерией (Камерун против Ниге­рии); 7) юрисдикция в отношении рыболовства (Испания против Канады); 8) принадлежность острова Касикили/Седуду (Ботсвана/На­мибия); 9) Венская конвенция о консульских сношениях (Парагвай против Соединенных Штатов Америки).

86. Состав Международного Суда

Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующих независимо друг от друга. Они избираются на основе своей квалификации, т.е. судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах при назначении на высшие судебные должности, или быть юристами с признанным авторитетом в области международного права, а не на основе гражданства, причем в Суде должны быть представлены глав­нейшие формы цивилизации и основные правовые системы мира. В составе Суда не может быть двух граждан из одной страны. Судьи из­бираются на девять лет и могут быть переизбраны. В течение своего пребывания в должности они не могут посвящать себя никакому дру­гому занятию.

Когда Суд не привлекает к рассмотрению спора судью, состояще­го в гражданстве государства - участника этого спора, то это государ­ство может назначить другое лицо для рассмотрения этого дела в ка­честве судьи ad hoc.

В конце 2005 г. в состав Суда входили: Председатель Ши Дзююн (Китай), вице-председатель Раймон Рандзева (Мадагаскар), судьи Владлен Верещетин (Российская Федерация), Розалин Хиггинс (Со­единенное Королевство), Гонсало Парра-Арангурен (Венесуэла), Пи­тер Кооиджамас (Нидерланды), Франциско Резек (Бразилия), Аун Шаукат аль-Хасауна (Иордания), Томас Бюргенталь (Соединенные Штаты Америки), Набиль Елараби (Египет), Хисаши Овада (Япония), Бруно Зимма (Германия), Абдул Г. Корома (Сьерра-Леоне), Петер Томка (Словакия), Ронни Абраам (Франция).

87. Права и обязанности Генерального секретаря ООН

В соответствии с Уставом ООН Генеральный секре­тарь является «главным административным должностным лицом» Организации Объединенных Наций. Он действует как дипломат, ак­тивный политик, миротворец. Генеральный секретарь предстает пе­ред мировым сообществом как подлинный символ Организации Объ­единенных Наций и защитник ценностей и принципов, которые запи­саны в Уставе ООН.

Нынешним Генеральным секретарем Организации Объединен­ных Наций, седьмым по счету, является Кофи Аннан (Гана), вступив­ший в должность 1 января 1997 г.

Согласно Уставу ООН, Генеральный секретарь доводит до сведе­ния Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, угрожают международному миру и безопасности, а также выполняет «другие функции», которые возлагаются на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и другими главны­ми органами Организации Объединенных Наций. Таким образом, Ге­неральный секретарь выступает от лица международного сообщества и находится при этом на службе у государств-членов. Устав отнюдь не ограничивает работу Генерального секретаря, а наделяет его чрез-,', вычайным мандатом на проведение практических действий.

Генеральный секретарь известен широкой общественности преж­де всего благодаря своему авторитету и беспристрастности своих до­брых услуг (см. п. 27) в интересах обеспечения мира и безопасности. Генеральный секретарь и старшие должностные лица ООН принима­ют меры, чтобы предотвратить возникновение и эскалацию междуна­родных споров и конфликтов. С тех пор как Кофи Аннан занял этот пост, он активно использовал такую возможность для оживления мирных процессов в ряде застарелых конфликтов, в том числе в Аф­ганистане, Анголе, на Кипре, в Восточном Тиморе, Таджикистане и Западной Сахаре. Поскольку происходящие события и кризисы получают общемировой резонанс, слова и дела Генерального секретаря могут иметь сильное воздействие.

Работа Генерального секретаря предусматривает регулярные консультации с мировыми лидерами и другими авторитетными лица­ми, участие в работе сессий различных органов Организации Объеди­ненных Наций, поездки по странам с целью координации усилий по укреплению мира. На ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи Ге­неральный секретарь выступает с докладом «О работе Организации», в котором оценивает работу ООН, излагает свое видение ее будущих приоритетов. Генеральный секретарь подготавливает специальные доклады, доклады Совету Безопасности, выступает с заявлениями от­носительно мировых проблем, а также по вопросам повестки дня ООН. Так, К. Аннан в 2000 г. представил Доклад тысячелетия «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», где он назвал шесть ценностей, отражающих дух Устава ООН и имеющих особо актуальное значение в новом столетии: свобода; равенство и солидарность; терпимость; отказ от насилия; уважение к природе; совместная ответственность. Он настоятельно призвал Саммит тыся­челетия принять ряд резолюций, продемонстрировав тем самым волю Организации к реальной защите.

В 1992 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали подготовил по просьбе Совета Безопасности «Повестку дня для ми­ра» - далеко идущее предложение по вопросам поддержания мира и миростроительства в эпоху после окончания холодной войны. Сей­час, когда мировое сообщество вступило в переходный этап между­народных отношений, функции Генерального секретаря тоже обрета­ют новые динамизм и направленность.

Генеральный секретарь К. Аннан в качестве первоочередной за­дачи своей администрации наметил реформу ООН с упором на реор­ганизацию ее деятельности с тем, чтобы этот всемирный орган опера­тивнее реагировал на быстро и кардинально меняющуюся политиче­скую и экономическую обстановку.

Предшественниками К. Аннана на посту Генерального секретаря были: Бутрос Бутрос-Гали (Египет), занимавший эту должность в 1992-1996 гг., Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) - в 1982-1991 гг., Курт Вальдхайм (Австрия) - в 1972-1981 гг., У Тан (Бирма, ныне Мьянма) - в 1961-1971 гг., Даг Хаммаршельд (Швеция) - с 1953 г. до гибели в авиакатастрофе в Африке в 1961 г. и Трюгве Ли (Норвегия) -в 1945-1953 гг.

88. Функции Секретариата ООН

Секретариат ООН обслуживает главные органы Ор­ганизации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими про­граммы и политические установки. Главой Секретариата является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Функции Секретариата разнообразны: руководство миротворче­скими операциями; посредничество в международных спорах; обзор экономических и социальных тенденций и проблем мира; подготовка исследований по правам человека и устойчивому развитию и др. Кро­ме того, Секретариат информирует мировые средства массовой ин­формации о работе Организации Объединенных Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; сле­дит за выполнением решений органов Организации Объединенных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на офици­альные языки Организации.

В настоящее время персонал Секретариата составляет около 8600 человек из 170 стран, получающих заработную плату из бюдже­та ООН. Являясь международными гражданскими служащими, они и Генеральный секретарь ответственны за свои действия только перед Организацией Объединенных Наций и приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать указаний от какого-то бы ни было прави­тельства или власти, посторонней для Организации. Согласно Уста­ву, каждое государство-член обязуется уважать строго международ­ный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала и воздерживаться от оказания на них давления.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке. Орга-I низация имеет отделения в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве - центр проведения дипломатических конференций и фору­мов для обсуждения проблем разоружения и прав человека; отделе­ние в Вене является штаб-квартирой Организации в части междуна­родного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждения преступности и уголовного правосудия, использования космическо­го пространства в мирных целях и международного торгового права; отделение в Найроби - центр деятельности Организации Объеди­ненных Наций в области охраны окружающей среды и населенных пунктов.

89. Требования к служащим Секретариата и других органов ООН

В Секретариате и других учреждениях системы ООН работают служащие самых разных специальностей - экономисты, пе­реводчики, специалисты в области статистики, телевизионные про­дюсеры, эксперты в области компьютерных технологий, врачи, строи­тели и др. Всего в системе ООН - как в самой Организации, так и в связанных с ней программах и специализированных учреждениях -трудится около 65 тыс. человек.

Согласно Уставу ООН, самым важным критерием при приеме и определении условий службы является «высокий уровень работоспо­собности, компетентности и добросовестности» (ст. 101). Также по­стоянно учитывается необходимость «подбора персонала на возмож­но более широкой географической основе» (ст. 101). Состав сотрудни­ков Секретариата должен отражать общую картину членства ООН с тем, чтобы они могли чутко реагировать на особенности различных политических, социальных и культурных систем мира и пользоваться доверием всех государств-членов.

Для того чтобы обеспечить такое многообразие, ООН принима­ет на работу квалифицированных специалистов из всех стран мира. При приеме на работу кандидаты на должности специалистов младшего и среднего звеньев должны пройти сложные конкурсные экзамены.

Служащие ООН, хотя и являются гражданами своих государств, но не обладают статусом сотрудников дипломатических миссий ООН. Все государства-члены имеют в Нью-Йорке постоянные представи­тельства, являющиеся фактически их посольствами при ООН. Эти представительства возглавляют послы, которых называют постоян­ными представителями; они образуют ядро дипломатического сооб­щества Нью-Йорка.

Дипломаты, работающие в представительствах своих стран при ООН, пользуются юридическими привилегиями и иммунитетом, ко­торые в соответствии с нормами международного права предоставля­ются сотрудникам дипломатических служб повсюду в мире.

В настоящее время граждане развивающихся стран занимают 44% основных постов категории специалистов в ООН. На должностях высшего уровня их доля составляет 48% .

90. Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру

Одной из главных задач Организации Объединен­ных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно пунк­ту 3 ст. 2 Устава ООН, государства-члены должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться от уг­розы силы или ее применения против других государств.

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществ­ляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержа­нием мира и оказанием гуманитарной помощи.

Однако в сегодняшних реалиях мировой политики возникли но­вые угрозы и конфликты, которые в условиях процесса глобализации подрывают безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.

За последнее десятилетие XX в. произошло качественное измене­ние природы конфликтов. Они стали носить не столько межгосудар­ственный, сколько внутригосударственный характер. Это преимуще­ственно гражданские конфликты между группами населения, которые различаются главным образом по признакам этнической принадлеж­ности, расы, религии или культуры. Именно такие различия и форми­рующиеся новые групповые интересы являются причинами возник­новения новых и эскалации старых конфликтов и войн.

На чрезвычайном заседании Совета Безопасности в 1992 г. -первом на уровне глав государств и правительств - мировые лидеры обратились с просьбой к Генеральному секретарю ООН подго­товить рекомендации по усилению влияния Организации Объеди­ненных Наций в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддер­жании мира. Генеральный секретарь Б. Бутрос-Гали в 1992 г. вы­двинул ряд предложений в своем докладе «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» (An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peace­keeping) .

Эти предложения включали создание системы раннего предупре­ждения возникновения угрозы миру; развертывание сил ООН на тер­ритории, где определенно возможен конфликт, до начала военных действий; создание специальных военных миротворческих формиро-ваний для применения их в случае, если встанет вопрос о необходи­мости прекращения огня, что выходит за рамки миссии по поддержа­нию мира; более активное привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и под­держании мира.

В итоге совещаний Рабочей группы Генеральная Ассамблея вручила Генеральному секретарю ООН открытый мандат на осущест­вление превентивной дипломатии и расширение полномочий Орга­низации Объединенных Наций по выявлению потенциальных кон­фликтных ситуаций. В итоге для урегулирования конфликтов были предложены четыре направления: превентивная дипломатия, миро­творчество, поддержание мира и миростроительство.

Превентивная дипломатия ООН подразумевает непрерывное отслеживание возможных источников напряженности внутри и среди государств с целью сдерживания и урегулирования возмож­ных конфликтов. При этом первостепенное внимание уделяется коренным причинам конфликтов. ООН исходит из того, что пре­вентивная дипломатия должна быть внешне сдержанной, чтобы не привлекать к потенциальному конфликту излишнее международ­ное внимание.

Миротворчество — другой надежный инструмент урегулирова­ния конфликтов. Свою актуальность и эффективность с точки зрения затрат показала дипломатия и, в частности, посредничество. Миро­творчество предполагает использовать имеющиеся в распоряжении ООН юридические рычаги.

Операции по поддержанию мира включают существенный граж­данский компонент. Сейчас силы по поддержанию мира чаще развер­тываются с целью не только прекращения огня, но и содействия поли­тическому урегулированию. Это предполагает привлечение сил по поддержанию мира к такой деятельности, как сбор оружия, обезору­живание и демобилизация ополчений, наблюдение за выборами и надзор за полицейскими формированиями и даже их подготовка. Из пассивного наблюдателя войска по поддержанию мира превращают­ся в активного участника процесса политического урегулирования. У операций ООН по поддержанию мира, несомненно, есть некоторые уникальные преимущества, которых ни у кого больше нет, включая универсальный характер их мандата и богатый опыт организации та­ких операций.

Постконфликтное миростроительство предполагает осущест­вление комплексных и скоординированных действий (политических, правовых, институциональных, военных, гуманитарных, правозащит­ных, экологических, экономических, социальных, культурных или демографических), направленных на устранение основных причин насилия и создание инфраструктуры прочного мира и безопасности.

ООН сегодня опирается на взаимодополняющее применение этих четырех инструментов разрешения конфликтов, хотя в последнее время практика претерпевает кардинальные изменения. Поскольку причины конфликтов различаются от страны к стране, нет стандарт­ной модели постконфликтного миростроительства.

К этим четырем важным инструментам можно добавить еще один -управление конфликтами во всех аспектах, особенно в гуманитар­ном.

Сроки проведения миротворческих операций могут продолжать­ся от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, операция Ор­ганизации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекра­щения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, длится с 1949 г., на Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 г., а операция Организации Объединенных Наций в полосе Аозу между Ливией и Чадом в 1994 г. потребовала чуть больше месяца.

91. Принятие решений об учреждении операций по поддержанию мира

В Уставе Организации Объединенных Наций нет конкретного упоминания об операциях по поддержанию мира. В то же время, согласно Уставу ООН, на Совет Безопасности возлагается ответственность за поддержание международного мира и безопасно­сти. Совет Безопасности учреждает миссии по поддержанию мира и определяет их мандат, размер, масштабы и продолжительность опе­раций, основываясь на рекомендациях, в том числе финансовой ин­формации, представленных ему Генеральным секретарем. Бюджет операции принимается решением Генеральной Ассамблеи. Пять по­стоянных членов Совета - Китай, Российская Федерация, Соединен­ное Королевство, Соединенные Штаты и Франция - могут наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира. Генеральный секретарь осуществляет руководство и управление операциями ООН по поддержанию мира и представляет Совету Безо-пасности отчет о ходе осуществления миссий. Для более четкой коор­динации миротворческих миссий был учрежден Департамент опера­ций по поддержанию мира. Опираясь на этот орган, Генеральный сек­ретарь разрабатывает политику, процедуры и выносит рекомендации относительно учреждения новых и функционирования уже осуществ­ляемых миссий.

Совет Безопасности может оказать дипломатическое и политиче­ское давление на участников конфликта или предоставить средства для урегулирования спора, например направить миссии по сбору ин­формации или специальную посредническую миссию.

В свою очередь Генеральная Ассамблея может использовать силу мирового общественного мнения для оказания влияния на стороны конфликта. Дипломатические контакты Генерального секретаря мо­гут привести к началу переговоров и прекращению военных дейст­вий. Если соглашение о перемирии не достигнуто, то Совет Безопас­ности вправе развернуть операцию по поддержанию мира. Совет Безопасности может предпринять более решительные действия: вве­сти экономические санкции или объявить торговое эмбарго, учредить международный трибунал для суда над лицами, обвиняемыми в со­вершении военных преступлений, что было сделано в отношении первых государственных лиц Руанды и бывшей Югославии. В отдель­ных случаях Совет Безопасности может санкционировать примене­ние государствами-членами «всех необходимых средств», в том чис­ле силы, для урегулирования вооруженного конфликта. Подобные принудительные меры, такие, например, как восстановление сувере­нитета Кувейта в 1991 г. или восстановление законного правительст­ва Гаити в 1994 г., осуществлялись под контролем участвующих госу­дарств.

Совет Безопасности определяет задачи участников операции ис­ходя из особенностей каждой конкретной ситуации.

92. Основные задачи и особенности

операций ООН по поддержанию мира

Основу операций Организации Объединенных На­ций по поддержанию мира составляет принцип, в соответствии с ко­торым беспристрастное присутствие Организации Объединенных Наций на местах способно уменьшить напряженность и создать усло­вия для урегулирования конфликтной ситуации путем переговоров.

В качестве первого шага, нередко требующего интенсивных дипло­матических усилий со стороны Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, необходимо добиться прекращения боевых действий и заручиться согласием сторон на развертывание миротвор­ческих сил.

Однако при всей своей универсальности и уникальности ООН по­ка не имеет возможности навязать мир силой, так как Организация не является мировым правительством. Эффективность деятельности ООН зависит от политической воли государств-членов, которые решают, когда и каким образом ей следует предпринимать те или иные дейст­вия для прекращения конфликта.

При этом следует учитывать и тот факт, что операции ООН по под­держанию мира традиционно осуществляются с согласия противобор­ствующих сторон и предусматривают развертывание миротворческих сил для обеспечения уже подписанного соглашения, достигнутого эти­ми сторонами. Однако в отдельных случаях Совет Безопасности может принимать решения, направленные на то, чтобы заставить государст­ва-члены принять все необходимые меры для достижения поставлен­ной цели. Для этого не требуется согласие сторон.

Принудительные действия предпринимались лишь несколько раз. В качестве примеров можно привести события в Персидском заливе, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Албании и Восточном Тиморе. Принудительные операции осуществляются не под командо­ванием ООН, а какой-либо одной страны или группы стран. Напри­мер, командование международными силами, развертывание кото­рых в Восточном Тиморе санкционировал Совет Безопасности в 1999 г., осуществляла Австралия; в их состав входили военнослужащие из 22 государств-членов. В Боснии и Герцеговине многонациональные силы, возглавляемые НАТО, в 1995 г. сменили миротворческую миссию ООН. В июне 1999 г. Совет Безопасности санкционировал международное присутствие сил безопасности в Косово; они дейст­вуют под руководством НАТО и совместно с одной из миротворче­ских миссий ООН — Миссией ООН по делам временной администра­ции в Косово.

В каждом конкретном случае перед сформированными миро­творческими силами ставятся определенные задачи. Они могут осу­ществлять наблюдение за прекращением огня; устанавливать буфер­ные зоны; помогать бывшим противоборствующим сторонам выпол­нять мирные соглашения; обеспечивать безопасность при доставкегуманитарной помощи; оказывать помощь в проведении демобилиза­ции бывших участников военных конфликтов и их возвращении к нормальной жизни; реализовывать программы разминирования; на­блюдать за проведением выборов или организовывать их проведе­ние; проводить подготовку гражданских полицейских; контролиро­вать соблюдение прав человека.

Операции ООН по поддержанию мира можно подразделить на две широкие категории:

0 миссии военных наблюдателей в составе сравнительно небольшого числа невооруженных офицеров, перед которыми ставятся такие за­дачи, как наблюдение за выполнением договоренностей о прекра­щении огня, контроль за выводом войск или патрулирование гра­ниц или демилитаризованных зон;

0 миротворческие силы в составе военнослужащих национальных контингентов, развернутых для выполнения задач, аналогичных тем, которые выполняют военные наблюдатели, а также нередко для того, чтобы служить буфером между противоборствующими сторонами.

Далеко не каждый конфликт в мире может быть урегулирован при помощи операций по поддержанию мира. Например, несмотря на все усилия, предпринятые ООН в Сомали, противоборствующие сто­роны не прекратили вооруженную борьбу. Однако при наличии реа­листично сформулированного мандата, достаточных ресурсов, при поддержке международного сообщества и сотрудничестве сторон опе­рация по поддержанию мира становится эффективным средством ре­шения конфликта и поддержания мира.

Накопленные с годами знания и опыт составляют основу для по­становки новых миротворческих задач, которые могут быть выполне­ны в рамках многокомпонентных операций силами военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала, кото­рые привлекаются к решению следующих задач: осуществления пре­вентивной дипломатии; создания временной администрации для управ­ления районом в постконфликтный период; обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи; оказания помощи в создании стабиль­ных и безопасных условий для осуществления усилий, направленных на укрепление мира после завершения конфликта; предоставления чрезвычайной помощи при демобилизации бывших военных и их адап­тации в обществе, при обезвреживании мин, организации и проведе­нии выборов.

93. Формирование миротворческих сил

У Организации Объединенных Наций нет своей ар­мии. Миротворческие операции разрабатываются с учетом тех требо­ваний, которые выдвигает каждая новая ситуация. Генеральный секре­тарь с согласия Совета Безопасности назначает главу миссии и коман­дующего военным контингентом или главного военного наблюдателя и просит государства-члены предоставить войска, контингенты граж­данской полиции или другой персонал. Глава миссии подчиняется Генеральному секретарю, который в свою очередь подчинен Совету Безопасности.

Генеральный секретарь вносит рекомендации относительно по­рядка развертывания и осуществления операции и отчитывается о ее ходе. Департамент операций по поддержанию мира отвечает за по­вседневное руководство и управление миротворческими операциями Организации Объединенных Наций во всем мире и их материаль­но-техническое обеспечение.

Для развертывания той или иной миссии требуется разное время, что прежде всего зависит от готовности государств-членов предоста­вить воинские контингенты для конкретной операции. С целью повы­шения оперативной готовности, а также материально-технического обеспечения и профессиональной подготовки государства - члены ООН, региональные организации, с одной стороны, и Секретариат ООН - с другой, создали так называемые резервные соглашения.

В настоящее время примерно 80 государств-членов официально выразили свою готовность подписать с ООН резервные соглашения. Из них 61 государство точно определило, какие средства они могут предоставить, если решат участвовать в той или иной операции, и 20 стран подписали резервные соглашения. В этих рамках группа го­сударств-членов в целях более эффективного совместного участия подразделений этих государств в операциях по поддержанию мира учредила Бригаду повышенной готовности резервных сил.

В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Си­туационный центр, который обеспечивает связь со всеми операциями по поддержанию мира. В Бриндизи (Италия) находится склад предме­тов материально-технического обеспечения операций ООН по под­держанию мира.

Ответственность, риск и возможные потери ложатся на государст­ва, которые предоставили свои войска. Так, с 1948 г. свой персонал в различные периоды времени предоставляли 123 государства. По состоянию на 31 октября 2000 г. 89 стран предоставляли военнослужа­щих и гражданский полицейский персонал численностью около 38 000 человек. Из них в первую пятерку входят: Индия - 4460 человек, Ниге­рия - 3441 человек, Иордания - 3400 человек, Бангладеш - 2394 чело­века, Гана - 1894 человека. Небольшое островное государство Фиджи принимало участие практически во всех миротворческих операциях Организации Объединенных Наций; то же можно сказать и о Канаде. Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных На­ций, также вносят свой вклад; например, Швейцария предоставляет для операций по поддержанию мира денежные средства, медицинские подразделения, летательные аппараты и другое имущество.

Деятельность ООН по поддержанию мира проходит в постоянных интенсивных контактах между государствами-членами, Секретариатом и сторонами на местах. Важная роль принадлежит членам Совета Безопас­ности, в первую очередь пяти постоянным членам, и странам, предостав­ляющим персонал. В ряде случаев подключаются также региональные ор­ганизации. Консультации начинаются на этапе планирования операции и продолжаются в течение всего срока ее осуществления.

Для проведения операций по поддержанию мира правительства предоставляют военные контингента и подразделения гражданской полиции, причем в каждом конкретном случае вопрос о таком уча­стии решается отдельно. Каждое правительство сохраняет в послед­ней инстанции контроль над своим контингентом. Каждый нацио­нальный контингент подчиняется своему командиру. Все сотрудники, которым положено носить форменную одежду, продолжают носить свою национальную форму. Их можно опознать как миротворцев ООН по голубому шлему или берету ООН и по значку ООН. Присяги на верность ООН не существует.

Военнослужащим, принимающим участие в операциях ООН по поддержанию мира, обычно разрешается иметь при себе только легкое стрелковое оружие, которое они могут применять в соответствии со строгими правилами самообороны или в случае, когда какая-либо воо­руженная группа препятствует им в выполнении мандата операции.

Персонал операций по поддержанию мира включает военнослу­жащих, гражданских полицейских, экспертов по проведению выбо­ров, специалистов по разминированию, сотрудников, осуществляю­щих наблюдение за положением в области прав человека, специали­стов по гражданским вопросам и коммуникациям, при этом все они являются представителями разных государств.

Правительства, которые добровольно предоставляют военный и гражданский персонал, четко оговаривают условия их участия.

94. Порядок финансирования

миротворческих операций ООН

Средства для проведения миротворческих операций выделяются не из регулярного бюджета ООН, а из специального бюд­жета и устанавливаются Генеральной Ассамблеей отдельно для каж­дой операции в соответствии со специальной шкалой, в основе которой лежит шкала оценки взносов в регулярный бюджет. Шкала преду­сматривает более высокие ставки взносов для пяти постоянных членов Совета Безопасности: они имеют право вето при принятии решений в Совете Безопасности и несут особую ответственность за проведение миротворческих операций. В 1998 г. на долю пяти постоянных членов -Великобритании, Китая, Российской Федерации, Соединенных Штатов и Франции - приходилось 49% затрат на операции по поддержанию мира (по сравнению с 57% в 1992 г.). Взносы остальных развитых стран рассчитываются по той же шкале, что и взносы в регулярный бюджет. Ставки взносов развивающихся стран значительно ниже.

Безусловно, стоимость операций по поддержанию мира в сравне­нии с расходами на войну и в финансовом отношении, и в смысле чело­веческих страданий неизмеримо ниже. Наивысшей отметки 3,5 млрд долл. США расходы на операции по поддержанию мира достигли в 1994 г., когда проводилась крупная операция в бывшей Югославии. В 1996 г. расходы на операции по поддержанию мира сократились до 1,4 млрд долл., а в 1997 г. - до 1,3 млрд долл. Предполагалось, что стои­мость миротворческих операций в 1998 г. будет меньше 1 млрд долл., что составляет 0,2% общей суммы военных расходов в мире. В связи с проведением более масштабных операций расходы увеличились до 1,7 млрд долл. в 1999 г. и, по оценкам, составили около 2,6 млрд долл. в 2000 г.

Все государства-члены обязаны выплачивать свою долю средств на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, кото­рую они сами согласовали. Однако по состоянию на 31 октября 2000 г. за государствами-членами числилась задолженность 2,1 млрд долл. в виде текущих и просроченных взносов на операции по поддержанию мира.

Военнослужащие, участвующие в операциях по поддержанию мира, получают вознаграждение от правительств их стран в соответ­ствии с их воинскими званиями в национальных вооруженных силах и национальной шкалой окладов. Организация Объединенных Наций возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим воин-

ские контингента для операций по поддержанию мира, по единооб­разной ставке, составляющей около 1000 долл. США на каждоговоеннослужащего в месяц. ООН также выплачивает странам компен­сацию за имущество. Однако выплата компенсации часто задержива­ется в связи с нехваткой наличных средств из-за неуплаты государст­вами-членами своих взносов.

95. Сфера охвата операций ООН по поддержанию мира

моонсг

2004-

Количество операций по поддержанию мира напротяжении многих лет колеблется от 14 до 17 (рис. 2). Сюда входят несколько продолжительных по времени операций, наример на Кип­ре и в Джамму и Кашмире, где присутствие миротворцев рассмат­ривается как принципиально важный фактор несмотря на застаре­лость и сложный характер этих конфликтов. В 1998 г. были начаты новые операции в Центральноафриканской Республике и Сьер­ра-Леоне.

ОНВУП 1948-

* Политические миссии, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира

Рис. 2. Текущие операции ООН по поддержанию мира (источник: http://www.un.org/rassian/peace/pko/factsJitm)

Вообще с 1948 г. были организованы 54 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира; из них 41 была пред­принята Советом Безопасности в последние 15 лет.

Деятельность по поддержанию мира первоначально задумыва­лась как средство сдерживания и урегулирования межгосударст­венных конфликтов и предусматривала развертывание военного персонала из ряда стран под командованием ООН именно с этой целью. В настоящее время деятельность по поддержанию мира все чаще осуществляется в связи с внутригосударственными конфлик­тами и гражданскими войнами. В последние годы задачи, связан­ные с поддержанием мира, стали более разнообразными и ком­плексными, и, хотя военный персонал по-прежнему составляет костяк большинства миссий по поддержанию мира, увеличивается относительная численность работающего рядом с ним гражданско­го персонала.

Миротворцы Организации Объединенных Наций традиционно вооружены легким стрелковым оружием и применяют минимальную силу в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пы­таются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей. Военные наблюдатели и гражданские полицейские Организации Объ­единенных Наций обычно не вооружены. Миротворцы испытывают наибольшие трудности, когда противоборствующие стороны не вы­полняют взятые ими обязательства и возобновляют боевые действия или намеренно срывают усилия миротворцев. В таких ситуациях миро­творцы стремятся свести к минимуму угрозу для некомбатантов (лиц, не входящих в состав вооруженных сил и непосредственно не участ­вующих в военных действиях), нередко подвергая себя большому рис­ку и действуя главным образом силой убеждения и с помощью перего­воров, несмотря на нечетко сформулированные задачи и отсутствие достаточных ресурсов.

Однако иногда складываются такие ситуации, когда деятельность миротворцев становится невозможной. Конфликты в Руанде в 1994 г., в Боснии и Герцеговине и Сомали в период с 1992 по 1995 г. говорят об ограниченных возможностях поддержания мира в тех случаях, ко­гда этого мира нет, и о необходимости выбора между миротворчест-[ вом и применением силы.

После развертывания многих операций их участники сталкивались с трудностями или враждебным отношением к себе, когда местные группировки угрожали им расправой и действительно были готовы в любой момент применить силу. При проведении операции в Конго (1960-1964) Совет Безопасности в 1961 г. разрешил миротворцам Ор-ганизации Объединенных Наций использовать в необходимой мере си­лу для обеспечения вывода наемников, действия которых привели к от­делению провинции Катанга. Для противодействия иностранной ин­тервенции, ослабившей позиции центрального правительства, миро­творцам Организации Объединенных Наций пришлось вести ожесто­ченные бои с вооруженными элементами.

Впоследствии Совет Безопасности старался обеспечивать опера­циям по поддержанию мира весомую военную поддержку, что помо­гало избегать применения силы. Например, в 1996 г. с целью демонст­рации «мощи» миротворческой операции Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (Балканы) была оснащена некоторыми видами тя­желого оружия в качестве средства сдерживания. Совет Безопасности также дал санкцию государствам-членам оказывать непосредствен­ную авиационную поддержку миссии и принимать другие меры сило­вого воздействия.

В ходе операции Организации Объединенных Наций в Сьер­ра-Леоне осуществлялось сильное политическое давление в сочета­нии с демонстрацией военной силы с целью заставить одну из сторон отказаться от возобновления военных действий. В июле 2000 г. после целого ряда неспровоцированных нападений на военнослужащих миссии ООН в Сьерра-Леоне и после того, как были исчерпаны все другие возможности, миссия провела военную операцию по освобож­дению более 230 миротворцев, более двух месяцев находившихся в окружении антиправительственных сил.

Если возможность применения силы может помешать миротвор­цам выполнять возложенные на них обязанности, то, как показывает опыт последних лет, программы гражданского строительства, на­правленные на улучшение жизни людей в районе действия миссии, могут способствовать укреплению доброй воли и служить для сторон стимулом к сотрудничеству с миротворцами. Во многих миссиях ми­ротворцы помогали восстанавливать основные объекты инфраструк­туры, узлы связи и предприятия сферы обслуживания, поврежденные или разрушенные в ходе военных действий. Например, сегодня в Ко­сово оказание поддержки этим усилиям является одной из основных обязанностей миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово.

Далее приводятся некоторые сведения о текущих операциях ООН по поддержанию мира.

Персонал

Численность военного персонала и гражданских

полицейских, служащих в миссиях 72 731

Число стран, предоставляющих военный персонал

и гражданских полицейских . 108

Численность международного гражданского персонала. ... 4 646

Численность местного гражданского персонала 9 507

Добровольцы ООН 1 768

Общее численность персонала в миссиях 88 652

Общее число погибших в операциях по поддержанию

мира за период с 1948 г 2 254

Финансовые аспекты

Утвержденные бюджеты на период с 1 июля 2005 г.

по 30 июня 2006 г. приблизительно, млрд долл. США 5,03

Сметная общая сумма расходов на проведение операций С 1948 г. по 30 июня 2006 г. приблизительно,

млрд долл. США 41,04

Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 января 2006 г.) приблизительно, млрд долл. США 2,66

Ближний Восток (с июня 1948 г.)

Численность:

военные наблюдатели 154

международный гражданский персонал 99

местный гражданский персонал . ... .... . 120

Число погибших 44

Сумма ассигнований на 6 месяцев в 2006 г.,

млн долл. США . .... 14,66

Индия и Пакистан (с января 1949 г.)

Численность:

военные наблюдатели 43

международный гражданский персонал 22

местный гражданский персонал 45

Число погибших 11

Сумма ассигнований на 6 месяцев в 2006 г.,

млн долл. США. 3,87

Кипр (с марта 1964 года)

Численность:

военнослужащие 859

гражданская полиция 69

международный гражданский персонал . . 33

местный гражданский персонал .108

15*

Число погибших .■■■., . . 176

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн долл. США . 46,51

Сирийские Голанские высоты (с июня 1974 г.)

Численность:

военнослужащие 1 033

международный гражданский персонал 33

местный гражданский персонал 107

Число погибших ... 42

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн долл. США 43,71

Ливан (с марта 1978 г.)

Численность:

военнослужащие 1 991

международный гражданский персонал 95

местный гражданский персонал 295

Число погибших 257

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн долл. США 99,23

Западная Сахара (с апреля 1991 г.)

Численность:

военнослужащие 27

военные наблюдатели 192

гражданская полиция6

международный гражданский персонал 118

местный гражданский персонал 115

Число погибших 14

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн. долл. США . 47,95

Грузия (с августа 1993 г.)

Численность:

военные наблюдатели 120

гражданская полиция 11

международный гражданский персонал 94

местный гражданский персонал 186

добровольцы ООН> 2

Число погибших .10

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн долл. США ... . 36,38

Косово (Сербия и Черногория) (с июня 1999 г.)

Численность:

военные наблюдатели 37

гражданская полиция 2 134

международный гражданский персонал . . . ... . . ... • 399

местный гражданский персонал 2 172

добровольцы ООН 192

Число погибших • ■ . • • • • 45

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн. долл. США 252,55

Демократическая Республика Конго (с ноября 1999 г.)

Численность:

военнослужащие 15 591

военные наблюдатели 786

гражданская полиция 1 ЮЗ

международный гражданский персонал 993

местный гражданский персонал 1 786

добровольцы ООН 553

Число погибших 87

Утвержденный бюджет на период с 1 июля

по 31 октября 2005 г., млн долл. США 1 153,89

Эфиопия и Эритрея (с июля 2000 г.)

Численность:

военнослужащие 3 152

военные наблюдатели 221

международный гражданский персонал 162

местный гражданский персонал 207

добровольцы ООН 65

Число погибших 14

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн долл. США 185,99

Либерия (с сентября 2003 г.)

Численность:

военнослужащие 14 656

военные наблюдатели 184

гражданская полиция 1 051

международный гражданский персонал 506

местный гражданский персонал 747

добровольцы ООН 262

Число погибших ' 77

Утвержденный бюджет на период с июля 2005 г.

по июнь 2006 г., млн долл. США 760,57

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Понятие и сущность международной интеграции: 96. Что

такое международная региональная интеграция? (232) 0 97. Этапы развития интеграционного процесса (235) Экономическая интеграция европейских стран: 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сооб­щества (237) 0 99. Экономический и валютный союз ЕС (240) 0 100. Европей­ская ассоциация свободной торговли (246) Институциональная структура ЕС: 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы (248) 0 102. Европейский совет и его место в системе органов ЕС (250) 0 103. Функ­ции Европейского парламента (252) 0 104. Особенности Европейской ко­миссии как органа Европейского Союза (254) Политическая интеграция: 105. Значение Маастрихтского договора для развития европейской интегра­ции (256) 0 106. Оценки перспектив развития Европейского Союза (260) 0 107. Особенности международно-правового характера Европейского Сою­за (263) 0 108. Конституция ЕС (265) Европейский Союз и внешний мир: 109. Развитие отношений между ЕС и странами Восточной Европы (269) 0110. Отношения между Европейским Союзом и Россией (275)