logo
Политология

59. Структура нато до и после холодной войны

155

ший «цели и механизмы консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО». Создан и начал функ-ционировать Совместный постоянный совет Россия - НАТО. Однако вопрос о реальном характере и масштабах их будущего сотрудниче-ства остается открытым. Возможность такого сотрудничества была поставлена под угрозу военной операцией НАТО против Югославии, которую Россия охарактеризовала как неприкрытую агрессию. Такие действия побудили ее резко снизить уровень отношений с НАТО (от-зыв российских представителей из штаб-квартиры альянса, выход из ПРМ и другие меры).

В-третьих, прилагаются усилия не допустить ослабления роли альянса как инструмента стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности для ев-ропейских участников НАТО. В 1994 г. официально одобрен курс на укрепление «европейского участия в обеспечении безопасности и обороны» (Еигореап 8есип1у апА Вейгпсе ИепШу) в рамках НАТО; принято решение о том, что военные возможности альянса могут быть использованы для операций Западноевропейского союза (ЗЕС); принята концепция объединенных совместных оперативных группи-ровок (СотЫпей ]от1 Та§1с Рогсе), которые могут выделяться из со-става НАТО для операций, осуществляемых европейскими членами альянса без участия США.

В-четвертых, начиная с 1993 г. центральное место в дискус-сиях относительно НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса й вступления в него бывших социалистических стран и стран Балтии. Официальная политика НАТО никогда не исключала возможности приема в свой состав новых членов. В 1997 г. было принято официальное решение о присоединении к союзу Польши, Чехии и Венгрии, со своей стороны проявлявших настойчивость в этом вопросе. Решение было реализовано на юбилейной сессии Со-вета НАТО в апреле в 1999 г. одновременно с принятием новой стра-тегической концепции альянса. Документы НАТО подчеркивают, что вступление в альянс новых членов расширит зону стабильности на континенте. В «зале ожидания» еще примерно 10 стран, заявив-ших о своем намерении присоединиться к НАТО, но перспективы «второй волны» расширения альянса достаточно проблематичны. В известной степени это объясняется негативной позицией России по данному вопросу. Кроме того, полноценная адаптация новых членов Организации к натовским стандартам требует немалых мате-риальных затрат (около 500 млрд долл.). Немаловажно и то, что на 156