logo
Политология

Глава 4. Международные органшацш

рум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы (кроме Албании и Андорры, последняя не обладала в . указанное время полным суверенитетом), а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в проти-востоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоеди-нившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диа-лога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, при-нятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотноше-ний между государствами («Хельсинкский декалог»), а также наме-тил конкретные шаги по развитию сотрудничества в ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Вене (1986-1989), организация научного (Бонн, 1980) и культурного (Будапешт, 1985) форумов, проведенйе конференций по экономическому сотрудниче-ству (Бонн, 1990), по «человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаг| ген, 1990; Москва, 1991), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка,| 1990). ,| Важным направлением деятельности СБСЕ стало обеспечение! военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению^ взаимного доверия в военной области были определены Хельсинк-| ским заключительным актом; их дальнейшие развитие и углубление? предусматривались соответствующими документами, принятыми в I Стокгольме (1986) и Вене (1990). В рамках СБСЕ велись переговоры I по Договору об ограничении обычных вооруженных сил в Европе ?• (1990), который стал этапным событием в деле укрепления стабиль-ности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентно-сти военной деятельности государств-участников был подписан До-говор по открытому небу (1992).

В целом к рубежу 1980—1990-х гг. СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в значительной мере было результатом деятельности именно' СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития в Европе. Парижская Хартия для Новой Европы, принятая на встрече глав государств и

57. Организационная структура и деятельность ОБСЕ

147

правительств стран СБСЕ в 1990 г., в целом исходила именно из тако-го видения.

Распад социалистического содружества и затем Советского Сою-за, равно как и произошедшие вследствие этого кардинальные изме-нения в европейском международно-политическом ландшафте, нало-жили заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. В 1990-х гт. про-изошло значительное расширение круга участников СБСЕ - до 55 государств. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также государства, возникшие на территории бывшей Югославии. Это, несомненно, придало СБСЕ более репрезентатив-ный характер и вместе с тем способствовало интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Централь-ной Азии. Если раньше указанные регионы входили в СБСЕ как часть СССР, то теперь возникшие здесь страны представлены непосредст-венно (в настоящее время ОБСЕ имеет Бюро по связям в Центральной Азии, дислоцированное в Ташкенте). Таким образом, зона СБСЕ гео-графически вышла далеко за пределы Европы.

Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это нацеливал еще доку-мент Парижского саммита (1990); в 1992 г. в Хельсинки были приня-ты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организаци-онного характера; в 1994 г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в посто-янно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организа-цией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).