logo
Политология

103. Функции Европейского парламента

Европейский парламент (до 1962 г. Парламентская ассамблея) является представительным органом ЕС. Сначала он был наделен чисто консультативными полномочиями и избирался нацио­нальными парламентами.

Ассамблея обладала ограниченными функциями контроля и мог­ла лишь выразить недоверие Комиссии квалифицированным боль­шинством голосов. Ее резолюции носили рекомендательный характер. С течением времени объем полномочий Ассамблеи существенно расширился. С июня 1979 г. Европарламент избирается прямым всеобщим голосованием каждые 5 лет. Это единственный в струк­туре ЕС представительный орган, избираемый и формируемый не­посредственно населением стран - участниц организации. Парла­мент постепенно превращается в орган, оказывающий сущест­венное, а во многих случаях и решающее влияние в принятии решений, приводящих в движение весь механизм реализации эко­номического союза. Он все в большей мере осуществляет демокра­тический контроль за деятельностью всех институтов ЕС и наделен реальными полномочиями, объем которых возрастает и по отноше­нию к этим институтам. Европейский парламент осуществляет конт­роль над деятельностью Комиссии и наделен правом вынесения ей вотума недоверия; кроме того, он утверждает бюджет и отчет о его исполнении, участвует в процессе выработки и принятия новых за­конодательных актов, запрашивает и выслушивает Комиссию и Со­вет по различным вопросам их деятельности. Единый европейский акт поставил в зависимость от ратификации Европарламентом за­ключение международных договоров о присоединении или сотруд­ничестве так же, как и о любом новом расширении Сообщества.

В соответствии с Маастрихтским договором произошло значитель­ное перераспределение компетенций в пользу Европарламента. Маа­стрихтский договор усилил компетенцию Европейского парламента по контролю за финансами Сообщества. Парламент теперь имеет пра­во участвовать в принятии решений во многих областях.

Европейскому парламенту предоставлено право принимать уча­стие в назначении членов и председателя Комиссии, которые только после получения его одобрения могут приступить к выполнению своих европейских функций. Чтобы укрепить связь Комиссии и Ев­ропарламента, мандат Комиссии, который до 1994 г. давался на 4 го­да, приравнивали к законодательно закрепленному пятилетнему сро­ку функционирования Европарламента. Согласно новому договору, Европарламенту надлежит одобрять кроме соглашений о вступлении в ЕС и ассоциированном членстве в нем все международные договоры, имеющие важные финансовые или договорные последствия для ЕС.

Функция политического давления является главной для Европар­ламента. Он постоянно побуждает ЕС развивать или изменять суще­ствующую политику или вводить в действие новую. Так, проект договора о Европейском Союзе, который он одобрил в 1984 г., стал катализатором, побудившим правительства подписать Единый евро­пейский акт. Именно Европарламент потребовал и добился созыва двух межправительственных конференций по Экономическому и ва­лютному союзу и Политическому союзу.

Сейчас в соответствии с действующими квотами для государств-членов Европарламент насчитывает 626 членов. Амстердамский до­говор внес изменения, связанные с потенциальным расширением Сою­за. Было установлено максимальное число депутатских мандатов, ко­торое не должно превышать 700.

В соответствии с Ниццким договором расширена численность депутатов Европейского парламента - 732 вместо 700. Парламент также совместно с Советом уполномочены разрабатывать законода­тельство о политических партиях на европейском уровне и правила их финансирования.

Пленарные сессии Европарламента проходят в Страсбурге.