logo
Политология

Глава 4. Международные организации

ников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Одним из важнейших организационных принципов принятия ре-шений в ОБСЕ является обязательный консенсус. Однако в последнее десятилетие из-за значительного расширения организации и, как следствие, ее значительной системной гетерогенности усложняется процесс разработки политики ОБСЕ и затрудняется принятие реше-ний. В этих условиях вполне обоснованно критикуется принцип кон-сенсуса при принятии решений, следование которому способно пара-лизовать деятельность организации.

Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществ-ляет действующий председатель; функции председателя выполняют поочередно министры иностранных дел государств-членов на протя-жении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они обра-зуют институт «тройки»), может назначать и направлять личных пред-ставителей, инициировать создание специальных целевых групп; он также поддерживает контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ, ко-торая состоит из представителей национальных парламентов и прово-дит ежегодные сессии в разных городах государств-членов. Полномо-чий по принятию решений в ОБСЕ Ассамблея не имеет и служит глав-ным образом связующим звеном с национальными законодательными органами. Главным должностным лицом организации является Гене-ральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и вощ главляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене. ! Повышенное внимание ОБСЕ уделяет проблемам международ-1' но-политического развития в Европе, которые приобрели особое зна-чение после окончания холодной войны. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует г расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Постоянно действующий ор-ган ОБСЕ — Форум по сотрудничеству в области безопасности — зани-мается проведением переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

В помощь Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. В заявлениях, принимае-мых на уровне глав государств и правительств или министров ино-странных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Юго-

57. Организационная структура и деятельность ОБСЕ

149

славии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые дек-ларации и призывы, по терминологии часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, как правило, оставались без практиче-ских последствий. Не везде работа миссий проходит без проблем и в согласии с местными вла<?гями. Так, официальная Москва настояла на уходе миссии из Чечни. Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к наиболее острым в ее деятельности. Это обусловлено тем, что ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и пре-дотвращения конфликтов, регулирования кризисов в постконфронта-ционной Европе. Долгосрочные миссии этой организации, имевшие целью политический мониторинг, поощрение контактов между кон-фликтующими сторонами, содействие строительству демократических институтов, направлялись в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Маке-донию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в Чечне, Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятелыюсть способствовали некоторому ослаблению напряженности в ряде потенциально кон-фликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).

Значительные усилия были приложены ОБСЕ для урегулирова-ния конфликта в Нагорном Карабахе. Именно под эгидой ОБСЕ функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выра-ботку решения по этой конфликтной ситуации. Будапештский сам-мит ОБСЕ (1994) принял решение о создании на основе соответст-вующей резолюции Совета Безопасности ООН многонациональных сил по поддержанию мира после достижения согласия сторон о пре-кращении военного конфликта. Также было принято решение разра-ботать план по формированию, составу и оперативной деятельности подобного рода сил, что означало бы принципиально новую роль ОБСЕ в деле урегулирования конфликтов. К сожалению, претворение в жизнь этого решения оказалось заблокированным в результате не-способности конфликтующих сторон договориться о политических принципах урегулирования. В 1997 г. и затем в 1998 г. Минская груп-па выступила с новыми инициативами на этот счет.

В настоящее время миссии ОБСЕ работают в Юго-Восточной Европе (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Югославия), Вос-точной Европе (Белоруссия, Молдова, Украина), на Кавказе (Арме-150