12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
Научная парадигма вовсе не обязательно представляет собой верную модель трактовки и решения исследовательских задач. Она может быть как верной, так и ошибочной. Но даже если она является верной (т.е. отвечающей данным условиям и состоянию науки), то и в этом случае следует иметь в виду ее относительность: новые повороты в развитии эволюции исследовательского объекта и самой научной практики могут поколебать и даже разрушить ее основные установки. Данное обстоятельство служит источником непрекращающегося спора между парадигмами в теории международных отношений: сторонники каждой из них считают, что взгляды их оппонентов не соответствуют быстро меняющейся международной реальности, а также развивающейся науке и ее методам. Расхождение взглядов между парадигмами по основным вопросам, касающимся исследования международных отношений, столь велико, что некоторые наблюдатели даже полагают, что примирение невозможно. При этом различия в подходах между приверженцами реализма, либерализма и радикализма (и их неклассическими вариантами) настолько значительны, что существующая между ними «война парадигм» является одним из препятствий на пути развития самой ТМО.
Но существует и противоположная тенденция. Так, будучи склонным к политическому реализму, Э.Х. Карр еще в 1939 г. пытался подняться над спорами между представителями разных взглядов на исследование международных отношений, найти общие моменты в их подходах и в этом смысле «примирить» парадигмы. Вообще за пределами США (например, в Великобритании, во Франции или в России) научные сообщества в области международных отношений проявляют значительно меньше интереса к межпарадигмальным дебатам. Имплицитно, подспудно разногласия в подходах, конечно, угадываются. В то же время существует и стремление избежать противопоставления парадигм, которое проявляется в попытках классифицировать указанные разногласия по другим принципам. Например, один из основателей британской школы в ТМО М. Уайт предлагал разделить теоретиков международной теории в соответствии с тремя традициями, которые известны как «3 Р»: 1) реалисты - продолжатели положений Н. Макиавелли о властной, силовой политике государств, конфликтующих друг с другом в анархической среде; 2) рационалисты - сторонники позиций одного из основателей международного права Г. Гроция, согласно которому межгосударственные конфликты могут и должны разрешаться на основе взаимно выработанных законов и правил; 3) революционаристы - приверженцы идей И. Канта о необходимости преобразования отношений между государствами на основе универсальных, общечеловеческих нравственных норм.
Данная классификация не вполне совпадает с приведенными выше межпарадигмальными различиями. Стремление к их преодолению характеризует развитие британской школы и в дальнейшем. В центре внимания этой школы — разработка теории международного общества; ее основная идея - наличие общих правил и норм в отношениях между государствами. Сторонники этой теории разделяют ряд положений политического реализма: о государствах как главных действующих лицах международных отношений, о национальных интересах как основе внешней политики, о регулирующей роли баланса сил, о неизменности основ межгосударственных отношений. В то же время их позиции, выходя за рамки реалистской парадигмы, частично сближаются с либерализмом: они подчеркивают роль обычных и правовых норм, а также не только конфликтов, но и сотрудничества между государствами на основе общих интересов. Наличие и характер таких интересов следуют из осознания государствами - членами международного общества пользы от соблюдения единых правил поведения в отношениях друг с другом как для их собственного суверенитета, так и для стабильности международной обстановки.
Совпадение неореализма и неолиберализма имеет место и по другим основаниям. Например, представители обеих парадигм склонны считать государства основными игроками на международной сцене (хотя и по-разному относятся к проблеме суверенитета); и те, и другие исходят из того, что международное поведение государств основано на национальных интересах (хотя по-разному понимают основы этих интересов: для реалистов это военная безопасность, а для либералов - экономическая); наконец, и те, и другие не исключают и сотрудничества, и противоборства на международной арене, а также ведущей роли великих держав в этих процессах.
Современные представители британской школы еще более целенаправленно исследуют эту проблему и доказывают сближение и даже совпадение структурного реализма и неолиберализма. Так, по мнению Б. Бузана, основные идеи теории международного общества государств не противоречат, а, напротив, дополняют и усиливают идеи теории мирового сообщества людей. Структурный реализм исходит из того, что последствия международной анархии не являются постоянной величиной, как утверждал К. Уолц, а варьируются в зависимости от уровня и типа взаимодействия в межгосударственной системе. Чем ниже уровень взаимодействия и чем более оно стихийно, тем выше степень анархии и тем меньше возможностей для становления и развития международного общества. Хотя потенциал конфликтности между отдаленными элементами подобной системы весьма невысок, он резко увеличивается с ростом уровня взаимодействия при сохранении (а тем более при увеличении) стихийности этого взаимодействия. Наоборот, повышение уровня взаимодействия при внесении в него элементов организованности и порядка создает возможности для формирования международного общества и уменьшения вероятности конфликтов между его членами.
Ограниченные возможности взаимодействия между Древним Римом и Древним Китаем, которые сводились к обмену некоторыми идеями, иногда технологиями и очень редко людьми, не позволяли им систематически торговать или воевать друг с другом, как, например, европейским государствам XIX в. Соответственно в то время был высоким и уровень анархии международной системы. Это говорит о том, что различия в характере и структуре международных отношений обусловливают разную степень их анархичности. Условием ее снижения становится понимание политическими лидерами неудобств постоянного хаоса в международных отношениях и стремление навести в них некоторый порядок. Заключение договоров, устанавливающих пределы использованию силы, создание институтов, призванных гарантировать их соблюдение, взаимные обязательства уважать собственность друг друга - таковы элементарные условия формирования международного общества. Они не приводят к полному освобождению от анархичности международных отношений, но способствуют снижению ее степени. Создавая и укрепляя международные режимы (в области безопасности, торговли, передвижения товаров и людей, прав человека) международное общество вносит определенный порядок в межгосударственные отношения. Такой порядок, или зрелая анархия, - это своего рода промежуточный этап на историческом пути от естественного состояния с его неумеренной анархией к мировому обществу. С этой точки зрения, противопоставление реализма и либерализма теряет смысл, ибо они взаимно дополняют друг друга.
Американцы X. Алкер и Т. Бирстекер, японец Т. Иногучи и пакистанец Т. Амин предлагают отказаться от парадигмальных споров как одномерных подходов к анализу международных отношений и рассматривать понятие мирового порядка как многомерное явление. Изучив теоретические дискуссии, которые ведутся в настоящее время в соответствующих странах, они пришли к двум важным выводам: во-первых, содержание дискуссий в самых разных странах примерно совпадает, что свидетельствует о распространении международных исследований как профессиональной дисциплины на все новые регионы мира; во-вторых, основные вопросы дискуссий о международном порядке (военная безопасность, политэкономия, со-циетальные процессы, геополитика) не совпадают с разделительными линиями господствующих теоретических парадигм. Поэтому анализ международяъгх отношений в терминах межпарадигмальных споров не отвечает реальному состоянию современного мира, в котором сосуществует, взаимно дополняя друг друга, несколько мировых порядков.
Таким образом, современная ТМО стремится освободиться от ограничивающих ее развитие крайностей в противопоставлении теоретических парадигм, существующих в ее рамках. Знание основных положений таких парадигм -лишь предварительное условие исследования международных отношений. Оно поможет продвинуться в осмыслении их характера и тенденций только в том случае, если мы поймем условность, относительность каждой из парадигм в осмыслении перипетий международной политики, если мы осознаем необходимость их взаимного сочетания при рассмотрении тех или иных проблем и, наконец, если мы научимся видеть, что и такое сочетание еще не гарантирует полностью достоверного знания о стремительно эволюционирующих международных реалиях, большая часть которых не охватывается ни одной из существующих парадигм или межпара-дигмальными спорами и которые гораздо богаче и сложнее любой теории.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества