logo
Политология

100. Европейская ассоциация свободной торговли

В тот период, когда началась деятельность Европей­ского сообщества, в Европе возникло и другое интеграционное объ­единение. Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950-1960-х гг. сделало невозможным ее вступление в ЕЭС (Общий рынок). Создание второго интеграционного объединения в определенном смысле отражало это соперничество. В 1960 г. семь европейских стран при поддержке Великобритании - Австрия, Ис­ландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция, которые сочли планы создания европейского Общего рынка слишком амбициозными, подписали соглашение, предусматривающее посте­пенный переход к такой форме экономической интеграции, как ассо­циация свободной торговли. Снижая таможенные пошлины и сверты­вая количественные ограничения, члены ассоциации решили устано­вить к 1970 г. режим свободной взаимной торговли.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) ограничива­лась более скромными задачами, чем ЕС. По Стокгольмской конвен­ции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на про­мышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на про­дукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осушествляя таким образом самостоятельную торговую политику.

Высшим органом ЕАСТ являлся Совет, состоявший из предста­вителей стран-участниц и избиравшийся на уровне министров. Совет контролировал ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывал рекомендации правительствам стран-участниц, соз­давал комитеты по различным вопросам, например по тарифам, бюджету и т.д. Текущими делами ЕАСТ занимался постоянный Секретариат. Все руководящие органы Ассоциации в отличие от орга­нов ЕЭС выполняли по преимуществу консультативные функции. Таким образом, ЕАСТ представляла собой менее развитую инте­грационную форму: при осуществлении свободной торговли меж­ду входившими в нее странами ни одна из них не поступалась каки­ми-либо элементами своего суверенитета; к тому же не были созда ны институты, обладавшие законодательной властью. Страны ЕАСТ оказались слабо связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС.

К началу 1970-х гг. в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной тор­говли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воз­действия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе. Перед Великобританией, как и перед странами ЕАСТ, встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добивать­ся присоединения к ЕЭС. Великобритания сделала выбор в пользу Общего рынка; за ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобританией и имевшие с ней договор о торго­вой ассоциации. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из этой организации и присоединяться к ЕС.

В 1984 г. ЕАСТ и ЕС договорились о создании единого экономи­ческого пространства, а также о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная полити­ка, научные исследования и разработки, охрана окружающей среды, рыболовство, сталелитейная промышленность и транспорт.

Согласно концепции председателя Европейской комиссии Ж. Де-лора, выдвинутой им в 1988 г., страны ЕАСТ входят во второй кон­центрический круг формирования Европейского экономического пространства (ЕЭП). На самом деле процессы экономической инте­грации стран ЕС и стран, входящих в ЕАСТ, развиваются с 1950-х гг. Первоначально это была рыночная интеграция, не сопровождавшаяся созданием каких-либо институциональных рамок экономических взаимосвязей между двумя интеграционными группами. Первым крупным шагом на пути институционализации было соглашение 1974 г., вводившее свободное движение промышленных товаров в ре­гионе, охватываемом ЕС и ЕАСТ. Создание ЕЭП имеет еще большее значение, поскольку предусматривает свободное передвижение че­тырех основных факторов производства — товаров, услуг, капитала и рабочей силы. ЕЭП создано одновременно с единым рынком ЕС, т.е. к 1 января 1993 г. Переговоры, имевшие целью подготовку текста со­глашения, начались в июне 1990 г. На совещании министров государств - членов ЕС и ЕАСТ, состоявшемся 19 декабря 1990 г. в Брюс­селе, были согласованы позиции по ряду важных аспектов будущего соглашения, в том числе по вопросам институциональной структуры ЕЭП.

После двух лет переговоров ЕАСТ и ЕЭС в мае 1992 г. подписа­ли соглашение о Европейском экономическом пространстве. Оно вступило в силу 1 января 1994 г. Швейцария оказалась единствен­ной страной, которая не присоединилась к ЕЭП, так как общенацио­нальный референдум высказался против этого. Три страны ЕАСТ -Австрия, Финляндия и Швеция - в январе 1995 г. стали полноправ­ными членами ЕС и автоматически прекратили членство в ЕАСТ. Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн остались членами этой организации.