26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
Недопущение новых мировых войн и обеспечение безопасности на земле - главная цель, ради которой в 1945 г. была создана ООН. За чуть более чем 60-летний период своего существования в ООН разрабатывались и совершенствовались методы воздействия на вооруженные конфликты - от посредничества и наблюдений за выполнением соглашения до проведения военных операций. В 1992 г., будучи Генеральным секретарем ООН, Бутрос Гали в докладе «Повестка дня для мира» сформулировал четыре основных направления деятельности ООН по предотвращению конфликта и воздействию на него:
превентивная дипломатия (preventive diplomacy);
поддержание мира (peacekeeping);
миротворчество, или сохранение мира (peacemaking);
миростроительство, или восстановление мира (peacebuilding).
Превентивная дипломатия используется для того, чтобы не дать конфликтам перейти в вооруженную стадию. Она включает в себя деятельность, связанную с «восстановлением доверия» между конфликтующими сторонами, работу миссий гражданских наблюдателей по установлению фактов нарушения мира, обмену информацией и т.п.
Превентивная дипломатия начала особенно интенсивно развиваться после вспышек конфликтов в конце 1980 - начале 1990-х гг., прежде всего в Европе. Тем не менее конкретная политика в отношении конфликтных ситуаций во многом остается реактивной, т.е. действия предпринимаются в основном после того, как произошло то или иное событие. Причин здесь несколько. Во-первых, возникают проблемы, связанные с поиском индикаторов, по которым можно судить о потенциально конфликтных районах. Несмотря на то что мониторинг за возможными взрывоопасными зонами ведется как ООН, так и исследователями, не существует четких критериев, по которым можно было бы судить, когда и где возникнет очередной конфликт, а также в какой форме он будет проявляться. Во-вторых, возникает проблема обоснования необходимости вмешательства, принятия соответствующих решений о том, какого рода действия будут предприняты, получения необходимых разрешений для воздействия на конфликт и финансирования предпринимаемых действий. При обсуждении всех этих вопросов существенную роль играют и чисто психологические факторы, а именно, необходимость предотвращения угрозы, которой реально пока не существует.
Поддержание мира подразумевает меры, направленные на прекращение огня. Это может быть развертывание миссий военных наблюдателей, миротворческих сил, создание буферных зон, зон, свободных от полетов, и т.п. Вводимые миротворческие силы могут называться «чрезвычайные», «временные», «охранительные», «силы разведения» и иметь различные мандаты, определяющие допустимые средства достижения цели.
Деятельность по поддержанию мира не предназначена для поиска мирного решения проблемы, а ориентирована лишь на снижение остроты конфликта. Она предусматривают разведение противоборствующих сторон и ограничение контактов между ними. В результате военные действия противоборствующих сторон становятся затруднительными. Однако если проводить аналогии с медициной, то действия по поддержанию мира нацелены скорее на снятие симптомов болезни, чем на ее лечение.
Кроме того, возникает целый ряд других вопросов и ограничений. Так, миротворческие силы не могут быть введены без разрешения государства, на территорию которого они вводятся. А оно, в свою очередь, может воспринимать это как вмешательство в свои внутренние дела. Еще один вопрос - каким должен быть состав вводимых сил, чтобы их действия воспринимались противоборствующими сторонами как нейтральные, а не поддерживающие ту или иную сторону в конфликте. Деятельность вводимых сил ограничена их мандатом. Как правило, они не имеют права преследовать нападающего. В результате миротворцы нередко становятся своеобразной мишенью.
Миротворчество предполагает процедуры, связанные с организацией переговорного процесса и осуществления посреднических усилий третьей стороной для поиска взаимоприемлемых решений. Важным моментом здесь является то, что в отличие от поддержания мира деятельность по сохранению мира направлена не только на то, чтобы снизить уровень противостояния сторон, но и найти решение проблемы мирным путем, которое бы удовлетворяло конфликтующие стороны. В то же время результатом деятельности по сохранению мира не всегда является разрешение противоречий. Стороны порой лишь вынужденно идут на подписание договоренностей, понимая, что продолжение конфликта на данном этапе становится невозможным.
Под миростроительством понимается активное вовлечение третьей стороны в постконфликтное урегулирование. Это может быть деятельность, направленная на подготовку выборов, управление территориями до полного восстановления мирной жизни и передачи власти местным органам и т.п. В рамках восстановления мира осуществляются также мероприятия по примирению конфликтующих сторон. Большое значение имеет экономическое развитие, разработка проектов, предполагающее сотрудничество бывших противников (как это было, например, после окончания Второй мировой войны в Западной Европе). Кроме того, восстановление мира предполагает просветительскую работу, которая направлена на примирение сторон, воспитание толерантного поведения.
Очевидно, что практические мероприятия и направления деятельности по предотвращению конфликтов и воздействию на них с целью мирного разрешения в принципе хорошо согласуются с подходами, разрабатываемыми исследователями. Так, превентивная дипломатия сопоставима с предупреждением конфликтов, миротворчество - с урегулированием конфликтов, а миростроительство - с разрешением конфликтов.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества