16. Основные положения теории наступательного реализма
С распадом Советского Союза, положившим конец биполярному противостоянию, в мировой политике наступает новый этап, одной из основных черт которого становится очевидное мировое превосходство США - прежде всего в военной силе, но также и в экономике, сфере финансов, СМИ, массовой культуре. Конфигурация международной системы все больше начинает напоминать мировую империю с единственным безраздельно доминирующим в нем полюсом власти. Однако формированию однополярного мира мешают такие обстоятельства, как усиление роли негосударственных участников мирополитических процессов и заметная тенденция к появлению новых центров силы в лице Китая, Индии, в определенной мере России и, возможно, ЕС. На этом фоне в США наблюдается рост интереса к политическому реализму в его классическом прочтении, хотя и с учетом новых обстоятельств, и соответственно - пересмотру под этим углом зрения истории международных отношений. Так в конце XX в. возникает теория наступательного реализма, одним из основателей которой стал Дж. Миршаймер.
Теория наступательного реализма представляет собой как бы возврат к классическому реализму, так как ее исходные положения совпадают с положениями Г. Моргентау. Это касается представлений о неизменности природы международных отношений как анархии, следствием которой является «война всех против всех»; о великих державах как, по сути, единственно значимых игроках мировой политики; об «интересах, выраженных в терминах власти», как неизменном мотиве и заботе о безопасности как основном стимуле международной деятельности государств; наконец, о военной силе как главном показателе могущества и как средстве достижения целей на международной арене.
В то же время Миршаймер подчеркивает родство своей теории с неореализмом Уолца, утверждая, что поведение государств диктуется конфигурацией (полярностью) и структурными факторами (анархией и распределением власти) международной системы. Теория наступательного реализма, по его признанию, уделяет немного внимания индивидам или внутренним политическим соображениям типа идеологии.
Указанные теории Миршаймер ставит выше других прежде всего потому, что их авторов отличает стремление не только отстоять общие положения политического реализма, но и представить собственное видение международной политики. Как и для всех реалистов, отправным пунктом рассуждений Моргентау и Уолца является утверждение о том, что главным объясняющим фактором международной политики является стремление великих держав к власти и силе. Власть играет в международной политике ту же роль, что деньги в экономике. Власть - это валюта великодержавной политики, и стремление к ее обладанию приводит государства к острому и постоянному соперничеству друг с другом. Международная политика - игра с нулевой суммой: чем больше власти у одного из игроков, тем меньше ее у других. Исходя из этих положений и Моргентау, и Уолц объясняют, хотя каждый по-своему, почему государства стремятся к власти и сколько власти они считают необходимым иметь.
Отдавая должное политическому реализму в целом и его указанным разновидностям в особенности, Миршаймер вместе с тем стремится показать их ограниченность в объяснении современных международных реалий. Так, Моргентау утверждает, что стремление государств к власти имеет врожденный характер и именно этим объясняется агрессивное поведение великих держав. Мультиполярные системы, по мнению Моргентау, более стабильны прежде всего потому, в них что указанное стремление получает как бы относительно большую «легитимность». Таким образом, с позиций «реализма человеческой природы» главная цель великих держав - максимальное увеличение власти, вплоть до завоевания доминирующих позиций в международной политике.
Уолц не разделяет тезис о врожденной агрессивности великих держав. Он настаивает на том, что их главной целью в международной политике является стремление к увеличению собственной безопасности. Однако структура международной системы вынуждает стремящиеся к безопасности государства соперничать друг с другом за обладание властью, поскольку она помогает выжить в условиях анархии. Стратегия ослабления своих конкурентов является для них вполне естественной, но лишь тогда, когда отсутствует или минимален риск нанести ущерб собственной безопасности. Поэтому государства склонны скорее поддерживать, чем нарушать сложившееся в системе равновесие сил. Они исходят из того, что при попытках нарушения баланса потенциальные жертвы агрессии, как правило, объединяются против нарушителя и срывают его намерения увеличить собственную власть. По терминологии Миршаймера, теория Уолца -это «оборонительный реализм», с позиций которого для великой державы важно соблюдать осторожность и не стремиться к чрезмерной власти. В противном случае она может получить противостоящий ей союз во главе с другой (или другими) державой. Иначе говоря, она рискует потерять больше, чем могла бы получить в случае приращения власти. В результате стремление к сохранению власти перевешивает стремление к ее увеличению. Все это заставляет великие державы соблюдать равновесие сил.
Миршаймера не устраивает оборонительный реализм. Во-первых, он не согласен, что великие державы стремятся к сохранению безопасности и тем самым существующего статус-кво. Международная система создает мощные стимулы, заставляющие великие державы искать возможности увеличения собственной власти за счет конкурентов. Государства всегда стремятся воспользоваться преимуществом тех ситуаций, когда выгоды перевешивают затраты, с тем чтобы изменить существующее соотношение сил, в свою пользу. Более того, они не просто склонны к нарушению равновесия власти, но и заинтересованы в максимальном ослаблении своих конкурентов. Великая держава, конечно, будет отстаивать существующий баланс сил, но только в том случае, если его нарушение может привести к ослаблению ее власти и увеличению власти другой великой державы. Однако если она считает, что подрыв существующего равновесия принесет ей выгоду и при этом располагает возможностями для такого подрыва, то можно не сомневаться, что она будет стремиться отнюдь не к сохранению статус-кво и тем самым безопасности, а к изменению соотношения сил в свою пользу.
Поэтому, во-вторых, Миршаймер не согласен и с тем, что государства стремятся быть осмотрительными относительно количества власти, к которой следует стремиться. Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что с точки зрения наступательного реализма «много власти не бывает». Великие державы, в силу особенностей международной системы, всегда стремятся к максимизации своей власти. Их окончательная цель состоит в том, чтобы стать единоличным гегемоном в этой системе.
В-третьих,в оборонительном реализме Миршаймера не удовлетворяют причины вооруженных конфликтов и войн между государствами. Теория неореализма, по его мнению, не предлагает сколько-нибудь глубоких объяснений этих причин и даже не обсуждает вопрос о выгодах, которые войны могут приносить великим державам. По сути она ограничивается рассуждениями о том, что войны - в значительной степени результат неуверенности и просчета в стратегии государств. На самом же деле, с точки зрения наступательного реализма, главная причина войн лежит именно в стремлении государств к максимизации своей власти и в этом состоит трагедия великих держав.
Таким образом, являясь, как и неореализм, структурной теорией, наступательный реализм вместе с тем представляет собой как бы возврат к классическому реализму (табл. 1). Миршаймер поддерживает положение Моргентау о врожденной склонности государств к увеличению своей власти, как и тезис о ее максимизации и стремлении великих держав к достижению гегемонии в международной политике. В то же время, в отличие от «реализма человеческой природы», наступательный реализм исходит из того, что в конечном счете поведение великих держав обусловлено структурой международной системы. Не согласен он и с утверждением классического реализма о том, что мультиполярная система является более стабильной, чем биполярная. Здесь наступательный реализм склоняется скорее к поддержке Уолца, который считает, что многополярность чревата конфликтами. Однако, если неореализм противопоставляет многополярность биполярныму устройству мира, то Миршаймер дает понять, что антиподом ей, гарантирующим относительно большую стабильность, является гегемония одной-единственной сверхдержавы или, иначе говоря, однополярный мир. Так, новейшая версия теории политического реализма приходит к оправданию стратегии доминирования США над всеми другими государствами мира, которую проводит нынешняя американская администрация.
Таблица 1. Представление о теории наступательного реализма
Положение теории | Реализм человеческой природы ( = классический реализм) | Оборонительный реализм (= неореализм) | Наступательный реализм (+ неоклассический реализм) |
Причины соперничества государств за власть | Жажда власти, изначально свойственная государствам | Структура международной системы | Структура международной системы |
Сколько власти хотят государства? | Столько, сколько возможно получить. Государства максимизируют относительную власть, стремясь к достижению гегемонии как финальной цели своей стратегии | Не намного больше чем то, что они имеют. Государства концентрируются на сохранении баланса сил | Столько,сколько возможно получить. Государства максимизируют относительную власть, стремясь к достижению гегемонии как финальной цели своей стратегии |
Представители | Фукидид, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э.Х. Карр, Г. Моргентау | К. Уолц, Р. Гил-пин, Дж. Грико, Б. Бузан | Дж. Миршаймер, Р. Швеллер, У. Уол-форт |
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества