Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
ИХ ИССЛЕДОВАНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ
Международные конфликты XX в.: 21. Особенности международных конфликтов XX в. (70)
22. Исследования по международным конфликтам в XX в. (72)
23. Отечественные исследования международных конфликтов (78).
Мирный путь выхода из конфликта: 24. Соотношение силовых и несиловых механизмов поведения в конфликте (80)
25. Мирное окончание конфликта: основные подходы в исследованиях по международным отношениям (82)
26. Развитие практики ООН воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания (85)
Основные механизмы урегулирования конфликтов: 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов (88)
28. Переговоры как метод урегулирования международных конфликтов (93)
Международные конфликты после окончания холодной войны:
29. Специфика международных конфликтов 1990-х гг. (96)
30. Асимметричные конфликты началаXXIв. (100)
21. Особенности международных конфликтов XX в.
Конфликты всегда сопровождали развитие человечества. По замечанию немецкого историка и военного теоретика К. фон Клаузевица, история мира - это история войн. И, хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль конфликтов в истории более чем существенна: вооруженные конфликты уносили множество жизней, приводили к разрухе и голоду, порой они одновременно становились источником обогащения.
В XXв. конфликты и войны приобретают качественно иной характер. Прежде всего, конфликты впервые показали возможность своего распространения за пределы территорий отдельных государств и континентов:XXвек стал веком двух мировых войн. К этому же столетию относится и холодная война, которая не раз грозила перерасти в новую мировую. Таким образом,перваяособенность конфликтов вXXв. - их возможное расширение до мирового масштаба.
Второйважнейшей особенностьюXXстолетия стало появление и применение оружия массового уничтожения (ОМУ). В 1915 г. во время Первой мировой войны впервые был использован иприт в качестве химического оружия, а через 30 лет, в конце Второй мировой войны Япония подверглась ядерной атаке. Развитие ОМУ и средств его доставки резко изменило логику войн, сделав мирное население главной мишенью и многократно увеличив количество потенциальных жертв вплоть до уничтожения человечества как такового. Появление ОМУ не могло не сказаться на конфликтах: опасность его применения могло сделать конфликт абсолютно неконтролируемым.
Наконец, третьяважная особенность международных конфликтовXXв. заключается в том, что не только сами они, но и последствия даже локальных вооруженных конфликтов приобрели потенциально глобальный характер. В качестве примера достаточно вспомнить поджог нефтяных скважин в Персидском заливе при нападении Ирака на Кувейт в 1990 г. Воздействие вооруженного конфликта на экологию региона и планеты в целом, появление большого числа беженцев и связанные с этим гуманитарные проблемы потребовали усилий многих государств и международных организаций, а также международных неправительственных организаций и других участников.
Все это побудило предпринять особые действия для предотвращения возможных международных конфликтов и кризисов, способных привести к войне. С этой цель создавались Лига Наций, ООН, а также многие региональные международные организации, развивалось международное право, совершенствовалась технология урегулирования конфликтов.
Тем не менее во второй половине XXв. избежать конфликтов не удалось. По данным ООН, в период с 1945 по 1992 г. более 100 основных конфликтов в мире унесли жизни более 20 млн. человек. Большинство вооруженных конфликтов пришлось на регионы Африки, Азии и Ближнего Востока.
Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и возглавляемых ими блоков было ведущим фактором политического развития мира в период холодной войны и до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии. В то же время сверхдержавы старались держать региональные конфликты под контролем, понимая, что в противном случае они могут стать неуправляемыми и перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние, координировали свои действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Несколько раз такая опасность, например, возникала при развитии арабо-израильского конфликта в период холодной войны. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на своего союзника с тем, чтобы снизить накал конфликтных отношений.
В период холодной войны были ситуации и прямой жесткой конфронтации СССР и США. Одним из таких наиболее острых моментов стал в 1962 г. Карибский (Кубинский) кризис. Тогда и США, и СССР всерьез рассматривали возможность нанесения ядерных ударов.
Несмотря на появление новых важнейших характеристик международные конфликты примерно до конца 1980-х гг. оставались прежде всего межгосударственными. Особых проблем относительно понимания того, что такое международные конфликтов, не возникало: фактически понятия «межгосударственные конфликты» и «международные конфликты» были синонимами. По этой причине обычно не требовалось и пояснение, что речь идет о политической сфере. Как только экономические или другие вопросы переводились на государственный уровень, они приобретали политический характер.
Внутренние конфликты (в том числе этнические, конфессиональные и др.) на протяжении всего XX в., разумеется, существовали, но не выходили «напрямую» на международную арену. Государственно-центристская политическая система, получившее свое развитие с момента заключения Вестфальского мира в 1648 г. и сделавшая государственный суверенитет центральным звеном международных отношений, не позволяла одним государствам вмешиваться во внутренние дела других. Несмотря на то что принцип суверенитета в истории неоднократно нарушался, в целом государствам удавалось «действовать по правилам», ими самими же разработанным.
22. Исследования по международным конфликтам в XX в.
Конфликты, кризисы и войны всегда были традиционным объектом международных исследований. Теория международных отношений как научная и учебная дисциплина фактически возникла в ответ на развязывание Первой мировой войны. Причины возникновения мировой войны и возможности предотвращения новых войн оказались в центре внимания первой в мире кафедры международных отношений, появившейся в 1919 г. в Великобритании.
В 1940-е гг. были заложены основы научной области, ориентированной непосредственно на изучение международных конфликтов. Международный конфликт перестает рассматриваться как некое уникальное историческое явление. В нем с помощью сравнительного анализа различных конфликтов были выделены некие паттерны, имеющие универсальный характер. Огромный вклад в становление этих исследований внесли П. Сорокин и К. Райт. Так, Сорокин выделил класс социальных конфликтов, к которому был отнесен и международный конфликт, а Райту принадлежит идея исследования стадий развития международных конфликтов: 1) осознание различий в целях; 2) возрастание напряженности; 3) оказание давления без применения силы для разрешения конфликта; 4) вооруженное разрешение конфликта.
После Второй мировой войны резко активизируются исследования по конфликтам (прежде всего в США) и происходит институциональное оформление изучения конфликтов как отдельной научной области: начинают проводиться исследования и читаться курсы по конфликтам в университетах, появляются профильные журналы и т.д. В исследованиях, посвященных конфликтам, в том числе и международным, выделяются следующие направления:
выявление структурных элементов;
анализ динамики развития;
изучение функций конфликта;
рассмотрение типологий конфликта;
изучение возможностей и ограничений воздействия на конфликт для его урегулирования и разрешения.
Практически все авторы, которые занимались изучением конфликтов, выделяют в них те или иные структурные элементы. Несмотря на различия в точках зрения и подходах различных исследователей было показано, что конфликт возникает между двумя или более сторонами, которые являются основными или прямыми участниками конфликта. В целом ряде международных конфликтов кроме основных существуют косвенные участники, которые не предпринимают активных действий в самом конфликте, но поддерживают одну из сторон политическими, экономическими методами, поставками оружия и т.д. Степень вовлеченности косвенных участников в конфликт может широко варьироваться.
Участники далеко не всегда определяются однозначно. Серьезные трудности на этой почве возникли, например, при подготовке Парижских переговоров в связи с окончанием войны во Вьетнаме. США исходили из того, что проблема заключалась во вторжении Северного Вьетнама в Южный Вьетнам, а Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама представлял собой военное крыло северо-вьетнамского правительства, действующее на территории Южного Вьетнама. Согласно такой логике, Национальному фронту освобождения не могло быть отведено самостоятельное место на переговорах по урегулированию. По-иному видели ситуацию Северный Вьетнам и Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама. Они исходили из того, что конфликт был между вьетнамцами, живущими в Южном Вьетнаме, и Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама, с одной стороны, и США и их марионеточным сайгонским правительством — с другой.
П р е д м е т к о н ф л и к т а, т.е. то, по поводу чего конфликт возникает между сторонами - другой структурный элемент. Предметом международного конфликта может быть спорная территория, право на использование ресурсов (например, морских, нефтяных) и т.д. Стороны могут по-разному определять, в чем состоит предмет их конфликта. Например, в 1974 г. в связи с конфликтом на Кипре греческая сторона видела предмет конфликта в наличии турецких войск на Кипре (и соответственно требовала их вывода), а турецкая - в том, что не обеспечена безопасность турецкой общины на Кипре (поэтому, согласно данной логике, войска не могли быть выведены).
Формулирование сути конфликта и предложений по решению проблемы представляет собой позицию участника. Позиция может быть жесткой, если она сформулирована и заявлена в виде требований или ультиматумов, не допускающих иных вариантов, или, напротив, мягкой, если позиция не исключает иные, компромиссные решения.
Различия в позициях сторон обусловлены различием в интересах сторон (то, что хочет участник конфликта, как он определил свои потребности) и ценностях (те критерии, на основе которых стороны определяют интересы исходя из своих нужд). Ценности - это своего рода аксиомы, поэтому по ним невозможно сделать уступок и они не подлежат обсуждению.
Таким образом, за внешними проявлениями конфликта, а также за позициями участников стоят противоречия в их интересах и ценностях. В ходе исторического развития не раз менялась суть противоречий, лежащих в основе большинства конфликтов и определявших ту или иную историческую эпоху, но сами противоречия и порождаемые ими конфликты оставались. Так, Е. Луард видит источник основных противоречий в мире в XVI - начале XVII в. главным образом в религиозной сфере (соответственно и большинство конфликтов носило религиозных характер); в конце XVII-XVIII в. - в династической власти; в XIX в. - в развитии национальных интересов государств; в XX в. - в идеологическом противостоянии Востока и Запада, выразившемся в холодной войне.
Было бы неверно отождествлять противоречия сторон с самим конфликтом. Конфликт, в том числе и вооруженный, является лишь формой проявления противоречий. Противоречия могут разрешаться и через переговоры, консультации, дискуссии, законодательные процедуры. Для того чтобы на основе имеющихся противоречий возник конфликт (конфликтные отношение и/или конфликтные действия), необходимо, во-первых, осознание наличия этих противоречий участниками, во-вторых, нацеленность (или установка) сторон разрешать имеющиеся противоречия определенным - конфликтным - образом.
Изучение динамики развития международного конфликта показало, что участники, как прямые, так и косвенные, могут меняться. В ряде случаев косвенные участники оказываются, например, настолько задействованы в конфликте, что становятся прямыми участниками. Могут появляться новые стороны, в том числе и из тех, кто пытался осуществлять урегулирование конфликта.
К динамическим аспектам конфликта относится также смена стадий в его развитии. Вслед за Райтом выявлением стадий занимались, например, американские исследователи Д. Прюитт и Дж. Рубин. Они сравнили развитие конфликта с развитием сюжета пьесы из трех действий: в начале определяется суть конфликта, затем он достигает своего максимума (кульминации) и, наконец, происходит спад конфликтных отношений.
Довольно часто при описании динамики конфликта выделяют латентную (скрытую) и открытую фазы. Во время первой фазы конфликт еще не очевиден, в то время как во время второй его наличие не вызывает сомнений.
Процесс усиления конфликтных отношений может идти двумя путями: за счет его эскалации (интенсификации и усилении враждебных действий - развитие конфликта вглубь) и за счет его расширения (подключения новых участников). Часто оба этих пути реализуются одновременно, что еще в большей мере усиливает международный конфликт.
Во второй половине XX в. немало работ было посвящено анализу функций конфликта. Их изучением занимались Л. Козер, М. Дойч, К. Митчелл, Дж. Беркович и другие. Международные конфликты обладают множеством функций - положительных и отрицательных. К числу положительных функций конфликта относится то, что конфликты предотвращают стагнацию; заставляют обратить внимание на наличие проблемы; стимулируют креативность, побуждая участников искать выход из сложной ситуации; усиливают групповую сплоченность, внутреннюю солидарность; позволяют определить степень рассогласования интересов и целей; выявляют потенциал каждого участника; конфликты небольшой интенсивности способствуют разрядке напряженности и позволяют избежать более серьезных конфликтов за счет возможности использования институционализированных процедур. В то же время международные конфликты имеют и деструктивные функции: они ведут к беспорядку, нестабильности, насилию; усиливают стресс; порождают возможность неэффективного принятия решения.
Говоря о функциях конфликта, следует подчеркнуть, что точнее было бы говорить о функциях противоречий, лежащих в его основе, поскольку сам термин «конфликт» уже предполагает определенный способ их разрешения, а именно конфликтный. Однако в научной литературе утвердилось понятие «функции конфликта».
Во многих исследованиях делались попытки выявить различные типы международных конфликтов. Так, традиционно международные конфликты различают по числу участников -двусторонние и многосторонние; по географии охвата - региональные, локальные, глобальные; по времени протекания конфликта -краткосрочные и д л и т е л ь н ы е. Различают конфликты также по уровню проявления враждебных действий -вооруженные и невооруженные; конфликты по урегулированию отношений и конфликты относительно правил урегулирования; является ли конфликт самостоятельным или выступает средством достижения иных целей, т.е. инструментальным конфликтом.
В зависимости от структуры интересов сторон различают конфликты снулевой суммой (когда один участник получает ровно столько, сколько теряет другой), конфликты с ненулевой суммой (когда оба оказываются в выигрыше, поскольку в результате конфликта стремятся получить и получают разное) и конфликты с отрицательной суммой (когда в результате конфликта оба участника не только ничего не приобретают, но и теряют). В 1960-х гг. американский исследователь Т. Шеллинг во многом заложил концептуальные основы изучения этих типов конфликтов, а в 2005 г. он совместно с израильским ученым Р. Ауманном, которому принадлежит заслуга в разработке математического аппарата, стал лауреатом Нобелевской премии по экономике.
В экспериментальных исследованиях изучалось конкурентное и кооперативное поведение при различном соотношении интересов участников. В частности, в работах Р. Аксельрода показано, что при постоянном взаимодействии, которое не ограничено временными рамками, участники начинают вести себя кооперативно, поскольку это оказывается наиболее выгодным.
Исследования возможностей и ограничений при воздействии на конфликт имеют прикладное значение. Среди них выделяют два направления. Первое делает акцент на структурных факторах (объективных), или, как они чаще называются в конфликтологии, независимых переменных (к ним относятся структурные характеристики государств, находящихся в конфликте, уровень их экономического развития и т.п.). Название книги У. Зартмана «Созревший для решения», вышедшей в середине 1980-х гг., точно отражает суть первого направления: любое воздействие на конфликт ограничено объективными условиями. Если воспользоваться медицинской аналогией, то как не каждого больного можно спасти, так и не каждый конфликт можно предотвратить или урегулировать. Сама конфликтная ситуация диктует логику дальнейшего развития. К этому направлению относятся также работы Дж. Рубина, Д. Прюитта, А.Г. Здравомыслова, У.Ю. Гуськова и др.
Второе направление ориентировано на изучение процедурных (субъективных), или зависимых, переменных, т.е. политики, проводимой как участниками конфликта, так и теми, кто вовлечен в конфликт с целью его урегулирования или напротив - разжигания. Примерами работ, выполненных в рамках второго направления, могут служить исследования Ч.А. Крокера, М.С. Лунда, М.М. Лебедевой, В.А. Тишкова и др. К этому же направлению относится огромный пласт литературы по международным переговорам и посредничеству.
Развитие конструктивизма в теории международных отношений в последние годы оказало влияние и на изучение конфликтов. Внимание исследователей стали привлекать вопросы, связанные с тем, как субъективные факторы порождают объективные, в какие периоды развития конфликта значимы те или иные факторы и т.п. (см., например, работы М. Германн, Д. Лейка и Д. Ротшильда, М.М. Лебедевой, В.А. Тишкова).
23. Отечественные исследования международных конфликтов
В отечественной науке международные конфликты изучались в основном как историко-политическое явление. Это работы Г.А. Арбатова, В.В. Журкина, А.А. Кокошина, В.А. Кременюка, Е.М. Примакова, а также ряда других авторов, в которых рассматривались конкретные конфликты, например ближневосточный, политика США в отношении региональных конфликтов и т.п.
Е.М. Примаковым и В.В. Журкиным разработана интересная методика анализа конфликта, получившая названия ситуационного анализа, за что авторам была присуждена Государственная премия 1980 г. Ситуационный анализ направлен на то, чтобы всесторонне проанализировать и спрогнозировать возможные сценарии развития конфликтной ситуации. Успех ситуационного анализа во многом зависит от его организаторов, в задачи которых входит подготовка сценария обсуждения проблемы. Важно точно сформулировать вопросы и подобрать экспертов, которые будут участвовать в обсуждении.
Метод ситуационного анализа с успехом применяется и при анализе современных конфликтов, в частности Ближневосточного конфликта, конфликтной ситуации в связи с ядерной программой Северной Кореи, конфликта с Ираком6.
В 1970-1980-е гг. появляются работы, в которых анализируется зарубежный опыт изучения конфликтов. В основном они проводятся в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР под руководством В.И. Гантмана и находят отражение в таких коллективных монографиях, как «Современные буржуазные теории международных отношений: критический анализ» и «Международные конфликты современности». Анализу западных подходов к конфликтам посвящены также исследования Н.И. Дорониной «Международный конфликт» (1981), Е.В. Егоровой «США в международных кризисах (политико-психологические аспекты)», реферативный сборник «Внешнеполитические конфликты и международные кризисы», подготовленный в ИНИОН АН (1979). Работы по анализу международных конфликтов в конце 1970 — начале 1980-х гг. начинают проводиться в Московском государственном институте международных отношений, где делаются попытки выявить основные параметры конфликтов, найти способы их прогнозирования и урегулирования.
В целом отечественные авторы, работавшие в области международных отношений, начинают обращаться к анализу теоретических аспектов международных конфликтов только начиная с 1970-х гг. Причин такого запаздывания несколько: ограниченность теоретико-методологической базы рамками марксизмома; недостаток общего числа исследований по конфликтам, их фактическое сосредоточение в Москве.
Ограниченность исследований по конфликтам в России сказалась в конце 1980 - начале 1990-х гг., когда конфликты «внезапно» вспыхнули на территории СССР и охватили самые разные социальные сферы: этническую, экономическую, производственную и политическую.
Резкое обострение конфликтных отношений в России и на территории бывшего СССР, развитие Югославского конфликта - все это привело к тому, что проблема конфликтов стала в 1990-е гг. одной из ведущих в отечественной социальной науке.
В это время конфликты в мире приобретают в основе своей внутригосударственный характер при активном вовлечении государств и межправительственных организаций в процесс их урегулирования. Их изучение в России характеризуется целым рядом особенностей. Так, в российской конфликтологии упор делается не столько на урегулирование конфликтов, сколько на выявление причин их развития как в теоретическом плане, так и в плане анализа конкретных конфликтов. Отчасти такой акцент на закономерностях развития4 конфликтов, а не на процессе их урегулирования, обусловлен общей научной традицией в России. В отличие, например, от американской науки, где сильна ориентация на прагматизм и много внимания уделяется технологии ведения переговоров и урегулирования конфликтов, в Европе, и в России в частности, в большей степени изучались сами факторы, порождающие то или иное явление.
Одновременно многие работы посвящаются историческим исследованиям, в том числе развитию отношений между народами, проживающими в том или ином регионе, например работы Е.Ю. Гуськовой по истории косовского вопроса. В значительной степени исторический ракурс присутствует и в исследованиях А.И. Никитина. Сфера его интереса - миротворческие операции, прежде всего ООН, направленные на прекращение вооруженных столкновений в зоне конфликта.
Проблематика именно международных конфликтов в последние годы оказывается в значительной степени «размытой» смежными областями: терроризмом, этническими конфликтами, борьбой за ресурсы. Впрочем, такое состояние исследований характерно не только для отечественной конфликтологии, но и для мировой науки в целом.
24. Соотношение силовых и несиловых механизмов поведения в конфликте
Военные и мирные подходы к конфликту часто противопоставляются друг другу. Однако, будучи действительно принципиально различными и даже антагонистическими по своей сути, мирные и силовые пути поведения в конфликтной ситуации на протяжении многих веков составляли диалектическое единство: войны часто заканчивались мирными переговорами, а заключенные посредством переговоров соглашения нарушались войнами. Более того, во многих случаях эти методы использовались как дополняющие друг друга средства в достижении политических целей. Классическими примерами сочетания военных и мирных методов являются случаи, когда одна из сторон начинала военные действия против другой и, завоевав часть территории, садилась за стол переговоров, но уже с позиции силы. Порой участники конфликта вели боевые действия и одновременно налаживали переговорный диалог. Все это позволило французскому исследователю А. Плантею прийти к заключению, что вооруженные сражения и переговоры представляют, собой сопутствующие, иногда конкурирующие типы отношений, которые не являются взаимоисключающими.
Соотношение силовых и несиловых методов решения проблем менялось на протяжении исторического развития. В истории западной цивилизации первоначально роль несиловых методов, в первую очередь переговоров, сводилась к подведению итогов войны или попыткам переделки мира в ее преддверии. Переговоры, таким образом, представляли собой часть военной стратегии государства или давали возможность полнее реализовать его военное превосходство. В этом смысле переговоры выполняли скорее вспомогательную функцию по отношению к силовым методам воздействия.
Исторических примеров, в которых мирные средства разрешения конфликтов играли второстепенную, подчиненную роль по отношению к силовым, можно привести множество. Еще в античности, по свидетельству Фукидида, афиняне с помощью переговоров пытались навязать свои условия мира более слабым милиянам, угрожая в противном случае их полностью уничтожить.
Такой приоритет силовых методов над несиловыми в истории объясняется прежде всего тем, что на протяжении многих веков международные отношения строились главным образом на основе распределения и перераспределения сфер влияния, ресурсов и т.д. Силовой фактор и военная мощь были доминирующими в определении роли государства на международной арене.
Из сказанного, однако, не следует, что лишь развитие цивилизации повлекло за собой применение переговорных форм и методов. Исследования показали, что в традиционных культурах существуют различные процедуры и механизмы для того, чтобы избежать насилия и решать конфликт мирным путем, например приглашение свидетелей для доказательства правоты в споре, моральное осуждение. Разумеется, отношения между племенами не относятся к межгосударственной сфере. Важно подчеркнуть, что огромный арсенал мирных средств разрешения противоречий имелся и ранее.
Если же говорить о межгосударственных отношениях в целом, то все же эволюция соотношения переговорных и силовых средств воздействия шла по пути повышения роли мирных методов. Одна из причин этого, как ни парадоксально, - развитие и совершенствование военных технологий. Появление средств массового уничтожения резко ограничило возможность государств использовать силовое воздействие. В связи с угрозой полного уничтожения всех участников конфликта их применение стало во многом бессмысленным. Стороны оказались зависимы от военно-политических действий друг друга. В результате во второй половине XX в., как отмечает А.А. Мурадян, стала набирать силу тенденция, суть которой заключается в необратимом процессе утраты силовым фактором своей роли фундамента мировой политики,- Акценты в современной политике и дипломатии оказались смещенными с методов жесткого военного принуждения к искусству урегулирования и соглашения. Конечно, как отмечает Мурадян, данный процесс является противоречивым и неоднородным, но тем не менее он достаточно выразительно характеризует магистральное направление развития.
Кроме того, односторонние, прежде всего военные, действия все в большей степени, начиная со второй половины XX в., ограничивались не только растущей военной, но также экономической, экологической, информационной, социальной и другими видами взаимозависимости мира. Как следствие, мирные методы становятся не просто ведущими, но и часто единственно возможными.
К сказанному следует добавить демократизацию мира в качестве мегатренда мирового развития. Очевидно, что сам этот процесс идет далеко не равномерно и, как показал С. Хантингтон, за волнами демократизации следует некий отход (своеобразные «откатные волны»). Тем не менее общий вектор направленности на демократическое развитие мира сохраняется. Согласно теории демократического мира взаимодействие демократий осуществляется мирными средствами (что не означает отказ от вооруженных методов в отношении недемократических государств). Даже если принять во внимание аргументы критиков этой теории (в частности, сложности с определением того, какие государства можно считать демократическими), все равно следует признать, что развитие демократии и расширение круга демократических государств способствует мирному решению конфликтных ситуаций среди демократических стран.
В целом, определяя общую тенденцию как переход от силовых методов поведения в конфликтах к несиловым, следует еще раз подчеркнуть, что это относится к основному вектору развития межгосударственных отношений на глобальном уровне и вовсе не исключает использования силовых методов в том или ином конкретном государстве или регионе.
Сложнее дела обстоят вообще с использованием силы на мировой арене. На локальном уровне силовые методы используются довольно широко, причем варианты ситуаций, как и степень силового воздействия, разнообразны: террористические акты; вооруженное воздействие на государство, которое не подчиняется нормам международного права (при этом основания для такого вмешательства могут быть весьма спорными); силовое воздействие через экономические или энергетические рычаги и др.
Дискуссионным является и вопрос о том, что собой представляет сила на международной арене в XXI в. Один из ответов предлагает Дж. Най. Он вводит понятие «мягкой», или «гибкой», силы (soft power), суть которой заключается в привлекательности предлагаемого. Най считает, что США, несмотря на обладание огромной мощью в военно-политической и экономической сферах, должны ориентироваться в своей политике прежде всего на «мягкую» силу.
25. Мирное окончание конфликта: основные подходы в исследованиях по международным отношениям
Развитие исследований по воздействию на международный конфликт с целью его мирного окончания и их особая практическая значимость привели к выделению этой области в качестве относительно самостоятельной.
Как и понятие «конфликт», термины «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта» весьма неоднозначны. Существует множество различных взглядов, в рамках которых разрабатывается и используется своя терминология. Тем не менее в научной литературе по международным отношениям наиболее распространенными являются следующие понятия: предупреждение конфликта, урегулирование конфликта, разрешение конфликта.
Под предупреждением конфликта обычно понимается деятельность, направленная на предотвращение вооруженного столкновения. Характер этой деятельности может быть различным и включать в себя мониторинг потенциально конфликтных зон, проведение комплекса мероприятий по воспитанию в духе толерантности по отношению к другим государствам, этническим или конфессиональным группам и т.п.
Урегулирование конфликта - наиболее традиционное понятие в международных отношениях, подразумевающее снижение напряженности, недопущение расширения конфликта, поиск решения проблемы путем переговоров. Более широкое значение этого понятия включает в себя предупреждение конфликта, собственно его урегулирование и разрешение противоречий, лежащих в его основе. В последние годы в России под воздействием идей политического менеджмента, с одной стороны, и дословного перевода с английского (conflict management).- с другой, нередко вводится термин «управление конфликтом». В качестве обоснования приводится аргумент, что управлять конфликтом можно как в направлении его разжигания, так и в направлении снижения напряженности. Формально это так. Однако, поскольку действия по разжиганию конфликта и снижению напряженности прямо противоположны, кроме того, основные исследования направлены на изучение того, как выбирается мирный путь выхода из конфликта, наличие единого термина оказывается в значительной степени избыточным.
Практики и исследователи, занимающиеся урегулированием конфликтов, делают акцент на рациональном воздействии на конфликт и процессах принятия решения в конфликтной ситуации, а также разработке принципов поведения, направленного на мирное окончание конфликта. Переговоры и посредничество - главные инструменты урегулирования конфликтов. Используются и такие процедуры, как введение войск для поддержания мира.
При урегулировании международных конфликтов, как правило, действует официальная дипломатия, хотя в последнее время все чаще привлекают неправительственные организации, академические круги и т.п.
Основная проблема, с которой сталкиваются практики при урегулировании конфликтов, заключается в том, что многие конфликты в лучшем случае удается только притушить, причем на какой-то ограниченный период. Невозможность что-либо сделать в течение долгого времени наряду с материальными и психологическими затратами, а часто и с жертвами среди миротворцев, порождают сомнения в целесообразности вмешательства в вооруженные конфликты. Остается также вопрос, не приведет ли вмешательство в том или ином конкретном случае к еще большему обострению конфликта или его расширению? Другим ограничением урегулирования конфликтов является ориентация на рациональное поведение при урегулировании, в то время как в реальных условиях, во-первых, существует слишком много факторов, воздействующих на развитие событий, «просчитать» которые просто невозможно, а следовательно, трудно действовать чисто рационально, не полагаясь на интуитивные оценки, во-вторых, участники конфликта склонны к непредсказуемым иррациональным действиям и эмоциональным реакциям. Наконец, в-третьих, методы урегулирования практически полностью направлены на политическую элиту, а уровень массового сознания оказывается вне зоны их действия.
Разрешение конфликта как предмет исследований и практический метод - во многом ответ на критику процессов урегулирования международных конфликтов. Разрешение конфликтов: О ориентировано на широкие круги (не только на политическую элиту); О направлено не на сглаживание противоречий и достижение компромиссного решения, а на их разрешение; О исходит из необходимости основываться на изменении глубинных, психологических структур участников конфликта. Один из основоположников исследований по разрешению конфликтов Дж. Бёртон подчеркивает, что большинство конфликтов возникает в результате того, что одна из сторон не учитывает базисные потребности другой. На самом же деле такие потребности не являются взаимоисключающими, поскольку ресурсы для них в принципе не ограничены. Например, удовлетворение потребности в безопасности одной стороны вовсе не предполагает, что делать это надо обязательно за счет ущемления безопасности другой. То же относится и к потребности в идентификации с группой. Поэтому для разрешения конфликта, во-первых, следует правильно определить базисную потребность, лежащую в основе конфликта, во-вторых, найти такое решение, чтобы оно полностью удовлетворяло потребности всех участников. Правда, на практике как раз самым сложным оказывается не столько понять потребности сторон, сколько найти путь к разрешению противоречий.
Разрешение конфликтов получило значительное прикладное развитие в 1970-1980-е гг. В качестве одного из методов использовались семинары, проводимые представителями академических кругов для представителей конфликтующих сторон. Привлечение неофициальных лиц (академических кругов, неправительственных организаций и др.) к практической деятельности, направленной на мирное окончание конфликта, способствовало формированию подхода, получившего название «второе направление дипломатии» (Track II Diplomacy) в отличие от традиционной официальной дипломатии, т.е. ее первого направления.
В 1980-х гг. шли довольно жаркие дискуссии по поводу перспектив предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов. В дальнейшем произошло сближение позиций исследователей. Было показано, что все три подхода являются взаимодополняющими и наиболее эффективно их комплексное и гибкое сочетание.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества