logo
Политология

43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях

Межправительственные структуры оказывают на-много большее влияние, чем неправительственные организации, на международную жизнь, выступая в качестве специфических дейст-вующих лиц на международной арене и, таким образом, оказывая са-

43. Основные подходы к определению роли МПО

125

мостоятельное влияние на динамику развития международных отно-шений. Впрочем, мера такой самостоятельности — вопрос достаточно спорный и традиционно являющийся предметом дебатов среди ана-литиков.

С точки зрения школы политического реализма международные организации полезны и влиятельны лишь в той мере, в какой это со-ответствует интересам государств — членов этих организаций. Так, известный американский политолог Ст. Хоффманн сравнивал между-народные организации с зеркалом, которое лишь отражает палитру государственных интересов. Иными словами, сторонники реалист-ской парадигмы полагают, что межправительственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за преде-лы внешней политики последних.

Сторонники школы транснационшшзма считают, что со време-нем МПО превзойдут государства по степени влияния на междуна-родную жизнь. Они подчеркивают, что в результате деятельности межправительственных организаций возникает новое качество, не сво-димое лишь к сумме внешнеполитических импульсов государств-чле-нов. Именно в этом направлении, считают они, будет происходить преобразование международных отношений, их трансформация из системы баланса сил в механизм выявления и решения глобальных проблем человечества. В отечественной политической науке существует мнение, что уже сейчас Организация экономического сотрудничест-ва и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Все-мирный банк и Международный валютный фонд (МВФ), Лондон-ский и Парижский клубы кредиторов, НАТО и другие международ-ные организации нередко играют более важную роль, чем отдельные государства.

На наш взгляд, ближе к реальности сбалансированная точка зре-ния либералъного институционализма, который видит в деятельно-сти МПО не столько отражение, сколько продолжение интересов го-сударств. Под влиянием глобальных изменений в международной жизни постепенно трансформируются сами национально-государст-венные интересы. У государств возникают потребности в координа-ции своей деятельности, в том или ином виде помощи со стороны кол-лективных структур международных отношений (кредитовании или миротворческом посредничестве), наконец, в получении технико-эко-номической, финансовой и иной информации, аккумулируемой в этих структурах. Правда, в разных сферах международной жизни роль 126