98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Ро-бер Шуман обнародовал декларацию, в которой предложил «предпринять ограниченную, но решающую акцию» - учредить французско-немецкое объединение угля и стали, открытое для присоединения других европейских стран, как шаг к созданию «экономического сообщества», «первый этап европейской федерации».
План Шумана был реализован в виде договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), подписанного в Париже в апреле 1951г. В него вошли шесть государств - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Так начался процесс западноевропейской экономической и политической интеграции, получившей новый импульс в 1957 г. с подписанием в Риме двух договоров - о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), когда шесть государств-членов
решили строить экономическое сообщество на базе свободного движения товаров, услуг и рабочей силы. В 1973 г. членами сообществ стали Великобритания, Дания и Ирландия, в 1980 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция. Ныне три объединения, а фактически единое Европейское сообщество (ЕС), представляют собой в значительной мере интегрированный хозяйственно-политический комплекс 15 государств, охватывающий около 90% населения и промышленного потенциала Западной Европы, завершивший к началу 1993 г. формирование единого внутреннего рынка, создающий экономический и валютный союз.
Первый период развития Европейского сообщества - конец 1950-х - середина 1970-х гг. - считается «золотым веком» в истории ЕС. В этот период быстро и равномерно развивалась экономика, наблюдалась полная занятость, причем некоторые страны даже испытывали нехватку рабочей силы, что обусловило значительную иммиграцию. Другими словами, первый период, временной отсчет которого начался с момента образования сообществ и завершился приблизительно в 1972 г., был периодом углубления интеграционных процессов, протекавших в условиях относительно благоприятной хозяйственной конъюнктуры. Он ознаменовался созданием Таможенного союза, формулированием совместной аграрной политики, формированием институционально-правовых основ интеграции, вступлением трех новых членов - Великобритании, Дании и Ирландии.
Второй период- середина 1970-х - середина 1980-х гг. - характеризовался замедлением темпов экономического роста, увеличением безработицы и инфляции. Он вошел в историю ЕС в основном как застойный период и в целом отличался торможением развития интеграции вглубь. На некоторых направлениях политики ЕС резко обострились противоречия между участниками объединения. Можно сказать, что в эти годы интеграция проходила испытание на прочность и речь шла даже о ее выживании.
Доминирующей тенденцией второго периода явилось развитие интеграции вширь, что выражалось и в принятии новых участников в состав ЕС, и в выдвижении на первый план проблем, связанных с включением новых стран в объединение, и в отсутствии явного прогресса в рамках принятых в то время новых программ сотрудничества. В эти годы странам - членам Сообщества удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, но в целом эти меры не смогли переломить проявившиеся негативные тенденции. Сообществу пришлось пережить серьезный кризис, получивший название «ев-росклероз».
Третий период-с середины 1980-х гг. по 1992 г. - экономический подъем. Признаки подъема начали отчетливо проявляться в 1984 г. Вступление новых членов - Испании и Португалии - не привело к резкому замедлению в развитии интеграционных процессов, как после присоединения к Сообществу Великобритании, Ирландии и Дании. Напротив, задачи дальнейшего углубления интеграции вышли на первый план в деятельности ЕС. Количественное накопление фактических изменений в практике европейского строительства перешло в новое качество. Этот качественно новый уровень был зафиксирован в организационно-правовом порядке принятием Единого европейского акта. Можно сказать, что в середине 1980-х гг. Сообщество подошло к тому рубежу, когда ощущалась потребность в масштабных и глубоких изменениях, затрагивающих различные направления его политики, систему институтов, механизм принятия решений, правовой порядок. Все эти новации и отразил Единый европейский акт, дав мощный импульс интеграционным процессам в ЕС в самых разных сферах деятельности - в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. За пять лет (1987-1992) государства - члены ЕС практически завершили строительство единого внутреннего рынка в Западной Европе. Сообщество превратилось в объединение государств для совместного экономического развития в интересах каждого из них. Фундаментом этого объединения служит Общий рынок.
Четвертый период в развитии ЕС, продолжающийся по настоящее время, берет свое начало с подписания Маастрихтских договоренностей, которые развили положения Единого европейского акта. Создание внутреннего рынка было подкреплено институциональными изменениями, повышением эффективности процесса принятия решений, усилением межгосударственных и наднациональных компонентов интеграционного процесса. Все это способствовало развитию разветвленной системы регулирования в ЕС и подготавливало почву для изменений системы, произведенных в Маастрихтском договоре. ЕС вплотную приблизилось к формированию валютно-экономиче-ского союза. Этот период завершается введением единой европейской валюты «евро» и окончательным оформлением единого валютного союза.
99. Экономический и валютный союз ЕС
Экономический и валютный союз является логическим дополнением внутреннего рынка. Единая валюта заменяет национальные валюты, укрепляя у граждан чувство принадлежности к новой сущности.
В 1969 г. в Гааге главы государств и правительств приняли решение о поэтапном создании Экономического и валютного союза в Европейском сообществе. Разработанный доклад в 1970 г. предлагал строительство Экономического и валютного союза в три этапа общей продолжительностью 10 лет. Валютный союз требует, в частности, полной конвертируемости валют, устранения значительных колебаний денежных курсов и полной свободы движения капиталов. В 1972 г. была введена европейская система денежных курсов, известная под названием «европейская валютная змея», а 3 апреля 1973 г. было подписано решение о создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ФЕКОМ), цель которого - управлять операциями, относящимися к «валютной змее». На Бременской сессии Европейского совета 6—7 июля 1978 г. главы государств и правительств приняли решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой механизм достижения компромиссов, построенный на необходимости существования баланса двух взаимосвязанных факторов - поддержания паритета между валютами и развивающейся экономической конвергенцией (сближением).
В марте 1979 г. на Парижской сессии Европейский совет ввел Европейскую валютную систему в действие. ЕВС включала в себя четыре составляющие: Европейскую валютную единицу (она получила название ЭКЮ по первым буквам английского названия European Currency Unit - европейская валютная единица), механизм валютного обмена и информации, кредитные условия и трансфертный механизм. Сердцевиной системы выступила Европейская валютная единица. Главной целью ЕВС было объявлено формирование «европейской зоны валютной стабильности», которая должна содействовать существенному уменьшению инфляции, повышению экономического роста и занятости в странах ЕС. ЕВС явилась результатом компромисса между странами-участницами относительно распределения бремени по поддержанию курсов национальных валют в заданном диапазоне колебаний.
Валютная система Сообщества, введенная в марте 1979 г., базировалась на «корзине валют», которая послужила основой появления европейской валютной единицы ЭКЮ. «Стоимость» этой искусственной коллективной валюты рассчитывалась по определенной формуле на базе всех национальных валют Сообщества. Взвешивание национальных валют в «корзине» производилось с учетом доли валового национального продукта и внешнеторгового оборота стран-участниц; удельные веса пересматривались каждые пять лет.
Главное преимущество ЭКЮ, как любой коллективной валюты, состояло в том, что она, представляя собой среднюю величину, сглаживала конъюнктурные колебания той или иной национальной валюты на валютных рынках. Но на внешнем рынке предпочтение отдавалось всегда более сильной или усиливающейся валюте, и превращение ЭКЮ в подлинно международные деньги затруднялось тем, что она, будучи средней величиной, естественно, оказалась слабее, чем наиболее сильная из участвующих в «корзине» валют, и поэтому менее привлекательна. Кроме того, каждое государство, вошедшее в ЕВС, сохраняло свою валюту и собственный центральный банк. ЭКЮ как единая валюта Сообщества оставалась больше абстрактной, чем реальной величиной. Она обслуживала незначительный процент торговли в рамках Сообщества.
Европейская валютная система доказала свою эффективность, став достаточно надежным антиинфляционным механизмом, способствующим стабилизации национальных валют. Несмотря на международную валютную нестабильность, валюты стран Сообщества, участвующих в ЕВС, сохранили относительную стабильность в сравнении с прочими. Одновременно она способствовала усилению дисциплины и контроля в той мере, в какой это было возможно на соответствующих этапах интеграции. Государства - члены ЕВС не только брали на себя обязательства придерживаться согласованного уровня колебания валютных курсов, но и строго их соблюдали. Успех развития валютной системы открыл путь к созданию зоны валютной стабильности в Западной Европе.
В июне 1989 г. Мадридская сессия Европейского совета сформулировала основные принципы: цели единой валюты, процесс, состоящий из нескольких этапов, первый из которых начинался в июле 1990 г., а также согласованность между валютной системой и экономикой. На первом этапе государства-члены обязались представить «программы конвергенции», направленные на сближение и улучшение своих экономических результатов, чтобы сделать возможным установление фиксированных паритетов между их валютами.
10 декабря 1991 г. в Маастрихте главы государств и правительств подписали договор об Экономическом и валютном союзе (ЭВС), согласно которому второй этап его начался 1 января 1994 г. Сразу был основан Европейский валютный институт, решающий задачи усиления координации валютных политик, повышения роли ЭКЮ и подготовки создания Европейского центрального банка (ЕЦБ) на третьем этапе, который разрабатывал процедуры создания Европейской системы центральных банков и введения единой валюты. Фактически ЕЦБ был учрежден в мае 1998 г. и приступил к работе в июне 1998 г. Он должен быть независимым от правительств и руководить финансовой политикой всех государств, перешагнувших порог третьего этапа.
Третий этап должен был начаться не ранее 1 января 1997 г. и не позднее 1 января 1999 г. Были установлены следующие критерии перехода к третьему этапу:
О стабильность цен: уровень инфляции не может превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
О дефицит: национальные дефициты бюджета должны быть ниже 3% ВНП (валовый национальный продукт — совокупная стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах.-Включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо платежного баланса; платежный баланс - соотношение поступивших и произведенных страной платежей за границей за определенный период. Активный платежный баланс означает, что сумма поступивших платежей превышает произведенные, в противном случае платежный баланс - пассивный. Сальдо во внешнеторговых отношениях означает разность между суммой экспорта и импорта или суммой требований обязательств);
О долги: государственный долг не может превышать 60% ВНП (государственный долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам. С учетом сферы размещения займов делится на внутренний и внешний); 0 стабильность валютных курсов: национальная валюта не должна быть девальвирована в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренном ЕВС.
Для устранения противоречий между странами - потенциальными участниками ЕВС были приняты такие компромиссные решения: переход к евро будет осуществляться постепенно, т.е. вначале странами, которые удовлетворяют указанным экономическим критериям, с последующим подключением остальных стран по мере выполнения тех же критериев; будут учтены национальные чувства всех народов стран ЕС.
Пятая годовщина создания ЕВС (март 1984 г.) дала Сообществу повод оценить достигнутые результаты. Европейская комиссия и Совет министров пришли к выводу, что созданная система побудила государства к более тесной координации экономических курсов, но в довольно ограниченных масштабах. Особенно это относится к финансовой политике, хотя сближение в этой области сдерживалось сохранившимися во многих государствах-членах ограничениями на свободное движение капиталов и беспрепятственное получение займов на международных финансовых рынках.
17 июня 1997 г. главы государств и правительств 15 стран подписали Амстердамский договор о Европейском Союзе. При этом лидеры «пятерки» не только проявили твердость в отношении сроков и порядка перехода к ЭВС, но и существенно усилили (по сравнению с Маастрихтом) его механизм, подписав обязывающий Пакт стабильности и роста.
12-13 декабря 1997 г. на очередном заседании глав государств и правительств в Люксембурге было подтверждено, что Совет ЕС по экономическим и финансовым вопросам (ЭКОФИН) остается центром координации экономической политики всех государств — членов ЕС, а государства - участники зоны евро могут проводить неформальные встречи для обсуждения специфических проблем валютного союза; вопросы, представляющие общий интерес, будут обсуждаться министрами всех государств - членов ЕС; право принятия обязывающих решений в обоих случаях остается за Советом ЭКОФИН.
Несмотря на то что график введения евро был в целом согласован на Мадридской сессии Европейского совета в декабре 1995 г., отдельные его детали стали предметом дискуссий. Так, банкноты и монеты евро планировалось выпустить в обращение не позднее 1 января 2002 г. Однако это начало нового года и рождественские каникулы, что может вызвать дополнительные трудности, в связи с чем были выдвинуты предложения перенести введение евро на осень 2001 г. или февраль 2002 г. Кроме того, стало понятно, что одновременная циркуляция евро и национальных валют в течение полугода, как предусмотрено в Договоре, обойдется слишком дорого.
25 марта 1998 г. Европейский валютный институт и Европейская комиссия представили Совету доклады об итогах процесса конвергенции. Авторы докладов рекомендовали для участия в валютном союзе 11 стран - Австрию, Бельгию, Германию, Ирландию, Испанию,
Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Финляндию и Францию. В их число не вошли Великобритания, Дания, которые зарезервировали свое право не переходить к единой валюте еще при подписании Маастрихтского договора, Швеция, решившая воздержаться от участия в ЭВС, и Греция, которая не добилась выполнения маастрихтских критериев.
Окончательно состав зоны евро определил Европейский совет на заседании 2-3 мая 1998 г.
С 1 января 1999 г. безналичные расчеты и платежи в рамках ЕС стали производиться в евро. Введение этой валюты в наличный оборот с 1 января 2002 г. является поистине историческим событием, которое окажет существенное воздействие не только на процессы интеграции в рамках ЕС, но и на развитие международной валютно-фи-нансовой системы в целом.
Состоявшаяся в феврале 2001 г. в Ницце Межправительственная конференция была посвящена цели выработать реформы и меры по адаптации европейских институтов в связи с предстоящим самым большим за всю историю существования ЕС расширением. 11 декабря 2001 г. страны - члены ЕС одобрили Ниццкий договор, завершивший Межправительственную конференцию. Договор был ратифицирован всеми странами-членами и вступил в силу в феврале 2003 г. Так же как и Амстердамский договор, Ниццкий договор не учреждает новые организации, а представляет собой комплекс поправок к учредительным договорам Европейского сообщества и Европейского Союза. В частности, в ходе Ниццкой конференции были выработаны три этапа перехода стран-кандидатов в ЕС на европейскую валюту.
На первом этапе, до вступления в ЕС, страны-кандидаты сами выбирают режим валютного курса и направления своей валютной политики, концентрируя усилия на проведении структурных реформ на микроуровне. На втором этапе, после вступления в ЕС, политика обменного курса присоединившихся стран становится предметом общего интереса Евросоюза, тем не менее страны свободны сохранять избранный режим валютного курса. На третьем этапе новые государства-члены присоедяняются к механизму регулирования обменных курсов (МОК-2) и через какое-то время начинают осуществлять процедуры, необходимые для выполнения критериев конвергенции. Далее Европейская комиссия и Европейский центральный банк разрабатывают доклады о конвергенции, после принятия по которым Советом ЕС положительного решения страна допускаетя в валютный союз.
Разработка этапов перехода на евро позволяет говорить о предоставлении отсрочки странам после вступления в ЕС, что избавляет их от жестких обязательств, связанных с введением евро. Таким образом, реальная конвергенция может растянуться на продолжительный
период.
В еврозону в настоящее время входят Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия, Греция. Их денежно-кредитная политика находится в ведении единого Европейского центрального банка, некоторая автономия этими странами сохранена в проведении фискальной политики.
На единую европейскую валюту до сих пор не перешли Великобритания, Дания и Швеция, так как значительная часть населения этих стран противится самой идее валютного союза и исчезновению национальных валют. Ряд «карликовых» государств Европы - Монако, Сан-Марино и Ватикан, не входящих в ЕС, используют евро в качестве официальной валюты. Евро находится также в обращении в Андорре, которая не имеет национальной валюты. Кроме того, европейская валюта имеет хождение в Черногории, Косово и Боснии.
Из десяти новых членов Евросоюза (присоединившихся 1 мая 2004 г.) с датой присоединения к зоне евро пока не определилась только Польша (Варшава будет готова рассмотреть дату не ранее 2009 г.). Еврокомиссия и Европейский центральный банк одобрили переход Словении на евро с 1 января 2007 г. (это решение должно быть ободрено Советом министров ЕС), отложив по причине высокого уровня инфляции вступление в еврозону Литвы, которая намеревалась перейти на евро вместе со Словенией. При положительном решении Словения станет первой из десяти стран-«новичков», перешедшей на евро.
На вступление в еврозону с января 2007 г. помимо Словении и Литвы претендовала также Эстония, однако правительство этой страны приняло решение повременить с данным шагом из-за высокого уровня инфляции в стране. Другие три новых члена ЕС - Мальта, Кипр и Латвия — намереваются перейти на евро с 1 января 2008 г., однако дата может быть также отодвинута по причине избыточной инфляции. Словакия планирует стать членом еврогруппы с января 2009 г., Венгрия и Чехия - в 2010 г.
На протяжении существования ЭВС не оправдались ни мрачные предсказания противников Союза, ни оптимистические прогнозы сторонников. С одной стороны, разный уровень экономического развития стран ЕС не привел к критическим ситуациям, с другой стороны, существенного ускорения экономического роста и полного обуздания инфляции также не произошло. Наиболее успешной стала интеграция финансовых рынков: мобильность капиталов в зоне евро на сегодняшний день близка к абсолютной.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества