logo
Политология

98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Ро-бер Шуман обнародовал декларацию, в которой предложил «пред­принять ограниченную, но решающую акцию» - учредить француз­ско-немецкое объединение угля и стали, открытое для присоедине­ния других европейских стран, как шаг к созданию «экономического сообщества», «первый этап европейской федерации».

План Шумана был реализован в виде договора о Европейском объ­единении угля и стали (ЕОУС), подписанного в Париже в апреле 1951г. В него вошли шесть государств - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Так начался процесс западноевропейской экономической и политической интеграции, получившей новый им­пульс в 1957 г. с подписанием в Риме двух договоров - о создании Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сооб­щества по атомной энергии (Евратом), когда шесть государств-членов

решили строить экономическое сообщество на базе свободного движе­ния товаров, услуг и рабочей силы. В 1973 г. членами сообществ стали Великобритания, Дания и Ирландия, в 1980 г. - Греция, в 1986 г. - Ис­пания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция. Ныне три объединения, а фактически единое Европейское сообщество (ЕС), представляют собой в значительной мере интегрированный хозяйст­венно-политический комплекс 15 государств, охватывающий около 90% населения и промышленного потенциала Западной Европы, завер­шивший к началу 1993 г. формирование единого внутреннего рынка, создающий экономический и валютный союз.

Первый период развития Европейского сообщества - конец 1950-х - середина 1970-х гг. - считается «золотым веком» в истории ЕС. В этот период быстро и равномерно развивалась экономика, на­блюдалась полная занятость, причем некоторые страны даже испы­тывали нехватку рабочей силы, что обусловило значительную им­миграцию. Другими словами, первый период, временной отсчет ко­торого начался с момента образования сообществ и завершился приблизительно в 1972 г., был периодом углубления интеграцион­ных процессов, протекавших в условиях относительно благоприят­ной хозяйственной конъюнктуры. Он ознаменовался созданием Тамо­женного союза, формулированием совместной аграрной политики, формированием институционально-правовых основ интеграции, вступлением трех новых членов - Великобритании, Дании и Ирлан­дии.

Второй период- середина 1970-х - середина 1980-х гг. - ха­рактеризовался замедлением темпов экономического роста, увеличе­нием безработицы и инфляции. Он вошел в историю ЕС в основном как застойный период и в целом отличался торможением развития интеграции вглубь. На некоторых направлениях политики ЕС резко обострились противоречия между участниками объединения. Можно сказать, что в эти годы интеграция проходила испытание на проч­ность и речь шла даже о ее выживании.

Доминирующей тенденцией второго периода явилось развитие интеграции вширь, что выражалось и в принятии новых участников в состав ЕС, и в выдвижении на первый план проблем, связанных с включением новых стран в объединение, и в отсутствии явного про­гресса в рамках принятых в то время новых программ сотрудничест­ва. В эти годы странам - членам Сообщества удалось принять про­грамму европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, но в целом эти меры не смогли переломить проявившиеся негативные тенденции. Сообществу пришлось пережить серьезный кризис, получивший название «ев-росклероз».

Третий период-с середины 1980-х гг. по 1992 г. - экономи­ческий подъем. Признаки подъема начали отчетливо проявляться в 1984 г. Вступление новых членов - Испании и Португалии - не при­вело к резкому замедлению в развитии интеграционных процессов, как после присоединения к Сообществу Великобритании, Ирландии и Дании. Напротив, задачи дальнейшего углубления интеграции вы­шли на первый план в деятельности ЕС. Количественное накопле­ние фактических изменений в практике европейского строительства перешло в новое качество. Этот качественно новый уровень был за­фиксирован в организационно-правовом порядке принятием Едино­го европейского акта. Можно сказать, что в середине 1980-х гг. Со­общество подошло к тому рубежу, когда ощущалась потребность в масштабных и глубоких изменениях, затрагивающих различные на­правления его политики, систему институтов, механизм принятия решений, правовой порядок. Все эти новации и отразил Единый ев­ропейский акт, дав мощный импульс интеграционным процессам в ЕС в самых разных сферах деятельности - в области микро- и макро­экономики, политики и права, науки и экологии, регионального раз­вития, социальных отношений. За пять лет (1987-1992) государст­ва - члены ЕС практически завершили строительство единого внут­реннего рынка в Западной Европе. Сообщество превратилось в объединение государств для совместного экономического развития в интересах каждого из них. Фундаментом этого объединения слу­жит Общий рынок.

Четвертый период в развитии ЕС, продолжающийся по на­стоящее время, берет свое начало с подписания Маастрихтских дого­воренностей, которые развили положения Единого европейского акта. Создание внутреннего рынка было подкреплено институциональны­ми изменениями, повышением эффективности процесса принятия ре­шений, усилением межгосударственных и наднациональных компо­нентов интеграционного процесса. Все это способствовало развитию разветвленной системы регулирования в ЕС и подготавливало почву для изменений системы, произведенных в Маастрихтском договоре. ЕС вплотную приблизилось к формированию валютно-экономиче-ского союза. Этот период завершается введением единой европей­ской валюты «евро» и окончательным оформлением единого валют­ного союза.

99. Экономический и валютный союз ЕС

Экономический и валютный союз является логиче­ским дополнением внутреннего рынка. Единая валюта заменяет на­циональные валюты, укрепляя у граждан чувство принадлежности к новой сущности.

В 1969 г. в Гааге главы государств и правительств приняли реше­ние о поэтапном создании Экономического и валютного союза в Ев­ропейском сообществе. Разработанный доклад в 1970 г. предлагал строительство Экономического и валютного союза в три этапа общей продолжительностью 10 лет. Валютный союз требует, в частности, полной конвертируемости валют, устранения значительных колеба­ний денежных курсов и полной свободы движения капиталов. В 1972 г. была введена европейская система денежных курсов, известная под названием «европейская валютная змея», а 3 апреля 1973 г. было под­писано решение о создании Европейского фонда валютного сотруд­ничества (ФЕКОМ), цель которого - управлять операциями, относя­щимися к «валютной змее». На Бременской сессии Европейского со­вета 6—7 июля 1978 г. главы государств и правительств приняли решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой механизм достижения компромиссов, построен­ный на необходимости существования баланса двух взаимосвязан­ных факторов - поддержания паритета между валютами и развиваю­щейся экономической конвергенцией (сближением).

В марте 1979 г. на Парижской сессии Европейский совет ввел Ев­ропейскую валютную систему в действие. ЕВС включала в себя четы­ре составляющие: Европейскую валютную единицу (она получила название ЭКЮ по первым буквам английского названия European Currency Unit - европейская валютная единица), механизм валютного обмена и информации, кредитные условия и трансфертный меха­низм. Сердцевиной системы выступила Европейская валютная еди­ница. Главной целью ЕВС было объявлено формирование «европей­ской зоны валютной стабильности», которая должна содействовать существенному уменьшению инфляции, повышению экономическо­го роста и занятости в странах ЕС. ЕВС явилась результатом компро­мисса между странами-участницами относительно распределения бремени по поддержанию курсов национальных валют в заданном диапазоне колебаний.

Валютная система Сообщества, введенная в марте 1979 г., базиро­валась на «корзине валют», которая послужила основой появления европейской валютной единицы ЭКЮ. «Стоимость» этой искусст­венной коллективной валюты рассчитывалась по определенной фор­муле на базе всех национальных валют Сообщества. Взвешивание на­циональных валют в «корзине» производилось с учетом доли валового национального продукта и внешнеторгового оборота стран-участниц; удельные веса пересматривались каждые пять лет.

Главное преимущество ЭКЮ, как любой коллективной валюты, состояло в том, что она, представляя собой среднюю величину, сгла­живала конъюнктурные колебания той или иной национальной ва­люты на валютных рынках. Но на внешнем рынке предпочтение отда­валось всегда более сильной или усиливающейся валюте, и превра­щение ЭКЮ в подлинно международные деньги затруднялось тем, что она, будучи средней величиной, естественно, оказалась слабее, чем наиболее сильная из участвующих в «корзине» валют, и поэтому менее привлекательна. Кроме того, каждое государство, вошедшее в ЕВС, сохраняло свою валюту и собственный центральный банк. ЭКЮ как единая валюта Сообщества оставалась больше абстрактной, чем реальной величиной. Она обслуживала незначительный процент тор­говли в рамках Сообщества.

Европейская валютная система доказала свою эффективность, став достаточно надежным антиинфляционным механизмом, способ­ствующим стабилизации национальных валют. Несмотря на между­народную валютную нестабильность, валюты стран Сообщества, участвующих в ЕВС, сохранили относительную стабильность в срав­нении с прочими. Одновременно она способствовала усилению дис­циплины и контроля в той мере, в какой это было возможно на соот­ветствующих этапах интеграции. Государства - члены ЕВС не только брали на себя обязательства придерживаться согласованного уровня колебания валютных курсов, но и строго их соблюдали. Успех разви­тия валютной системы открыл путь к созданию зоны валютной стабильности в Западной Европе.

В июне 1989 г. Мадридская сессия Европейского совета сформули­ровала основные принципы: цели единой валюты, процесс, состоящий из нескольких этапов, первый из которых начинался в июле 1990 г., а также согласованность между валютной системой и экономикой. На первом этапе государства-члены обязались представить «про­граммы конвергенции», направленные на сближение и улучшение сво­их экономических результатов, чтобы сделать возможным установле­ние фиксированных паритетов между их валютами.

10 декабря 1991 г. в Маастрихте главы государств и правительств подписали договор об Экономическом и валютном союзе (ЭВС), согласно которому второй этап его начался 1 января 1994 г. Сразу был основан Европейский валютный институт, решающий задачи усиления координации валютных политик, повышения роли ЭКЮ и подготовки создания Европейского центрального банка (ЕЦБ) на третьем этапе, который разрабатывал процедуры создания Евро­пейской системы центральных банков и введения единой валюты. Фак­тически ЕЦБ был учрежден в мае 1998 г. и приступил к работе в июне 1998 г. Он должен быть независимым от правительств и руководить финансовой политикой всех государств, перешагнувших порог третье­го этапа.

Третий этап должен был начаться не ранее 1 января 1997 г. и не позднее 1 января 1999 г. Были установлены следующие критерии перехода к третьему этапу:

О стабильность цен: уровень инфляции не может превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции трех государств с наимень­шим уровнем инфляции;

О дефицит: национальные дефициты бюджета должны быть ниже 3% ВНП (валовый национальный продукт — совокупная стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах.-Включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных заку­пок, капитальные вложения и сальдо платежного баланса; платеж­ный баланс - соотношение поступивших и произведенных стра­ной платежей за границей за определенный период. Активный платежный баланс означает, что сумма поступивших платежей превышает произведенные, в противном случае платежный ба­ланс - пассивный. Сальдо во внешнеторговых отношениях означа­ет разность между суммой экспорта и импорта или суммой требо­ваний обязательств);

О долги: государственный долг не может превышать 60% ВНП (госу­дарственный долг - общая сумма задолженности государства по не­погашенным займам и невыплаченным по ним процентам. С учетом сферы размещения займов делится на внутренний и внешний); 0 стабильность валютных курсов: национальная валюта не должна быть девальвирована в течение последних двух лет и должна оста­ваться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмот­ренном ЕВС.

Для устранения противоречий между странами - потенциальны­ми участниками ЕВС были приняты такие компромиссные решения: переход к евро будет осуществляться постепенно, т.е. вначале страна­ми, которые удовлетворяют указанным экономическим критериям, с последующим подключением остальных стран по мере выполнения тех же критериев; будут учтены национальные чувства всех народов стран ЕС.

Пятая годовщина создания ЕВС (март 1984 г.) дала Сообществу повод оценить достигнутые результаты. Европейская комиссия и Со­вет министров пришли к выводу, что созданная система побудила го­сударства к более тесной координации экономических курсов, но в довольно ограниченных масштабах. Особенно это относится к фи­нансовой политике, хотя сближение в этой области сдерживалось со­хранившимися во многих государствах-членах ограничениями на свободное движение капиталов и беспрепятственное получение зай­мов на международных финансовых рынках.

17 июня 1997 г. главы государств и правительств 15 стран подпи­сали Амстердамский договор о Европейском Союзе. При этом лиде­ры «пятерки» не только проявили твердость в отношении сроков и порядка перехода к ЭВС, но и существенно усилили (по сравнению с Маастрихтом) его механизм, подписав обязывающий Пакт стабиль­ности и роста.

12-13 декабря 1997 г. на очередном заседании глав государств и правительств в Люксембурге было подтверждено, что Совет ЕС по экономическим и финансовым вопросам (ЭКОФИН) остается цен­тром координации экономической политики всех государств — чле­нов ЕС, а государства - участники зоны евро могут проводить нефор­мальные встречи для обсуждения специфических проблем валютного союза; вопросы, представляющие общий интерес, будут обсуждаться министрами всех государств - членов ЕС; право принятия обязываю­щих решений в обоих случаях остается за Советом ЭКОФИН.

Несмотря на то что график введения евро был в целом согласован на Мадридской сессии Европейского совета в декабре 1995 г., отдель­ные его детали стали предметом дискуссий. Так, банкноты и монеты евро планировалось выпустить в обращение не позднее 1 января 2002 г. Однако это начало нового года и рождественские каникулы, что мо­жет вызвать дополнительные трудности, в связи с чем были выдвину­ты предложения перенести введение евро на осень 2001 г. или фев­раль 2002 г. Кроме того, стало понятно, что одновременная циркуля­ция евро и национальных валют в течение полугода, как предусмот­рено в Договоре, обойдется слишком дорого.

25 марта 1998 г. Европейский валютный институт и Европейская комиссия представили Совету доклады об итогах процесса конвер­генции. Авторы докладов рекомендовали для участия в валютном союзе 11 стран - Австрию, Бельгию, Германию, Ирландию, Испанию,

Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Финляндию и Фран­цию. В их число не вошли Великобритания, Дания, которые зарезер­вировали свое право не переходить к единой валюте еще при подпи­сании Маастрихтского договора, Швеция, решившая воздержаться от участия в ЭВС, и Греция, которая не добилась выполнения маастрихт­ских критериев.

Окончательно состав зоны евро определил Европейский совет на заседании 2-3 мая 1998 г.

С 1 января 1999 г. безналичные расчеты и платежи в рамках ЕС стали производиться в евро. Введение этой валюты в наличный обо­рот с 1 января 2002 г. является поистине историческим событием, которое окажет существенное воздействие не только на процессы ин­теграции в рамках ЕС, но и на развитие международной валютно-фи-нансовой системы в целом.

Состоявшаяся в феврале 2001 г. в Ницце Межправительственная конференция была посвящена цели выработать реформы и меры по адаптации европейских институтов в связи с предстоящим самым большим за всю историю существования ЕС расширением. 11 декаб­ря 2001 г. страны - члены ЕС одобрили Ниццкий договор, завершив­ший Межправительственную конференцию. Договор был ратифици­рован всеми странами-членами и вступил в силу в феврале 2003 г. Так же как и Амстердамский договор, Ниццкий договор не учреждает но­вые организации, а представляет собой комплекс поправок к учреди­тельным договорам Европейского сообщества и Европейского Сою­за. В частности, в ходе Ниццкой конференции были выработаны три этапа перехода стран-кандидатов в ЕС на европейскую валюту.

На первом этапе, до вступления в ЕС, страны-кандидаты сами выбирают режим валютного курса и направления своей валютной по­литики, концентрируя усилия на проведении структурных реформ на микроуровне. На втором этапе, после вступления в ЕС, политика обменного курса присоединившихся стран становится предметом об­щего интереса Евросоюза, тем не менее страны свободны сохранять избранный режим валютного курса. На третьем этапе новые го­сударства-члены присоедяняются к механизму регулирования обмен­ных курсов (МОК-2) и через какое-то время начинают осуществлять процедуры, необходимые для выполнения критериев конвергенции. Далее Европейская комиссия и Европейский центральный банк раз­рабатывают доклады о конвергенции, после принятия по которым Советом ЕС положительного решения страна допускаетя в валютный союз.

Разработка этапов перехода на евро позволяет говорить о предос­тавлении отсрочки странам после вступления в ЕС, что избавляет их от жестких обязательств, связанных с введением евро. Таким обра­зом, реальная конвергенция может растянуться на продолжительный

период.

В еврозону в настоящее время входят Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ир­ландия, Греция. Их денежно-кредитная политика находится в ведении единого Европейского центрального банка, некоторая автономия эти­ми странами сохранена в проведении фискальной политики.

На единую европейскую валюту до сих пор не перешли Велико­британия, Дания и Швеция, так как значительная часть населения этих стран противится самой идее валютного союза и исчезновению национальных валют. Ряд «карликовых» государств Европы - Мона­ко, Сан-Марино и Ватикан, не входящих в ЕС, используют евро в ка­честве официальной валюты. Евро находится также в обращении в Андорре, которая не имеет национальной валюты. Кроме того, евро­пейская валюта имеет хождение в Черногории, Косово и Боснии.

Из десяти новых членов Евросоюза (присоединившихся 1 мая 2004 г.) с датой присоединения к зоне евро пока не определилась толь­ко Польша (Варшава будет готова рассмотреть дату не ранее 2009 г.). Еврокомиссия и Европейский центральный банк одобрили переход Словении на евро с 1 января 2007 г. (это решение должно быть ободре­но Советом министров ЕС), отложив по причине высокого уровня ин­фляции вступление в еврозону Литвы, которая намеревалась перейти на евро вместе со Словенией. При положительном решении Словения станет первой из десяти стран-«новичков», перешедшей на евро.

На вступление в еврозону с января 2007 г. помимо Словении и Литвы претендовала также Эстония, однако правительство этой стра­ны приняло решение повременить с данным шагом из-за высокого уровня инфляции в стране. Другие три новых члена ЕС - Мальта, Кипр и Латвия — намереваются перейти на евро с 1 января 2008 г., од­нако дата может быть также отодвинута по причине избыточной ин­фляции. Словакия планирует стать членом еврогруппы с января 2009 г., Венгрия и Чехия - в 2010 г.

На протяжении существования ЭВС не оправдались ни мрачные предсказания противников Союза, ни оптимистические прогнозы сторонников. С одной стороны, разный уровень экономического раз­вития стран ЕС не привел к критическим ситуациям, с другой сторо­ны, существенного ускорения экономического роста и полного обуз­дания инфляции также не произошло. Наиболее успешной стала интеграция финансовых рынков: мобильность капиталов в зоне евро на сегодняшний день близка к абсолютной.