logo
Политология

20. Основные положения теории антигегемонистского блока

Общей методологической основой этой теории высту­пает радикализм, прежде всего в его постклассической версии, пред­ставленной, в частности, в трудах американского исследователя Р. Кок­са. Она опирается на мир-системный анализ И. Валлерстайна, а также на теории нового исторического блока и уровней соотношения сил, вы­двинутые более ранним представителем неомарксизма - А. Грамши.

Первым уровнем Грамши считал соотношение социальных сил, под которыми он понимал объективные, независимые от человека производственные отношения, определяемые развитием материальных производительных сил. Согласно теории антигегемонистского блока, оно проявляется сегодня в углублении неравенства между теми страна­ми и народами, которые пользуются плодами глобализации и перехода от фордизма к постфордизму в организации труда, и теми, которые ис­пытывают на себе негативные последствия этих процессов в силу своей исключенное™ из мировой экономики. Речь не идет о классическом марксистском противоречии между буржуазией и пролетариатом на ос­нове собственности на средства производства. Пролетариат, как и мел­кая буржуазия, сегодня расколоты на незначительное меньшинство бе-нефициариев глобализации и большинство, ставшее ее жертвами. Более того, современные социальные силы определяются уже не столько про­изводственными отношениями, сколько отношениями потребления. По­этому полюс обездоленных представлен теми, кто не имеет постоянной занятости, кто живет на социальные пособия, обитателями трущоб, сту­дентами и другими социальными категориями.

В т о р о й у р о в е н ь соотношения сил, который выделяет теория антигегемонистского блока, - политический. Здесь главным является вопрос о внесении сознания в среду современных жертв глобализа­ции. Им необходимо дать общее понимание ее природы и последст­вий и выработать единую стратегию действий, направленных на то, чтобы включиться в мировую экономику и пользоваться ее плодами. Решение данной задачи, связанной с формированием антигегемони­стского блока, способного противостоять узурпаторам плодов гло­бализации в длительной позиционной войне, выпадает на долю тех, кого Грамши называл «органические интеллектуалы». Сегодня они должны работать одновременно на местных, региональных и миро­вом уровнях. Это нелегкая задача, так как между самими жертвами глобализации существует ряд противоречий:

Преодоление подобного рода корпоративных инстинктов и объе­динение различных групп трудящихся на основе стратегии альтерна­тивного будущего - весьма трудная задача, с которой сталкиваются органические интеллектуалы. Она осложняется тем, что необходимо одновременно вести борьбу с многообразными проявлениями экстре­мизма - от ксенофобии, расизма и неофашизма до авторитарного по­пулизма и нигилистических религиозных культов, которые конкури­руют в борьбе за преданность людей в условиях распада социальных обязательств, распространения апатии и роста отчуждения.

Третий уровень- это соотношение военных сил. Грамши различал здесь техническую военную функцию, т.е. контроль над репрессивным аппаратом государства, и военно-политическую функ­цию, касающуюся морали населения, степени солидарности или ра­зобщенности людей. В отсутствие высокой морали невозможна борьба против доминирующей власти над людьми ни в национальном, ни в мировом масштабе. Однако глобализация влечет за собой именно повсеместный разрыв общественных связей и рост социальной пас­сивности. Чтобы преодолеть эти явления, необходимо создание пол­ноценного гражданского общества, характеризующегося сильным ду­хом солидарности как на национальном, так и на межнациональном или глобальном уровне.

Стратегия формирования антигегемонистского блока предусмат­ривает прежде всего опровержение пропагандируемой мировым ка­питалом и большинством правительств господствующей доктрины, согласно которой" конкурентоспособность в мировой экономике -окончательный критерий политики. Тиражируемая интеллектуала­ми и средствами информации доктрина способствует закреплению первичной формы отчуждения в современном мире - представле­нию о глобализации как о силе, которой нет альтернативы. Это «со­временное божество» должно быть разрушено, чтобы появилась возможность альтернативного видения мировой экономики, допус­кающего ее регулирование в интересах большинства населения и ненасильственного разрешения возникающих в связи с этим кон­фликтов.

Еще один важный аспект создания антигегемонистского бло­ка - возрождение духа солидарности. Современная государствен­ная система фактически не допускает контроля граждан над обще­ственной жизнью. Его установление требует формирования под­линного гражданского общества, которое возможно только на пути длительной «позиционной войны». Формирование гражданского общества должно проходить в два этапа. Первый из них предпола­гает длительное участие в избирательной политике и проведение ненасильственных действий против дальнейшего наступления гло­бализации. На втором, более важном этапе предстоит добиться возрождения на местных, региональных и глобальном уровнях ду­ха солидарности в гражданском обществе и объединения левых сил с целью создания социального порядка, альтернативного ги­перлиберальной глобализации.

Таким образом, теория антигегемонистского блока опирается на разные варианты неомарксизма (прежде всего на теории уровней соотношения сил и исторического блока А. Грамши), сохраняя и оп­ределенную преемственность по отношению к традиционному марк­сизму. В то же время она выходит за их рамки, испытывает заметное влияние постмодернизма и представляет собой частный случай постклас­сического радикализма.

Наглядное, хотя и неизбежно упрощенное представление о мире теорий международных отношений дает табл. 2.

Таблица 2. Мир теорий МО

Теории

Представители

Парадигмы и их разновидности

Окончание табл. 2

1

2

3

4

Неоклассиче­ский

Демократического мира; гумани­тарного вмешательства; человече­ской безопасности

Дж. Ли Рэй, М. Дойл, М. Бетгати, Б. Кушнер, Л. Эксуорси

Радикализм

Либерализм

Радикализм

Классический (марксизм)

Исторической миссии пролета­риата; империализма; мировой со­циалистической революции

К. Маркс, Ф. Эн­гельс, В. Ленин

Неклассиче­ский (неомарк­сизм)

Зависимости; структурного нера­венства

Р. Пребиш, И. Галтунг

Мировых систем; центра-периферии

С. Амин,

И. Валлерстайн

Постклассиче­ский (критиче­ские теории))

Классический

Неклассический

Постклассический

Неоклассический

Классический (марксизм)

Неклассический

(неомарксизм)

Постклассический (критические теории)

Мировых порядков; антигегемо­нистского блока

Единства человеческого рода; приоритета моральных и правовых норм; коллективной безопасности

Международных режимов; гегемонистской стабильности; инстуционализации, федерализма

Конец истории, мирового сообщества, глобального управления

Демократического мира, гуманитарного вмешательства, Чел.безопасности

Исторической миссии пролетариата, империализма, мировой социалистической революции

Зависимости, структкурного неравенства

Мировых систем, центра-периферии

Мировых порядков, антигегемонистского блока

Р. Кокс, С. Гилл, К. Мэрфи

Смит, Кант, Вильсон

Краснер, Кохейн, Най, Краточвил

Фукуяма, Моравчик, Розенау, Шемпьель,

Мэтьюз

Ли Рэй, Дойл, Беттати, Кушнер, Эксуорси

Маркс, Энгельс, Ленин

Препиш, Галтунг

Амин, Валлерстайн

Кокс, Гилл, Мэрфи