Глава 4. Международные организации
процедуре приема трех восточноевропейских стран НАТО нараба-тывает опыт взаимодействия с новыми членами и подключения их к работе в составе альянса. Возможно, необходимость адаптировать «новичков», не снижая эффективности деятельности блока, объяс-няет затишье в его расширении.
В 2004 г. на пражском саммите НАТО в состав этой организации было принято сразу семь новых членов — Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Это событие позволяет сделать важное заключение о том, что вновь вступающие в НАТО страны принимаются с существенно заниженными «критериями ка-чества», даже по сравнению с теми, которые предъявлялись к Поль-ше, Венгрии и Чехии. Армии почти всех новичков не способны по своему уровню оснащения и подготовке к совместным действиям с вооруженными силами НАТО. Если принимать всерьез идущие в НАТО разговоры о скором приеме туда Хорватии, Македонии и Ал-бании, можно вообще забыть о требованиях к качеству вооруженных сил участников альянса и их способности к совместному проведе-нию операций. Не случайно бывший генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон заявил, что сейчас «НАТО уделяет значительно боль-ше внимания не качественным параметрам вооруженных сил претен-дентов на вступление, а их приверженности демократическим ценно-стям, правам человека и рыночной экономике».
В - п я т ы х, в конце 1990-х гг. основное внимание стало уделяться разработке новой стратегической концепции альянса. В результате устранения военной угрозы со стороны социалистического блока воз-ник кризис идентичности НАТО, что потребовало обоснования ее роли в новых условиях. Выход был найден в переориентации деятель-ности организации на противодействие международным кризисам с соответствующим обеспечением гибкости и мобильности вооружен-ных сил. В 1990-е гг. НАТО была практически единственной структу-рой, располагавшей возможностями для этого: ООН предпринимала попытки урегулирования многочисленных конфликтов по всему ми-ру и вступила в длительный период внутренней реорганизации, веду-4 щие европейские институты - ОБСЕ, ЕС, ЗЕС - лишь приступили к созданию собственного антикризисного потенциала. В мае 1997 г. на встрече министров иностранных дел НАТО было принято решение кардинально пересмотреть стратегическую концепцию блока. В стра-тегической концепции НАТО, одобренной на юбилейном саммите альянса в апреле 1999 г., в число возможных задач впервые было включено «проведение операций по реагированию на кризисные си-туации, не подпадающие под статью 5 Вашингтонского договора»
59. Структура НАТО до и после холодной войны
157
(т.е. не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии). Первым практическим опытом использования сил НАТО в этих целях стали ракетно-бомбовые удары по Югославии, начавшиеся в марте 1999 г. Официальной целью этой операции было объявлено прекра-щение гуманитарной катастрофы в Косово. Во второй раз НАТО ис-пользовала военные силы против режима талибов в Афганистане в начале 2000 гг., обосновывая свои действия преступным характером афганского режима. Военные кампании НАТО показали, что новая стратегическая концепция наделила НАТО полномочиями не только осуществлять коллективную оборону своих членов, но также по сво-ему усмотрению проводить военные операции, реализуя принцип коллективной безопасности, в любой точке мира без санкций ООН и ОБСЕ, если их немедленное получение вызывает затруднения.
Заметим, в США окончание холодной войны было воспринято как безоговорочная победа Запада. В России новая политическая си-туация была воспринята совершенно по-иному. Политическое руко-водство было убеждено, что основной вклад в окончание холодной войны внесла сама Россия, отказавшись от коммунистической идео-логии, пересмотрев отношения с Западом, выведя войска из Цен-тральной Европы, согласившись на объединение Германии и даже распад СССР. Все это явилось результатом самостоятельных внут-ренних решений, а не условиями капитуляции, продиктованными по-бедителями. (Можно утверждать, что коммунизм как система все рав-но был исторически обречен, но нельзя не согласиться, что его агония могла длиться еще десятилетия.)
Следовательно, если оценивать ситуацию политически и идео-логически, то окончание холодной войны - это, безусловно, победа россиян, сумевших покончить с коммунистическим режимом у себя в стране и избавить мир от многих опасностей. Если оценивать си-туацию в категориях традиционной геополитики, то приходится признать, что Россия проиграла холодную войну. В течение не-скольких месяцев 1989 г. Советский Союз лишился своих союзни-ков в Центральной Европе. С распадом СССР страна потеряла поло-вину населения, 40% ВНП и четверть территории. Геополитически это выглядело как полная катастрофа. Но дело именно в том, что в 1988-1992 гг. Москва отказалась от традиционных геополитических стереотипов в своей внешней политике и пыталась строить ее, бази-Руясь не на четко сформулированных национальных интересах, а на общечеловеческих ценностях. В то же время США действовали в строгом соответствии с геополитической логикой. В результате многие шаги США на внешнеполитической арене стали восприни-158
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества