8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
Каждая из парадигм ТМО уделяет внимание одной из сторон международных отношений. Именно этим объясняются и их достоинства, и недостатки. Так, парадигма реализма уделяет главное внимание безопасности государств; влиянию межгосударственной системы на их внешнюю политику; роли силы в отстаивании национальных интересов, балансу сил в регулировании международного порядка и т.п. Это дает возможность понять скрытые пружины межгосударственных конфликтов и войн, особенности поведения государств в ситуации внешней угрозы их национальным интересам; факторы, ограничивающие или расширяющие их возможности на мировой арене, причины заключения и разрыва военных союзов и т.д. Однако реализм недооценивает роль негосударственных акторов, значение которых в современных условиях не просто возрастает, они во многом меняют характер международных отношений. Более того, реализм отдает приоритет анализу поведения великих держав, но плохо приспособлен к изучению политики малых и даже средних государств. Выдвигая на передний план отношения противоборства между государствами за власть и силу, он преуменьшает роль институтов и правовых норм в расширении возможностей международного сотрудничества.
Либерализм настаивает на увеличении значения универсальных правовых и нравственных норм, на возрастающей роли международных организаций, на необходимости и преимуществах сотрудничества в условиях расширения числа и усиления влияния негосударственных акторов и взаимозависимости мирового развития. Это позволяет понять, что характер международных отношений не остается неизменным, что международный порядок зависит не только от государственных интересов, но и от взглядов и мировоззрения людей, от соблюдения ими соответствующих правил поведения в отношениях друг с другом. Вместе с тем сторонники либеральной парадигмы нередко забегают вперед, поспешно отрицая роль национальных интересов в поведении государств и самих государств как международных акторов, придают непомерно большое значение нормативности в оценке международных отношений.
Радикализм, заостряя внимание на проблемах экономического неравенства и социальной несправедливости, свойственных современным международным отношениям, раскрывает те стороны их состояния, которые мало исследуются или даже игнорируются в рамках других парадигм. В то же время свойственный ему экономический детерминизм нередко упрощает картину международных отношений, которые не сводятся к простым причинно-следственным связям, носят во многом непредустановленный, стохастический характер. Декларируемая радикалистами непримиримость «классовых» интересов Юга и Севера фактически оставляет слаборазвитым и богатым странам только одну возможность - противоборство друг с другом в ущерб сотрудничеству, которое обеспечит более справедливый мировой порядок.
Межпарадигмальные споры в ТМО - одна из особенностей истории развития и современного состояния ТМО (см. п. 4), которая имеет как положительные, так и отрицательные последствия для ТМО.
Положительные последствия межпарадигмальных споров для ТМО, или их достоинства, состоят в следующем:
они свидетельствуют о высокой степени самокритичности ТМО, отсутствии в ней самоуспокоенности, удовлетворенности достигнутыми результатами. Можно сказать, что межпарадигмальные споры являются гарантией от догматизма в исследовательских подходах и трактовке основных проблем международных отношений;
они побуждают к постоянным поискам новых аргументов, новых методов, новых концептуальных построений, новых парадигм и новых направлений в ТМО. Иначе говоря, межпарадигмальные споры стимулируют научный поиск в исследовании международных отношений;
они позволяют сконцентрироваться на узловых факторах, событиях и процессах, выявить наиболее актуальные проблемы мирового развития. Другими словами, межпарадигмальные споры позволяют ТМО держать в центре своего внимания наиболее важные вопросы мировой политики и международных отношений;
они способствуют развитию основных положений, совершенствованию аргументов и соответственно повышению конкурентоспособности каждой из парадигм. Это говорит о том, что межпарадигмальные споры в известной степени ведут к обогащению и ТМО в целом. Однако перманентные межпарадигмальные споры (а также другие крупные и более частные дискуссии) в ТМО имеют и свои отрицательные стороны, или недостатки:
они свидетельствуют об отсутствии в ТМО единой картины международных отношений, общего представления об основных особенностях предмета и объекта международно-политической науки. Каждая из описанных выше парадигм фокусируется на «своих» акторах, процессах, побуждениях и различных результатах в международных отношениях. В итоге общее видение международных отношений, представление об основных процессах, закономерностях и движущих силах их эволюции как бы разрывается на нестыкую-щиеся друг с другом картины;
они способствуют закреплению состояния «войны парадигм», когда их сближение становится проблематичным. При этом каждая из них склонна пренебрегать достижениями другой и в то же время упрощает события и процессы международной жизни и даже дает такую их интерпретацию, которая подтверждает только ее собственное видение. Недостаток критичности по отношению к собственным взглядам представители той или иной парадигмы часто «компенсируют» избытком критичности по отношению друг к другу;
они отрицательно сказываются на взаимодействии теории и практики международных отношений. С одной стороны, они порождают неуверенность и скептицизм относительно научного статуса ТМО и ее действительного эвристического потенциала как в академической среде, так и в среде практиков и экспертов, принимающих или подготавливающих политические решения на правительственном уровне или в законодательных органах. С другой стороны, поскольку каждая из парадигм исследует «свою» сферу международных реалий, «свою» область международной жизни, очерчивая «свой» круг проблем в собственных категориях, постольку каждая из них рисует «свою» картину международных отношений. Это создает значительные сложности и для теории, и для практики. Например, реалистская картина международной системы будет не очень полезна тому исследователю или участнику международных отношений, который хочет понять причины и последствия широкого распространения правозащитных идей в современной Европе или скорректировать на этой основе свою политику. Реалистская картина отражает изучение национальных интересов и властных отношений, а не развитие идей. В свою очередь, категории права и коллективной безопасности, трактовка международных институтов и просвещенного общественного мнения как основы сотрудничества между странами и народами в интересах взаимной выгоды и укрепления мира, т.е. либерально-идеалистическая картина, не слишком приспособлена для анализа пограничных конфликтов типа Кашмирского кризиса. Радикализм, трактующий слаборазвитые страны как Юг, или периферию, мир-системы со своей особой идентичностью и специфическими интересами, мало поможет приверженцам либеральной концепции экономической взаимозависимости, которая сосредоточивается именно на этом элементе изменений и формирует язык и набор оправданий для директивных органов, осуществляющих соответствующую политику.
Недостатки, присущие парадигмам, а также отрицательное влияние межпарадигмальных споров на ТМО послужили причиной разработки в ее рамках новых направлений. Среди них следует отметить прежде всего постмодернизм, социологию международных отношений и международную политическую экономию.
9. Постмодернизм
Постмодернизм3 не представляет собой отдельной научной школы, или единого подхода, в социальных науках вообще и, в частности, в международных отношениях. Под этим термином часто объединяют работы достаточно далеких друг от друга авторов в таких разнородных областях, как, например, семиотика, генеалогия, феминистская психоаналитическая теория, интертекстуализм и др. Но несмотря на множество различий, все они характеризуются общностью происхождения, а также близостью основных трактовок рассматриваемых сюжетов.
Постмодернизм возник как реакция на недостатки западного рационализма — наследия эпохи Просвещения в сфере познания. В рассмотрении международных отношений он опирается на философские работы французских постструктуралистов: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ж. Лиотара, Д. Кристевой, Р. Барта, Ж. Бодрийара и др.
Приверженцы постмодернизма (Дж. Дер Дериан, М. Уолцер, Р. Шапиро, Р. Эшли и др.) настаивают на том, что рационализм — далеко не лучший подход к осмыслению международных отношений, которые характеризуются неопределенностью, зависят не только от объективных процессов, но и от предпочтений самых разных лиц с присущими им ценностями, идеалами, предрассудками и т.п. Международные отношения - результат и процесс политических и иных действий и в то же время продукт нашего познания, присущих ему исследовательских средств, используемого языка, они зависят от интерпретации соответствующих текстов. В конечном счете они не существуют как некий независимый объект, помимо воспринимающего и творящего их «коллективного субъекта». Осуждая рационализм, присущий всем основным парадигмам, обвиняя их в приверженности позитивизму с его механистическим пониманием причинно-следственных связей, постмодернизм в рассмотрении международных отношений противопоставляет себя ТМО в целом, подвергая критике ее основы «извне».
Основной упрек, который постмодернисты адресуют фактически всем парадигмам и теориям, состоит в том, что они пренебрегают отношениями между языком, познанием и властью. При этом любое стремление к концептуализации, попытки создания категориального аппарата, определения понятий объявляются неприемлемым как возврат к рационализму. Бросая вызов фундаментальным основам познания, касающимся происхождения и содержания таких понятий, как «знание», «истина», «значение» и т.д., постмодернизм привлекает идеи анализа дискурса, генеалогии4 , деконструкции текстов, смысловой структуры и т.п.
В основе постмодернизма лежит анализ проблемы языка и дискурса международных отношений, а также истоков и оснований наших интерпретаций окружающего мира. Одним из центральных является положение о том, что международные отношения, как и вся социальная реальность, - это результат наших собственных мыслей и действий. Социальная действительность не существует «сама по себе», независимо от нашего познания и используемых методов. Поэтому парадигмы, теории, понятия, методологии, банки данных и т.п. являются не столько инструментами познания, сколько инструментами конструирования международной реальности, они не столько отражают, сколько создают международные факторы, события, нормы и процессы.
Теории, понятия и т.п. выражаются через тексты, а они, по мнению постмодернистов, не приближают нас к пониманию или объяснению «реального мира», но вводят в заблуждение. Поэтому следует не столько использовать тексты в попытках исследовать мир, сколько исследовать те интерпретации мира, которыми эти тексты являются, что позволит понять исторические, культурные и лингвистические реальности, лежащие в основе сконструированного в них мира.
Одним из методов подобной интерпретации* является метод деконструкции текста, который предложил Ж. Деррида. Американский международник Р. Эшли применяет этот метод для анализа работы одного из основоположников неореализма К. Уолца «Человек, государство и война». Эшли отмечает, что в интерпретации Уолца понятие «человек» противопоставляется понятию «война». «Человек» Уолца - «хорошо отграниченная рациональная идентичность», а «война» представляет собой как собственно войну, так и пространство международных отношений в целом. Она является «случайной областью истории, которая ускользает от контролирующего влияния аргументированных рассуждений человека и... известна поэтому как опасная, насильственная и анархическая».
Тем самым Эшли показывает, что в основе подхода Уолца лежит семантическая оппозиция человек - война, в которой термину «человек» отдается явный приоритет по отношению к термину «война». Кроме того, категория «война» является вторичной, тогда как категория «человек» - первичной: «Человек рассматривается как определяющая и изначально присутствующая рациональная идентичность. Война же известна лишь в терминах недостатка этой рациональной идентичности, то есть как совершенно иная область, которая должна быть подчинена главному термину рассуждения — человеку».
Деконструкция текста Уолца приводит Эшли к выводу о том, что в анализируемой им работе рациональность западного человека достигает своего приоритетного статуса через ее противопоставление хаосу, каким является война. Иначе говоря, для утверждения своего превосходства рациональность человека нуждается в хаосе. Без непредвиденных и не поддающихся контролю обстоятельств, которые составляют область историчности и войны, человеческая рациональность не имела бы перед собой никакой героической задачи, ее значение не было бы столь велико, а ее наличие и важность - столь ясными. Это означает, что война расширяет, облагораживает и делает возможным суверенитет. «Факт» нашей суверенной рациональности является, таким образом, относительным. Он не существует без хаоса, без войны, представляющей собой его необходимую и неизбежную противоположность.
Итак, цель деконструкции Эшли состоит в том, чтобы показать, что для формулирования выводов относительно причин вооруженных конфликтов Уолц не столько исследовал данные, почерпнутые из реальности, сколько интерпретировал их на основе имеющейся у него концепции истории.
Постмодернизм - довольно противоречивое направление. Его главный вклад - критика всех (кроме постмодернистских) господствующих в ТМО теорий и парадигм, показ ограниченности рациональных подходов. В этом своем качестве он оказал несомненное влияние на постклассические версии традиционных парадигм. Постклассические версии реализма, либерализма и марксизма объединяет отказ от проведения жестких границ между эмпирическими и нормативными исследованиями, от анализа международных отношений как неизменного и фиксированного объекта, от рассмотрения существующих институтов и норм как неизменной данности. Они совпадают и в своем критическом отношении к поискам причинности и рациональных объяснений в ТМО, настаивая на относительности и условности наших знаний. Общими для большинства посклассических теорий являются и такие черты, как неприятие государства как центрального звена международных отношений (для постмодернистов и государство, и национально-государственные интересы - это лишь своего рода метафоры); все более критическое отношение к понятиям «суверенитет», «территориальность», «границы»; переосмысление понятия «безопасность» в терминах личностных ощущений и переживаний угроз; перенос центра тяжести на культурно-цивилизационные аспекты, анализ идентичностей и т.п. При этом все более заметной общей основой, контекстом анализа международных отношений для постклассических версий реализма, либерализма и радикализма выступают проблемы общемирового развития, формирования всемирного гражданского общества, предпосылок глобального правления и т.п.
Постмодернизм продолжает оказывать несомненное влияние на современную ТМО и в развитии таких ее относительно новых направлений, как социология международных отношений и международная политэкономия.
10. Социология международных отношений
Социология международных отношений (СМО) -это еще одно направление, приверженцы которого не связывают свои исследования с той или иной парадигмой. Это не означает, что им удается полностью преодолеть межпарадигмальные споры и создать единую и целостную науку о международных отношениях. Более того, сегодня СМО представляет собой, скорее, совокупность наиболее распространенных социологических подходов к исследованию международных отношений.
Специфика таких подходов состоит прежде всего в том, что в отличие от наиболее распространенных парадигм современной международно-политической науки они подчеркивают значимость в мировой политике не столько национальных интересов, сколько ценностей, норм, идентичностей, культурных особенностей, традиций и идей. В результате все основные вопросы международных отношений (характер международной среды, перспективы ее изменения, основные процессы, их участники, возникающие между ними проблемы, пути их разрешения), как и наиболее распространенные теории (национального интереса, безопасности, баланса сил, сотрудничества, демократического мира), получают трактовки, альтернативные тем, которые господствовали в международно-политической науке на протяжении многих десятилетий.
Отмеченные особенности характерны, например, для британской школы, которая определяет международные отношения как характеристику общества суверенных государств, объединенных едиными интересами и ценностями и имеющих совместные права и обязанности. Указывая значение институтов для стабильности международных отношений (через экономическое, социальное, техническое и функциональное взаимодействие государств), сторонники данной школы рассматривают международное право прежде всего как основной инструмент для поддержания сложившегося баланса власти.
Окончание холодной войны способствовало усилению интереса к СМО и одновременно трансформации ее проблематики. Рост взаимозависимости мира и процессы глобализации с особой очевидностью обнажили «разорванность» международно-политической науки между господствующими парадигмами - неореализмом и неолиберализмом. Это, а также неудовлетворенность результатами, которых они достигли в исследовании международных отношений, обострили стремление выйти за пределы данных парадигм, но сохранив и объединив все положительное, наработанное в их рамках. Альтернативная исследовательская программа была предложена конструктивизмом -направлением, которое стремится синтезировать теоретическое наследие М. Вебера и Э. Дюркгейма и которое ставит во главу угла взаимосвязь между государственными интересами и идентичностями. Наиболее близкие идейные предшественники конструктивизма -функционализм, британская школа, структурализм М. Фуко. Конструктивизм - далеко не однородное течение. В его рамках различают по меньшей мере два варианта. Неоклассический вариант (Дж. Рагги, Ф. Краточвил, И. Адлер и др.) включает в себя неоидеализм (А. Вендт, Д. Дресслер и др.), социологический институциона-лизм, который иногда рассматривается как самостоятельное направление (М. Финнемор, Л. Мейер и др.), коммунитаризм (К. Браун, Р. Джексон и др.), отчасти постклассический радикализм и критическую теорию (Р. Кокс, Н. Герас). Постмодернистский вариант (Р. Эшли, Дер Дериан, Р. Уокер и др.) включает в себя феминистские теории (Ж. Эльстайн, А. Тикнер и др.). Иногда выделяют третий, промежуточный вариант, к которому относят, в частности, неоидеализм А. Вендта.
При всей своей внутренней разнородности конструктивизм имеет и общее содержание, основные элементы которого могут быть сведены к следующим: 1) главными объектами анализа международных отношений являются государства; 2) ключевые структуры в межгосударственной системе рассматриваются не столько как материальные, сколько как интерсубъективные; 3) идентичности и интересы государства считаются в значительной степени сконструированными этими социальными структурами, а не приданными системе экзогенным образом человеческой природой или внутренней политикой государства. Конструктивисты настаивают на взаимном создании друг другом мирового общества и его составных частей (прежде всего государств); на преемственности в эволюции международной системы, которая, однако, способна претерпевать и революционные перемены (что релятивизирует влияние окончания холодной войны на международную систему); на зависимости картины международных отношений не только от происходящих здесь процессов и взаимодействий, но и от концептуализации этой картины, от взгляда на нее.
Еще одно направление в современной СМО представлено французской школой (Б. Бади, Д. Батистелла, Д. Биго, М.К. Смуте, Ф. Ша-рийон), подчеркивающей принципиально важное значение анализа тех сдвигов, которые происходят во взаимодействии государств и новых участников международных отношений. Усиление взаимозависимости и процессы глобализации имеют следствием появление фундаментально новых тенденций в мировой политике. Во-первых, происходит автономизация деятельности транснациональных акторов - этнических, религиозных, культурных, профессиональных и иных групп, мультинациональных фирм, представителей рыночных, коммуникативных, информационных и миграционных потоков, а также диаспор, мафиозных кланов, выдающихся личностей, «частных» лиц и т.п. В таких условиях государственный суверенитет подрывается «расщеплением» лояльности индивида между тремя относительно самостоятельными сферами - государством, транснациональными и социокультурными сетями. Во-вторых, формируемые многообразными процессами идентификации (этнической, религиозной, коммунитар-ной'и т.п.) новые акторы все более успешно претендуют на собственную роль в международной жизни, стремясь оказывать влияние на ее структуру, на действующих лиц, на возникающие между ними конфликты. В-третьих, размывается грань между внешней и внутренней политикой, международными и внутриобщественными отношениями. При этом государство, делая все больше уступок групповой идентификации (и групповой исключительности) новых акторов, идя на уступки и компромиссы во взаимодействии с ними, активно способствует разрушению главных принципов, составляющих саму основу его легитимности, - суверенитета, территориальности, политического представительства. В результате вся система международных отношений подвергается серьезным испытаниям и дестабилизации.
Присущая СМО разнородность представленных в ней течений, конечно, сказывается на состоянии этой дисциплины, отражая относительность ее автономии и незавершенность конституирования. В то же время уже сегодня очевидно, что СМО способна предложить различные сочетания эпистемологически необходимых и исследовательских программ, позволяющих преодолеть присущий господствующим парадигмам международно-политической науки дуализм внутреннего и внешнего, системы и среды, микро- и макроуровней, структуры и актора, государства и общества.
41
Рождение международной политэкономии (МПЭ) обусловлено признанием несводимости парадигм и одновременно необходимостью их совместного использования. Важную роль в ее становлении сыграл журнал «International Organization», выпустивший в 1975 г. тематический номер «Мировая политика и международная экономика». Его издатели поставили перед собой цель организовать научную дискуссию, которая способствовала бы выяснению основ международных экономических механизмов и соответственно формулированию аргументированных политических рекомендаций; интеграции методов экономики и политических наук; выработке институциональных новаций, связанных с МПЭ как относительно автономной дисциплиной в рамках международно-политической науки.
Однако в ходе развития этой дисциплины выявилось, что недостатки, связанные с разделением экономического и политического, не только не были преодолены, но и в чем-то даже обострились, хотя и на фоне попыток их примирения.
Действительно, как показывает французский исследователь Ж.К. Гра, в 1970-1980-е гг. МПЭ характеризовалась «экономическим онтологизмом» (т.е. обособлением международных экономических факторов в ущерб политическим); попыткой «теоретического синкретизма», которая, тем не менее, сопровождалась имплицитным креном в сторону неореализма; наконец, «властным фетишизмом», свойственным неомарксистской парадигме.
С точки зрения известного специалиста в области МПЭ Р. Гилпи-на, предмет МПЭ связан с тремя принципиальными вопросами. Первый вопрос о причинах и следствиях возникновения глобальной рыночной экономики: подчиняется ли функционирование рынка своей собственной внутренней логике или оно зависит от государственных регулирований? Второй вопрос о диалектике экономических и политических изменений: в какой мере экономическая нестабильность может повлечь за собой политические потрясения? Как соотносятся стремление государств к сохранению своего суверенитета и глобализация способов экономического регулирования? Третий вопрос о политических путях вступления государств в процесс глобализации. Какими средствами располагает государство для контролирования рынка и какие стратегии имеет в своем распоряжении рынок (вернее, те силы, которые его представляют) для преодоления или обхода государственных ограничений? Однако в конечном итоге Гилпин все же приходит к выводу, что «лучшую надежду миру на экономическую стабильность дает меркантилизм в мягкой форме», тем самым подтверждая свою приверженность неореализму.
С. Стрендж уже в одной из первых изданных ею работ по МПЭ подчеркивает, что «стремительность событий в международной экономике и изменений, связанных с экономической взаимозависимостью, порождает новые вопросы, касающиеся природы национального интереса», и настаивает на необходимости изучения международных экономических отношений на основе приоритета «политического». В связи с этим она предлагает подход, основанный на структурном понимании власти. Основной вопрос международной политэкономии - вопрос о соотношении государства и рынка - Стрендж рассматривает через структурное понимание власти. Власть уподобляется четырехграннику, стороны которого представляют собой структуры производства, безопасности, знания и финансов. Каждая сторона, соприкасаясь с тремя другими, оказывается с ними в положении тесной взаимосвязи, что влияет на отношения между «властью» и «рынком». Развивая эту точку зрения в одной из своих последних работ (1996), Стрендж трактует международную систему как результат столкновений и борьбы, переговоров и компромиссов различных типов власти, которые стремятся навязать друг другу свои предпочтения. В настоящее время в этой борьбе наблюдается превосходство безличных рыночных сил, что объясняется двумя причинами. Во-первых, это технологическая революция, которая привела к революции в сферах экономической деятельности и безопасности. Во-вторых, это увеличение стоимости капитала для предприятий и соответственно рост их потребности в финансах, на которую в свою очередь реагируют рынки. В результате таких изменений власть над обществами и экономиками переходит от государств к транснациональным корпорациям, фирмам и банкам. Производственная деятельность во всех секторах экономики все чаще осуществляется помимо государств. Распределение богатств в мире зависит уже не столько от государственных политик, сколько от трансфертов со стороны транснационального капитала.
Фирмы и предприятия конфисковали у государств функции социального управления, обеспечения занятости, условий труда и его оплаты. Все это регулируется в гораздо большей мере внутренними регламента-циями фирм, чем государственными законами. Растет роль транснациональных фирм и в фискальной сфере. Кроме того, они все больше подрывают роль государств в политике безопасности, экономики, коммуникации и в целом его монополию на насилие. Однако, по мнению Стрендж, все это не означает, что можно прогнозировать исчезновение государства или его переход под полный контроль со стороны транснациональных корпораций. История учит, что соотношение сил между институционально-политической и экономической властью - величина переменная. Сегодня это соотношение складывается не в пользу государства, но вряд ли такая ситуация сохранится и в будущем. В то же время важное значение имеет усиление асимметрии между государствами с точки зрения их способности управлять своими обществами и экономиками. Только США обладают всеми видами структурной власти. Поэтому Стрендж убеждена, что выводы об утрате их гегемонии выглядят безосновательными.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества