logo
Политология

54. Азиатско-Тихоокеанское

экономическое сотрудничество: причины низкой эффективности

Организация Азиатско-Тихоокеанского экономиче-ского сотрудничества (Ак1ап РасШс Есопогшс Соорегайоп - АТЭС) была создана в 1989 г. по инициативе Австралии. Один из важнейших мотивов ее создания - стремление к формированию института эконо-мического сотрудничества с более широким охватом участников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чем АСЕАН, включающий в свой состав только государства Юго-Восточной Азии. В это же время об-щерегиональные институты экономического сотрудничества активно развивались в Европе (ЕС) и начинали складываться в Северной Аме-рике (первые соглашения в направлении создания НАФТА).

Сейчас в состав АТЭС входят государства - члены АСЕАН (кро-ме Бирмы и Лаоса), США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зе-ландия, Южная Корея, КНР, Гонконг и Тайвань, Россия (с 1997 г.), Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея и ряд тихоокеанских остров-ных государств (на расширение состава участников АТЭС наложен 10-летний мораторий после вступления в эту организацию России). Простой перечень участников АТЭС говорит о гетерогенности этой организации. Государства-члены различаются не только по уровню социально-экономического развития (например, Япония, США, с од-ной стороны, и островные государства, а также Россия - с другой), но и по идеологии экономического развития - от выраженной либераль-ной стратегии до умеренного меркантилизма (традиционно высокая роль государства в экономическом развитии) и отсутствия сформиро-

55. Цели, структура и роль ОПЕК

143

вавшейся экономической стратегии (Россия). Кроме того, особен-ностью АТЭС является отсутствие выраженного лидера интеграци-онного процесса в виде одного государства (как в НАФТА) или груп-пы государств (как в ЕС).

Эти особенности определяют характер и результаты деятельно-сти АТЭС. Официально провозглашенная цель - создание к 2010 г. зоны, свободной и открытой для торговли и инвестиций (Азиат-ско-Тихоокеанского экономического сообщества) для индустриально развитых стран, а к 2020 г. - для развивающихся стран - участниц АТЭС. Однако членам организации не удалось продвинуться дальше взаимных консультаций по экономическим проблемам (тайваньские представители не участвуют во встречах на уровне глав прави-тельств). Пока АТЭС не обнаружила прогресса в области координа-ции региональных торговых отношений.

В настоящее время перспективы дальнейшего развития АТЭС не ясны. Это особенно заметно на фоне энергичных усилий по продви-жению в направлении экономической интеграции других региональ-ных институтов, например АСЕАН.