17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
После окончания Второй мировой войны зародилось движение транснациональных организаций и сил, провозглашающее необходимость действовать внутри государственных границ, если государство не обеспечивает необходимую защиту прав человека на своей территории. Существование международных организаций гуманитарной направленности, конечно, не ново. Однако точкой отсчета в развитии этого движения принято считать конфликт, разразившийся в 1967 г. в связи с попыткой отделения Биафры от Нигерии. С этого момента деятельность, развернутая по инициативе частных ассоциаций, количество которых также постоянно растет, приобретает все больший размах. Для выполнения своей миссии некоторые организации были вынуждены тайно пересекать границы, нарушая, таким образом, волю государств. В результате подобных практик возникло понятие «право на вмешательство».
Под вмешательством в международных отношениях понимается любое действие, посредством которого один субъект вторгается в компетенцию и прерогативы другого. Что касается суверенных субъектов международных отношений, то подобное вмешательство запрещено законом и представляет собой попытку нарушить принцип суверенитета, провозглашенный в Уставе ООН. Он является неизбежным следствием существования положения о нерушимости государственных границ. Распространение во всем мире концепции прав человека означало, что принцип невмешательства и обязательство уважать неотчуждаемые права каждого человека нередко вступают в противоречие. Именно из этого исходит теория гуманитарного вмешательства.
С точки зрения сторонников этой теории (Л. Эксуорси, В. Зартман, Л. Риннер, Г. Саламе и др.), глобализация мирового развития и меняющийся характер вооруженных конфликтов ставят в центр международных отношений проблему прав человека. Глобализация мирового развития приносит не только положительные результаты, но и сопровождается ростом числа насильственных преступлений, распространением наркомании, терроризма, массовых заболеваний и деградацией окружающей среды. В этих условиях государство не в состоянии обеспечить безопасность индивида и гражданского населения против новых угроз. Поэтому национальная безопасность должна уступить место «человеческой безопасности».
По мнению одного из сторонников этой теории, Л. Эксуорси, безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к ухудшению, особенно из-за растущего числа внутренних конфликтов. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насильственных преступлений, распространение наркотиков, терроризма, болезней и деградация окружающей среды требуют разработки новой стратегии в области безопасности. Ее исходный пункт - опровержение гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности государств. Эксуорси предлагает шесть составляющих такой стратегии:
когда обстоятельства это оправдывают, необходимо энергично вмешиваться, чтобы защитить безопасность человека. С этой целью можно использовать принудительные меры, включая санкции и военное вмешательство, как в Боснии или Косово;
важно явно оценить человеческие издержки стратегий, имеющих целью развивать стратегию безопасности государства и международной безопасности;
политика безопасности должна быть гораздо существеннее интегрирована в стратегию поддержки прав человека, демократии и развития;
вследствие сложного характера современных вызовов безопасности человека инициативы в этой области должны быть обращены ко всем акторам, включая государства, многосторонние организации и группы гражданского общества. Поскольку проблемы, угрожающие безопасности человека, имеют транснациональную природу, только многостороннее сотрудничество позволяет найти эффективные решения;
эффективность решений будет зависть от усиления операциональной координации. Например, успешные операции по поддержанию мира включают множество измерений и основываются на тесной координации усилий разных акторов, включая политических переговорщиков, «голубые каски», наблюдателей за правами личности и ответственных за гуманитарную помощь;
возрастающую роль в продвижении безопасности человека играют неправительственные организации - организации гражданского общества, которые во многих случаях были в высшей степени эффективными партнерами в усилиях по защите безопасности человека. Чтобы обеспечить безопасность человека в международных отношениях, необходимо исходить из возможности использования принудительных мер против недемократических режимов, включая вооруженные интервенции и глобальные экономические санкции. Во внешней политике государств приоритет должна иметь не защита национальных интересов, а защита прав и свобод человека; в этом надо опираться на межправительственные и неправительственные организации, группы гражданского общества и деловые круги. Государства, не соблюдающие подобные принципы, должны подвергаться не только резкой критике, но и определенным действиям, направленным на оказание давления с целью изменения «неправильной» политической линии.
По мнению сторонников теории гуманитарного вмешательства, приоритет безопасности человека над национальной безопасностью предполагает проведение поэтапной реформы существующих международных институтов, прежде всего Совета Безопасности ООН. Именно Совет Безопасности должен выработать нормы, определяющие пространство и пределы права на вмешательство или, иначе говоря, пределы государственного суверенитета. До тех пор пока таких норм нет, каждый конкретный случай массового нарушения прав человека должен рассматриваться Советом Безопасности, который призван санкционировать гуманитарное вмешательство, например, так, как это было в Восточном Тиморе. Однако, если Совет Безопасности по каким-либо причинам (бюрократического, процедурного или.принципиального характера) не принял подобного решения, ответственность за гуманитарное вмешательство, согласно рассматриваемой теории, могут взять на себя западные государства, располагающие для этого политической волей и необходимыми механизмами (НАТО), как это было в Косово.
Таким образом, теория гуманитарного вмешательства является по сути современной версией идеалистического подхода к международным отношениям, отдающего приоритет морально-нравственным нормам, в том числе и по отношению к нормам действующего международного права.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества