logo
Политология

15. Основные положения теории баланса угроз

Теория баланса угроз возникла в конце 1980-х гг., когда С. Уолт - один из учеников основоположника неореализма К. Уолца - предпринял попытку развить, усовершенствовать и допол­нить широко известную (и столь же широко отвергаемую сегодня представителями либерально-идеалистической парадигмы) теорию баланса сил.

Теория баланса сил, известная в общих чертах еще со времен Фу-кидида, показывает, каким будет поведение государств в том случае, когда одно из них или коалиция нескольких достигает мощи, значи­тельно превосходящей мощь остальных. Дисбаланс сил проявляется тогда, когда одно сильнейшее государство или коалиция в системе обладает значительно большей силой, чем другое сильнейшее госу­дарство или коалиция этой системы. В ответ на возникновение подоб­ной ситуации остальные государства системы принимают меры к на­ращиванию своей собственной силы и/или вступают в союз друг с другом, направленный против усилившегося государства (коалиции), т.е. стремятся уравновесить его силу совокупной силой коалиции. Другими словами, они реагируют прежде всего на фактор силы, кото­рый включает такие компоненты, как военные и экономические воз­можности, природные ресурсы, население.

Теория баланса угроз показывает, как государства реагируют на отсутствие баланса угроз — на возникновение ситуации, в кото­рой одно государство или коалиция становятся особенно опасны­ми. В этих случаях государства формируют союзы или увеличива­ют свои внутренние усилия с целью уменьшить свою уязвимость. «Это тонкое, но важное различие, - считает Уолт. - Теория баланса угроз улучшает теорию баланса сил с помощью предоставления большей объяснительной силы одинаково скупым положениям. Используя теорию баланса угроз, мы можем понять те события, ко­торые нельзя объяснить, сосредоточивая внимание только на рас­пределении совместных возможностей». Так, согласно теории ба­ланса угроз, государства на Среднем Востоке формируют союзы прежде всего для того, чтобы противостоять угрозам своих сосе­дей, а не в ответ на изменение глобального баланса сил; они посту­пают подобным образом потому, что их соседи представляются им более опасными, хотя бы в силу географической близости, чем лю­бая сверхдержава.

Если потенциальные союзники государства приблизительно рав­ны по силе, то в соответствии с теорией баланса угроз в этих обстоя­тельствах государство заключает союз с наименее, по его мнению, опасной стороной. Например, уже сразу после Второй мировой вой­ны США были гораздо более могущественным государством, чем СССР. Если следовать логике только теории баланса сий, то многие государства предпочли бы союзу с Соединенными Штатами коали­цию с Советским Союзом. Однако этого не произошло. Объяснение данного факта, с точки зрения Уолта,- следует искать в том, что, хотя США были более могущественными, СССР рассматривался другими странами как более опасный.

Как указывает теория баланса угроз, одно из государств (или коа­лиция государств) угрожает другим в случае его географической бли­зости, его наступательной способности и агрессивности его намере­ний. При этом важное значение имеют не столько декларации и даже не реальные намерения государств или их союзов, воспринимаемых другими государствами или союзами как угрожающие их интересам, сколько восприятие их действий в качестве таковых.

Уолт иллюстрирует свою теорию, в частности, на примере СССР. Во-первых, СССР воспринимался большинством граничащих с ним стран как значительная угроза потому, что он был самым боль­шим и могущественным государством на евразийском континенте. Во-вторых, советская военная доктрина акцентировала внимание на преимуществах и ценности наступления, что отчасти объяснялось невыгодным географическим положением СССР. Однако каков бы ни был мотив, эта позиция увеличивала изоляцию СССР, ибо вос­принималась другими странами как угрожающая и способствовала сплоченности союза, который возник против него. В-третьих, из­вестные попытки запугивания Запада со стороны И. Сталина и Н. Хру­щева воспринимались Западом как осознанная агрессивность намере­ний, также несущих в себе угрозу. Результатом стала сплоченная стратегия Запада, направленная на изоляцию и сдерживание СССР, со всеми известными последствиями.

Отметим, что теория баланса угроз стала одним из свидетельств сближения позиций и взаимного обогащения неореализма и неолибе­рализма. Еще в большей мере это относится к теории международных режимов (см. п. 19).