logo
Политология

101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы

Профессор Парижского института политических ис­следований П. Фонтен, определяя сущность европейской интеграции, отметил, что процессу интеграции в Сообществе помогли оформить­ся: «федералистский проект, основанный на диалоге и отношениях взаимодополняемости между местными, региональными, националь­ными и европейскими властями, и функционалистский проект, опи­рающийся на добровольное делегирование части суверенитета с на­ционального уровня на коммунитарный. Эти два проекта сходятся в убеждении, что рядом с национальной и региональной властью долж­на существовать власть общеевропейская, базирующаяся на демокра­тических и независимых институтах, способных управлять теми об­ластями политики, где единые действия будут более эффективны, чем действия государств, придерживающихся изоляционистского курса: внутренний рынок, валюта, экономическое и социальное вы­равнивание, внешняя политика и общественная безопасность»1. Та­ким образом, провозглашалась необходимость создания системы об­щих институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти наднациональный характер, т.е. наделенных правом принятия обяза­тельных решений и правом контроля за их исполнением государства­ми-членами. Европейский Союз характеризуется оригинальной институцио­нальной системой, отличающей его от классических международных организаций. Государства, подписавшие Парижский и Римские дого­воры, делегируют часть своего суверенитета независимым органам власти, представляющим одновременно национальные интересы и интересы Сообщества в целом и связанным между собой отношения­ми взаимодополняемости, на которых построен процесс принятия ре­шений. В 1980-1990-е гг. Единый европейский акт, Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры внесли изменения в организацию и функции органов ЕС, приспособив их к новым условиям интеграции.

Основными элементами системы регулирования деятельности Европейского Союза являются Совет Европейского Союза, Европей­ский совет, Европейский парламент и Европейская комиссия.

Совет Европейского Союза (ранее Совет министров) - главный руководящий орган Европейского Союза, орган принятия конкрет­ных решений по основным направлениям интеграционной политики. Его состав непостоянен, он объединяет министров всех стран ЕС в зависимости от вопросов, стоящих на повестке дня: иностранных дел, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, окружающей среды и др.

Ниццкий договор 2001 г. пересмотрел условия принятия реше­ний в Совете ЕС. Меняется «вес» голосов представителей прави­тельств государств-членов при принятии решений в Совете квали­фицированным большинством (на основе метода «взвешенного голосования»). Национальные квоты пересмотрены в сторону увеличе­ния. Например, Бельгия получает 12 голосов вместо 5, Дания 7 вме­сто 3 и т.д. Наибольшее число голосов - по 29 вместо 10 - получают представители Германии, Франции, Италии и Великобритании. Все­го для принятия решения необходимо набрать минимум 169 голосов «за» (раньше 62), поданных большинством членов Совета (если ре­шение принимается на основании предложения Комиссии) или дву­мя третями (в остальных случаях). Предполагается, что голоса вы­сказавшихся «за» национальных министров должны представлять в общей сложности не менее 62% всего населения Европейского Сою­за. Любой член Совета может требовать проведения на этот счет специальной проверки. Если по итогам проверки будет установле­но, что данное условие не выполнено, решение Совета считается не принятым.

Каждая страна Сообщества полгода осуществляет функции пред­седателя Совета. Наиболее важные вопросы решаются на Совете ми­нистров иностранных дел. Совет министров европейских сообществ из координационного органа на начальных этапах интеграции пре­вратился в центр принятия важнейших экономических решений в ЕС. Решения Совета имеют обязательную силу для всех участников эко­номической деятельности в ЕС, что официально оговорено в учреди­тельных договорах и подкреплено в последующих изменениях и до­полнениях к ним. С самого начала Совет был призван гарантировать национальные интересы государств-членов.

Решения Совета готовятся Комитетом постоянных представите­лей государств-членов с помощью чиновников соответствующих национальных министерств. В распоряжении Совета находится так­же Генеральный секретариат, работающий в Брюсселе, который осу­ществляет подготовку решений и следит за их выполнением. В соот­ветствии со статьей 145 Договора о ЕЭС Совет обеспечивает коорди­нацию общей политики государств-членов. Совет, представляющий главным образом государства-члены, принимает юридические акты -регламенты, директивы, решения. В отличие от национальных сове­тов министров Совет ЕС выполняет законодательные функции, его решения обязательны к исполнению всеми государствами-членами. В некоторых областях, определенных Единым актом и Договором о Политическом союзе, он делит законодательные функции с Европей­ским парламентом. Совместно с Парламентом он осуществляет руко­водство бюджетом. Кроме того, Совет заключает международные со­глашения, которые предварительно обсуждаются Европейской ко­миссией.

Большинство решений Совета принимается квалифицированным большинством. Единогласное решение оставлено за такими важными вопросами, как вступление новых членов, изменения в договорах или введение в действие новой политики. Амстердамский договор 1997 г. ввел пост Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, который совмещается с долж­ностью Генерального секретаря Совета.