101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
Профессор Парижского института политических исследований П. Фонтен, определяя сущность европейской интеграции, отметил, что процессу интеграции в Сообществе помогли оформиться: «федералистский проект, основанный на диалоге и отношениях взаимодополняемости между местными, региональными, национальными и европейскими властями, и функционалистский проект, опирающийся на добровольное делегирование части суверенитета с национального уровня на коммунитарный. Эти два проекта сходятся в убеждении, что рядом с национальной и региональной властью должна существовать власть общеевропейская, базирующаяся на демократических и независимых институтах, способных управлять теми областями политики, где единые действия будут более эффективны, чем действия государств, придерживающихся изоляционистского курса: внутренний рынок, валюта, экономическое и социальное выравнивание, внешняя политика и общественная безопасность»1. Таким образом, провозглашалась необходимость создания системы общих институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти наднациональный характер, т.е. наделенных правом принятия обязательных решений и правом контроля за их исполнением государствами-членами. Европейский Союз характеризуется оригинальной институциональной системой, отличающей его от классических международных организаций. Государства, подписавшие Парижский и Римские договоры, делегируют часть своего суверенитета независимым органам власти, представляющим одновременно национальные интересы и интересы Сообщества в целом и связанным между собой отношениями взаимодополняемости, на которых построен процесс принятия решений. В 1980-1990-е гг. Единый европейский акт, Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры внесли изменения в организацию и функции органов ЕС, приспособив их к новым условиям интеграции.
Основными элементами системы регулирования деятельности Европейского Союза являются Совет Европейского Союза, Европейский совет, Европейский парламент и Европейская комиссия.
Совет Европейского Союза (ранее Совет министров) - главный руководящий орган Европейского Союза, орган принятия конкретных решений по основным направлениям интеграционной политики. Его состав непостоянен, он объединяет министров всех стран ЕС в зависимости от вопросов, стоящих на повестке дня: иностранных дел, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, окружающей среды и др.
Ниццкий договор 2001 г. пересмотрел условия принятия решений в Совете ЕС. Меняется «вес» голосов представителей правительств государств-членов при принятии решений в Совете квалифицированным большинством (на основе метода «взвешенного голосования»). Национальные квоты пересмотрены в сторону увеличения. Например, Бельгия получает 12 голосов вместо 5, Дания 7 вместо 3 и т.д. Наибольшее число голосов - по 29 вместо 10 - получают представители Германии, Франции, Италии и Великобритании. Всего для принятия решения необходимо набрать минимум 169 голосов «за» (раньше 62), поданных большинством членов Совета (если решение принимается на основании предложения Комиссии) или двумя третями (в остальных случаях). Предполагается, что голоса высказавшихся «за» национальных министров должны представлять в общей сложности не менее 62% всего населения Европейского Союза. Любой член Совета может требовать проведения на этот счет специальной проверки. Если по итогам проверки будет установлено, что данное условие не выполнено, решение Совета считается не принятым.
Каждая страна Сообщества полгода осуществляет функции председателя Совета. Наиболее важные вопросы решаются на Совете министров иностранных дел. Совет министров европейских сообществ из координационного органа на начальных этапах интеграции превратился в центр принятия важнейших экономических решений в ЕС. Решения Совета имеют обязательную силу для всех участников экономической деятельности в ЕС, что официально оговорено в учредительных договорах и подкреплено в последующих изменениях и дополнениях к ним. С самого начала Совет был призван гарантировать национальные интересы государств-членов.
Решения Совета готовятся Комитетом постоянных представителей государств-членов с помощью чиновников соответствующих национальных министерств. В распоряжении Совета находится также Генеральный секретариат, работающий в Брюсселе, который осуществляет подготовку решений и следит за их выполнением. В соответствии со статьей 145 Договора о ЕЭС Совет обеспечивает координацию общей политики государств-членов. Совет, представляющий главным образом государства-члены, принимает юридические акты -регламенты, директивы, решения. В отличие от национальных советов министров Совет ЕС выполняет законодательные функции, его решения обязательны к исполнению всеми государствами-членами. В некоторых областях, определенных Единым актом и Договором о Политическом союзе, он делит законодательные функции с Европейским парламентом. Совместно с Парламентом он осуществляет руководство бюджетом. Кроме того, Совет заключает международные соглашения, которые предварительно обсуждаются Европейской комиссией.
Большинство решений Совета принимается квалифицированным большинством. Единогласное решение оставлено за такими важными вопросами, как вступление новых членов, изменения в договорах или введение в действие новой политики. Амстердамский договор 1997 г. ввел пост Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, который совмещается с должностью Генерального секретаря Совета.
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества