logo
Политология

82. Гуманитарная деятельность оон

Многие представляют ООН как организацию, зани-мающуюся в основном вопросами поддержания мира и безопасности. На самом деле этому посвящено менее 30% деятельности ООН, а пре-имущественно ее работа связана с развитием и оказанием гуманитарной помощи. Система ООН, являясь единственным всемирным институтом по содействию развитаю беднейших районов мира, реализуя свои специаль-ные программы, помогает улучшить жизнь миллионам людей.

Посредством этих программ система ООН предоставляет помощь в размере свыше 25 млрд долл. приблизительно 135 странам ежегод-но: около 5 млрд выделяется в виде безвозмездных субсидий и свыше 20 млрд - в виде займов. Организация оказывает помощь беженцам, бедным и голодным, содействует выживанию детей, охране окру-жающей среды, борьбе с преступностью и распространением нарко-тиков, защите прав человека, равноправию женщин и демократии.

Ресурсы ООН нацелены главным образом на страны и народы, в наибольшей мере нуждающиеся в помощи. ООН нередко является ос-новным, если не единственным, источником технической и финансо-вой помощи для многих государств.

В случае бедствия — военного конфликта, наводнения, землетря-сения, засухи, неурожая, эпидемии — оперативные учреждения ООН

82. Гуманитарная деятельность ООН

201

немедленно принимают меры по оказанию помощи пострадавшему цаселению. Специальные подразделения ООН по оказанию чрезвы-чайной помощи в тесном сотрудничестве с гуманитарными неправи-тельственными организациями срочно доставляют необходимые ре-сурсы (в основном для детей, женщин и стариков) — продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техни-ческую поддержку. Так, в 1997-1998 гг. ООН оказала помощь 51 го-сударству-члену в их усилиях по преодолению последствий более чем 77 стихийных бедствий и экологических катастроф.

Организация Объединенных Наций координирует свои действия по ликвидации последствий гуманитарных кризисов через специальное Управление, основной задачей которого является мобилизация и коор-динация усилий, направленных на осуществление эффективной и осно-ванных на принципах гуманитарной деятельности. В декабре 1991 г. Ге-неральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция 46/182, результа-том которой стало создание Департамента по гуманитарным вопросам (ДГВ), а также должности Координатора чрезвычайной помощи (КЧП) со статусом заместителя Генерального секретаря по гуманитарным во-просам. В 1998 г. ДГВ был преобразован в Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), которое получило более широкие пол-номочия с включением в них таких аспектов, как разработка гуманитар-ной политики и защита прав в гуманитарной сфере.

В соответствии с положениями резолюции 46/182 Генеральной Ассамблеи выделены три основные функции Координатора чрезвы-чайной помощи. Во-первых, функции по разработке и координации политики в поддержку усилий Генерального секретаря, призванные обеспечить охват всех гуманитарных вопросов, включая те, которые не подпадают под существующие мандаты учреждений, например за-щита перемещенных внутри страны лиц и оказание им помощи. Вы-полнение этой функции предполагает эффективную связь между Де-партаментом операций по поддержанию мира, Департаментом по по-литическим вопросам, Группой Организации Объединенных Наций по вопросам развития и Управлением Верховного комиссара по пра-вам человека. Во-вторых, продвижение гуманитарных вопросов в политических органах и особенно в Совете Безопасности. В-треть-и х, координация мер реагирования на чрезвычайные гуманитарные ситуации через создание на месте в рамках консультаций МПК (Меж-учрежденческого постоянного комитета под председательством КЧП) надлежащего механизма реагирования.

В целях укрепления потенциала быстрого реагирования благода-ря проведению согласованной политики учрежден Руководящий ко-^_, „,-,.«, оадачи, деЯТСЛЬНОСТЬ

митет МПК в составе УВКБ (Управление Верховного комиссара пор делам беженцев), МГГП (Международной продовольственной про-граммы), ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН), ПРООН (Программы развития ООН), представителя Международного комитета Красного Креста и представителя от неправительственных организаций.

Координатор чрезвычайной помощи отвечает за разработку поли-тики гуманитарной помощи и привлечение внимания к гуманитар-ным вопросам, за повышение уровня информированности обществен-ности, в частности о последствиях распространения стрелкового ору-жия или гуманитарных последствиях санкций.

Людям, спасающимся от военных действий, преследований или нарушений прав человека — беженцам и перемещенньш лицам, ока-зывает помощь Управление Верховного комиссара ООН по делам бе-женцев. Наиболее крупные операции этого Управления осуществля-ются в Западной Азии (где насчитывается около 2—3 млн афганских беженцев), бывшей Югославии (где в помощи нуждаются около 1,8 млн человек) и в районе Великих озер в Африке, где сосредоточе-но около 500 тыс. беженцев.

За предоставление чрезвычайной продовольственной помощи от-вечает Всемирная продовольственная программа, которая из года в год удовлетворяет до 2/3 мировых потребностей. За последние 10 лет в ре-зультате войн и гражданских беспорядков около 1 млн детей были раз-лучены с родителями, 12 млн остались без крова и 10 млн перенесли тя-желую психологическую травму. ЮНИСЕФ направляет свои усилия на удовлетворение потребностей этих детей, обеспечивая их продо-вольствием, питьевой водой, лекарствами и жильем. Кроме того, в ус-ловиях вооруженного конфликта с целью предоставления им самых необходимых услуг ЮНИСЕФ разработал концепцию «дети как зона мира» и провозгласил «дн'и мирной жизни» и «коридоры мира».

Еще один элемент деятельности Организации Объединенных На-ций в гуманитарной области связан с предотвращением стихийных бедствий и обеспечением готовности к ним. Так, в 1998 г. ПРООН уч-редила в 11 странах программы укрепления национального потенциа-ла в области организации работ в случае стихийных бедствий и лик-видации их последствий. Непосредственно в условиях стихийных бедствий ПРООН занимается координацией работы по предоставле-нию чрезвычайной помощи на местном уровне. Наряду с этим ГТРООН добивается того, чтобы чрезвычайная помощь способствова-ла восстановлению и долгосрочному развитию. В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше