logo
Политология

55. Цели, структура и роль опек

Организация стран - экспортеров нефти (Ог§ашга1юп отЧЬе Ре№о1ешп Ехройт§ Соип1пез - ОРЕС) была образована в 1960 г. Сейчас в ее сосхав входят 12 государств, расположенных на трех кон-тинентах: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудов-ская Аравия. Членами ОПЕК могут стать только страны, в значитель-ных масштабах экспортирующие сырую нефть. Решение принимает-ся при обязательном согласии шести членов - основателей организа-ции - Венесуэлы, Ирака, Ирана, Кувейта, Ливии и Саудовской Аравии. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, не получившим большинства голосов, которое дает статус полно-правного члена.

Основными целями ОПЕК являются координация и унификация нефтяной политики государств-членов, изыскание способов обеспе-чения стабильности цен на мировых нефтяных рынках и недопуще-ние их колебаний, обеспечение устойчивых доходов стран - произво-дителей нефти, охрана окружающей среды. , ____ „^,* ы.и.лдЫСШ,*!*!

ОПЕК имеет стройную систему координирующих его деятель-ность органов:

0 Конференция, состоящая из делегаций государств-членов (глава делегации, как правило, министр нефти или энергетики), является высшим органом ОПЕК. Она собирается два раза в год в Вене. По просьбе государства-члена может быть созвана чрезвычайная сес-сия. Конференция определяет общую политическую линию, прово-дит мероприятия по ее реализации, одобряет бюджет и изменения в Уставе, принимает решения о приеме новых членов, решает кадро-вые вопросы. Все решения принимаются единогласно, за исключе-нием приема новых членов и процедурных вопросов; 0 Совет управляющих, образуемый из назначаемых государствами-чле-нами и утверждаемых Конференцией управляющих (двухлетний мандат), является исполнительным органом ОПЕК. Каждое госу-дарство располагает здесь одним голосом, решения принимаются простьш большинством голосов;

0 Экономическая комиссия ОПЕК, состоящая из заместителя гене-рального секретаря, представителей государств-членов и координа-тора, разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков с тем, чтобы нефть сохранила свое значение в качестве пер-востепенного глобального энергоисточника, что отвечает целям ОПЕК. Кроме того, она занимается и другими вопросами нефтяной и энергетической политики (объемы добычи, цены и т.д.); «, 0 Секретариат, руководимый генеральным секретарем (трехлетний| мандат), работает под руководством Совета управляющих. | Заметную роль в международной жизни ОПЕК начала играть после [ первого нефтяного кризиса 1973 г. К этому времени определилась линия * напряжения между основными потребителями нефти из числа индуст-риально развитых государств и основными производителями нефти, главным образом ближневосточными членами ОПЕК. Во-первых, постоянно росла зависимость индустриальных стран от нефти: к на-чалу 1970-х гг. Западная Европа удовлетворяла 47% своих энергети-ческих потребностей за счет ближневосточной нефти, Япония - 57%. США значитгльно меньше зависели от ближневосточных экспорте-ров нефти — лишь 13% их энергетических потребностей покрывалось за счет импорта нефти, причем в основном из стран Латинской Аме-рики. Во-вторых,вначале 1970-хгг. страныОПЕКещенаходились на низком уровне развития и стремились повысить и свой экономиче-ский потенциал, и политический вес в мире, используя имеющиеся в их распоряжении запасы нефти, суммарно составлявшие 75% разведан-ных мировых и 53% добываемых (на тот период).

56. СБСЕ как пролог ОБСЕ

145

Поводом для роста цен на нефть стала очередная арабо-израиль-ская война 1973 г., которая сама по себе не очень интересовала членов ОПЕК, но они объявили о полном или частичном эмбарго на поставки нефти в страны, активно поддерживающие Израиль. К таким странам относились США и большая часть стран Западной Европы. Эмбарго длилось всего несколько месяцев и не имело катастрофических по-следствий для развитых стран, поскольку у большинства из них были стратегические запасы нефти, а также альтернативные импортные поставки из стран ОПЕК, не участвовавших в данном инциденте (на-пример, Ирак, Венесуэла). Наибольший эффект вызвал шоковый рост мировых цен на нефть в связи с сокращением объемов ее продаж: все-го за три последних месяца 1973 г. цена возросла в 4 раза - с 3 долл. за баррель до 12 долл. Это был первый в истории акт давления группы менее развитых стран на более развитые, был создан политический прецедент в международных отношениях. Экономически действия стран ОПЕК были безосновательны.

Сильнее всего пострадали от нефтяного кризиса менее развитые страны мира — потребители нефти: шоковый рост мировых цен на нефть для многих из них имел серьезные негативные последствия. Для западных стран события 1973-1974 гг. на мировом нефтяном рынке стали одним из стимулов структурной перестройки их эконо-мики в направлении сокращения энергоемкости производства. По-этому новый подъем мировых цен на нефть в 1979 г. уже не дал анало-гичного политического эффекта, и цены быстро упали.

В настоящее время, несмотря на открытие новых месторождений нефти в Северном море, зависимость индустриальных стран от ближ-невосточной нефти остается достаточно высокой в силу разных при-чин, в частности в связи с ее высоким качеством. Это вынуждает За-пад постоянно «держать руку на пульсе» политики стран ОПЕК и при необходимости оказывать на них давление в собственных интересах.