logo search
Политология

59. Структура нато до и после холодной войны

153

I

тельность государств-членов, начиная от согласования политики, про-водимой участниками альянса на международной арене, и вплоть до подготовки к организации военных действий в случае вооруженного конфликта.

Высшей политической инстанцией альянса является Североат-лантический совет, который венчает собой «гражданскую» часть ин-ституциональной структуры НАТО. Сессии Совета проходят дважды в год на уровне министров иностранных дел (иногда к ним присоеди-няются министры обороны), а в некоторых случаях и на уровне глав государств и правительств. Совет определяет направления деятель-ности НАТО, проводит консультации по важнейшим затрагивающим альянс международно-политическим проблемам и принимает ключе-вые решения по практическим вопросам его функционирования.

Военную организацию союза возглавляет Объединенное военное командование - интегрированная командная структура, обеспечи-вающая взаимодействие вооруженных сил государств-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникнове-ния вооруженного конфликта. (В 1960-е гг. из военной структуры НАТО вышла Франция. В настоящее время все государствы-члены альянса участвуют в военной организации.) Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - штабы, комитеты, агентства, различные элементы общей военной инфра-структуры и т.п. Основная часть вооруженных сил государств-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае военных действий, однако и в мирное время некоторые воинские формирования выделены в распоряжение Объединенного командова-ния. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникаль-ное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрирован-ности входящих в него национально-государственных компонентов. С окончанием холодной войны угроза масштабного военного столкновения в Европе была практически снята с повестки дня, т.е. военный альянс НАТО утратил главный смысл своего существова-ния. Североатлантический союз столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новым обстоятельствам и переосмысления своей роли в новых условиях. Дважды на протяжении 1990-х гг. принимапись но-вые стратегические концепции НАТО (на саммитах в Риме в 1994 г. и в Вашингтоне в 1999 г.). Процесс перестройки альянса, сопровож-дающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

Во-первых, происходит определенное сокращение военной инфраструктуры НАТО, хотя традиционная задача организации кол-154