13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
Теория призвана показать, как следует изучать тот или иной объект, чтобы получить о нем наиболее полное знание. Поэтому всякая теория есть одновременно и общий метод, или методология познания (см. п. 2). В свою очередь, методы исследования тех или иных сторон объекта данной теории выступают в качестве более конкретных концептуальных построений, т.е. в качестве частных теорий. Для них общая, или «большая», теория выступает как метатеория - своего рода основа, перспектива, детали которой они уточняют. Впрочем, соотношение между ними может быть и таким: частные теории постепенно формируют, создают не существовавшую до определенного времени общую картину - метатеорию, которая «возвращает им долг» в виде созидаемого таким образом наиболее общего метода исследования, общей теории. В той или иной мере оба этих варианта свойственны любой теории. При этом общие теории призваны давать глобальное видение изучаемого объекта, а частные - более детальное представление о его отдельных сторонах.
Наиболее общей, или «большой», теорией в международно-политической науке призвана выступать ТМО в целом. Однако вследствие своих особенностей (см. п. 4) ТМО как общая теория стремится дать лишь панорамное видение международных отношений как разнородной совокупности, конгломерата всех сосуществующих (и имеющих друг с другом мало общего) теоретических взглядов на их природу и характер. Но в то же время ТМО как общая теория призвана не только представить мозаичную картину, которую рисуют самые разные теории, показать их аргументацию, пути и методы исследования ими международных отношений, но и сопоставить отдельные теории и показать сильные и слабые стороны каждой из общих и частных теорий. Тем самым ТМО позволяет судить об их сравнительных достоинствах и недостатках.
Большинство теорий международных отношений являются частными, т.е. представляют собой процесс и результат изучения не международных отношений в целом, а лишь той или иной их стороны, аспекта5. В этом смысле частными являются специфические для каждой из парадигм теории, которые представляют собой как бы конкретизацию свойственного им видения тех или иных сторон международных отношений. В рамках реализма таковыми выступают, например, классические теории неизменной природы человека, силового противоборства, баланса сил и т.п.; неклассические теории баланса угроз, зрелой анархии и др.; постклассическая теория конфликта цивилизаций и пр. Для либерализма характерны классические теории единства человеческого рода, универсальных ценностей, демократического мира и др.; неклассические теории взаимозависимости, транснационализма и т.д.; постклассические теории ограниченного суверенитета, гуманитарной интервенции и пр. Радикализму свойственны классические марксистские теории всемирного капитализма, исторической миссии пролетариата и др.; неклассические теории зависимости, мировых систем и т.п.; постклассические теории антигегемони-стского блока, постфордизма и др.
Некоторые частные теории, выдвинутые в рамках одной из парадигм, находят определенное понимание и сочувствие у сторонников другой (таковы, например, выдвинутая неолибералами теория международных режимов и возникшая в рамках неореализма теория геге-монистской стабильности). Напротив, такие концептуальные построения, как теория абсолютных и относительных выгод, являются предметом спора между неореалистами и неолибералами.
Что касается общих теорий, то в международно-политической науке на этот статус претендуют парадигмы (реализм, либерализм, радикализм), а также теории международного общества и мирового (глобального) сообщества: как те, так и другие стремятся дать представление о международных отношениях в целом, нарисовать обобщающую картину их состояния и основных тенденций развития.
14. Особенности «общих» теорий в ТМО
Обоснованность претензий парадигм на роль общей теории. Парадигмы объединяют различные, нередко соперничающие друг с другом теории. По отношению к таким теориям (например, теории баланса угроз, международных режимов или структур) парадигмы претендуют на роль общих теорий, рассматривающих сущность и специфику международных отношений в целом. Но несмотря на то что все они считают объектом своего изучения весь комплекс международных отношений, на деле каждая из них отражает и описывает в присущих ей терминах лишь одну из сторон этого комплекса: несколько упрощая, можно сказать, что для реализма международные отношения сводятся в конечном счете к силовой политике и конфликтам, для либерализма - к взаимозависимости многообразных субъектов, для радикализма - к противоречиям мирового капитализма.
Теории, претендующие на роль общих. Наряду с парадигмами на роль общих теорий претендуют также теории глобальной международной системы, международного общества, мирового, или глобального, общества. Однако эти теории не являются в полном смысле общими с точки зрения их объекта.
Например, согласно теории глобальной международной системы, элементами мировой системы международных отношений являются государства, взаимодействия которых друг с другом формируют ее структуру. Указанные взаимодействия сводятся, по сути, к конфликтам, войнам, дипломатическим маневрам, обменам товарами, идеями и технологиями. Более того, детерминирующее влияние структуры на поведение государств определяется прежде всего «полюсами» системы - небольшим количеством великих держав (как правило, не более девяти, в эпоху холодной войны двумя, а в настоящее время фактически одной). Именно от их отношений между собой и от степени сдержанности в отношениях с другими зависят характер и состояние всей международной политики. Роль средних и малых государств, а тем более негосударственных участников международных взаимодействий в мировой политике столь незначительна, что ее можно не принимать во внимание.
Теория международного общества рассматривает международные отношения как взаимодействие государств. Сторонников этой теории также не интересуют негосударственные участники международных отношений или, как их назвал Дж. Розенау, «акторы вне суверенитета». Различие двух теорий в том, что государства, составляющие международное общество, руководствуются в своем поведении сводом общих правил и опираются на созданные ими институты. Кроме того, международное общество не охватывает всю систему межгосударственных отношений, в его состав входят лишь государства, объединяемые общим интересом сохранения и развития указанных правил и институтов, на основе которых формируются единые нормы, ценности, т.е. общая идентичность. На сегодняшний день подобным условиям отвечают лишь страны ЕС и (но уже в меньшей мере) западные государства в целом.
В теории мирового (глобального) общества исходным пунктом и центром концептуальных построений выступает не государство, а частные акторы, неправительственные организации и в конечном итоге глобальное население. Согласно данной теории, одним из главных признаков, в которых мы можем идентифицировать мировое сообщество, является развитие глобальных кризисов - социально-экономических, экологических, политических, социальных. Подобные кризисы влекут за собой возникновение общих интересов и осознание единой идентичности. При этом многие глобальные кризисы, в том числе политические, проявляются как кризисы межгосударственной системы. Упадок государства окончательно подрывает идею дискретных сегментов мирового общества. В связи с этим и государства, и все конкретные общности, цивилизации и культуры должны рассматриваться как абстракции от целостного - общемирового — комплекса общественных отношений. Такой комплекс все более заметно приобретает черты самоуправляющегося общемирового гражданского общества.
Основная проблема, возникающая в связи с претензиями данной теории на рассмотрение международных отношений как единого, целостного объекта, состоит в том, что ее сторонники настойчиво исключают из этой целостности государства, считая их устаревшим и отмирающим социально-политическим институтом.
Степень общности указанных парадигм и теорий. Таким образом, ни одна из парадигм, как и ни одна из приведенных выше теорий, не может в полной мере считаться общей теорией международных отношений, играющей роль единой методологической основы для исследования их многообразных аспектов. Скорее их можно рассматривать как теории среднего уровня, которые являются частными для ТМО, но одновременно играют роль общих по отношению к теориям, ограничивающимся изучением одного из аспектов, одного из процессов международных отношений или же одной из сторон поведения их участников. Действительно, ни одной из них не удается дать целостный анализ международных отношений как единого объекта. Кроме того, теория международной системы представляет собой своего рода конкретизацию реалистского подхода к анализу международных отношений, теория мирового (глобального) общества выражает либеральное видение международных реалий, а сторонники теории международного общества стремятся отмежеваться от крайностей как либерализма, так и реализма, но в конечном счете склоняются к умеренной версии последнего.
Основные типы частных теорий международных отношений. Частные теории можно подразделить на два типа - межпара-дигмальные и парадигмальные. Различие между ними хотя и относительно (каждая из них тяготеет к определенной парадигме или ее разновидности), оно весьма важно, так как степень подобного «тяготения» определяет не только их роль в исследовании международных отношений в целом, т.е. в общей структуре ТМО как относительно автономной дисциплины, но и характер их влияния на международно-политическую практику.
К межпардигмальным теориям могут быть отнесены теории безопасности, конфликтов и сотрудничества, поскольку и реализм, и либерализм, и радикализм не могут обойти вниманием проблемы, составляющие содержание этих теорий. В то же время, во-первых, каждая из парадигм придает им свое содержание. Например, исследуя проблемы безопасности, реализм интересуется в первую очередь ее военными аспектами, либерализм - экономическими, а радикализм-социальными. Реализм изучает межгосударственные конфликты, вызванные противоречием национальных интересов; либерализм выделяет конфликты не столько непосредственно международного, сколько «внутригосударственного» характера, а радикализм рассматривает конфликты, связанные с несправедливым распределением богатства и власти в общемировых, глобальных масштабах.
Во-вторых, каждая парадигма отдает приоритет той или иной из указанных теорий. Так, реализм уделяет основное внимание теориям национальной безопасности и вооруженных конфликтов и лишь во вторую очередь обращается к вопросам сотрудничества. Либерализм, напротив, отдает приоритет теориям сотрудничества и коллективной безопасности и только в связи с этим - конфликтам. Наконец, радикализм сравнительно мало интересуют проблемы межгосударственной безопасности, как, впрочем, и вопросы международного сотрудничества: и те, и другие отходят на второй план перед конфликтами, связанными с «несимметричной взаимозависимостью», неэквивалентным обменом между Севером и Югом и соответственно эксплуатацией бедных стран, народов и регионов богатыми.
Теории парадигмалъного типа значительно более тесно «привязаны» к той или иной парадигме. К ним относятся реалистские теории баланса сил, баланса угроз, зрелой анархии, конфликта цивилизаций и т.п.; либеральные теории взаимозависимости, демократического мира, гуманитарной интервенции, международных режимов и др.; ра-дикалистские теории зависимости, несимметричной взаимозависимости, антигегемонистского блока.
Значительно менее многочисленны частные теории, которые, подобно теории режимов и институционализма, примиряют друг с другом представителей разных парадигм или же, напротив, подобно теории относительных и абсолютных выгод (или более широкой теории ожидаемых выгод), являются «яблоком раздора» между ними. Ниже остановимся подробнее на некоторых из частных теорий. (Разумеется, остановиться на всех частных теориях международных отношений не представляется возможным. Рассматривая следующие теории, мы исходили из такого критерия, как их относительно недостаточная освещенность в отечественной учебной литературе.)
- Глава 1. Элементарные основы теории международных отношений
- 1. Предмет изучения тмо. Особенности ее объекта
- 2. Роль теории в изучении международных отношений
- 3. Методология и методы тмо
- 4. Наиболее известные парадигмы в тмо
- 5. Основные положения и разновидности парадигмы политического реализма
- 6. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы
- 8. Достоинства и недостатки каждой из парадигм тмо и межпарадигмальных споров в целом
- 12. Необходимость преодоления «войны парадигм»
- 13. Отличие частных теорий международных отношений от общих
- 15. Основные положения теории баланса угроз
- 16. Основные положения теории наступательного реализма
- 17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства
- 18. Основные положения теории демократического мира
- 20. Основные положения теории антигегемонистского блока
- Глава 2. Международные конфликты b современном мире:
- 26. Развитие практики оон воздействия на конфликт с целью его предотвращения и мирного окончания
- 27. Третья сторона в урегулировании конфликтов
- 30. Асимметричные конфликты начала XXI
- 31. Глобализация и антиглобалистское движение
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 33. Возникновение и эволюция движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 34. Современное состояние и структура антиглобалистского движения
- 34. Современное состояние и структура движения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 35. Цели и задачи движения
- 36. Виды деятельности
- Глава 3. Антиглобалистское движен
- 37. Основные течения
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- 38. Перспективы
- 38. Перспективы
- Глава 3. Антиглобалистское движение
- Глава 4. Международные организации
- 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением
- Глава 4. Международные организации
- 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением
- 42. Динамика роста международных организаций
- 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста
- Глава 4. Международные организации
- 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях
- Глава 4. Международные организации
- 44. Бреттон-Вудская система
- 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда
- 45. Цели и принципы функционирования мвф
- Глава 4. Международные организации
- 46. Структура и основы функционирования Группы Всемирного банка
- 47. Генеральное соглашение по тарифам
- Глава 4. Международные оргаиизации !•
- 48. Цели и задачи Организации экономического сотрудничества и развития
- Глава 4. Международные организации
- 48. Цели и задачи оэср
- Глава 4. Международные организации
- 49. Значимые неформальные экономические структуры
- 50. Задачи и особенности деятел ьности Международной организации труда
- 51. Функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Глава 4. Международные организации
- 52. Причины создания и перспективы развития Североамериканского соглашения о свободной торговле
- 53. Цели, структура и направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
- Глава 4. Международные организации
- 54. Азиатско-Тихоокеанское
- 55. Цели, структура и роль опек
- 56. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) какпрологОбсе
- Глава 4. Международные органшацш
- 57. Организационная структура и деятельность обсе
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 58. Процесс формирования нато и основные принципы Вашингтонского договора
- Глава 4. Международные организащ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организациИ
- 59. Структура нато до и после холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- Глава 4. Международные организации
- 60. Роль Западноевропсйского союза
- 60. Роль Западноевропейского союза после окончания холодной войны
- Глава 4. Международные организации
- 62. Основные направления деятельности оаг
- 61. Структура и основные направления деятельности Организации африканского единства
- 62. Основные направления деятельности Организации американских государств
- 162 Глава4. Международные организации
- 63. Лига арабских государств как инструмент «арабской солидарности»
- Глава 4. Международные организации 65. Возникновение и специсрика правового статуса мнпо
- 64. Организация Исламская конференция: история создания и особенности
- 65. Причины возникновения и специфика правового статуса международных неправительственных организаций
- Глава 4. Международные организации
- 66. Механизмы воздействия мнпо || на международные процессы •
- Глава 4. Международные организации
- 67. Цели и содержание деятельности организации «Врачи без границ»
- Глава 4. Международные организацин 08. Цели, структура и содержание деятельности Гринпис
- 68. Цели, история создания, структура и содержание деятельности Гринпис
- Глава4. Международные организа
- 69. Цели, структура и содержание деятельности организации «Международная амнистия»
- Глава 4. Международные организации
- 70. Оон как универсальная международная организация
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 71. Цели оон
- 72. Членство в оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 73. Взаимодействие оон с другими международными структурами
- 74. Основная структура оон
- 74. Основная структура оон
- 184 Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 74. Основная структура оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 75. Генеральная Ассамблея оон и порядок ее работы
- 76. Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 77. Формирование и работа Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 78. Функции и полномочия Совета Безопасности оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность 79. Предложения о реформировании Совета Безопасности
- 79. Предложения о расширении состава (реформировании) Совета Безопасности
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятельность
- 80. Задачи Экономического и социального совета оон
- §0. Задачи Экономического и социального совета оон
- Глава 5. Оон: структура, цели, задачи, деятелыюсть
- 81. Порядок функционирования экосос
- 81. Порядок функционироваиия экосос
- 82. Гуманитарная деятельность оон
- 83. Деятелыюсть Совета по опеке
- 83. Деятельность Совета по опеке
- 96. Что такое международная региональная интеграция?
- 97. Этапы развития
- 98. Периоды развития экономической интеграции Европейского сообщества
- 100. Европейская ассоциация свободной торговли
- 101. Функции Совета Европейского Союза и организация его работы
- 102. Европейский совет и его место в системе органов ес
- 103. Функции Европейского парламента
- 104. Особенности Европейской комиссии как органа Европейского Союза
- 108. Конституция ес
- 111. Возникновение, юридический статус Содружества Независимых Государств
- 118. Основные направления деятельности Организации экономического сотрудничества