logo search
Политология

17. Основные положения теории гуманитарного вмешательства

После окончания Второй мировой войны зароди­лось движение транснациональных организаций и сил, провозгла­шающее необходимость действовать внутри государственных гра­ниц, если государство не обеспечивает необходимую защиту прав человека на своей территории. Существование международных орга­низаций гуманитарной направленности, конечно, не ново. Однако точкой отсчета в развитии этого движения принято считать кон­фликт, разразившийся в 1967 г. в связи с попыткой отделения Биафры от Нигерии. С этого момента деятельность, развернутая по инициати­ве частных ассоциаций, количество которых также постоянно растет, приобретает все больший размах. Для выполнения своей миссии некоторые организации были вынуждены тайно пересекать границы, нарушая, таким образом, волю государств. В результате подобных прак­тик возникло понятие «право на вмешательство».

Под вмешательством в международных отношениях понимается любое действие, посредством которого один субъект вторгается в компетенцию и прерогативы другого. Что касается суверенных субъ­ектов международных отношений, то подобное вмешательство запре­щено законом и представляет собой попытку нарушить принцип суве­ренитета, провозглашенный в Уставе ООН. Он является неизбежным следствием существования положения о нерушимости государствен­ных границ. Распространение во всем мире концепции прав человека означало, что принцип невмешательства и обязательство уважать неот­чуждаемые права каждого человека нередко вступают в противоречие. Именно из этого исходит теория гуманитарного вмешательства.

С точки зрения сторонников этой теории (Л. Эксуорси, В. Зартман, Л. Риннер, Г. Саламе и др.), глобализация мирового развития и ме­няющийся характер вооруженных конфликтов ставят в центр меж­дународных отношений проблему прав человека. Глобализация ми­рового развития приносит не только положительные результаты, но и сопровождается ростом числа насильственных преступлений, рас­пространением наркомании, терроризма, массовых заболеваний и деградацией окружающей среды. В этих условиях государство не в состоянии обеспечить безопасность индивида и гражданского насе­ления против новых угроз. Поэтому национальная безопасность долж­на уступить место «человеческой безопасности».

По мнению одного из сторонников этой теории, Л. Эксуорси, безо­пасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к ухудше­нию, особенно из-за растущего числа внутренних конфликтов. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насильственных преступлений, распространение наркотиков, терро­ризма, болезней и деградация окружающей среды требуют разработки новой стратегии в области безопасности. Ее исходный пункт - опро­вержение гипотезы, согласно которой безопасность индивидов выте­кает из безопасности государств. Эксуорси предлагает шесть состав­ляющих такой стратегии:

По мнению сторонников теории гуманитарного вмешательства, при­оритет безопасности человека над национальной безопасностью пред­полагает проведение поэтапной реформы существующих международ­ных институтов, прежде всего Совета Безопасности ООН. Именно Совет Безопасности должен выработать нормы, определяющие пространство и пределы права на вмешательство или, иначе говоря, пределы государст­венного суверенитета. До тех пор пока таких норм нет, каждый кон­кретный случай массового нарушения прав человека должен рассматриваться Советом Безопасности, который призван санкционировать гу­манитарное вмешательство, например, так, как это было в Восточном Тиморе. Однако, если Совет Безопасности по каким-либо причинам (бюрократического, процедурного или.принципиального характера) не принял подобного решения, ответственность за гуманитарное вмеша­тельство, согласно рассматриваемой теории, могут взять на себя запад­ные государства, располагающие для этого политической волей и необ­ходимыми механизмами (НАТО), как это было в Косово.

Таким образом, теория гуманитарного вмешательства является по сути современной версией идеалистического подхода к междуна­родным отношениям, отдающего приоритет морально-нравственным нормам, в том числе и по отношению к нормам действующего между­народного права.