logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

5.2. Особенности исполнения импортных сделок

В работе по исполнению импортной сделки выделим следующие направления:

  1. контроль за качественным и своевременным изготовлением закупленного товара и подготовкой его к отгрузке из-за границы;

  2. организация транспортировки товара и сдача его отечествен­ному заказчику (получателю);

  3. таможенное оформление завезенного товара на территории России;

  4. проведение расчетов за поставленный товар;

  5. претензионная работа с иностранным поставщиком и транс­портными организациями.

Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара

Контроль за качеством закупленного импортного товара наиболее эффективен, когда российский покупатель осуществляет предва­рительное инспектирование (испытание, осмотр) товара в стране продавца. В этом случае покупатель заблаговременно подбирает квалифицированных специалистов для командирования за грани­цу и оформляет их выезд.

По получении извещения продавца о готовности товара к ис­пытанию представители покупателя направляются на предприятия иностранного поставщика, а при необходимости и на предприятия субпоставщиков для участия в испытаниях. Проверка качества то­вара может производиться непосредственно в цехах в ходе произ­водственного цикла, на складе готовой продукции либо в пункте отгрузки непосредственно перед отправкой товара в Россию. После проведения испытаний и получения положительных результа­тов составляется протокол испытаний, подписываемый обеими сторонами контракта. Такой протокол является основанием для выдачи покупателем (уполномоченным им представителем) про­давцу разрешения на отгрузку товара. Одновременно может осуще­ствляться и проверка количества товара.

По договоренности сторон проверка качества и количества то­вара может быть поручена независимым компетентным организа­циям, фирмам, известным покупателю. В ряде случаев проверка товара в стране продавца осуществляется государственными орга­нами, сертификационными центрами, которые выдают соответст­вующий сертификат качества и другие необходимые документы.

Российский покупатель обязан обеспечить ввоз из-за границы импортного товара, полностью соответствующего действующим в России нормативам, которыми установлены обязательные требо­вания к товарам, исходя из российского законодательства. В эти требования входят безопасность и экологическая чистота товаров, их соответствие определенным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим нормам.

На товары, подлежащие обязательной сертификации, целесо­образно получить необходимый сертификат соответствия или за­меняющий его документ, выданный в стране продавца (см. п. 4.4). Если получить такой сертификат до отгрузки товара из-за границы не представляется возможным, российский покупатель обязан обеспечить проведение сертификации в нашей стране по прибы­тии импортного товара.

Заключительная проверка качества импортного товара всегда проводится после ввоза товара на территорию России. Она может носить характер окончательной приемки товара, если таковая пре­дусмотрена импортным контрактом. По условиям контракта окон­чательная приемка может осуществляться либо во входном погранпункте (в морском торговом порту, на железнодорожной погранстации или пограничном пункте авто перехода), либо в пункте назначения внутри страны (на складе или строительной площадке грузополучателя). Последний вариант наиболее предпочтителен для российской стороны.

Результаты проверки качества и количества товара на складе грузополучателя обычно оформляются актом внутрискладской приемки. Такая проверка завезенного товара проводится силами самого грузополучателя либо по поручению российского покупателя (заказчика) независимой компетентной организацией (например, СОЭКС).

Если предусмотрено участие иностранного поставщика (про­давца) в приемке товара на территории России, покупатель оказы­вает необходимое содействие в отношении прибытия иностранно­го представителя в конкретный пункт субъекта РФ, обеспечения его надлежащим жилым помещением и организации нормальных условий работы. По результатам проверки состояния поступивше­го товара полномочные представители продавца и покупателя под­писывают акт сдачи-приемки товара. Впрочем, такой акт может составляться не только в пункте прибытия товара, но и в погранпункте и даже за границей, если это отражено в импортном кон­тракте.

Контроль за качеством импортного товара продолжается и по­сле его приемки — в процессе реализации, причем по товарам, на которые получена гарантия продавца, — до истечения гарантийно­го срока (срока годности, хранения). В случае обнаружения дефек­тов или признаков недоброкачественности товара покупатель не­замедлительно принимает меры к устранению дефектов или замене недоброкачественного товара. Незначительные дефекты целесооб­разно устранять на месте за счет инопоставщика силами его пред­ставителей или силами самого покупателя (получателя) товара.

В случае полной непригодности товара российский покупатель незамедлительно информирует об этом инопоставщика и предла­гает ему распорядиться товаром. Забракованный товар подлежит возврату продавцу для его замены другой партией доброкачествен­ного товара либо уничтожению на месте с согласия продавца. Воз­врат забракованного товара обеспечивается покупателем за счет продавца.

Все же приоритетная задача российского покупателя — предот­вратить отгрузку некачественного товара из-за границы и доби­ваться обеспечения сохранности товара в процессе транспортиров­ки до конечного пункта назначения. Всегда лучше предупредить возможность наступления нежелательных событий, чем исправ­лять допущенные огрехи постфактум.

Контроль за исполнением импортной сделки в предотгрузочный период включает еще отслеживание хода подготовки товара к отгрузке из-за границы. Российскому покупателю важно располагать своевременной информацией иностранного поставщика о го­товности товара к отгрузке, а также о произведенной отгрузке.

Извещение продавца об ожидаемой дате готовности товара к отгрузке особенно необходимо покупателю, когда последний обя­зан в соответствии с базисными условиями поставки обеспечить подачу транспортного средства в пункт отгрузки. Если такая ин­формация запаздывает, целесообразно напомнить об этом продав­цу. По получении извещения об отгрузке товара из-за границы по­купатель дает соответствующие инструкции российскому заказчи­ку (грузополучателю, экспедитору) для обеспечения приемки товара.

Транспортировка товара из-за границы и ввоз в Россию

В зависимости от базисных условий поставки, предусмотренных в контракте, отгрузка и/или доставка товара до пункта назначения обеспечиваются продавцом либо покупателем.

Если товар отправляется из-за границы продавцом, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу необходимые отгрузоч­ные инструкции, включая точное наименование пункта назначения и реквизиты грузополучателя. Эти данные могут быть известны по­купателю уже в момент заключения сделки. Тогда целесообразно сразу же передать их продавцу, причем необходимые сведения можно указать и в контракте. Во всех случаях покупателю надлежит позаботиться, чтобы продавец получил отгрузочные инструкции до начала срока отгрузки товара.

Когда товар отправляется из-за границы непосредственно в ад­рес отечественного грузополучателя, покупатель обязан своевре­менно сообщить продавцу подробные адресные и транспортные реквизиты получателя товара. При железнодорожных перевозках указывается станция и дорога назначения, при необходимости еще ветка или склад получателя. При наличии нескольких грузополуча­телей поставляемой партии товара покупатель направляет продав­цу или своему экспедитору во входном погранпункте импортную разнарядку, в которой указываются полные реквизиты всех получа­телей и количество товара, подлежащего отгрузке каждому из них. Разнарядка должна поступить инопоставщику до отгрузки товара, а экспедитору в погранпункте — до прибытия товара в этот пункт. Если товар прибывает морем и заранее неизвестен конкретный порт выгрузки в пределах данного бассейна (например, один из Балтийских или Черноморских портов), целесообразно для под­страховки направить разнарядку в несколько портов соответствую­щего бассейна.

При массовых отгрузках в течение календарного года практику­ется передача в пункты отгрузки или перевалки (порты) постоянной разнарядки, действующей на весь год. По мере прибытия очередных партий товара покупатель сообщает экспедитору только количест­во товара, подлежащего отгрузке из данной партии каждому кон­кретному получателю в счет постоянной разнарядки.

Когда подача транспортного средства является обязанностью российского покупателя, последний, исходя из информации про­давца о сроках готовности товара к отгрузке, должен заблаговре­менно заказать соответствующий транспорт и обеспечить его пода­чу в определенный пункт отгрузки товара за границей к установ­ленному сроку.

Соблюдая установленный транспортными организациями по­рядок, покупатель выдает заявку на железнодорожные вагоны, авто- или авиатранспорт (при базисе поставки ФСА в пункте отправки за границей) или ордер на фрахтование тоннажа (при ба­зисе ФОБ иностранный порт). Далее покупатель контролирует за­крепление транспортного средства, тесно контактируя с соответст­вующей транспортной или экспедиторской организацией. Полу­чив ее подтверждение о предоставлении транспортного средства, покупатель незамедлительно извещает продавца о произведенном фрахтовании тоннажа или закреплении иного транспортного сред­ства с указанием ожидаемой даты его прибытия под погрузку. При морской перевозке сообщается название судна и его позиция (дата или 10-дневный временной интервал ожидаемого прибытия в порт погрузки).

После завершения погрузки и оформления транспортного до­кумента продавец должен незамедлительно известить покупателя о произведенной отгрузке, чтобы покупатель дал необходимые инст­рукции в порт прибытия или сухопутный пункт назначения и обес­печил надлежащую приемку груза, а при необходимости его пере­отправку конечному грузополучателю.

Если продавец не обязан страховать товар в пути следования, покупатель сам заботится о надлежащем транспортном страхова­нии груза. Для этого он направляет в страховую компанию (наибо­лее авторитетной российской организацией по страхованию внешнеторговых грузов является АО «Ингосстрах») заявление на страхо­вание данной партии импортного товара.

При поставке товара на условиях СИФ или СИП (поименован­ный пункт назначения) покупатель заинтересован заранее согласо­вать с продавцом все условия страхования и проконтролировать выполнение этих условий продавцом. Следует четко представлять, в какой момент переходят с продавца на покупателя все риски слу­чайного повреждения и частичной или полной утраты груза по ус­ловиям СИФ и СИП. Еще раз подчеркнем, что моментом перехода вышеуказанных рисков является погрузка товара на борт судна (при водных перевозках) или на иное транспортное средство (при сухо­путных и воздушных перевозках), а не выгрузка в порту назначе­ния/пункте прибытия.

Приведем поучительный пример из внешнеторговой практики. Из за­падно-африканского порта было отгружено 5 тыс. т какао-бобов, заку­пленных на условиях СИФ Ленинград/Рига. Товар был упакован в джу­товые мешки весом по 60 кг нетто. Продавец зафрахтовал под трампо­вую перевозку иностранное судно и застраховал груз в солидной английской страховой компании. Оплата товара была произведена с ак­кредитива против представленных в банк отгрузочных документов.

В пути следования судно заходило в порт Гамбург, что допустимо при базисе поставки СИФ. После выхода судна из указанного порта разразился сильный шторм, вследствие чего судно село на мель. В це­лях восстановления плавучести судна для его спасения как более дорогого имущества по сравнению с грузом капитан распорядился вы­бросить за борт часть перевозимой партии какао-бобов. Вскоре значи­тельное количество мешков с какао-бобами было выловлено местны­ми рыбаками и просушено на берегу. Однако в результате подмочки какао-бобов морской водой их внешняя оболочка покрылась пле­сенью. Такой продукт, по авторитетному заключению экспертов, не является полностью испорченным и пригоден к использованию после специальной обработки на кондитерских предприятиях заказчика, причем дополнительные затраты на такую обработку компенсируются разумной уценкой.

Основная часть партии какао-бобов, оставшаяся на судне, была не повреждена и доставлена в порт назначения. Одновременно в порту Гамбург были добросовестно оформлены документы, необходимые для получения от страховщика возмещения убытков в связи с наступ­лением страхового случая. Поскольку продавец выполнил свои обя­занности, предусмотренные контрактом, забота о возмещении воз­никших убытков из-за частичной утраты и повреждения товара легла на отечественного покупателя (внешнеторговое объединение). Для принятия решения о надлежащих действиях по такому не­ординарному событию покупатель провел серию обстоятельных консультаций с правовыми и страховыми организациями в нашей стране и за рубежом. В результате покупатель подготовил и напра­вил страховщику все документы, подтверждающие право на полу­чение страхового возмещения. Учитывая, что возмещению подле­жала довольно крупная сумма, страховая компания переводила эту сумму по частям в течение нескольких месяцев. Примечательно, что убытки были оплачены из расчета рыночной цены товара на мо­мент наступления страхового случая, которая оказалась выше кон­трактной стоимости. Но и закупку некоторого количества какао-бобов взамен утраченного и уцененного товара пришлось произво­дить по новой цене.

По прибытии импортного товара в пункт назначения и выгруз­ке с транспортного средства проверяется в первую очередь соответ­ствие количества грузовых мест и их состояния данным транспорт­ного документа. В случае расхождений, выявленных в пункте вы­грузки (недостача или излишек мест, а также их повреждение), покупатель (грузополучатель) требует от перевозчика составить коммерческий акт при железнодорожных и авиаперевозках либо акт-извещение при морских перевозках. Указанные документы не­обходимы для заявления претензии перевозчику или страховой компании на возмещение недостачи, повреждения товара. Акт-из­вещение, составленный в порту выгрузки, служит необходимым основанием для последующего оформления аварийного сертифика­та страховой компании, дающего грузовладельцу право получить возмещение понесенных убытков.

Для отгрузки импортного товара из входного порта в адрес гру­зополучателя по поручению покупателя (или его экспедитора) порт организует перевалку груза, по возможности прямым вариантом «борт судна — вагон». При нехватке железнодорожных вагонов в порту в момент разгрузки судна товар временно размещается на складе порта и затем отправляется по назначению в возможно ко­роткий срок. За сохранность товара несет ответственность порт, а в дальнейшем — железная дорога. Грузополучатель может организо­вать самовывоз товара из порта автотранспортом.

Если после отгрузки товара из порта в конечном пункте назна­чения обнаружится частичная или полная утрата или повреждение груза, конечный перевозчик обязан удовлетворить обоснованную претензию грузополучателя.

Успешное завершение транспортной операции — своевремен­ная и сохранная доставка импортного товара — во многом зависит от эффективных действий российского покупателя на всех этапах транспортной логистической цепочки от склада иностранного по­ставщика до отечественного грузополучателя.

Таможенное оформление ввозимых товаров

Таможенное оформление импортного товара может производиться во входном погранпункте либо в пункте назначения в зависимости от способа транспортировки и контейнеризации груза.

Общие правила таможенного оформления импортных товаров совпадают с теми, которые применяются при экспорте. Аналогич­ным образом осуществляется декларирование товара. Покупатель должен заблаговременно позаботиться о получении всех докумен­тов, представляемых таможенному органу при декларировании то­вара (см. ст. 131 ТК), включая документы о происхождении товара, сертификации, санитарные, карантинные, подтверждающие заяв­ленную таможенную стоимость и иные.

Обязанность по совершению таможенных операций несет рос­сийское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (или от имени либо по поручению которого заключена эта сделка), т.е. по­купатель или заказчик (грузополучатель) импортного товара. Это лицо, как и при экспорте, может поручить таможенному брокеру (представителю) совершать таможенные операции.

Вместе с тем существуют и некоторые особенности таможенных процедур при ввозе товаров из-за границы. В ТК РФ, Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторго­вой деятельности» и других нормативных актах предусмотрены оп­ределенные ограничения и запреты на ввоз отдельных товаров в со­ответствии с международными обязательствами и российским зако­нодательством исходя из национальных интересов.

Согласно ТК РФ товары, запрещенные к ввозу на территорию РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы страны, а в случае невозможности этого помещаются на склады временного хране­ния или в иные места, являющиеся зонами таможенного контро­ля, на срок до трех суток (ст. 13). По истечении этого срока това­ры, оборот которых запрещен в РФ, подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с действующим законодательством (ст. 431).

Российским импортерам следует также руководствоваться поло­жениями Федерального закона «О специальных защитных, анти­демпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». На­ряду с обычными таможенными пошлинами, в целях защиты эконо­мических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин — специальные (special), антидемпинговые (dumping), компенсационные (compensatory), что предусмотрено ст. 7—11 Закона «О таможенном тарифе».

Специальные пошлины применяются в качестве защитной ме­ры, если товары ввозятся в РФ в количествах и на условиях, нанося­щих или угрожающих нанести ущерб отечественным производите­лям подобных или конкурирующих товаров, либо ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны иностранных государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отече­ственным производителям подобных товаров либо препятствует ор­ганизации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или кос­венно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб, аналогичный указанному в отношении применения антидемпин­говых пошлин.

При ввозе товаров из-за границы необходимо соблюдать установ­ленные ТК РФ правила в отношении определения страны происхож­дения товаров (ст. 29—38), прибытия товаров на таможенную терри­торию РФ (ст. 69—78), таможенных платежей (ст. 318—357) и др.

К ввозимым из-за границы товарам дифференцированно при­меняются таможенные режимы, указанные в гл. 18—21 ТК. Обра­тим внимание на произошедшие некоторые изменения названий таможенных режимов. Вместо прежних названий «импорт» и «вы­пуск для свободного обращения» теперь основным режимом при ввозе товаров является «выпуск для внутреннего потребления» (ст. 163—164). В других случаях к ввезенным товарам могут приме­няться следующие режимы: «переработка на таможенной террито­рии» (ст. 173—186), «переработка для внутреннего потребления» (ст. 187—196), «временный ввоз» (ст. 209—214), «таможенный склад» (ст. 215—233), «реимпорт» ст. 234—238), «беспошлинная торговля» (ст. 258-263).

Порядок определения и заявления таможенной стоимости то­варов регулируется ст. 323 ТК. Таможенная стоимость товара опре­деляется самим декларантом согласно методам, установленным российским законодательством (см. ниже), и заявляется в тамо­женный орган при декларировании. Заявляемая декларантом тамо­женная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и докумен­тально подтвержденной информации. Таможенный орган прини­мает решение о правильности определения декларантом таможен­ной стоимости. В случаях, когда обнаружены признаки недосто­верности и (или) недостаточности представленных декларантом сведений, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара с уведомлением об этом декларанта.

В разделе III Закона «О таможенном тарифе» отмечено, что система определения таможенной стоимости (таможенной оцен­ки) ввозимых товаров основывается на общих принципах тамо­женной оценки, принятых в международной практике (ст. 12). Эти принципы закреплены в ГАТТ. В том же разделе Закона изложены права и обязанности как декларанта, так и таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара (ст. 15, 16). Отдельная статья посвящена соблюдению конфиденциальности информации (ст. 14). Учитывая существенное значение этой статьи для российских участников ВЭД, приведем ее полностью:

«Информация, представляемая декларантом при заявлении таможен­ной стоимости товара, определенная в качестве составляющей ком­мерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может исполь­зоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государствен­ные органы, без специального разрешения декларанта, за исключени­ем случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган РФ и его должностные лица несут ответственность в соответствии с законода­тельством РФ».

В разделе IV того же Закона изложены методы определения та­моженной стоимости товара и порядок их применения. С учетом международной практики установлено шесть таких методов:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;

  2. по цене сделки с идентичными товарами;

  1. по цене сделки с однородными товарами;

  2. на основе вычитания стоимости;

  3. на основе сложения стоимости;

  4. резервный метод.

Эти методы применяются таможенными органами и декларан­тами последовательно, если невозможно использовать предыду­щий. Сущность каждого из указанных шести методов расшифрова­на в ст. 19—24 Закона. ФТС утверждает формы бланков декларации таможенной стоимости и порядок ее заполнения.

В целях правильного взимания ввозных пошлин и достоверного ведения внешнеторговой статистики существенное значение прида­ется определению страны происхождения товара в соответствии с нор­мами ВТО. Вопросы определения страны происхождения товара ре­гулируются ТК (гл. 6) и Законом «О таможенном тарифе» (разд. V). Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке, причем под страной происхождения может пониматься не только одна страна, но и группа стран, регион или часть страны.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, кри­териями достаточной переработки считаются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода то­ вара) по ТН на уровне любого из первых четырех знаков, произо­ шедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических опера­ ций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар счи­ тался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены по­ ставляемого товара.

Критериям достаточной переработки не отвечают следующие операции:

• смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отлича­ ются от характеристик смешиваемых товаров (ст. 32 ТК и ст. 28 За­ кона «О таможенном тарифе»).

В удостоверение происхождения товара из данной страны та­моженный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. Этот документ представляется в обяза­тельном порядке в следующих случаях:

Сертификат о происхождении товара должен содержать:

а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовле­творяет соответствующему критерию происхождения;

б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в серти­фикате сведения соответствуют действительности.

Учитывая, что правила таможенного оформления довольно часто подвергаются корректировке, российским импортерам, за­казчикам и грузополучателям импортных товаров необходимо вни­мательно следить за нормативными документами ФТС. С этой це­лью полезно поддерживать тесные деловые контакты с таможен­ным учреждением, в сфере деятельности которого находится данный участник ВЭД.

Расчеты за импортный товар

Платеж за импортный товар не обязательно совпадает по времени с моментом физического завоза товара. В зависимости от способа и сроков платежа, предусмотренных импортным контрактом, рос­сийский покупатель действует по-разному.

В импортных контрактах нередко предусматривается авансовая оплата до поставки товара, что не столь выгодно покупателю. К тому же в ряде случаев разрыв во времени между предоплатой и поставкой товара бывает довольно длительным. С учетом этих об­стоятельств усилия покупателя должны быть нацелены на то, что­бы обеспечить получение товара и всех необходимых документов от иностранного поставщика, исключить возможность его недоб­росовестных действий, максимально защитив при этом права оте­чественных получателей и потребителей импортного товара.

При авансовом платеже в целях обеспечения выполнения про­давцом своих обязательств по контракту важно получить надлежа­щую платежную (банковскую) гарантию и проверить ее действен­ность. Желательно получить от продавца такую гарантию еще при заключении сделки, но во всяком случае до осуществления плате­жа за купленный товар. Целесообразно также по возможности про­изводить авансовый платеж не полной суммы контракта, а лишь какой-то ее части.

В мировой практике платеж обычно производится против представления продавцом необходимых покупателю документов, что может происходить до или после прибытия товара в пункт на­значения. При аккредитивной форме расчетов отечественный по­купатель должен своевременно открыть аккредитив в пользу ино­странного продавца. Обычно аккредитив открывается по получе­нии извещения продавца о готовности товара к отгрузке или по специальному запросу продавца, как это оговорено в контракте.

Во избежание длительного замораживания денежных средств нецелесообразно открывать аккредитив задолго до отгрузки товара и с избыточным сроком его действия. Нежелательно также откры­вать подтвержденный аккредитив, что сопряжено с дополнитель­ными расходами и фактически означает согласие покупателя с со­мнениями иностранного продавца относительно платежеспособ­ности российской стороны.

Для открытия аккредитива покупатель, выступающий в качест­ве приказодателя, направляет соответствующему банку заявление

на аккредитив, условия которого должны соответствовать преду­смотренным в контракте. Далее покупатель контролирует исполь­зование аккредитива продавцом и заботится о получении всего комплекта документов, обусловленных аккредитивом. По получе­нии документов покупатель тщательно проверяет их и при обнару­жении каких-либо расхождений, изъянов, неправильностей в оформлении документов или недополучения какого-либо доку­мента незамедлительно сообщает свои замечания и возражения продавцу. Если, по мнению покупателя, выплата с аккредитива произведена неправильно, он вправе опротестовать ее через банк.

При расчетах по инкассо, что более выгодно покупателю, по­следний также проверяет поступившие от продавца документы и в установленный срок направляет в банк акцепт-поручение на пере­вод причитающейся суммы в оплату счета продавца. Кстати, поку­патель может задержать оплату счета или оплатить его не в полной сумме, если для этого возникнут веские основания, о чем необхо­димо незамедлительно проинформировать продавца.

Покупатель всегда заинтересован производить оплату товара не сразу в полной сумме, а по частям. В практике внешнеэкономиче­ских организаций нередко аккредитив выставлялся на оплату 90—95% стоимости товара, а остальная сумма резервировалась для возможных удержаний в возмещение недостачи по количеству или в связи с пониженным качеством товара, зафиксированным при приемке товара в стране покупателя. В таких случаях первоначаль­ный счет продавца является, по существу, предварительным, ^окон­чательный расчет с продавцом производится по результатам при­емки прибывшего товара в соответствии с условиями контракта.

Для покупателя всегда предпочтительнее рассчитываться за то­вар после его приемки в пункте назначения. При импортных зака­зах на поставку комплектного оборудования, строительство каких-либо объектов целесообразно завершать расчеты с иностранным поставщиком или подрядчиком после окончания строительно-монтажных работ, ввода объекта в эксплуатацию и даже после дос­тижения запроектированных эксплуатационных показателей (про­изводительности, мощности и т.д.). Если иностранный поставщик, подрядчик Предоставляет рассрочку платежа (кредит), нецелесооб­разно производить платеж ранее установленного срока.

Претензионная работа по импорту

При осуществлении поставок и расчетов за импортный товар и осо­бенно после их завершения покупатель обеспечивает четкую поста­новку претензионной работы, контролируя своевременное получе­ние от продавца, а также от транспортно-экспедиторских и страхо­вых организаций возмещения убытков (включая упущенную выгоду), если таковые возникнут.

Наиболее распространенными основаниями для заявления пре­тензий продавцу являются: просрочка поставки, недостача товара по количеству, дефектное или пониженное качество товара, а также об­наруженные в течение гарантийного срока дефекты, неисправности тех товаров, на которые получены соответствующие гарантии.

Существенное значение имеет правильное оформление пре­тензионных документов и отсылка их адресату в установленные сроки. Иногда после отправления основных претензионных мате­риалов приходится какие-то из них дорабатывать и досылать до­полнительные документы.

Необходимо вести учет всех заявленных претензий, контроли­ровать ход их рассмотрения другой стороной и поступление сумм, признанных по каждой претензии. Неполучение ответа на претен­зию нельзя автоматически считать ее молчаливым признанием. Но по претензии, оставленной без ответа, заявитель приобретает пра­во передать дело на рассмотрение в третейский суд.

Как свидетельствует торговая практика, подавляющее боль­шинство заявленных претензий разрешается дружественным пу­тем. Однако если достичь дружественного урегулирования возник­шего спора не удается, а заявитель претензии уверен в обоснован­ности своей позиции, он вправе передать дело в арбитраж в соответствии с условиями контракта.

Исковое заявление должно быть четко сформулировано и над­лежащим образом отправлено в предусмотренный арбитражный орган согласно регламенту или правилам последнего. Обычно ко­пия искового заявления одновременно высылается ответчику. Да­лее в ходе арбитражного разбирательства как истец, так и ответчик всячески стремятся подкрепить свою позицию, при необходимо­сти представляя в арбитраж дополнительные документальные до­казательства.

Рассмотрение дела в арбитраже, которое в сложных случаях мо­жет растянуться на несколько месяцев, завершается вынесением арбитражного решения. Это решение по правилам многих междуна­родных арбитражных судов является окончательным, обязательным для обеих сторон сделки и не подлежит обжалованию. Однако на практике приходится сталкиваться с такими явлениями, когда «про­игравшая» сторона (должник) не исполняет добровольно арбитраж­ное решение. Тогда потерпевшая сторона (кредитор) вынуждена об­ратиться в судебный орган страны должника с исковым требованием о принудительном взыскании причитающейся суммы с должника.

При исполнении импортных сделок российскому покупателю не следует забывать также о правах иностранного продавца заяв­лять претензии покупателю в тех случаях, когда последний нару­шает контрактные обязательства, например, при неосновательном отказе от оплаты товара или задержке платежа, в случае опоздания с подачей транспортного средства (если это обязан обеспечить по­купатель), несвоевременного сообщения отгрузочных инструкций, разнарядки и др.

По завершении импортной операции (как и при экспорте) ее результаты целесообразно комплексно проанализировать, оценить степень ее эффективности и разработать мероприятия по дальней­шему повышению эффективности последующих импортных по­ставок. Весьма полезен также обобщенный анализ по совокупно­сти всех операций, проведенных за определенный временной пе­риод (квартал, полугодие, год).

Особое внимание нужно уделять качеству, техническому уров­ню и безопасности завозимых товаров, обеспечению их сохранно­сти и надлежащего использования, не допускать ввоза низкокаче­ственных, малорентабельных товаров и избегать чрезмерного импорта товаров, заботиться об обеспечении экономической без­опасности страны.

Контрольные вопросы

  1. На чем следует российским участникам ВТД сосредоточить вни­мание в процессе исполнения внешнеторговых сделок?

  2. Как осуществляется контроль за ходом исполнения внешнеторго­вых контрактов?

  3. Какие обязанности выполняет продавец в связи с подготовкой то­вара для поставки на экспорт?

  4. Какие существуют способы контроля за изготовлением импорт­ного товара и подготовкой его к отгрузке из-за границы?

  5. Изложите особенности транспортных операций при экспорте и импорте товаров с учетом базисных условий поставки.

  6. Что требуется для таможенного оформления вывозимых товаров?

  7. Каковы особенности таможенного оформления ввозимых то­варов?

  8. Охарактеризуйте порядок расчетов за экспортный товар с ино­странным покупателем исходя из интересов российского про­давца.

  9. Как осуществляется проверка поступившего импортного товара и его оплата в целях максимальной защиты интересов российской стороны?

  10. Каков порядок претензионной работы при исполнении экспорт­ных и импортных сделок?