logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

8.2. Понятие электронной коммерции

Некоторые определения

В настоящее время не существует четкого общепринятого опреде­ления электронной коммерции. Часть авторов и специалистов включает в понятие «электронная коммерция» любые деловые транзакции, проводящиеся через компьютерную сеть, и дает про­стые определения, например: электронная коммерция — это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъек­тами происходит электронным способом. Другая часть считает, что к этой категории можйо отнести только те сделки, в результате ко­торых передаются права собственности на реальный или виртуаль­ный товар (услугу). Многие международные организации уделяют большое внимание изучению электронной коммерции и предлага­ют свои определения. В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное неоднократно упоминавшейся в предыдущих главах организацией ЮНКТАД: под электронной коммерцией понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче циф­ровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные.

Другой комиссией ООН ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL) был разра­ботан Типовой закон об электронной торговле {Model Law on Electronic Commerce), принятый в 1996 г. Генеральной ассамблеей ООН. Типовой закон содержит положения по использованию элек­тронной торговли, приемлемые для государств с различными право­выми, социальными и экономическими системами, и его принятие явилось юридической основой, обеспечивающей дальнейшее разви­тие и внедрение технологий электронной коммерции.

За последние 20 лет ЮНСИТРАЛ предложила большое количе­ство вариантов использования электронных сообщений и элек­тронных договоров в международной деятельности, но все они но­сили рекомендательный характер. В настоящее время с помощью сертифицированных технологий электронной коммерции и меха­низма электронной цифровой подписи (будет рассмотрен ниже) юридические лица могут полностью перенести всю свою коммер­ческую деятельность в Интернет. На практике для этого потребует­ся перестройка работы соответствующих организаций, ускоренная модификация ИТ-систем, преодоление многих трудностей и барь­еров. Как предполагают специалисты, первыми полностью на ра­боту в Интернете перейдут таможенные структуры, а за ними по­следуют поставщики продуктов и услуг на международный рынок: энергетики, отрасли связи, транспорта и т.д.

Согласно определению Комиссии ЕС, электронная коммерция предполагает электронное ведение бизнеса и включает много раз­нообразных видов деятельности, в том числе: электронную торгов­лю товарами и услугами, доставку в режиме реального времени цифровых данных, электронный перевод денежных средств, элек­тронную торговлю ценными бумагами, выписку коммерческих до­кументов (коносаментов, счетов), проведение коммерческих аукционов, осуществление в режиме онлайн правительственных закупок, работы по дизайну и проектированию, прямой потреби­тельский маркетинг и послепродажное обслуживание. Она охваты­вает как товары (потребительские товары, специализированное медицинское оборудование), так и услуги (информационные, фи­нансовые и юридические услуги), как традиционную деятельность (здравоохранение, образование), так и новые сферы деятельности (виртуальные магазины).

Выделим признаки электронной коммерции:

По перечисленным признакам, рассмотренные в предыдущей главе технологии EDI и EFT, которые появились и начали разви­ваться значительно раньше современных интернет-технологий, нельзя отнести непосредственно к электронной коммерции — это, скорее, технологии, предшествовавшие развитию электронной коммерции в ее современном понимании.

Конечно, к электронной коммерции в широком смысле часто относят не только электронную торговлю, но также маркетинговые исследования, предварительные переговоры, установление и под­держание долговременных взаимоотношений с поставщиками и потребителями, вопросы финансирования и страхования, админи­стрирование бизнеса, управление снабжением и доставкой и т.п.

Направления электронной коммерции

Электронную коммерцию в настоящее время принято разделять на ряд направлений. Основными из них считаются:

• бизнес — бизнес {business-to-business, B2B);

• потребитель — потребитель {consumer-to-consumer, C2C, или peer-to-peer, P2P).

Иногда рассматривают также взаимоотношения бизнеса и потре­бителей с государственными и иными регулирующими органами:

• бизнес — администрация {business-to-administration, B2A);

• потребитель — администрация {consumer-to-administration, С2А).

Подобным образом описываются и более сложные цепочки, включающие, например, деятельность интернет-провайдера: биз­нес (производитель товара/услуги) — бизнес (провайдер) — потре­битель {business-business-consumer, B2B2C).