logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

4.10. Условия платежа

Условия платежа относятся к весьма важным и достаточно сложным разделам контракта. К формулированию условий платежа следует подходить с большой ответственностью.

Порядок осуществления платежей по контракту в значительной мере связан с другими условиями, включая количество и качество товара, цену и сумму контракта, сдачу-приемку товара, претензии и санкции. В условиях платежа определяется следующий круг вопросов:

При необходимости в эту статью контракта могут быть включены дополнительные положения по конкретным условиям платежа, например, детализирующие порядок осуществления расчетов в целях повышения их оперативности и взаимовыгодности для обеих сторон контракта.

Сошлемся на раздел «Условия платежа», содержащийся в «Рекомендациях». Там предусмотрено, что во внешнеторговом контракте дается описание условий платежа; указываются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.

Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления. Указываются полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.

Приведенные в «Рекомендациях» указания можно дополнить, в частности, конкретизировав содержание условий аккредитива, порядок его открытия, срок действия, а в случае применения платежных гарантий целесообразно в контакте изложить их содержание, порядок выдачи и использования. Платежные гарантии могут использоваться как при импортных, так и экспортных операциях.

Валюта платежа

Выбор валюты платежа, как и валюты цены, является важным элементом процесса проработки условий внешнеторгового контракта. 11о степени участия в международных расчетах различаются следующие виды валют: свободно конвертируемая, частично конвертируемая, неконвертируемая, замкнутая валюта. Международный платежный оборот преимущественно обслуживается немногими свободно конвертируемыми валютами (СКВ), к которым МВФ относит доллар США, евро, английский фунт стерлингов и японскую пену. Эти валюты уже упоминались в связи с определением валюты цены. Теперь целесообразно расширить их характеристику.

Доллар США является ведущей международной расчетной и резервной валютой. Вероятно, в ближайшие годы относительная стабильность этой валюты сохранится. Однако в более отдаленной перспективе положение доллара может существенно измениться в связи с огромным внутренним и внешним долгом, который, по мнению многих авторитетных экономистов, включая американских, достиг неприемлемого уровня и практически никакие может быть покрыт. Уже в первой половине текущего десятилетия началось постепенное снижение курса доллара по отношению к другим иностранным валютам, а также к российскому рублю.

В начале XXI в. в мировую финансовую систему быстро вошел евро как основной соперник доллара. В последние годы курс евро стабильно держится выше американской валюты и имеет перспективы к дальнейшему укреплению. Особое значение будет иметь поддержка евро со стороны Китая и многих других экономически крепнущих стран, стремящихся противодействовать американскому экономическому и политическому давлению.

Вполне прочными являются английский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, канадский, австралийский и новозеландский доллары, валюты скандинавских стран, ряда нефтедобывающих стран Ближнего Востока, но их роль в международных расчетах не столь значима.

С 1 июля 2006 г. решением Правительства РФ рубль официально объявлен конвертируемой валютой.

В реальных внешнеторговых контрактах российских участников ВЭД в качестве валюты платежа чаще всего используется доллар США и евро, с контрагентами некоторых стран — их национальная валюта. По возможности рекомендуется предусматривать платеж в рублях.

Валюта платежа определяется с учетом тех же факторов, что и валюты цены. При определении валюты платежа и других валютных условий контракта следует руководствоваться условиями действующих международных платежных соглашений с Россией, анализировать состояние валютных рынков и оценивать перспективы движения курсов соответствующих валют. Необходимо стремиться минимизировать валютные риски, не допускать потерь из-за неблагоприятных изменений валютных курсов, инфляционных процессов, особенно при заключении сделок с отдаленным сроком платежа.

Продавец заинтересован в том, чтобы поставляемые им товары (услуги) оплачивались в наиболее устойчивой, твердой валюте, являющейся признанной международной расчетной и резервной валютой. Покупателю же выгоднее осуществлять платеж в относительно слабой валюте.

В качестве общего правила рекомендуется предусматривать платеж в той же валюте, в которой зафиксирована цена, что позволяет избегать немалых технических трудностей и возможных валютных убытков при пересчете валюты цены в валюту платежа. Но если валюты цены и платежа не совпадают, сторонам контракта следует четко определить порядок пересчета валюты цены в валюту платежа, предусмотрев, по какому курсу будет осуществляться пересчет, на базе какого валютного рынка (валютной биржи), на какую дату (обычно на день платежа) и на какие часы работы этого валютного рынка (на время его открытия или закрытия), а также принимаются ли за основу котировки продавцов, покупателей или средняя величина.

Курс валюты платежа имеет вполне практическое значение еще в связи с необходимостью конвертирования иностранной валюты в национальную (или наоборот): Продавцу приходится полученную инвалютную выручку трансформировать в национальную валюту своей страны, а Покупателю — за свою национальную валюту покупать иностранную валюту для оплаты импорта. В отдельных случаях Покупатель добивается опциона по валюте платежа, фиксируя в контракте свое право выбирать валюту платежа из нескольких наименований валют.

Способы платежа

Существует тесная взаимосвязь между сроком и способом платежа. Соотносительно с выполнением Продавцом своих обязательств по поставке товара (оказанию услуг) платеж может осуществляться следующими способами:

1) платеж немедленный (наличными), т.е. осуществляемый Покупателем немедленно после выполнения Продавцом контрактных обязательств либо вскоре после этого с учетом существующей торговой практики (обычно в пределах месячного срока);

2) предоставление рассрочки платежа за поставленный товар, т.е. коммерческого (товарного) кредита — обычно краткосрочного (до 1 года) либо среднесрочного (до 3—5 лет);

3) платеж авансом, осуществляемый Покупателем до поставки товара (в нашей внутрихозяйственной практике утвердился термин «предоплата»).

В мировой торговле широко распространено предоставление рассрочки платежа (товарного кредита). При таком способе платежа во внешнеторговых контрактах дополнительно оговаривается срок кредита, уровень процентной ставки за пользование кредитом (указывается в контракте отдельной позицией либо включается в цену товара), порядок погашения кредита, гарантии его погашения и др. Кредит может предоставляться и соответственно погашаться как в товарной форме, так и в денежной или смешанной формах. Наряду с рассрочкой платежа покупателю выгодно оплачивать товар после его окончательной приемки в согласованном пункте либо после ввода оборудования в эксплуатацию, а при возможности продлить срок платежа до истечения гарантийного периода.

Немедленный платеж в полной сумме применяется не столь часто, а авансовый платеж — еще реже. Последний способ платежа оправдан, когда процессы производства товара (услуг) капиталоемки, достаточно сложны и длительны. Но и в таких случаях обычно производятся частичные авансовые платежи, а не сразу на всю сумму контракта, и последующие выплаты могут проводиться в несколько приемов по мере выполнения заказа. Полные авансовые платежи практикуются преимущественно в отношениях с ненадежными покупателями, платежеспособность которых вызывает сомнения.

Учитывая недостаточную платежеспособность многих российских участников ВЭД, иностранные фирмы при продаже своих товаров зачастую настаивают на авансовой оплате. В таких случаях российский Покупатель вправе предложить какое-то компромиссное решение, например, частичную авансовую оплату, а не полной суммы контракта, и потребовать от иностранного Продавца предоставления надежной банковской гарантии. В свою очередь российские Продавцы, исходя из принципа взаимности, вправе активнее добиваться от иностранных Покупателей авансовой оплаты при заключении экспортных контрактов.

Как явствует из вышеизложенного, платеж может осуществляться единовременно (разовая оплата полной суммы контракта) либо в несколько приемов (по частям). При импорте многих товаров отечественные покупатели практиковали предварительный частичный платеж в размере 75—90% суммы отгруженного продавцом товара, а окончательный расчет осуществлялся по фактически принятому количеству и качеству товара.

При поставках дорогостоящего комплектного оборудования обычно часть контрактной суммы (до 20%) оплачивается авансом (вносится задаток), затем по мере поставок оборудования производится частичная оплата наличными, а после приемки (ввода оборудования в эксплуатацию, истечения гарантийного срока) оплачивается оставшаяся сумма либо предоставляется еще рассрочка платежа.

Наиболее распространенными формами расчетов во внешней торговле являются безотзывный аккредитив и инкассо. Реже применяются расчеты по открытому счету, переводом, чеком, векселем.

Аккредитив

Слово «аккредитив» в русском языке используется в двух значениях: (1) общее название формы расчетов, не связанное с конкретным документом (Credits) и (2) вполне конкретный документ — аккредитивное письмо (Letter of Credit, L/C).

Аккредитивная форма расчетов гарантирует Продавцу оплату поставленного товара и поступление экспортной выручки сразу же после поставки товара.

Аккредитив во втором значении этого слова является обязательством банка по поручению приказодателя (Покупателя) оплатить бенефициару (Продавцу) конкретную сумму против представления комплекта документов, подтверждающих поставку товара по контракту. Такие аккредитивы называются документарными (в отличие от денежных). В аккредитивной операции может участвовать несколько банков, находящихся в разных странах (в странах Продавца, Покупателя и в некоторых случаях в третьей стране): банк-эмитент, авизующий, подтверждающий и исполняющий банки.

Мировая практика работы с документарными аккредитивами закреплена в «Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов», УОП (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits, UCP), публикация МТП № 600. В УОП 500 подробно изложены условия открытия и использования аккредитивов. Этот документ МТП признан ЦБ РФ и обязателен для применения всеми участниками ВЭД и коммерческими банками России.

При аккредитивной форме расчетов в контрактных условиях платежа предусматривается обязательство Покупателя открыть аккредитив на установленную сумму с оговоренным сроком действия в пользу Продавца в определенном банке-эмитенте, причем аккредитив должен поступить Продавцу своевременно до отгрузки товара. Покупатель в своем заявлении на открытие аккредитива обязан соблюдать условия внешнеторгового контракта. Но банк-эмитент и другие банки, участвующие в аккредитивной операции, не контролируют соответствие условий аккредитива внешнеторговому контракту, заключенному между приказодателем и бенефициаром.

В условиях контракта и аккредитива предусматривается точный перечень документов, которые Продавец предоставляет Покупателю для оплаты товара. Продавцу выгоднее свести набор этих документов к минимуму. В то же время Покупатель заботится о получении всех документов, необходимых для надлежащего получения и использование ввозимого товара с соблюдением действующих государственных правил и международных обязательств.

Комплект документов, против которых производится выплата с аккредитива (и при других формах расчетов), обычно включает:

Рекомендуется в контракте указывать точное и полное название каждого из документов, предъявляемых к оплате, а также кем (какой организацией) и где выдается этот документ. В особенности это относится к документам, прямо подтверждающим факт поставки товара — транспортным и документам о качестве товара.

Так, недостаточно ограничиться названием документа «коносамент», но целесообразно конкретизировать его вид и еще дополнить некоторыми обозначениями. В Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 146) указано три вида коносамента, что соответствует международной практике торгового мореплавания:

Кроме того, широко используются следующие обозначения коносамента:

В целях исключения риска неполучения товара покупатели нередко настаивают на развернутом определении: «полный комплект 3/з оригиналов чистого бортового коносамента, выданного на имя... (указывается наименование покупателя, его агента или грузополучателя) назначением порт... (указывается наименование порта)».

В публикациях МТГТ указано несколько видов (типов) аккредитивов: безотзывный (irrevocable), безотзывный с негоциацией в виде учета банком тратт, выставленных экспортером на импортера (irrevocable negotiation), отзывный (revocable), подтвержденный (confirmed), неподтвержденный (unconfirmed), переводный, или трансферабельный (transferable), автоматически возобновляемый, или револьверный (revolving), резервный (standby).

В отечественной внешней торговле отзывные аккредитивы практически не используются. Только безотзывный аккредитив, который не может быть отозван до истечения срока его действия, гарантирует Продавцу оплату поставленного товара. Выплата с аккредитива в большинстве случаев производится сразу по предъявлении документов, т.е. наличными, но по договоренности сторон возможна оплата по векселю (тратте), предоставление частичной или полной рассрочки платежа.

Если Продавец не располагает достоверной информацией о прочном финансовом положении и безусловной надежности банка-эмитента, предусматривается подтверждение аккредитива солидным банком, известным Продавцу, причем в контракте указывается точное наименование и реквизиты подтверждающего банка. Резервный аккредитив представляет собой независимую гарантию банка уплатить определенную сумму бенефициару в погашение срочной задолженности приказодателя.

Трансферабельный (переводный) аккредитив может применяться с целью передачи его для частичного или полного исполнения субпоставщикам (предприятиям-изготовителям), а револьверный (автоматически возобновляемый) аккредитив — при поставках товара не одной, а несколькими партиями (многократных поставках).

В дополнение к УОП МТП разработала Новые стандартные (унифицированные) формы документарных аккредитивов (New Standard Documentary Credit Forms for the UCP), публ икация № 516, Руководство по операциям с документарными аккредитивами (Guide to Documentary Credit Operations for the UCP), публикация № 515(E) и Унифицированные правила для межбанковского рам-бурсирования по документарным аккредитивам (Uniform Rules for Bank-to-Bank Reimbursements under Documentary Credits), публикация № 525.

В публикации МТП № 516 приведены формы безотзывного аккредитива, его продления (пролонгации) и изменения с подробными комментариями, а в публикации № 515(E) содержится обширный массив общих рекомендаций для участников ВЭД.

Изложены и стадии оформления документарных аккредитивов, их виды и случаи использования, а также уделено много внимания документам, применяемым при аккредитивных операциях.

Следует обратить внимание, что в УОП перечислен целый ряд терминов и выражений, которые не должны употребляться в аккредитиве. К ним отнесены:

В публикации МТП № 516 отмечено, что следует избегать таких фраз, как «отгрузка быстрым (ближайшим) пароходом» (Shipment by fast steamer) или «отгрузка на линейных условиях (условиях регулярных рейсов)» (Shipment on Liner Terms).

Поскольку вышеуказанные термины и фразы не следует употреблять в аккредитивах, целесообразно избегать их и в тексте контрактов.

Инкассо

При осуществлении расчетов в форме обычного инкассо с предварительным акцептом Продавец направляет в согласованный банк инкассовое поручение с соответствующими документами для оплаты покупателем. По получении документов Покупатель проверяет их и в случае акцепта направляет банку акцепт-поручение на перевод для оплаты счета Продавца (в полной или частичной сумме). Эта форма расчетов достаточно выгодна Покупателю, поскольку платеж может быть отложен до прибытия товара и даже на более поздний срок. Но она маловыгодна Продавцу, так как оплата постав-ленного товара не гарантируется и во всяком случае значительно задерживается на период «пробега» документов от Продавца к Покупателю через банки и последующей проверки документов и самого товара Покупателем, на что обычно отводится месяц или более длительный срок.

Рекомендуется при инкассовой форме расчетов руководствоваться «Унифицированными правилами по инкассо» (Uniform Rules for Collections, URC), публикация МТП № 522. В публикации МТП № 515(E) содержатся рекомендации продавцу при расчетах по инкассо принимать определенные меры предосторожности, а именно: чтобы он получил (1) данные о платежеспособности покупателя, (2) сведения об экономическом и политическом положении в стране импортера, (3) предварительное согласие банка своей страны на назначение грузополучателем товара покупателя или банка покупателя (инкассирующего банка) и (4) продумал альтернативные процедуры перепродажи, переотправки или складирования товаров в случае неплатежа покупателя. В дополнение к этим рекомендациям продавцу, согласившемуся на инкассовую форму расчетов, целесообразно получить от покупателя надежную банковскую гарантию.

В материалах МТП упомянуты следующие виды инкассо: документарное, чистое и прямое.

Другие формы расчетов

Применение формы открытого счета означает, что по договоренности между Продавцом и Покупателем оплата товара будет производиться по истечении определенного периода после поставки или на конкретную будущую дату. Такая форма расчетов выгодна Покупателю, так как он оплачивает товары (услуги) только после того, как они получены и/или осмотрены. Но для Продавца здесь возникают определенные риски:

Российским продавцам следует относиться к этой форме расчетов с большой осторожностью и применять ее лишь в отношениях с теми контрагентами, надежность которых не вызывает никаких сомнений, например, с зарубежными дочерними фирмами или совместными компаниями (в которых российская сторона имеет контрольный пакет акций), находящимися в тех странах, где вполне стабильно политическое и экономическое положение.

Чек — это финансовый документ, содержащий распоряжение чекодателя банку уплатить указанную в нем сумму предъявителю (держателю чека). Обычно чеки выписываются на специальных бланках определенного банка, сходных с денежными знаками, банкнотами. По желанию клиента банк выдает чеки в комплекте в виде чековой книжки.

В отечественной внешнеторговой практике были случаи, когда иностранные Покупатели оплачивали чеком поставку сравнительно небольших партий экспортных товаров. При этом чек направляется не обязательно через банк, а может быть выслан почтой или вручен лично.

При использовании таких форм расчетов, как чеки и переводы, важно учитывать, когда осуществляется платеж — до исполнения контрактных обязательств или после этого. Очевидно, что первый вариант выгоден Продавцу, а второй — Покупателю.

Платежные (банковские) гарантии

Банковские и иные платежные гарантии достаточно распространены в мировой торговой практике. Разумное использование платежных гарантий позволяет одной из сторон контракта быть уверенной в том, что обязательства другой стороны будут выполнены. Такие гарантии являются эффективной формой обеспечения выполнения обязательств, легко реализуемы в нормальных условиях и более выгодны, чем залог.

Платежная (банковская) гарантия может быть определена как документ, содержащий обязательство банка, страховой компании, иного кредитного учреждения уплатить определенному лицу (бенефициару) указанную сумму в установленный срок или при наступлении определенного события. Это — поручительство банка-гаранта за своего клиента в обеспечение выполнения принятого обязательства, связанного с определенной деятельностью.

В гарантии, относящейся к выполнению контрактных обязательств, указываются условия ее исполнения, конкретизируются случаи, когда основной должник (другая сторона внешнеторгового контракта) не осуществит обусловленного исполнения, например, Продавец не осуществит поставку товара, оплаченного Покупателем, или Покупатель не оплатит поставленный ему товар.

К обычным реквизитам банковской гарантии (гарантийного письма) относятся:

Гарантия вступает в силу с датой ее выдачи, является обычно безотзывной и действует до указанного в ней срока или события.

При заключении контракта заинтересованная сторона вправе потребовать от контрагента выставления гарантии в обеспечение выполнения его обязательств. По достижении договоренности между партнерами одна из сторон (клиент банка) поручает банку выставить гарантию другой стороне (бенефициару).

Существуют различные виды банковских гарантий: гарантия исполнения, гарантия аванса, гарантия платежа, гарантия оферты или запроса (Bid Bond), тендерная гарантия, гарантия в связи с товарообменной сделкой, в связи с поставкой товара на консигнацию и др.

В получении гарантии чаще заинтересован Продавец, когда он намерен застраховаться от риска неплатежа Покупателем. Но и Покупатель бывает заинтересован получить гарантию в том, что Продавец выполнит свои обязательства по поставке товара (оказанию услуг) или иные обязательства.

Если иностранный Покупатель не соглашается на выставление аккредитива и настаивает на инкассовой форме расчета, российский Продавец вполне обоснованно может требовать от Покупателя предоставления гарантии (гарантийного письма) надежного банка. Условие о гарантийном письме банка и его содержании целесообразно изложить в приложении к контракту.

Отечественные внешнеэкономические организации, выступавшие в качестве Продавца, использовали, например, такую формулировку об условиях предоставления иностранным Покупателем безотзывной банковской гарантии:

«За 30 дней до готовности товара к отгрузке Покупатель обязан предоставить Продавцу гарантию западноевропейского банка — корреспондента Внешэкономбанка (указывается наименование банка) со сроком действия в 90 дней на сумму, составляющую 100% стоимости товара, подлежащего отгрузке в данном квартале. Банковская гарантия предоставляется по поручению и за счет Покупателя и содержит обязательство банка безотзывно и безусловно платить в пользу Продавца и по его первому требованию все суммы в пределах суммы гарантии, не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом (в течение 15 дней с момента получения телеграммы Внешэкономбанка о предоставлении отгрузочных документов).

Гарантия действует до окончательного платежа, но не менее, чем в течение 45 дней после окончания квартала, в течение которого будет отгружаться товар. Все расходы по выставлению, изменению и использованию гарантии относятся за счет Покупателя, о чем должно быть указано в тексте гарантийного письма банка.

В случае неоткрытия или неправильного оформления банковской гарантии Продавец имеет право приостановить отгрузки».

В ситуации, когда российский участник ВЭД выступает в качестве Покупателя и по настоянию иностранного Продавца производит авансовый платеж (в частичной или полной сумме) до поставки товара из-за границы, целесообразно получить безотзывную гарантию надежного банка о возврате выплаченной авансом суммы в случае невыполнения Продавцом своих обязательств по поставке товара.

В гарантийном письме банка, адресуемом Покупателю, может быть изложено следующее:

«Банк (указывается его наименование и необходимые реквизиты) принял к сведению контракт (указывается его номер и дата) между (указываются наименования Продавца и Покупателя) на общую сумму (указывается сумма контракта).

В соответствии с вышеуказанным контрактом (указывается соответствующая статья, пункг контракта) Покупатель уплачивает Продавцу сумму (указывается уплачиваемая сумма), составляющая (указывается процент) от общей суммы по контракту. В связи с этим мы обязуемся безусловно и безотзывно по Вашему первому требованию возвратить Вам вышеуказанную сумму (повторяется размер уплачиваемой авансом суммы) с начислением (указывается согласованный процент) годовых в следующих случаях:

1) если Продавец не выполнит своих обязательств по поставке, Покупатель воспользуется своим правом на расторжение контракта в соответствии с (указывается статья, пункт контракта);

2) если в связи с возникшими обстоятельствами форс-мажора указанный контракт будет расторгнут в соответствии с (указывается статья, пункт контракта);

3) если в силу арбитражного решения Продавец будет обязан возвратить Покупателю указанную сумму;

4) если Продавец будет объявлен неплатежеспособным или будет объявлено о прекращении его существования, или будет назначен ликвидатор.

Настоящая гарантия вступает в силу с даты ее выдачи и будет действовать до момента комплектной поставки Продавцом Покупателю всего количества товара, указанного в контракте, не позднее (указывается крайняя дата) или до момента возврата банком Покупателю суммы (указывается сумма, уплачиваемая Покупателем Продавцу) в соответствии с (указывается статья, пункт контракта).

Утратившая силу гарантия должна быть возвращена нам».

Такое гарантийное письмо подписывают уполномоченные должностные лица банка, а также возможны подписи от имени сторон контракта — Продавца и Покупателя.

Учитывая возможность введения валютных ограничений в стране гаранта, что сделало бы невозможным исполнение гарантии, бенефициару целесообразно настаивать на том, чтобы в тексте гарантии указывались еще номер и дата разрешения валютных органов на перевод средств по гарантии в страну экспортера.

Крупные банки применяют стандартные формы гарантий. Например, Внешторгбанк разработал свои формы гарантий: в обеспечение наличных платежей, в обеспечение оплаты векселей, в обеспечение выставления (акцепта) векселей по коммерческому кредиту, в обеспечение возврата аванса и др. По запросам внешнеэкономических организаций Внешторгбанк выдавал гарантии в пользу иностранных контрагентов в обеспечение обязательств по контрактам и тендерам (по оплате товара, поставке, строительству и т.д.).

Российские банки могут выдавать следующие гарантии по внешнеторговым операциям:

1) платежные гарантии в обеспечение платежей российских импортеров иностранным экспортерам;

2) договорные гарантии (надлежащего исполнения контракта, возврата аванса и других платежей, тендерные) в обеспечение обязательств российских экспортеров перед иностранными импортерами.

По просьбе своих клиентов банки могут выдавать гарантии по конкретной сделке либо на определенную сумму, которая покрывает ряд сделок. В последнем случае гарантия выдается на основании генерального договора, заключенного банком со своим клиентом.

Банковская гарантия может быть прямой, когда она выдается непосредственно в пользу контрагента по внешнеторговой сделке (например, банк импортера дает гарантию фирме-экспортеру в том, что документы, выставленные им на инкассо или по открытому счету, будут обязательно оплачены) либо косвенной — выдаваемой в пользу банка контрагента.

В операциях с гарантиями банки могут выступать не только в качестве активной стороны — гаранта (при выдаче гарантии), но и как пассивная сторона — бенефициар (при получении гарантии от другого банка), а также в качестве консультанта (например, при получении гарантии, выставленной в пользу его клиента, Банк консультирует этого клиента относительно надлежащего проведения сделки).

Российским участникам ВТД полезно изучить разработанные МТП и действующие с 1993 г. «Унифицированные правила для платежных гарантий» (Uniform Rules for Demand Guarantees), публикация МТП № 458. Хотя этот документ не является столь обязательным, как УОП, при оформлении и исполнении банковских гарантий рекомендуется следовать изложенным в нем принципам. Если стороны договорились, что к конкретной гарантии применяются упомянутые Унифицированные правила, это необходимо отразить в тексте гарантии.