logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

4.3. Выбор базиса поставки

Базисные условия поставки можно указать в статьях «Предмет контракта» или «Цена» (иногда они указываются в обеих этих статьях) либо выделить в самостоятельную статью контракта, что практикуется не часто.

Базис поставки обязательно увязан с ценой и определяет важные элементы взаимных обязанностей сторон контракта по продвижению товара от Продавца к Покупателю, обеспечению транспортными средствами, погрузке и выгрузке товара, оформлению необходимых документов, проведению таможенного оформления, распределению между сторонами расходов по транспортировке, экспедиторским услугам, страхованию товара и др.

Значение базисных условий поставки

Базисные условия (базис) поставки определяют следующие обстоятельства исполнения контрактных обязательств:

В мировой коммерческой практике применяется достаточно много разных базисные условий, причем основные различия между ними сводятся к определению места сдачи товара Продавцом Покупателю и использованию того или иного вида транспорта. Вместе с тем от выбора базиса поставки зависит решение целого комплекса вопросов, включая исчисление уровня контрактной цены, отсчет сроков гарантии, сроков предъявления претензий и т.д.

Применение Инкотермс

В ранее упоминавшихся «Рекомендациях» при определении базиса поставки во внешнеторговых контрактах предусмотрено применение Инкотермс (этот документ, разработанный МТП, упоминался в п. 3.2). Название этого документа является сокращением от International commercial terms, в переводе на русский — «Международные коммерческие термины (условия)», что в отечественной внешнеторговой терминологии соответствует «базисным условиям поставки». В Инкотермс обобщена международная практика по толкованию наиболее широко используемых коммерческих терминов в области внешней торговли, что позволяет устранить неодинаковую интерпретацию их, возникшую в разных странах.

Инкотермс впервые был создан МТП в 1936 г. и в последующем неоднократно корректировался (в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.) для приведения установленных правил в соответствие с меняющейся практикой международной торговли. В ныне действующей, седьмой по счету редакции Инкотермс-2000 учтено широкое распространение в последнее время зон, свободных от таможенных пошлин, увеличение использования электронной связи в торговых сделках и изменения в практике транспортировок.

Инкотермс носит рекомендательный характер, но уже давно широко применяется в международной торговой практике, причем в последнее время активно внедряется и в торговую практику в пределах внутренних рынков. Отметим, что Инкотермс является обязательным для применения в части импортных операций на Украине, в Ираке и Испании, а в Польше признан торговым обычаем.

В Инкотермс-2000 приведены наименования 13 коммерческих терминов и их подробное толкование. Они сгруппированы в 4 группы (англ. Е, F, С, D) и расположены в определенной последовательности, отражающей увеличение ответственности Продавца и его расходов, что, естественно, влияет на повышение уровня контрактной цены.

Перечислим их полностью в сокращенном и полном обозначении на английском языке и в переводе на русский язык8:

EXW (Ex Works...) — ЕХВ или «с завода» (с предприятия, со склада) либо «франко-завод» (в обозначенном месте);

FCA (Free Carrier...) — ФСА или «свободно у перевозчика» либо «франко-перевозчик» (в обозначенном месте);

FAS (Free alongside Ship...) — ФАС или «свободно вдоль борта судна» либо «франко-вдоль борта судна» (в обозначенном порту отгрузки);

FOB (Free on Board...) — ФОБ или «свободно на борту судна» либо «франко-борт» (в обозначенном порту отгрузки);

CFR (Cost and Freight...) — СФР или «стоимость и фрахт» (указывается порт назначения);

CIF (Cost, Insurance, Freight...) — СИФ или «стоимость, страхование, фрахт» (название порта назначения);

СРТ (Carriage Paid to...) — СПТ или «перевозка (провозная плата, фрахт) оплачена до» (обозначенного пункта / места назначения);

CIP (Carriage and Insurance Paid to...) — СИП или «перевозка и страхование оплачены до» (обозначенного места назначения);

DAF (Delivered at Frontier...) — ДАФ или «поставлено на границе» (в обозначенном месте);

DES (Delivered ex Ship...) — ДЕС или «поставлено с судна» (в обозначенном порту назначения);

DEQ (Delivered ex Quay...) — ДЕК или «поставлено с пристани (с причала)» (в обозначенном порту назначения);

DDU (Delivered Duty Unpaid...) — ДДУ или «поставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения);

DDP (Delivered Duty Paid...) — ДДП или «поставлено с оплатой пошлины» (в обозначенном месте назначения).

В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определенное место поставки, пункт отгрузки или назначения. При этом желательно, чтобы место поставки было указано возможно конкретнее.

Например, в импортном контракте может оказаться недостаточным указание «СИП Москва»; целесообразно указать пункт места поставки в пределах крупного города, например, название склада получателя или иного конкретного пункта, куда иностранный Продавец обязан доставить товар.

В тексте Инкотермс дано обстоятельное толкование каждого из вышеуказанных 13 базисных условий с изложением конкретных обязанностей Продавца и Покупателя по 10 следующим аспектам.

Обязанности Продавца

Обязанности Покупателя

1

Предоставление товара в соответст­вии с контрактом

Уплата цены

2

Лицензии, свидетельства и иные фор­мальности

Лицензии, свидетельства и иные формальности

3

Договоры перевозки и страхования

Договоры перевозки и страхования

4

Поставка

Принятие поставки

5

Переход рисков

Переход рисков

6

Распределение расходов

Распределение расходов

7

Извещение Покупателю

Извещение Продавцу

8

Доказательства поставки, транспорт­ные документы или эквивалентные электронные сообщения

Доказательства поставки

9

Проверка — упаковка — маркировка

Осмотр товара

.10

Другие обязанности

Другие обязанности

В качестве примера раскроем содержание двух терминов, один из которых предусматривает минимальные, а другой — максимальные обязанности Продавца.

По условию ЕХВ «с завода» обязанности Продавца в общем виде сводятся к следующему9:

Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное Покупателем, и последующую транспортировку товара, равно как и за таможенную очистку товара для экспорта.

Покупатель в свою очередь обязан:

Покупатель сам обеспечивает подачу транспортного средства, погрузку товара и перевозку его до места назначения. Ноу Покупателя могут возникнуть трудности в отношении погрузки товара на транспортные средства в стране Продавца. Тогда по взаимной договоренности сторон Продавец может взять на себя обязанность по погрузке товара в месте его отправки.

В случае если Покупатель не в состоянии выполнить таможенные формальности в стране Продавца, следует вместо условия «с завода» использовать иной базис поставки — «свободно у перевозчика».

Базисное условие поставки ДДП — «поставлено с оплатой пошлины» (в поименованном пункте) обычно применяется при поставке товара на склад Покупателя. При этом условии в обязанности Продавца входит:

Обязанности Покупателя при этом базисе поставки минимальны в сравнении с другими базисными условиями, но все же значительны и включают следующие:

Покупатель может согласиться на исключение из обязательств Продавца некоторых расходов, подлежащих оплате при импорте, в частности, налога на добавленную стоимость — НДС (англ. VAT), что должно быть четко оговорено в контракте, например, «поставляется с оплатой пошлины без оплаты НДС» (в обозначенном месте назначения).

Если же Продавец не может обеспечить таможенную очистку товара и оплату таможенных пошлин, следует вместо условия ДДП применять ДДУ — «доставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения).

Российским участникам ВТД можно порекомендовать иметь в постоянном пользовании Инкотермс-2000 на английском и русском языках. Подчеркнем еще раз, что Инкотермс содержит набор терминов, рекомендуемых для применения в целях международной унификации их толкования и использования в качестве базис-пых условий поставки в контрактах купли-продажи. Вместе с тем в разных странах продолжают действовать свои торговые обычаи и правовые нормы в отношении применения тех или иных терминов.

Стороны внешнеторговых контрактов часто договариваются о применении Инкотермс-2000 либо в полном объеме, либо с какими-то изъятиями, о чем должно быть прямо указано в контракте. В последнем случае применима, к примеру, такая формулировка: «Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, действует Инкотермс-2000». Стороны вправе использовать отдельные положения Инкотермс и без общей ссылки на него, а при необходимости модифицировать, уточнять или дополнять те или иные условия.

Например, в контракте можно оговорить момент перехода с Продавца на Покупателя права собственности на товар, учитывая, что в зарубежных странах этот вопрос решается по-разному или совсем не регламентируется законодательством.

Из перечисленных в Инкотермс базисных условий не все широко используются в международной торговле. В частности, редко применимы условия «поставлено с судна» и «поставлено с пристани». Следует подчеркнуть, что базисные условия ФАС, ФОБ, СФР и СИФ применимы только при водных перевозках, соответственно их нельзя использовать при перевозках товаров иными видами транспорта. Условие ДАФ часто применяется при железнодорожных и автомобильных перевозках, а в нашей стране — еще при использовании трубопроводного транспорта.

Базисные условия поставки, отличающиеся от Инкотермс

Российским участникам ВТД необходимо знать, что наряду с указанными в Инкотермс терминами в торговле с рядом стран применимы иные базисные условия, предусмотренные в ОУП с зарубежными странами.

Так, согласно ОУП с КНР, условие ФОБ при водных перевозках (морских и речных) трактуется иначе, чем в Инкотермс, а именно: расходы по погрузке товаров на судно несет Продавец; если иное не установлено контрактом, Продавец также несет расходы по укладке товаров в трюме и другие расходы, связанные с погрузкой товаров, и обеспечивает необходимые сепарационные материалы и вентиляционное оборудование, стоимость которых оплачивается Продавцом за счет Покупателя.

В этих же ОУП предусмотрено, что поставки товаров при железнодорожных перевозках осуществляются на условиях «франко-вагон государственная граница страны продавца», при автомобильных перевозках — «франко-борт автомобиль на складе пограничного приемо-сдаточного пункта», при воздушных перевозках — «франко-борт самолета в аэропорту страны Продавца», а при почтовых отправлениях — «франко-получатель», тогда как условия ДАФ, ЕХВ, ФСА не применяются.

В ОУП с Финляндией записано, что при железнодорожных перевозках поставки осуществляются «франко-вагон обусловленная в контракте пограничная станция», а при автомобильных перевозках «франко-автотранспортное средство место погрузки» либо «франко-автотранспортное средство место назначения».

В отечественной внешнеторговой практике вместо обычного ФОБ, содержащегося в Инкотермс, часто применяется условие «ФОБ со штивкой (укладкой в трюме)» (FOB stowed), поскольку по сложившимся обычаям в российских торговых портах основные стивидорные работы производятся силами порта за счет грузоотправителя (Продавца). Аналогично при импортных операциях российский Покупатель заинтересован, чтобы иностранный Продавец обеспечил укладку товара в трюмы судна в иностранном порту, поскольку Покупатель не имеет договорных отношений с иностранным портом.

По сравнению с Инкотермс существенно отличается применение термина ФОБ в США. Согласно Единому торговому кодексу (ЕТК) США, условие «ФОБ определенное место» может быть обозначено как «ФОБ место отгрузки» и «ФОБ место назначения», причем допустимы указания «ФОБ судно, вагон или другое средство транспорта». В нашем понимании это означает поставку на условиях франко-указанный пункт, причем не обязательно в порт, но и в любой сухопутный пункт (место) назначения.

Факторы, влияющие на выбор базиса поставки

При выборе базисных условий поставки полезно учитывать следующие факторы:

Решающее значение для выбора базиса поставки и способа транспортировки имеет характер товара, называемого в транспортной сфере грузом. Перевозчики выделяют несколько видов грузов исходя из условий их транспортировки:

Как явствует из приведенного краткого перечня, для перевозки определенных грузов используются специальные транспортные средства, в том числе танкеры, рудовозы, лесовозы, рефрижераторы, цистерны и т.д. Пищевые товары в замороженном или охлажденном состоянии, а также дозревающие в пути бананы надлежит перевозить в специальных железнодорожных мехпоездах, рефрижераторных автомашинах, морских судах — рефрижераторах, банановозах — или использовать скоростной воздушный транспорт. Для перевозки некоторых особо опасных грузов требуются специальные разрешения государственных органов стран Продавца, Покупателя и транзита.

Каждой стороне контракта важно найти наиболее выгодное для нее соотношение между двумя величинами: контрактной ценой и транспортной составляющей. Продавец стремится свести к минимуму дополнительные расходы по доставке товара в пункт назначения, по возможности возложив их на Покупателя, чтобы получить намеченную реальную экспортную выручку. Покупатель же заинтересован сократить транспортные расходы, чтобы снизить фактическую импортную стоимость и при этом избежать чрезмерных обязанностей по изысканию транспортных средств, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению многообразной документации и других операций.

В тех случаях, когда российский Продавец заинтересован минимизировать объем своих обязательств по поставке товара, выгодно ориентироваться на условия «с завода» или «франко-перевоз-чик». Последнее условие в российских условиях более предпочтительно, так как иностранному Покупателю трудно обеспечить таможенное оформление, тем более получение экспортной лицензии (если необходимо). Исходя из тех же соображений, при морских перевозках вполне реальны условия ФОБ или ФАС (последнее предпочтительно при перевозках в контейнерах). По условию ФАС согласно Инкотермс-2000 таможенная очистка возложена на Продавца.

Российский Покупатель, желающий возложить максимальный объем обязанностей на Продавца, может предусмотреть базисные условия ДДП или ДДУ, а также СИФ при водных перевозках и СИП при перевозках другими видами транспорта. Кстати, условие ДЦП неприемлемо для российского Продавца, если он не располагает необходимой информацией о реальных суммах пошлин, налогов, сборов и о процедуре таможенного оформления в стране Покупателя.

Российским участникам ВТД следует более внимательно относиться к определению базисных условий в контрактах и, в частности, избегать таких небрежностей, как указание «СИФ Москва», «СИФ Екатеринбург», если не предусмотрена транспортировка товара водным путем, либо «франко-склад получателя» со ссылкой на Инкотермс.

Полезно еще запомнить, что в трех базисных условиях — ФОБ, СФР и СИФ — одинаково предусмотрено, что Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки в установленную дату или в пределах согласованного срока, а также что риски потери или повреждения товара переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. В связи с этим надо твердо уяснить, что согласно Инкотермс при условии СИФ указанные риски не могут переходить на Покупателя в порту выгрузки.

При морских перевозках на условиях СФР или СИФ Покупатель в момент заключения сделки нередко затрудняется указать точный порт назначения. В таких случаях в импортных контрактах можно записать группу портов одного бассейна, например, черноморские порты России и/или Украины, балтийские порты России и/или стран Балтии.

По желанию Продавца или Покупателя в контракте может быть указано не одно базисное условие, а два или более альтернативных варианта.

Например, при экспорте крупных партий нефти возможно указание следующих альтернативных условий поставки: ФОБ Новороссийск и/или Туапсе и/или Вентспилс и/или Одесса и/или ДАФ Адамово Застава и/или Фенешлитке и/или Будковце. Таким образом предусматривается, что транспортировка российской нефти может осуществляться морским и трубопроводным транспортом. Первые четыре пункта — морские порты, в которых имеются терминалы для концентрации нефтетоваров, причем они расположены в двух бассейнах — Черноморском и Балтийском. В последних трех пунктах находятся нефтеперекачивающие станции магистральных трубопроводов, откуда нефть может направляться в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, Словакию и другие европейские страны.

Страхование товара в пути

Если Продавец обязан застраховать товар при транспортировке до обозначенного пункта назначения (условия СИФ и СИП), то условия страхования согласуются сторонами. Эти условия могут излагаться в специальной статье контракта, где целесообразно конкретизировать, на какую сумму Продавец обязан застраховать товар (желательно превышающую сумму контракта), в какой страховой компании (можно порекомендовать «Ингосстрах» или его зарубежные представительства и дочерние компании), от каких рисков (включая специальные), каким документом оформляется договор страхования (страховой полис, сертификат) и как этот страховой документ передается Покупателю.

В Инкотермс предусмотрено, что страхование должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующихся хорошей репутацией. При отсутствии специальных соглашений о противоположном, страхование осуществляется в соответствии с минимальным покрытием согласно Условиям Института по разработке грузовых терминов (Institute Cargo Clauses) Объединения лондонских страховщиков (London Underwriters) или любого подобного сборника договорных статей.

Авторитетный страховщик «Ингосстрах» разработал на основе вышеуказанных условий Правила транспортного страхования грузов, применяющиеся в отечественной внешнеторговой практике на протяжении десятилетий.

Согласно Инкотермс, по требованию Покупателя и за его счет Продавец обязан произвести страхование от ряда специальных рисков — военных рисков, забастовок, мятежей и других гражданских волнений, если это возможно. Для российских условий при морских перевозках в зимний период существенное значение имеет страхование (за дополнительную плату) от ледового риска, так как зимой все порты, кроме Мурманска (куда доходит теплое течение Гольфстрим), периодически замерзают.

В Инкотермс содержится еще указание о страховой сумме: страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в контракте купли-продажи цену плюс 10% (т.е. 110%) и должно быть заключено в валюте контракта.

Вполне естественно, в Инкотермс предусмотрены только обязанности Продавца по страхованию товара до определенного пункта и не упоминается об обязанностях Покупателя, ибо последний не имеет такого рода обязанностей перед Продавцом при любом базисе поставки. Однако Покупатель сам заинтересован позаботиться о страховании товара при перевозке водным, сухопутным или воздушным транспортом от места поставки товара Продавцом до конечного пункта назначения (условия ЕХВ, ФСА, ФАС, ФОБ, СФР, СПТ, ДАФ).