7.2. Практика использования стандартов эод
Как уже было сказано выше, разработка и сопровождение стандарта UN/EDIFACT осуществляется двумя организациями:
Европейской экономической комиссией ООН (UN ECE), в рамках которой была создана специальная рабочая группа — WP4, а затем — новый орган, наделенный теми же полномочиями, СЕ FACT {Centre for Facilitation of Practices and Procedures for Administration, Commerce and Transport, Центр по упрощению практики и процедур в управлении, торговле и на транспорте).
Международная организация по стандартизации (ISO), в которой функционирует специальный технический комитет № 154 (ТС 154), занимающийся документами и элементами данных (Processes, data elements and documents in commerce, industry and administration).
В настоящее время под руководством CEFACT разрабатываются справочники форматов электронных сообщений, их сегментов, элементов данных и кодов ЭДИФАКТ. Ведется работа по разработке модели международной сделки, что позволит полностью формализовать процедуры ее подготовки и проведения только на основе электронных сообщений. Разрабатываются проекты, справочники и прочие вспомогательные документы по интерактивному ЭОД — этот проект предполагает возможность обмена электронными сообщениями в рамках проведения внешнеторговой сделки между компьютерными программами, практически без участия человека.
Внедрение ЭОД в различных отраслях
При всех описанных выше достоинствах стандарт UN/EDIFACT избыточен: он содержит наиболее общие справочники международных кодов и форматов сообщений, которые искусственно расширены для удовлетворения всех возможных запросов пользователей.
В различных сферах применения созданы международные отраслевые ассоциации пользователей, которые занимаются практическим вопросами разработки и внедрения отраслевых стандартов электронного обмена данными на основе ЭДИФАКТ. Ими разрабатываются уточненные форматы электронных сообщений. При этом исходные сообщения упрощаются, уточняются списки используемых кодов и международные коды дополняются специальными значениями, характерными для каждой сферы применения (отраслевыми кодами). Отраслевые стандарты дополняются практическими сценариями применения электронных сообщений, чего нет в ЭДИФАКТ.
В качестве примера можно указать некоторые крупные международное организации пользователей UN/EDIFACT, выполняющие разработку новых сообщений и сопровождение отраслевых кодов:
в химической промышленности — CEFIC/EDI;
в розничной торговле — EAN International;
в строительстве — EDIBUILD;
в сталелитейной области — EDIFER;
в области учетных операций — EDIFJCAS;
в электронной промышленности — EDIFICE;
в производстве бумаги — EDIPAP;
в текстильной области — EDITEX;
в газетной индустрии — IFRA;
в области виноделия — EDIVIN;
в здравоохранении — EMEDI;
в области нефти и газа — European Oil and Gas ED1 Group;
в автомобилестроении — ODETTE;
в энергетике — OEDIPE;
в страховании — RINET;
для грузовых и контейнерных перевозок — SDMG;
в финансовой области — SWIFT.
Такие подходы связаны с тем, что прямое использование стандарта ЭДИФАКТ вне отраслевых объединений грозит определенны ми осложнениями. Это объясняется избыточностью форматов электронных сообщений, из которых пользователь, работающий в определенной отрасли, для конкретного применения формирует рабочий усеченный вариант — так называемое подмножество {SubSet). В области банковской автоматизации, например, такое применение международного стандарта может привести к положению, при котором для передачи одного и того же документа (например, платежного поручения) в разных банковских системах будут использованы различные усеченные варианты стандартного сообщения ЭДИФАКТ. В итоге это приведет к несовместимости автоматизированных систем, хотя формально сторонами будут использованы международные стандарты ЭОД.
Внедрение UN/EDIFACT в Европе
На европейском уровне координацией, стимулированием развития и распространения UN/EDIFACT занимается Европейский совет по стандартизации в области электронного обмена данными (EBES).
Комиссия Европейского Союза активно поддерживает внедрение стандарта UN/EDIFACT в рамках специальной программы TEDIS (Trade Data Interchange Systems). Основные стандарты UN/EDIFACT - ISO 9735 (Синтаксические правила) и ISO 7372 (Справочник элементов данных) приняты в качестве общеевропейских стандартов EN 29735 и EN 27372 и являются обязательными для использования правительственными организациями стран — членов ЕС. В рамках программы TED IS осуществляется перевод справочных материалов с английского на французский и немецкий языки, составление и модернизация европейского справочника кодов, элементов и сегментов данных, поддерживается центральная информационная база стандартов UN/EDIFACT с доступом посредством Интернет. Существует центральная информационная база стандартов UN/EDIFACT — EDICORE, созданная под эгидой Европейской экономической комиссии ООН.
В качестве примеров национальных организаций, ответственных за усовершенствование торгового процесса, можно привести FDCA/FINPRO в Финляндии, NORSK EDIPRO в Норвегии и SITPRO в Великобритании. Задачей этих национальных организаций является создание проектов и программ по усовершенствованию торговых правил, и, в частности, правил ЭОД в торговле, обес печение технического контроля и координирование деятельности всех участвующих сторон. Основной целью деятельности этих организаций является снижение себестоимости и упрощение процедур ВЭД. Более конкретный подход был предложен отраслевыми группами. Например, несколько отраслей объединились в группу, Pan European для совместного развития стандартов UN/EDIFACT. Членам этой группы может быть предоставлена специализированная документация и экспертная поддержка.
Примером полномасштабного использования UN/EDIFACT в сфере международных экономических отношений может служить таможня: в таможенных информационных системах ряда развитых стран реализован безбумажный документооборот на основе стандарта ЭДИФАКТ. К ним, в частности, относятся: Великобритания, Ирландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Швейцария, Австрия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Исландия, Бельгия, Голландия.
В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) распространяется типовой таможенный программный комплекс. ЮНКТАД была инициирована специальная Программа по повышению эффективности торговли (Special Programme for Trade Efficiency), в рамках которой было предусмотрено создание сети Центров по вопросам торговли (Trade Point Centers). Сеть Центров по вопросам торговли (ЦВТ) была призвана содействовать вовлечению в международное разделение труда и торговлю новых субъектов и, в первую очередь, малых и средних предприятий, и способствовать повышению эффективности международной торговли. Основными задачами создаваемых Центров на первом этапе было информационное обеспечение участников внешнеторговых операций, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, выполнение конкретных внешнеторговых операций, использование электронного обмена данными для оптимизации документооборота при подготовке и совершении внешнеторговых сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, и в том числе стандартов UN/EDI FACT.
Объединение ресурсов и возможностей компаний и фирм — участников проекта позволяет ЦВТ более полно реализовать функции по оказанию консультационной, информационной, операционной и прочей поддержки экспортерам/импортерам и иным клиентам. При использовании баз данных какого-либо ЦВТ даже малое предприятие, внедрившее технологии обмена данными в стандарте UN/ED1FACT, сможет установить первичный контакт с будущими партнерами и определить реальные рыночные цены.
ЭОД в авиационных перевозках
С развитием в мире гражданской авиации появилась необходимость разработки сетей связи для обслуживания авиалиний. В конце 40-х гг. XX в. была создана Международная ассоциация телекоммуникаций в авиации (Societe Internationale de Telecommunications Aero-nautiques, SITA). Сеть SITA быстро охватила весь мир, и теперь в каждом международном аэропорту находится ее узел связи, который предоставляет услуги по передаче данных (в том числе используя стандарт UN/ED1FACT), передаче телексных и факсимильных сообщений, электронной почты, услуги удаленного доступа к базам данных и т.п.
ЭОД на железнодорожном транспорте
Внедрение стандарта ЭДИФАКТ в документооборот, возникающий при осуществлении железнодорожных грузоперевозок, связано, как правило, с перевозками транзитных грузов. Сложные маршруты таких перевозок и большое число участвующих транспортных организаций и железных дорог из разных стран требуют совершенствования информационного обеспечения и четкой организации международного обмена данными.
На железных дорогах Европы ЭОД применяется все шире. Проекты HIPPS и ORFEUS решают проблемы планирования, резервирования и контроля за перевозками и электронизации документооборота. Электронный обмен данными в этих проектах осуществляется на основе использования стандартов UN/EDIFACT.
В рамках программы ТЕ DIM разрабатываются проекты:
RailCom и RailCom2 — обмен электронными сообщениями между финскими и российскими железнодорожными компаниями (Финляндия, Россия). Цель проекта — создание средств и системы для обмена железнодорожными грузовыми накладными между финскими и русскими железными дорогами. Уже проводится обмен накладными в электронном формате.
RailTrack — обмен электронными сообщениями между европейскими, финскими и российскими железнодорожными компаниями (Финляндия, Россия). Цель проекта — создание средств и системы для обмена данными (в частности, железнодорожными грузовыми накладными) между европейскими, финскими и российскими железными дорогами.
При построении системы ЭОД в рамках программы TEDIM не предусмотрено использование электронной цифровой подписи, но для передачи данных используется почта Х400, что обеспечивает высокую надежность как передачи самого сообщения и квитанции о его приеме, так и защиту и полную достоверность передаваемого сообщения.
Представители Российских железных дорог участвуют в работе временной рабочей группы «Безбумажные технологии перевозки грузов в международном сообщении» совместно с белорусскими, латвийскими, литовскими, польскими, словацкими, украинскими и эстонскими железными дорогами, действующей в рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Разработан и принят основополагающий документ — «Типовое соглашение об электронном обмене данными между национальными информационными системами железных дорог ОСЖД при грузовых перевозках», в котором декларируется необходимость использования стандарта UN/EDIFACT.
Этой же группой разрабатываются документы, позволяющие решить проблемы информационного взаимодействия в международных железнодорожных перевозках, связанные с использованием разных национальных стандартов и, соответственно, с необходимостью перехода от одних форматов сообщений к другим с сохранением всех их функциональных свойств.
ЭОД в морских перевозках
Растет число судоходных компаний, которые создают инфраструктуру глобальных вычислительных сетей для организации связи между своими контрагентами и прочими транспортными фирмами. При этом ЭОД является только одним из инструментов установления и поддержания подобных связей. Технологии электронной почты, интерактивные диалоги и видеоконференции, все богатство возможностей сети Интернет также являются инструментами ведения бизнеса, и ЭОД применяется только там, где это целесообразно. В качестве примера можно назвать проект EDISHIP в Англии, в рамках которого несколько судоходных фирм организовали обмен сообщениями с одним грузоотправителем.
В ряде крупнейших средиземноморских портов (Марсель, Генуя, Барселона, Алжир и др.) успешно внедрен и в настоящее время активно развивается проект информатизации портов MEDITEL. Главной целью проекта MEDITEL является интернационализация обмена информацией, касающейся движения судов в портах Средиземноморья. Одним из средств достижения этой цели явилось создание автоматизированных систем управления во всех средиземноморских портах, что позволило повысить производительность портов, их пропускную способность, а также качественно улучшить технологию обработки грузов и работу всех портовых служб. Другим средством является установление сети ЭОД по судам и грузам в стандарте UN/EDIFACT, охватывающей максимально большое число портов.
Проект BOPCom (Германия) ориентирован на повышение эффективности перевозок в бассейне Балтийского моря и ускорение стратегической интеграции балтийских портов с Европейской транспортной сетью посредством предоставления телематических услуг в рамках Балтийской коммуникационной системы, перекрывающей все аспекты, относящиеся к логистике.
Проект охватывал несколько областей на уровне местных портов и на уровне бассейна Балтийского моря. Эти области — контроль за опасными грузами, контроль за движением судов, размещением судов на стоянках в портах, заказы на фрахт, центры разгрузки и хранение в портах, архитектура телематических служб и пользовательские интерфейсы, относящиеся к перечисленным выше областям.
Распространение UN/EDIFACT в России
В России распространение стандарта ЭДИФАКТ было начато в 1993 г. Был образован Российский межведомственный координационный совет по внедрению систем электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ/ООН) при Межведомственной комиссии по делам ЕЭК ООН. Однако из-за недостаточного внимания отечественных специалистов в области автоматизации коммерческой деятельности к соблюдению норм международных стандартов практическое внедрение UN/EDIFACT в деятельность предприятий (организаций) России было затруднено. Разработчики конверторов не могли знать обо всех многочисленных формах отраслевых документов, порядке их заполнения, а от раслевые специалисты, в свою очередь, не знали особенностей стандарта UN/EDIFACT.
Отсутствие опыта использования этой технологии применительно к отечественному документообороту и отсутствие единых унифицированных форм документов, недостаточное распространение знаний об ЭОД и стандарте ЭДИФАКТ имело следствием отсутствие достаточной коммерческой заинтересованности потенциальных российских пользователей и почти полное отсутствие в России организаций — пользователей ЭОД и ЭДИФАКТ в прикладных областях.
Сегодня внедрение в практику ВЭД международных стандартов электронного обмена данными приостановлено, активность России выражается в участии представителей МИД и Министерства экономического развития и торговли РФ в работе ежегодных заседаний центра CEFACT в Женеве.
Работу над стандартами ЭОД и внедрением в России стандарта ЭДИФАКТ вели также «ИнформВЭС», ТПП России, Центр информационных технологий Минобороны и Ассоциация пользователей передачи электронной информации (АПЭПИ).
На базе Ассоциации был создан национальный логистический центр (Центр ED1/ED1FACT), пользователями которого призваны были стать предприятия морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта и другие участники ВЭД. Созданная в Центре информационная среда, унифицированная на основе подмножества стандартных электронных сообщений UNSM, позволяет пользователям получать информационно-логистические и другие услуги: EDI/ EDIFACT, X.25, Х.400, шлюзы с телекоммуникационными и телематическими системами видов транспорта, шлюзы с Интернет и др. Ассоциация предлагает комплексный подход к решению проблем внедрения ЭОД, одновременно решая три задачи:
• обеспечение надежной недорогой связи между партнерами, создание информационно-вычислительных сетей;
создание системы электронного обмена информацией (ЭОД);
разработка и внедрение стандартных форм документов (UNSM), соответствующих требованиям стандарта UN/EDIFACT, и программных средств для конвертирования коммерческих, транспортных и прочих внешнеторговых документов в стандартные электронные сообщения.
В январе 1995 г. Россия присоединилась к программе ЮНКТАД по развитию Центров по вопросам торговли, и в качестве первого практического шага по ее реализации объединения «ИнформВЭС» был создан пилотный (демонстрационный) ЦВТ — «Российский информационный центр по вопросам внешней I торговли (РЦВТ)» в г. Москве, и одновременно пилотный региональный центр в г. Санкт-Петербурге. В проекте приняли участие объединения МВЭС России: Машинэкспорт, Новоэкспорт, Сельхозпромэкспорт, Росвнешторг. В лице своих уполномоченных организаций в проекте принимали участие ГТК России, Федеральный фонд поддержки предпринимательства, Минтранс России, ЦБ РФ, Торгово-промышленная палата РФ и другие организации и фонды поддержки внешнеэкономической политики, малого и среднего бизнеса и т.п.
В соответствии с принципами и рекомендациями ЮНКТАД за основу была принята открытая информационная система с принципом обмена распределенной структурированной информацией в форматах, используемых Всемирной сетью ЦВТ (прежде всего — в формате UN/EDIFACT). Соответственно, аппаратно-программная реализация Центра в качестве обязательного элемента должна предусматривать наличие ЭДИФАКТ-сервера, хранящего всю информацию по стандарту UN/EDIFACT и обеспечивающего средства для обмена ЭДИФАКТ-сообщениями между ЦВТ, рассредоточенными по всему миру.
Таким образом, следование заранее установленным UNCTAD стандартам и форматам передачи данных (в первую очередь, использование UN/EDIFACT), раздельное хранение и обработка информации в распределенных базах данных, обеспечение пользователей (как российских, так и зарубежных) заранее согласованными протоколами доступа в удаленные системы, возможность обмена с другими информационными сетями позволяли в значительной степени удешевить и сделать более доступными услуги ЦВТ для всех участников ВЭД, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
К сожалению, в настоящее время актуальность информации по стандарту ЭДИФАКТ, предлагаемой объединением «ИнформВЭС», датируется 1999 г., а на сайте РЦВТ практически не предлагается никаких услуг для участников ВЭД и крайне скудны информационные ресурсы.
В 2006 г. вновь начали появляться осторожные прогнозы повышения спроса на услуги EDI в России — как со стороны подразделений международных корпораций, так и российских предприятий. В связи с этим организация ECR-Rus в мае 2006 г. объявила о возобновлении процедуры сертификации местных (российских) провайдеров услуг EDI.
Организация ECR-Rus была создана в 2003 г. и является российским отделением международного некоммерческого партнерства «Эффективный оклик на запросы потребителей» {Efficient Consumer Response, ЕСR), объединяющего производителей товаров и владельцев розничных торговых сетей в целях оптимизации цепи поставок от производителя до потребителя. ECR-Rus реализует в России целый ряд проектов по оптимизации состава товаров на полках (Optimal Shelf Availability, OSA); (Electronic Data Interchange, EDI), сокращению потерь, разработке стандартов упаковки и кодирования и др. В выполнении этих задач ключевая роль отводится использованию EDI-технологий на основе международных стандартов.
В настоящее время членами ECR-Rus являются 26 российских и международных торговых и производственных компаний, и этот состав постоянно расширяется. Учитывая сложности, связанные с реализацией проектов по внедрению ЭОД, в 2004 г. ECR-Rus начала процесс под названием RFR (Requestfor Proposal), целью которого было развитие рынка услуг EDI в России. Реализацией этого проекта занимается комитет по технологическому обеспечению (Enabling Technology Committee), который определил следующие основные задачи:
публикация единого стандарта EDI. Это было сделано для электронных общений «Заказ» и «Счет» на базе международного стандарта EANCOM 20092 (EDIFACT D.01B);
приглашение российских и зарубежных компаний (сервис-провайдеров) к ведению бизнеса в России. Со своей стороны ECR-Rus информировала их о наличии потенциальных пользователей в России;
проверка силами комитета соответствия этих компаний формальным требованиям ECR и рекомендации членам ECR-Rus работать именно с этими поставщиками услуг обмена данными.
Учитывая повышение в последнее время интереса со стороны целого ряда копаний к деятельности в области EDI-услуг в России, комитет по технологическому обеспечению ECR-Rus в 2006 г. принял решение возобновить процесс RFR, сделав его постоянным, и утвердил новые требования к сервис-провайдерам. Было также решено не использовать более термин RFR, назвав этот процесс «сертификацией».
Правовое регулирование вопросов ЭОД в России
Основополагающими нормативными актами в области правового обеспечения ЭОД являются ГК РФ и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи».
Регулирование вопросов, связанных с функционированием систем ЭОД, можно осуществлять в виде договоров (соглашений на информационное обслуживание) с участниками информационного обмена. Такие соглашения должны предусматривать:
точное определение электронного документа (ЭД);
возможность соответствия ЭД его «бумажному» аналогу, определение равной ответственности лиц, подающих электронные и бумажные документы;
определение элементов юридических доказательств о факте подачи (приема) электронного документа;
определение возможности подачи таможенных документов в виде электронных сообщений;
процедуру разрешения конфликтов;
общий порядок использования ЭД.
Нормы ГК РФ и других правовых актов позволяют заключать подобные соглашения. К основным недостаткам подобного подхода можно отнести то, что такой договор должен быть заключен в «бумажной» форме, а также то, что он будет распространяться лишь на подписавшие его стороны.
Важными вопросами являются момент наступления ответственности в случае невыполнения принятых обязательств, место решения споров и используемый язык. Поэтому при составлении документов, регулирующих сферу ЭОД, участнику ВЭД необходимо определить зоны ответственности и момент наступления невыполнения обязательств. В договоре целесообразно предусмотреть решение споров по российскому законодательству.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы