logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

7.2. Практика использования стандартов эод

Как уже было сказано выше, разработка и сопровождение стандар­та UN/EDIFACT осуществляется двумя организациями:

  1. Европейской экономической комиссией ООН (UN ECE), в рамках которой была создана специальная рабочая группа — WP4, а затем — новый орган, наделенный теми же полномочиями, СЕ FACT {Centre for Facilitation of Practices and Procedures for Administration, Commerce and Transport, Центр по упрощению прак­тики и процедур в управлении, торговле и на транспорте).

  2. Международная организация по стандартизации (ISO), в ко­торой функционирует специальный технический комитет № 154 (ТС 154), занимающийся документами и элементами данных (Processes, data elements and documents in commerce, industry and administration).

В настоящее время под руководством CEFACT разрабатыва­ются справочники форматов электронных сообщений, их сегмен­тов, элементов данных и кодов ЭДИФАКТ. Ведется работа по раз­работке модели международной сделки, что позволит полностью формализовать процедуры ее подготовки и проведения только на основе электронных сообщений. Разрабатываются проекты, справочники и прочие вспомогательные документы по интерак­тивному ЭОД — этот проект предполагает возможность обмена электронными сообщениями в рамках проведения внешнеторго­вой сделки между компьютерными программами, практически без участия человека.

Внедрение ЭОД в различных отраслях

При всех описанных выше достоинствах стандарт UN/EDIFACT из­быточен: он содержит наиболее общие справочники международных кодов и форматов сообщений, которые искусственно расширены для удовлетворения всех возможных запросов пользователей.

В различных сферах применения созданы международные отраслевые ассоциации пользователей, которые занимаются практиче­ским вопросами разработки и внедрения отраслевых стандартов электронного обмена данными на основе ЭДИФАКТ. Ими разрабатываются уточненные форматы электронных сообщений. При этом исходные сообщения упрощаются, уточняются списки используемых кодов и международные коды дополняются специаль­ными значениями, характерными для каждой сферы применения (отраслевыми кодами). Отраслевые стандарты дополняются практическими сценариями применения электронных сообщений, чего нет в ЭДИФАКТ.

В качестве примера можно указать некоторые крупные между­народное организации пользователей UN/EDIFACT, выполняющие разработку новых сообщений и сопровождение отраслевых кодов:

Такие подходы связаны с тем, что прямое использование стан­дарта ЭДИФАКТ вне отраслевых объединений грозит определенны ми осложнениями. Это объясняется избыточностью форматов элек­тронных сообщений, из которых пользователь, работающий в опре­деленной отрасли, для конкретного применения формирует рабочий усеченный вариант — так называемое подмножество {SubSet). В области банковской автоматизации, например, такое применение международного стандарта может привести к положе­нию, при котором для передачи одного и того же документа (напри­мер, платежного поручения) в разных банковских системах будут использованы различные усеченные варианты стандартного сооб­щения ЭДИФАКТ. В итоге это приведет к несовместимости автома­тизированных систем, хотя формально сторонами будут использова­ны международные стандарты ЭОД.

Внедрение UN/EDIFACT в Европе

На европейском уровне координацией, стимулированием развития и распространения UN/EDIFACT занимается Европейский совет по стандартизации в области электронного обмена данными (EBES).

Комиссия Европейского Союза активно поддерживает внедре­ние стандарта UN/EDIFACT в рамках специальной программы TEDIS (Trade Data Interchange Systems). Основные стандарты UN/EDIFACT - ISO 9735 (Синтаксические правила) и ISO 7372 (Справочник элементов данных) приняты в качестве общеевро­пейских стандартов EN 29735 и EN 27372 и являются обязательны­ми для использования правительственными организациями стран — членов ЕС. В рамках программы TED IS осуществляется перевод справочных материалов с английского на французский и немецкий языки, составление и модернизация европейского спра­вочника кодов, элементов и сегментов данных, поддерживается центральная информационная база стандартов UN/EDIFACT с доступом посредством Интернет. Существует центральная инфор­мационная база стандартов UN/EDIFACT — EDICORE, созданная под эгидой Европейской экономической комиссии ООН.

В качестве примеров национальных организаций, ответствен­ных за усовершенствование торгового процесса, можно привести FDCA/FINPRO в Финляндии, NORSK EDIPRO в Норвегии и SITPRO в Великобритании. Задачей этих национальных организа­ций является создание проектов и программ по усовершенствова­нию торговых правил, и, в частности, правил ЭОД в торговле, обес печение технического контроля и координирование деятельности всех участвующих сторон. Основной целью деятельности этих ор­ганизаций является снижение себестоимости и упрощение про­цедур ВЭД. Более конкретный подход был предложен отраслевыми группами. Например, несколько отраслей объединились в группу, Pan European для совместного развития стандартов UN/EDIFACT. Членам этой группы может быть предоставлена специализирован­ная документация и экспертная поддержка.

Примером полномасштабного использования UN/EDIFACT в сфере международных экономических отношений может служить таможня: в таможенных информационных системах ряда развитых стран реализован безбумажный документооборот на основе стан­дарта ЭДИФАКТ. К ним, в частности, относятся: Великобритания, Ирландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Швейца­рия, Австрия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ислан­дия, Бельгия, Голландия.

В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) распространяется типовой таможенный программный комплекс. ЮНКТАД была инициирована специальная Программа по повы­шению эффективности торговли (Special Programme for Trade Efficiency), в рамках которой было предусмотрено создание сети Центров по вопросам торговли (Trade Point Centers). Сеть Центров по вопросам торговли (ЦВТ) была призвана содействовать вовлече­нию в международное разделение труда и торговлю новых субъек­тов и, в первую очередь, малых и средних предприятий, и способст­вовать повышению эффективности международной торговли. Ос­новными задачами создаваемых Центров на первом этапе было информационное обеспечение участников внешнеторговых опера­ций, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, выполнение конкретных внешнеторговых опе­раций, использование электронного обмена данными для оптими­зации документооборота при подготовке и совершении внешне­торговых сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, и в том числе стандар­тов UN/EDI FACT.

Объединение ресурсов и возможностей компаний и фирм — участников проекта позволяет ЦВТ более полно реализовать функ­ции по оказанию консультационной, информационной, операци­онной и прочей поддержки экспортерам/импортерам и иным кли­ентам. При использовании баз данных какого-либо ЦВТ даже малое предприятие, внедрившее технологии обмена данными в стандарте UN/ED1FACT, сможет установить первичный контакт с будущими партнерами и определить реальные рыночные цены.

ЭОД в авиационных перевозках

С развитием в мире гражданской авиации появилась необходи­мость разработки сетей связи для обслуживания авиалиний. В кон­це 40-х гг. XX в. была создана Международная ассоциация телеком­муникаций в авиации (Societe Internationale de Telecommunications Aero-nautiques, SITA). Сеть SITA быстро охватила весь мир, и теперь в каждом международном аэропорту находится ее узел связи, который предо­ставляет услуги по передаче данных (в том числе используя стандарт UN/ED1FACT), передаче телексных и факсимильных сообщений, электронной почты, услуги удаленного доступа к базам данных и т.п.

ЭОД на железнодорожном транспорте

Внедрение стандарта ЭДИФАКТ в документооборот, возникаю­щий при осуществлении железнодорожных грузоперевозок, связа­но, как правило, с перевозками транзитных грузов. Сложные маршруты таких перевозок и большое число участвующих транс­портных организаций и железных дорог из разных стран требуют совершенствования информационного обеспечения и четкой орга­низации международного обмена данными.

На железных дорогах Европы ЭОД применяется все шире. Проекты HIPPS и ORFEUS решают проблемы планирования, ре­зервирования и контроля за перевозками и электронизации доку­ментооборота. Электронный обмен данными в этих проектах осу­ществляется на основе использования стандартов UN/EDIFACT.

В рамках программы ТЕ DIM разрабатываются проекты:

При построении системы ЭОД в рамках программы TEDIM не предусмотрено использование электронной цифровой подписи, но для передачи данных используется почта Х400, что обеспечивает высокую надежность как передачи самого сообщения и квитанции о его приеме, так и защиту и полную достоверность передаваемого сообщения.

Представители Российских железных дорог участвуют в работе временной рабочей группы «Безбумажные технологии перевозки грузов в международном сообщении» совместно с белорусскими, латвийскими, литовскими, польскими, словацкими, украинскими и эстонскими железными дорогами, действующей в рамках Орга­низации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Разработан и принят основополагающий документ — «Типовое соглашение об электронном обмене данными между национальными информа­ционными системами железных дорог ОСЖД при грузовых пере­возках», в котором декларируется необходимость использования стандарта UN/EDIFACT.

Этой же группой разрабатываются документы, позволяющие решить проблемы информационного взаимодействия в междуна­родных железнодорожных перевозках, связанные с использовани­ем разных национальных стандартов и, соответственно, с необхо­димостью перехода от одних форматов сообщений к другим с со­хранением всех их функциональных свойств.

ЭОД в морских перевозках

Растет число судоходных компаний, которые создают инфраструк­туру глобальных вычислительных сетей для организации связи меж­ду своими контрагентами и прочими транспортными фирмами. При этом ЭОД является только одним из инструментов установления и поддержания подобных связей. Технологии электронной почты, ин­терактивные диалоги и видеоконференции, все богатство возможно­стей сети Интернет также являются инструментами ведения бизне­са, и ЭОД применяется только там, где это целесообразно. В качест­ве примера можно назвать проект EDISHIP в Англии, в рамках которого несколько судоходных фирм организовали обмен сообще­ниями с одним грузоотправителем.

В ряде крупнейших средиземноморских портов (Марсель, Ге­нуя, Барселона, Алжир и др.) успешно внедрен и в настоящее время активно развивается проект информатизации портов MEDITEL. Главной целью проекта MEDITEL является интернационализация обмена информацией, касающейся движения судов в портах Среди­земноморья. Одним из средств достижения этой цели явилось созда­ние автоматизированных систем управления во всех средиземно­морских портах, что позволило повысить производительность пор­тов, их пропускную способность, а также качественно улучшить технологию обработки грузов и работу всех портовых служб. Другим средством является установление сети ЭОД по судам и грузам в стандарте UN/EDIFACT, охватывающей максимально большое число портов.

Проект BOPCom (Германия) ориентирован на повышение эф­фективности перевозок в бассейне Балтийского моря и ускорение стратегической интеграции балтийских портов с Европейской транспортной сетью посредством предоставления телематических услуг в рамках Балтийской коммуникационной системы, перекры­вающей все аспекты, относящиеся к логистике.

Проект охватывал несколько областей на уровне местных пор­тов и на уровне бассейна Балтийского моря. Эти области — кон­троль за опасными грузами, контроль за движением судов, разме­щением судов на стоянках в портах, заказы на фрахт, центры раз­грузки и хранение в портах, архитектура телематических служб и пользовательские интерфейсы, относящиеся к перечисленным выше областям.

Распространение UN/EDIFACT в России

В России распространение стандарта ЭДИФАКТ было начато в 1993 г. Был образован Российский межведомственный координаци­онный совет по внедрению систем электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ/ООН) при Меж­ведомственной комиссии по делам ЕЭК ООН. Однако из-за недо­статочного внимания отечественных специалистов в области авто­матизации коммерческой деятельности к соблюдению норм между­народных стандартов практическое внедрение UN/EDIFACT в деятельность предприятий (организаций) России было затруднено. Разработчики конверторов не могли знать обо всех многочислен­ных формах отраслевых документов, порядке их заполнения, а от раслевые специалисты, в свою очередь, не знали особенностей стандарта UN/EDIFACT.

Отсутствие опыта использования этой технологии примени­тельно к отечественному документообороту и отсутствие единых унифицированных форм документов, недостаточное распростра­нение знаний об ЭОД и стандарте ЭДИФАКТ имело следствием отсутствие достаточной коммерческой заинтересованности потен­циальных российских пользователей и почти полное отсутствие в России организаций — пользователей ЭОД и ЭДИФАКТ в при­кладных областях.

Сегодня внедрение в практику ВЭД международных стандартов электронного обмена данными приостановлено, активность Рос­сии выражается в участии представителей МИД и Министерства экономического развития и торговли РФ в работе ежегодных засе­даний центра CEFACT в Женеве.

Работу над стандартами ЭОД и внедрением в России стандарта ЭДИФАКТ вели также «ИнформВЭС», ТПП России, Центр ин­формационных технологий Минобороны и Ассоциация пользова­телей передачи электронной информации (АПЭПИ).

На базе Ассоциации был создан национальный логистический центр (Центр ED1/ED1FACT), пользователями которого призваны были стать предприятия морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта и другие участники ВЭД. Созданная в Центре информационная среда, унифицированная на основе под­множества стандартных электронных сообщений UNSM, позволя­ет пользователям получать информационно-логистические и дру­гие услуги: EDI/ EDIFACT, X.25, Х.400, шлюзы с телекоммуника­ционными и телематическими системами видов транспорта, шлюзы с Интернет и др. Ассоциация предлагает комплексный под­ход к решению проблем внедрения ЭОД, одновременно решая три задачи:

• обеспечение надежной недорогой связи между партнерами, создание информационно-вычислительных сетей;

В январе 1995 г. Россия присоединилась к программе ЮНКТАД по развитию Центров по вопросам торговли, и в качест­ве первого практического шага по ее реализации объединения «ИнформВЭС» был создан пилотный (демонстрационный) ЦВТ — «Российский информационный центр по вопросам внешней I торговли (РЦВТ)» в г. Москве, и одновременно пилотный регио­нальный центр в г. Санкт-Петербурге. В проекте приняли участие объединения МВЭС России: Машинэкспорт, Новоэкспорт, Сельхозпромэкспорт, Росвнешторг. В лице своих уполномоченных ор­ганизаций в проекте принимали участие ГТК России, Федераль­ный фонд поддержки предпринимательства, Минтранс России, ЦБ РФ, Торгово-промышленная палата РФ и другие организации и фонды поддержки внешнеэкономической политики, малого и среднего бизнеса и т.п.

В соответствии с принципами и рекомендациями ЮНКТАД за основу была принята открытая информационная система с прин­ципом обмена распределенной структурированной информацией в форматах, используемых Всемирной сетью ЦВТ (прежде всего — в формате UN/EDIFACT). Соответственно, аппаратно-програм­мная реализация Центра в качестве обязательного элемента долж­на предусматривать наличие ЭДИФАКТ-сервера, хранящего всю информацию по стандарту UN/EDIFACT и обеспечивающего средства для обмена ЭДИФАКТ-сообщениями между ЦВТ, рас­средоточенными по всему миру.

Таким образом, следование заранее установленным UNCTAD стандартам и форматам передачи данных (в первую очередь, ис­пользование UN/EDIFACT), раздельное хранение и обработка ин­формации в распределенных базах данных, обеспечение пользова­телей (как российских, так и зарубежных) заранее согласованными протоколами доступа в удаленные системы, возможность обмена с другими информационными сетями позволяли в значительной степени удешевить и сделать более доступными услуги ЦВТ для всех участников ВЭД, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.

К сожалению, в настоящее время актуальность информации по стандарту ЭДИФАКТ, предлагаемой объединением «Информ­ВЭС», датируется 1999 г., а на сайте РЦВТ практически не предла­гается никаких услуг для участников ВЭД и крайне скудны инфор­мационные ресурсы.

В 2006 г. вновь начали появляться осторожные прогнозы повы­шения спроса на услуги EDI в России — как со стороны подразде­лений международных корпораций, так и российских предпри­ятий. В связи с этим организация ECR-Rus в мае 2006 г. объявила о возобновлении процедуры сертификации местных (российских) провайдеров услуг EDI.

Организация ECR-Rus была создана в 2003 г. и является российским отделением международного некоммерческого партнерства «Эффек­тивный оклик на запросы потребителей» {Efficient Consumer Response, ЕСR), объединяющего производителей товаров и владельцев рознич­ных торговых сетей в целях оптимизации цепи поставок от произво­дителя до потребителя. ECR-Rus реализует в России целый ряд проек­тов по оптимизации состава товаров на полках (Optimal Shelf Availability, OSA); (Electronic Data Interchange, EDI), сокращению по­терь, разработке стандартов упаковки и кодирования и др. В выполне­нии этих задач ключевая роль отводится использованию EDI-технологий на основе международных стандартов.

В настоящее время членами ECR-Rus являются 26 российских и международных торговых и производственных компаний, и этот состав постоянно расширяется. Учитывая сложности, связанные с реализацией проектов по внедрению ЭОД, в 2004 г. ECR-Rus нача­ла процесс под названием RFR (Requestfor Proposal), целью которо­го было развитие рынка услуг EDI в России. Реализацией этого проекта занимается комитет по технологическому обеспечению (Enabling Technology Committee), который определил следующие ос­новные задачи:

Учитывая повышение в последнее время интереса со стороны целого ряда копаний к деятельности в области EDI-услуг в России, комитет по технологическому обеспечению ECR-Rus в 2006 г. принял решение возобновить процесс RFR, сделав его постоянным, и утвердил новые требования к сервис-провайдерам. Было также ре­шено не использовать более термин RFR, назвав этот процесс «сер­тификацией».

Правовое регулирование вопросов ЭОД в России

Основополагающими нормативными актами в области правового обеспечения ЭОД являются ГК РФ и Федеральный закон «Об элек­тронной цифровой подписи».

Регулирование вопросов, связанных с функционированием систем ЭОД, можно осуществлять в виде договоров (соглашений на информационное обслуживание) с участниками информацион­ного обмена. Такие соглашения должны предусматривать:

Нормы ГК РФ и других правовых актов позволяют заключать подобные соглашения. К основным недостаткам подобного подхо­да можно отнести то, что такой договор должен быть заключен в «бумажной» форме, а также то, что он будет распространяться лишь на подписавшие его стороны.

Важными вопросами являются момент наступления ответст­венности в случае невыполнения принятых обязательств, место ре­шения споров и используемый язык. Поэтому при составлении до­кументов, регулирующих сферу ЭОД, участнику ВЭД необходимо определить зоны ответственности и момент наступления невыпол­нения обязательств. В договоре целесообразно предусмотреть ре­шение споров по российскому законодательству.