logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования

Международная ассоциация товарной нумерации (European Article Numbering Association, EAN International) начиная с 1987 г. активно разрабатывает для своих членов руководство по внедрению сообщений UN/EDIFACT, которое получило наименование EANCOM. Учитывая международную практику, стандарт EANCOM может считаться базой для отработки проектов государ­ственных стандартов в области электронного обмена данными и внедрения UN/EDIFACT, поскольку изначально учитывает практические вопросы применения ЭОД в различных отраслях. Первоначально сообщения, представляющие интерес для EAN In­ternational, были ориентированы исключительно на применение в торговле (заказы товаров, выставление счетов и т.д.). Однако проя­вившийся интерес к сообщениям из других сфер применения сти­мулировал развитие стандарта EANCOM как подмножества между­народного стандарта UN/EDIFACT, причем были поставлены две основные цели:

EANCOM — это детальное руководство по применению стандарт­ных сообщений UN/EDIFACT. Многие сообщения UN/EDIFACT от­личаются излишней сложностью, поэтому пользователи могут оши­баться в толковании заложенных разработчиками принципах и по­рядке использования этих сообщений.

EANCOM представляет собой компактное подмножество объ­емного перечня сообщений UN/EDIFACT. Он обеспечивает чет­кое толкование и подробное разъяснение порядка использования сообщений, что позволяет коммерческим партнерам обмениваться электронными документами в простой, короткой и ясной форме.

В сообщениях EANCOM каждый продукт (товар), к какой бы группе он ни принадлежал, имеет свой уникальный стандартный номер EAN. В то же время каждая сторона, участвующая в транзак­ции, идентифицирована уникальным номером EAN (Location Number). Применение стандартов EAN в электронном обмене дан­ными дает следующие преимущества:

• использование стандартных номеров EAN. Идентификаци­онные номера EAN являются и уникальными, и международными одновременно. Их применение позволяет торговым партнерам не пользоваться сложными таблицами перекодировки. Так, вместо использования собственных «внутренних» кодов товаров все ис­пользуют один и тот же международный код;

Со времени первого выпуска EANCOM в июле 1990 г., когда были опубликованы 7 сообщений, EANCOM значительно вырос до настоящего уровня, при котором в его состав входят 42 сообще­ния для торговли, транспортного сектора, финансов (система рас­четов в звене «Клиент—Банк»). В стадии обсуждения в настоящее время находится расширение EANCOM для применения в тамо­женной сфере.

Важно отметить тот факт, что все версии EANCOM полностью соответствуют требованиям стандарта UN/EDIFACT.

Системы штрихового кодирования и внедрение ЗОД

Эффективному внедрению и развитию ЭОД способствует разрабо­танный EAN International международный стандарт идентифика ции продуктов, услуг и местоположений, позволяющий различным отраслям производства обмениваться информацией таким обра­зом, что все участники обмена данными воспринимают данную ин­формацию однозначно, не допуская двусмысленности в ее толко­вании.

В стандартной системе нумерации EAN изделия идентифициру­ются уникальным и незначимым номером. Уникальность позволяет торговым партнерам по всей цепи реализации продукции ссылаться на один и тот же идентификационный номер и осуществлять обмен данными наиболее быстрым, точным и дешевым путем. Под незна­чимостью номера подразумевается, что информация, относящаяся к товару, услуге или местоположению, содержится и поддерживается в базе данных, а не включается собственно в номер.

В основе системы EAN лежит концепция стандартной нумера­ции, она же является ключом ко всем другим стандартам EAN. В системе товарной нумерации EAN номера могут отражаться сим­волом в виде штрихового кода, который позволяет автоматически фиксировать и обрабатывать информацию. Первые идеи разработ­ки универсальной системы, регламентирующей идентификацию товаров путем использования специальных номеров, появились в конце 1960-х гг. Но впервые идея товарной нумерации была вопло­щена на практике в США в виде системы, которая получила назва­ние U PC (Uniform Product Code) — Единый товарный код.

Европейская ассоциация товарной нумерации EAN, созданная в 1977 г., используя в качестве основы американский стандарт UPC, разработала новый европейский стандарт — систему EAN. Внешнее отличие штриховых кодов этих систем состоит в том, что в номерах EAN — 13 цифр, а в UPC — 12. С вступлением в Евро­пейскую ассоциацию EAN неевропейских государств система по­лучила международный статус и название ассоциации было изме­нено на Международную ассоциацию EAN (EAN International), а с 2004 г. — на GS1. Сейчас организация GS1 — это добровольная не­коммерческая неправительственная международная ассоциация, состоящая из национальных организаций, представляющих систе­му GS1 в более чем 100 странах, система стандартов GS1 является самой широко используемой в мире. (Около миллиона компаний в 133 странах мира используют стандарты GS1 в повседневной практике.)

Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/GS1 Russia является полноправным членом Международной ассоциации GS1 и представляет интересы предприятий и организаций России и других стран.

Практически любое предприятие, не только российское, неза­висимо от размеров и форм собственности, производящее или реа­лизующее под своей торговой маркой продукцию, может стать чле­ном Ассоциации и использовать все преимущества международной системы GS1 либо получить коды UPC для экспорта товаров в США и Канаду. ЮНИСКАН ведет банк данных российской про­дукции, имеющей штриховой код. По международной классифи­каций, существующей в рамках GS1, выдаваемые в России коды EANH3 имеют префиксы (первые несколько цифр) 460—469. Тем самым, все номера товаров, начинающихся с этих цифр, выданы и зарегистрированы в соответствии с международными правилами в Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН/GSl Russia. Предварительно зарегистрировавшись в этой ассоциации, производитель может получить штрих-коды на все выпускаемые им товары.

Наиболее общие структуры товарной нумерации EAN/UPS из­вестны как EAN-13, EAN-8, DUN-14, EAN/UCC-128. Примене­ние каждой из них обусловлено конкретными задачами, которые хотел бы решить пользователь, и исходя из этого каждой из них со­ответствует свой штриховой код.

EAN-13 является стандартным номером и используется для всех видов товаров; EAN-8 используется только для тех товаров, на которые технически невозможно нанести EAN-13 из-за малого размера; DUN-14 и EAN/UCC-128 применяются для кодирования транспортных упаковок.

Структура стандартного номера EAN-13:

46 — первые две цифры, как уже говорилось выше, являются номером банка данных, выдавшего данный номер товара;

46 01234 — следующие пять цифр присваиваются Ассоциацией ЮНИСКАН предприятию, которое реализует товар под своей тор­говой маркой или производит его;

46 0123456789 — последующие пять цифр присваиваются непо­средственно самим предприятием товару с учетом его потребитель­ских свойств, размеров, оформления, упаковки, цвета и т.д.

46 01234567893 — последняя цифра является контрольной и ис­пользуется для проверки правильности считывания кодов специ­альным сканирующим устройством.

В изменение этой традиционной структуры в 1998 г. на между­народной встрече в Сан-Паоло (Бразилия) правлением EAN International было принято решение о переходе на структуру «9/3» — повсеместное обязательное использование 9-значных меж­дународных номеров (префиксов) предприятий (протокол EAN/MB/21-98 от 25 мая 1998 г.).

Каждому виду товара присваивается отдельный уникальный номер EAN. Отдельный уникальный номер необходим прежде все­го для:

Применение штриховых кодов позволяет значительно улуч­шить и оптимизировать производственные процессы:

• транспортным службам — получение товаров, отбор и отгрузку;

Воспользовавшись специальной программой-запросом о при­надлежности штрих-кода, можно отправить код товара по элек­тронной почте в общероссийскую базу данных предприятий — пользователей товарными штрих-кодами и получить ответ о самом предприятии и продукции, на которую нанесен штрих-код.

Нижняя зона этикетки EAN предназначена для отображения информации в виде штриховых кодов с использованием символи­ки UCC/EAN-128. Надо отметить, что стандарт UCC/EAN-128 по­зволяет объединить в одном штриховом коде несколько сообще­ний. Например, номер товара в системе EAN и информация, ка­сающаяся сроков хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает процесс ввода данных при по­мощи сканирующих устройств.

Использование кода UCC/EAN-128 позволяет не только одно­значно идентифицировать грузовые поддоны, но и обеспечить эф­фективное управление и контроль за товаропотоком с использова­нием систем электронного обмена данными (ЭОД) на основе стан­дарта EANCOM.

Средняя часть этикетки отведена для нанесения данных в обычной форме с использованием цифр и букв и предназначена для ручного ввода информации. Здесь помещаются, например, данные о номере партии, дате упаковки, сроках хранения товара, а также его размеры и вес.

Верхняя часть этикетки предназначена для информации сво­бодного формата. Она используется грузоотправителем для разме­щения логотипа или любой другой графической или текстовой ин­формации. В соответствии со стандартом номинальный размер этикетки соответствует формату А5 ISO (148 мм х 210 мм). В ряде случаев может быть использован стандарт А7.

Усилиями организации GS1, законодателя стандартов в области товарной нумерации и обмена данными, разрабатывается Глобаль­ная сеть синхронизации данных (GDSN), представляющая собой глобальный проект, призванный предоставить торговым партнерам базирующуюся на Интернете быстродействующую и эффективную систему обмена данными в рамках цепочек поставок и получения информации о товарах и поставщиках. Идея синхронизации данных состоит в том, что поставщик продукции посылает данные о ней не многократно, всем своим возможным партнерам, а всего едино­жды — в стандартизированный каталог товаров. Из каталога инфор­мацию могут получить все желающие и заинтересованные в ней, а также все партеры поставщика с помощью специальной рассылки, осуществляемой по подписке. Таким образом достигается не только минимизация ошибок (в рассылке и обновлениях), но и своевре­менность доставки информации и ее доступность в любой точке мира. Не менее важной функцией является упомянутый выше об­мен данными — возможность запроса информации (заказа, сообще­ния об отгрузке товаров, счетов, товарных накладных и прочих доку­ментов), т.е. реализация электронного документооборота на основе актуальных синхронизированных данных.

Разработчики CDSN используют существующий в GS1 меха­низм разработки и обслуживания стандартов, позволяющий учесть особенности, имеющиеся как на региональных рынках, так и в тор­говле отдельными группами товаров (например, товарами повсе дневного спроса). Этот механизм — GS1 Global Standard Manage­ment Process (GSMP) — позволяет унифицировать процедуру рас­смотрения особенностей (экспертная оценка) и включить при необходимости данные задачи в план разработок. При этом систе­ма создана так, что дополнения (в частности, национальных осо­бенностей) можно вносить в виде расширений, без изменения ос­новы системы. Этими расширениями могут пользоваться те, кому они необходимы. Требования, направленные на их создание, обычно формулируют представители бизнеса. Возможности систе­мы таковы, что здесь можно реализовать практически любые тре­бования пользователей, а уже созданные силами GS1 наработки и стандарты хорошо продуманы и документированы. Сегодня ими успешно пользуются более миллиона компаний в 155 странах мира. В России внедрение технологии и стандартов GDSN осуществ­ляет упоминавшаяся выше российская национальная организация ЮНИСКАН/GSl Russia. В 2005 г. в эксплуатацию запущен рос­сийский каталог товаров (RnsDPl), продолжается формирование его информационной составляющей — наполнение реальной ин­формацией о товарах и их производителях и потребителях (постав­щиках и ритейлерах), действующих на российском рынке рознич­ной торговли.

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой стандарт EDIFACT? Какая международ­ная организация руководила процессом его создания и внедрения в практику ВЭД?

  2. Перечислите основные преимущества, которые получает участ­ник ВЭД при использовании стандарта EDIFACT.

  3. Какова общая структура стандарта EDIFACT? Что понимается под элементом данных, сегментом, сообщением, обменом?

  4. Сформулируйте основные положительные и отрицательные сто­роны использования единого стандарта EDIFACT в сравнении со стандартом SWIFT, а также с национальными стандартами.

  5. Приведите примеры практики внедрения стандарта EDIFACT в различных отраслях.

  6. Что представляет собой стандарт EANCOM и какова связь этого стандарта с UN/EDIFACT?

  7. Какое значение для развития систем ЭОД имеет внедрение в прак­тику ВЭД систем товарной нумерации EAN?