logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто

В последние годы стала весьма актуальной проблема вхождения на­шей страны во Всемирную торговую организацию — ВТО (World Trade Organization, WTO), которая считается наиболее универсаль­ной международной торгово-экономической организацией. ВТО принадлежит ведущая роль в мировой торговой системе, сло­жившейся к середине 1990-х гг. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 г. в качестве преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле — ГАТТ (General Agreement on Tariff and Trade, GATT), действовавшего с 1947 г. К началу нынешнего столетия в ВТО вошло около 150 стран (включая «территории» с очерченной таможенной границей), на которые приходится почти 95% мирово­го торгового оборота. Еще 30 стран и территорий имеют статус на­блюдателя.

В конце XX в. в эту организацию были приняты 7 стран, ранее входивших в состав СССР, в том числе Киргизия (декабрь 1998 г.), Латвия (февраль 1999 г.), Эстония (ноябрь 1999 г.), Грузия (июнь 2000 г.), а из бывших членов СЭВ — Болгария и Монголия (декабрь 1998 г.). После 15-летнего периода переговоров в 2001 г. полно­правным участником ВТО стал Китай. Однако крупнейшие страны СНГ — Россия, Украина и Белоруссия пока не присоединились к ВТО.

Главный орган ВТО — Конференция министров (Ministerial Conference) всех стран-членов, которая проводит свои сессии раз в два года. В перерывах между ними проходят заседания Генерально­го совета {The General Counsil) до 10 раз в год. Другими органами ВТО являются Совет по торговле товарами (Council for Trade in Goods), Совет по торговле услугами (Council for Trade in Servicies), Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственно­сти (Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), осуществляющие наблюдение за реализацией соглашений в соот­ветствующих областях. Текущую работу ведет Секретариат, в со­ставе которого работает более 600 сотрудников из 60 стран во главе с Генеральным директором, а также регулярно действующие коми­теты ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве, рабочими языками являются английский, французский и испанский.

Процесс обсуждения принципиальных вопросов в ВТО, про­должающийся по нескольку лет, получил название «раундов». Многие договоренности достигаются в рабочем порядке путем проведения двусторонних переговоров и консультаций между за­интересованными странами.

Соглашения и принципы ВТО

Принятые в рамках ВТО международные соглашения нацелены на всеобщую либерализацию международной торговли на основе ре­гулирования внешнеторговой политики по унифицированным нормам и правилам. Они отражают тенденцию к унификации усло­вий коммерческой деятельности субъектов разных стран, проявля­ющуюся в современной международной торговле в условиях глоба­лизации мирохозяйственных связей. При этом разработанные пра­вила внешнеторговой политики затрагивают в значительной мере и внутреннюю экономическую политику.

В пакет соглашений ВТО вошло свыше 50 многосторонних согла­шений и других правовых документов. Основополагающими счита­ются три соглашения: вышеупомянутое ГАТТ в редакции 1994 г., Ге­неральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS), Соглашение по торговым ас­пектам прав интеллектуальной собственности — ТРИ ПС (.Agreement on Trade- Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS).

Многие другие документы дополняют и интерпретируют от­дельные положения ГАТТ либо являются самостоятельными со­глашениями. Упомянем Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам — ТРИМС (Agreement on Trade-Related Investment Measures, TRIMS), Соглашение no информационной тех­нологии (Information Technology Agreement, ITA), Соглашение по ан­тидемпинговому кодексу {Agreement on Implementation of Article VI of theGATT), Соглашение по таможенной оценке импортных товаров [Agreement on Imlementation of Article VII of the GATT), Соглашение no техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade), Соглашение по процедурам импортного лицензирования [Agreementon Import Licensing Procedures), Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures), Соглашение по правилам происхождения товаров (Agreement on Rules of Origin), Соглашение по предотгрузочной ин­спекции {Agreement on Preshipment Inspection), Соглашение по сель­скому хозяйству {Agreement on Agriculture), Соглашение по примене­нию санитарных и фитосанитарных мер {Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures), Соглашение по текстилю и одежде {Agreement on Textiles and Clothing), Соглашение по прави­тельственным закупкам {Agreement on Government Procurement), Со­глашение об основных телекоммуникационных услугах {Agreement on Basic Telecommunications Setyices), Механизм обзора торговой по­литики {Trade Policy Review Mechanism), Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, и др.

Весь комплекс этих соглашений базируется на ряде основопола­гающих принципов. Они включают: применение режима наиболь­шего благоприятствования (РНБ), недискриминацию в торговле товарами и услугами, взаимное предоставление национального режима иностранным товарам и услугам, регулирование торговли преимущественно тарифными методами (без использования коли­чественных и иных ограничений), прозрачность (транспарент­ность) и гласность торговой политики, стабильность и предсказуе­мость торгового режима, разрешение торговых споров преимуще­ственно путем консультаций и переговоров, ограничение государственного вмешательства в международную торговлю при допустимом использовании некоторых инструментов такого вме­шательства для обеспечения государственных интересов.

В сферу деятельности ВТО вошла работа по внедрению и разви­тию ранее упоминавшейся Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая была разработана Советом тамо­женного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организа­ция — ВТамО).

Правила и нормы ВТО давно применяются подавляющим большинством государств. Вместе с тем весь набор правил, собран­ных в рамках ВТО, оказался довольно пестрым, поскольку многие правовые нормы возникли еще в начальный период деятельности ГАТТ в середине XX в., а другие появились значительно позже, в том числе в конце XX — начале XXI в. уже после преобразования ГАТТ в ВТО. Между участниками ВТО существуют серьезные и растущие разногласия. По мнению авторитетных специалистов, реальные выгоды от присоединения к ВТО ощущает лишь пятая часть стран-участниц, причем баланс прав и обязательств по дейст­вующим соглашениям ВТО существенно перекошен в пользу наи­более развитых стран и в ущерб интересам периферии глобальной экономики.

Переговоры Россия — ВТО

Процесс присоединения России к ГАТТ/ВТО растянулся на долгие годы. Еще в 1986 г. было обозначено намерение СССР принять уча­стие в Уругвайском раунде переговоров ГАТТ с перспективой вхождения в эту организацию. Но этому противодействовали США. Лишь в 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ, а с 1992 г. — Россия как правопреемница СССР. В 1993 г. РФ подала официальную заявку о присоединении к этой организации в каче­стве полноправного участника.

В рамках ГАТТ (впоследствии ВТО) была образована Рабочая группа для выработки условий участия России в ВТО. Ее заседания проходили 2—3 раза в год. Повседневная работа велась путем дву­сторонних переговоров и консультаций с представителями всех за­интересованных государств — членов ВТО, из которых наиболь­шую активность проявляли около 50 государств.

С российской стороны ведение переговорного процесса о при­соединении к ВТО в последние годы непосредственно обеспечивал департамент торговых переговоров Минэкономразвития, а коор­динацию всей работы в этой области на межведомственном уровне осуществляла Правительственная комиссия по вопросам ВТО. В Госдуме проработка вопросов участия в ВТО была сосредоточена и Комитете по экономической политике и предпринимательству.

Переговоры с различными членами ВТО велись по нескольким направлениям:

Переговорный процесс шел трудно. Многие условия, предла­гавшиеся членами ВТО, по существу, содержали требования одно­сторонних уступок от российской стороны. Часть из них была явно неприемлемой. В случае их принятия участие в ВТО стало бы бес­смысленным и даже опасным для нашей страны. По ряду других условий в обмен на допустимые уступки российская делегация была вправе настаивать на существенных встречных требованиях к иностранным партнерам. С различными членами ВТО велись пе­реговоры по десяткам тысяч товарных позиций.

В начале нынешнего десятилетия сложный переговорный про­цесс вступил в завершающую стадию. Были согласованы многие спорные вопросы с большинством членов ВТО, проведена боль­шая работа по гармонизации российского законодательства с нор­мами ВТО. Однако окончательное завершение переговоров затяну­лось еще на несколько лет, поскольку США и некоторые другие члены ВТО продолжали настаивать на целом ряде неприемлемых для России условий. В частности, «камнем преткновения» были неосновательные требования к российской стороне в отношении уровня ввозных таможенных пошлин по многим товарным груп­пам и отдельным позициям российского импорта, режима доступа иностранных поставщиков услуг на российский внутренний ры­нок, государственной финансовой поддержки отечественного сельского хозяйства, выравнивания экспортных и внутренних цен на энергоносители и др.

Лишь в конце 2006 г. было закончено согласование принципи­альных вопросов практически со всеми членами ВТО. К этому вре­мени были подписаны двусторонние протоколы с ЕС, КНР и мно­гими другими странами. В результате договоренности, достигнутой между президентами России и США, соответствующий протокол с США был подписан 18 ноября 2006 г. Таким образом были устра­нены решающие внешние препятствия на пути вхождения России к ВТО, однако решение по этому вопросу не было принято высши­ми органами ВТО к середине 2008 г.

Обсуждение в России условий участия в ВТО

Проблема участия России в ВТО затрагивает жизненно важные ин­тересы отечественных товаропроизводителей, предпринимателей, всех участников ВЭД.

В пользу скорейшего вступления в ВТО есть немало доводов. Например, это существенно облегчит доступ российских готовых изделий на внешний рынок, ускорит цивилизованную интеграцию российского предпринимательства в мировое экономическое про­странство. Став членом ВТО, Россия сможет участвовать в миро­вой торговле на общепринятых и равных условиях, будут устране­ны многие дискриминационные условия в отношении российско­го экспорта, повысится инвестиционная привлекательность нашей страны, отечественные технические стандарты приблизятся к меж­дународным и т.д. Вполне очевидно, что участие в ВТО избавляет от трудоемкой работы по подготовке множества двусторонних тор­гово-экономических соглашений и контролю за их выполнением.

С другой стороны, членство в ВТО не должно наносить ущерб экономической безопасности страны. Многие российские товаро­производители, в особенности машиностроительных отраслей, вы­ражали серьезные опасения, что без необходимой государственной поддержки после присоединения к ВТО возможности успешно конкурировать с иностранцами на внутреннем рынке и тем более на зарубежных рынках отнюдь не возрастут, а напротив — резко снизятся.

Но при должной поддержке государства немало отечественных предприятий смогли бы наладить производство конкурентоспо­собных изделий, что подтверждает практика работы на зарубежных рынках в предыдущие десятилетия. Для тех предприятий, которые еще сохранили высокий научно-производственный потенциал и смогут выпускать конкурентоспособную продукцию дли экспорта, появится перспектива укрепить свои позиции на мировом рынке при вступлении России в ВТО.

Не менее острой является проблема реальной государственной поддержки аграрного сектора российской экономики. Ее отсутст­вие привело бы к полной разрухе в нашем сельскохозяйственном производстве. Высказывались мнения, что форсированное вступ­ление в ВТО повлечет банкротство многих промышленных и сель­скохозяйственных предприятий, резкое сокращение рабочих мест, в результате чего большая масса людей лишится работы и средств к существованию.

Вследствие суровых природно-климатических условий на большей части территории России (длительная холодная зима, не­достаток осадков) требуются значительные дополнительные расхо­ды на строительство утепленных помещений для жилья и содержа­ния скота, на отопление и освещение в зимний период и т.п.

Учитывая обширную территорию страны и удаленность многих регионов от морских портов, весьма высока доля транспортной со­ставляющей во внешнеторговых ценах экспортных и импортных товаров.

Отметим еще один фактор особой социальной значимости. ВТО уделяет немало внимания приведению национальных стан­дартов в соответствие с международными требованиями. Это каса­ется также стандартов трудового законодательства и социальных стандартов. В России чрезвычайно низок уровень оплаты труда большинства категорий работников, занятых в основных произ­водственных и непроизводственных сферах.

Для вступления в ВТО требуется цивилизованное государст­венное регулирование внешней торговли, решение многих вопро­сов технико-экономической политики, защиты российских това­ров, интеллектуальной собственности за рубежом и др. Не следует идеализировать и наши возможности влиять на выработку в ВТО выгодных для России торгово-политических решений, так как Россия станет лишь одной из 150 стран — членов ВТО, явно ус­тупая по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии.

Концепция присоединения России к ВТО была разработана ТПП России в 2002 г. Там, в частности, отмечалось, что Россия должна вза­имно зафиксировать со странами — участницами ВТО ставки импорт­ных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни госу­дарственной поддержки аграрного сектора. Как крупная мировая дер­жава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохра­нившийся научно-производственный потенциал, высокая квалифи­кация рабочей силы, развитая транспортная сеть.

Вместе с тем указывалось, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и науко­емкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составля­ют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сто­рону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического про­гресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксиро­ванных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами — членами этой Организации.

В отношении перспективы импорта товаров и услуг обращалось внимание на то, что их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенно­сти, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто — и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.

Участие в дискуссиях об условиях членства России в ВТО мно­гих отечественных товаропроизводителей, представителей крупно­го, среднего и малого бизнеса дало двоякий положительный ре­зультат. С одной стороны, позиция официальных российских представителей на переговорах существенно подкрепилась и скорректировалась, с другой стороны — российские предприниматели смогли лучше изучить правила и нормы ВТО, применяемые в со­временной мировой торговой системе.