logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара

Покупатель и конечные потребители импортного товара прежде всего заинтересованы в получении товара надлежащего качества. Именно качество товара является краеугольным вопросом всей внешнеторговой операции, нередко отодвигая на второй план уровень контрактной цены.

Согласно международному стандарту ИСО 8402, «качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Таким образом, качество товара характеризуется, как правило, не единственным показателем, а некой их совокупностью. Их конкретные характеристики определяются спецификой поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ. Каждый товар предназначен для удовлетворения каких-либо личных или производственных потребностей. Эти потребности, определяющие назначение товара, могут быть точно оговорены сторонами контракта либо подразумеваться (предполагаться).

Общие обязанности продавца в отношении качества товара, поставляемого по договору купли-продажи, сформулированы в Венской конвенции и ГК РФ, а также в Инкотермс-2000.

В Венской конвенции целый ряд статей касается качества товара. Так, ст. 30 гласит: «Продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями контракта и настоящей Конвенции».

В ст. 35 говорится об обязанности продавца поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям контракта и который затарирован или упакован так, как это требуется по контракту. Товар считается не соответствующим контракту, если он:

Однако продавец не несет ответственности за любое несоответствие товара, если во время заключения контракта покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии.

В ст. 36 указано, что продавец несет ответственность за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее, и которое возникает после вышеуказанного момента и является следствием нарушения продавцом любого своего обязательства.

Согласно ГК РФ (ст. 469) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

В ОУП с зарубежными странами обстоятельно регламентирован целый комплекс вопросов, касающихся качества товара.

В ОУП с КНР условиям качества товара посвящены две главы (гл. 3 и 4) и, в частности, включена особая норма: если в контракте не предусмотрены качественные или технические характеристики товара, то такой контракт не считается заключенным».

В ОУП с фирмами Финляндии (гл. 3) указано: качество товара должно соответствовать контракту и удовлетворять требованиям технических условий, стандартов и других технических спецификаций, определенных в контракте;

если в контракте не содержится конкретных требований в отношении качества товара, то товар должен быть такого качества, которое предусматривается соответствующими нормативными предписаниями или принято в практике страны продавца при экспортных поставках такого товара при наличии в стране продавца таких нормативных предписаний или соответственно такой практики; однако во всяком случае качество товара должно быть не ниже обычного среднего качества, существующего в стране продавца.

При составлении внешнеторгового контракта целесообразно детализировать условия качества товара в самостоятельной статье контракта. В этой статье желательно дать достаточно подробную характеристику качества товара, указать при необходимости его назначение, соответствие требованиям безопасности в отношении здоровья, жизни, имущества людей и окружающей среды, порядок проверки качества товара и перечислить представляемые Продавцом документы, которые подтверждают соответствие качества поставленного товара предусмотренным в контракте условиям.

Способы определения качества товара

Существуют различные способы определения качества товара во внешнеторговых контрактах. Выбор того или иного способа зависит от специфики товара, сложившейся торговой практики и других обстоятельств. При этом учитывается, насколько данный товар известен на рынке страны Покупателя, закупался ли он ранее или импортируется впервые. Если этот товар закупается впервые, к определению его характеристики в контракте надо подойти особенно тщательно.

Для российского Продавца целесообразно ориентироваться на действующие в нашей стране стандарты или технические условия. Если они не известны иностранному Покупателю, тот вправе рассчитывать на содействие Продавца в получении официального текста соответствующего российского стандарта, технических характеристик, при необходимости в переводе на язык страны Покупателя или иной иностранный язык. При импортных операциях российскому Покупателю нецелесообразно настаивать на включении в контракт ссылок на российский стандарт, поскольку действие национальных стандартов не распространяется на иностранную продукцию.

Во многих случаях Продавцу приходится идти навстречу пожеланиям конкретных Покупателей и обеспечивать изготовление товара повышенного качества по сравнению с отечественными тех-условиями. В частности, машинотехнические изделия отечественного производства экспортировались в различные зарубежные страны в экспортном, тропическом, северном исполнении.

При достижении договоренности о применении международного стандарта или национального стандарта страны контрагента российская сторона должна хорошо знать условия этого стандарта и быть убеждена в их соответствии отечественным требованиям. В необходимых случаях в контракте указывается не только название стандарта, но и его номер, дата утверждения и наименование организации, утвердившей (разработавшей) этот стандарт.

Вообще участникам ВЭД полезно шире изучать стандарты, применяемые в зарубежных странах, на те виды продукции, которые интересуют российскую сторону. Следует учитывать, что количество иностранных стандартов быстро возрастает. Уже утверждено около 20 тыс. международных стандартов и гораздо больше национальных и региональных стандартов (только в США действует около 100 тыс. стандартов на федеральном уровне). Особое внимание следует уделить международным стандартам ИСО.

Продавцу достаточно выгодно определять качество товара по его предварительному осмотру Покупателем, например, на складе Продавца, на выставочной экспозиции, в помещении аукциона до начала торгов. Покупатель также заинтересован осмотреть предлагаемую партию товара, обстоятельно ознакомиться с его свойствами, при необходимости провести требующиеся анализы, после чего он может принять условие качества «по предварительному осмотру» в обозначенном месте.

Недорогие виды сырья, включая вторсырье (металлолом, бумажная макулатура, бой стеклотары), могут быть проданы на условии «тель-кель» (такой, какой есть), что подразумевает поставку товара без конкретизации его качественных характеристик, лишь бы он был пригоден для использования по назначению.

При импорте отечественный Покупатель вправе подходить к характеристике качества товара более придирчиво. Получив от иностранного Продавца каталоги, качественные и технические характеристики, образцы предложенного им товара, Покупатель тщательно изучает их, проверяет их соответствие российским нормативным требованиям и запросам отечественных потребителей. Необходимые консультации и апробацию можно получить в организациях, подведомственных Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии или уполномоченных ею. Целесообразно также по возможности выяснить приемлемость качества данного товара для других покупателей, работающих на этом рынке.

Покупателю не надо торопиться с безоговорочным принятием тех условий качества, которые первоначально предложены Продавцом. Уторговывание условий качества, как и других условий сделки, в ходе коммерческих переговоров соответствует нормальной торговой практике. Покупатель вправе добиваться улучшения тех или иных показателей качества, вносить свои коррективы. Как правило, Продавец заинтересован максимально учитывать разумные требования Покупателя.

Покупатель, хорошо знающий качественные характеристики импортного товара, может инициативно выдвигать свои требования по качеству, направлять иностранному Продавцу свои технические характеристики, спецификации, описание интересующего товара. Это относится к широкому ассортименту товаров, услуг, работ и особенно важно при закупках оборудования, изготавливаемого по специальному заказу российского Покупателя. При закупках машинотехнической продукции Покупатель заботится о включении в контракт требований по экономичности (расход топлива, энергии), металлоемкости, технике безопасности и экологичности.

Во многих внешнеторговых контрактах качество товара определяется конкретными показателями. Покупатель обычно заинтересован в расширительном перечне таких показателей, чтобы повысить ответственность Продавца. Что же касается Продавца, он, напротив, стремится сузить круг обязательных качественных показателей (некоторые показатели приводятся как индикативные, т.е. для сведения, а не обязательного соблюдения), воздерживаясь от включения в контракт второстепенных показателей, чтобы не давать Покупателю лишнего повода для предъявления претензий после поставки товара.

Широкая гамма товаров предлагается к продаже по образцам (моделям). Это весьма распространено в торговле потребительскими товарами, включая продовольственные, парфюмерно-косметические, фармацевтические товары, различные виды одежды, обуви, постельные принадлежности, ковровые изделия, бытовую технику — домашние холодильники, кухонные принадлежности, видео- и аудиоаппаратуру, личные транспортные средства.

Обычно Продавец по своей инициативе представляет Покупателю образцы предлагаемого товара либо сам Покупатель запрашивает у Продавца образцы интересующих его видов, сортов товара. После одобрения Покупателем полученного образца по договоренности обеих сторон во внешнеторговом контракте оговаривается, что качество поставляемого товара должно соответствовать определенному образцу (модели) или быть не ниже, чем указанный образец. В этом случае в контракте целесообразно уточнить, что принято за эталон одобренного Покупателем образца, количество действующих эталонов, порядок и срок их хранения, и еще важно оговорить порядок сличения поставленной партии товара с эталоном.

В торговле пищевыми продуктами, парфюмерными изделиями, лекарственными средствами необходимо руководствоваться требованиями ФАО и ВОЗ, предусматривающими отсутствие в такого рода продукции вредных добавок, примесей и ее экологическую чистоту.

Дополнительные требования в отношении ввозимых и вывозимых пищевых продуктов установлены Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Особое внимание следует обращать на продукты с индексом «Е», содержащие различны пищевые добавки: красители, консерванты, подсластители, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы и др., которые добавляются к различным консервированным и другим переработанным продуктам, колбасным изделиям, рыбопродуктам, молочным продуктам, сырам, животным и растительным маслам, маргарину, майонезу, соусам, кремам, бульонным кубикам и другим супам, мучным и кондитерским изделиям, сиропам, повидлу, джемам и конфитюрам, мороженому, картофельным хлопьям, воздушной кукурузе, спиртным и безалкогольным напиткам, сокам и нектарам, жевательной резинке и т.д.

Одни добавки могут быть полезными или хотя бы безвредными для здоровья, но многие из них относятся к «группе риска», не прошедшие весь комплекс испытаний, а некоторые считаются токсичными, опасными для здоровья, вызывающими недомогания и тяжелые заболевания (злокачественные опухоли, болезни желудочно-кишечного тракта, печени и почек).

Российские экологические службы предоставляют подробную информацию относительно продуктов с определенными индексами, которые не разрешены или запрещены в России, а также об опасных добавках.

Во внешнеторговых контрактах в интересах Покупателя возможно определение качества товара не одним, а двумя или более способами. Например, оговаривается, что товар по качеству должен соответствовать определенному действующему стандарту, и дополнительно приводится подробное описание качественной характеристики товара, а также дается ссылка на одобренный образец (эталон) конкретной товарной партии.

Сертификация товаров и услуг

Помимо давно утвердившейся практики согласования требований к качеству товара между сторонами контракта, в законодательстве и торговой практике зарубежных стран ужесточились требования по безопасности товаров для потребителей и окружающей среды. Подобные требования узаконены и в нашей стране, а также закреплены в ряде международных соглашений.

Укажем на законы РФ «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». В Законе «О защите прав потребителей» (ст. 7.4) говорится:

«Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия...»

Закон «О техническом регулировании», разработанный с учетом зарубежного опыта, вступил в силу в 2003 г. и одновременно утратил силу прежний Закон «О сертификации продукции и услуг» 1993 г., в котором были изложены особые условия ввоза импортируемой продукции.

Согласно новому Закону техническое регулирование понимается как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и в области оценки соответствия. Определенные требования являются обязательными, другие же применяются на добровольной основе.

В отдельных главах Закона излагаются положения о технических регламентах (гл. 2), стандартизации (гл. 3), подтверждении соответствия, включая вопросы сертификации (гл. 4), органах по сертификации и испытательных лабораториях/центрах (гл. 5), государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов (гл. 6) и др.

Предусмотренные законом технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 6). Технические регламенты применяются одинаковым образом к отечественной, экспортируемой и импортируемой продукции независимо от страны происхождения, видов или особенностей сделок*

Правительство РФ приняло ряд постановлений, утвердивших перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В настоящее время номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, достаточно обширна и периодически пополняется новыми позициями. Она включает практически все потребительские товары (как продовольственные, так и непродовольственные), а также некоторые виды оборудования.

Все виды продукции и услуг, подлежащие обязательной сертификации в РФ, объединены в 10 групп:

1. Товары машиностроительного комплекса.

2. Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности.

3. Медицинская техника.

4. Товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.

5. Товары легкой промышленности.

6. Товары сырьевых отраслей и деревообработки.

7. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

8. Тара.

9. Изделия пиротехнические.

10. Ветеринарные биологические препараты.

Периодически публикуются нормативные требования в отношении порядка ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии с нормативными установками российский импортер должен предусматривать проведение сертификации ввозимых товаров, как правило, до их поставки из-за границы, чтобы обеспечить безопасность, экологическую чистоту и функциональные свойства импортных товаров и исключить завоз некачественных товаров. Необходимую информацию по вопросам сертификации импортных и экспортных товаров можно получить в НИИ сертификации.

Таким образом, при импортных операциях участники ВЭД обязаны соблюдать нормативные требования по безопасности, действующие в России и предусмотренные в международных соглашениях, а также учитывать подобные требования, существующие в стране контрагента.

Сертификация экспортируемой продукции должна соответствовать требованиям, существующим в стране иностранного Покупателя (потребителя). Покупатель знакомит российского Продавца с этими требованиями. Их надлежащее выполнение российской стороной при экспортных поставках позволяет существенно, а иногда многократно повысить контрактную цену.

Порядок проверки качества товара

Во внешнеторговом контракте целесообразно предусмотреть порядок проверки качества товара, конкретизировать, кем (какой организацией), где (в каком пункте) и когда (в какие сроки) осуществляется такая проверка. При этом следует учитывать положения Венской конвенции, Инкотермс-2000 и других международных документов.

Для Продавца предпочтительно, чтобы проверка товара проводилась на предприятии-изготовителе (в цехе на завершающих стадиях производственного цикла, на складе готовой продукции) или на определенном складе в месте поставки либо в пункте отправки товара в адрес Покупателя (на складах железнодорожной станции отправления, выходного морского порта или иной транспортной организации).

Покупателю в целях максимальной защиты собственных интересов и интересов потребителей импортного товара выгоднее, чтобы проверка осуществлялась после прибытия товара в пункт назначения — на складе конечного получателя либо во входном пограничном пункте.

В целях соблюдения взаимных интересов сторон контракта желательно предусмотреть возможность участия представителя Покупателя при проверке товара в стране Продавца, равно как и участие представителя Продавца при проверке товара в стране Покупателя.

Следует иметь в виду определенные различия между проверкой качества товара (инспектированием) и его приемкой по качеству.

В необходимых случаях условия инспектирования, испытаний и сдачи-приемки товара по качеству и количеству излагаются в отдельных статьях контракта.

По ряду товаров возникает необходимость согласования методики проверки качества товара, проведения испытаний, поскольку они могут оказаться неодинаковыми в странах Продавца и Покупателя. А российские участники ВТД не всегда знакомы с методами проверки качества того или иного товара в стране контрагента.

В контрактах на импорт черного перца, который закупался в значительных количествах в Индии, предусматривалось максимально допустимое процентное содержание легких зерен (один из основных показателей качества этого товара). Но методика определения этого показателя, применяемая в Индии, была неизвестна в нашей стране и не оговорена в контрактах. Отечественные эксперты считали легкими зернами те, которые всплывают в обычной воде, тогда как в Индии отобранные пробы перца помещались в спирт крепостью 97%. Результаты испытаний, проведенных в странах продавца и покупателя, давали различные результаты. Лишь после получения соответствующей информации от индийских фирм возникшее недоразумение было урегулировано дружественным путем.

Наиболее сложные методы проверки товара, проведения испытаний встречаются в торговле комплектным оборудованием и уникальными изделиями.

Немаловажное значение имеет заблаговременная договоренность между сторонами контракта, будет ли проводиться выборочная или сплошная проверка качества однородного товара, а также определение порядка отбора проб.

Например, при импорте фруктов во избежание излишнего нарушения сохранности тары во многих случаях российская сторона договаривалась с иностранными Продавцами о том, чтобы пробы отбирались наугад из разных мест партии в пределах 5% от общего количества. В контрактах с Продавцами, традиционно поставляющими доброкачественный товар, процент отбора проб снижался до 2% мест.

Документы о качестве товара

Для Покупателя важно получить от Продавца надлежащие документы, подтверждающие качество поставленной партии товара. В контракте целесообразно указать весь перечень представляемых документов, кем и где они выдаются, каким путем и в какие сроки передаются Покупателю. Содержание таких документов определяется действующими национальными и международными требованиями и рекомендациями применительно к виду товара и особенности его поставки.

В интересах Продавца свести до минимума количество документов на экспортируемый товар, чтобы не обременять себя оформлением излишних документов. Как минимум Продавец представляет Покупателю сертификат качества, выданный изготовителем товара, или единый товаросопроводительный документ11при необходимости — сертификат соответствия.

По требованию Покупателя в целях более объективной проверки качества товара в стране Продавца последний обеспечивает получение сертификата качества независимой стороны. Такой сертификат может выдаваться компетентной государственной организацией, торговой палатой, контрольной (сурвеерской) фирмой, испытательной лабораторией в стране Продавца. При этом Продавец может предложить Покупателю оплатить расходы по оформлению специального документа о качестве.

В России наиболее авторитетной организацией, традиционно осуществляющей проверку качества импортных и экспортных товаров, является «Союзэкспертиза» (СОЭКС), образованная ТПП России. В состав СОЭКС входит целая группа организаций данного профиля, включая Мосэкспертизу, Росэкспертизу и др. Эти организации предлагают проверять качество любого товара на территории России и всего постсоветского пространства, а также в ряде стран дальнего зарубежья. По результатам проверки они выдают акты экспертизы или сертификаты качества на русском или иностранном языке. Кроме того, они уполномочены выдавать сертификаты соответствия по заявкам российских участников ВЭД.

На импортные товары, подлежащие обязательной сертификации, целесообразно добиваться от иностранного Продавца получения необходимого сертификата соответствия (или заменяющего его документа), выданного в стране Продавца испытательной лабораторией или иным органом по сертификации, аккредитованным в международной системе сертификации, по правилам и процедурам, принятым в странах — членах Межгосударственного Соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Наряду с сертификацией качества товара (конечного изделия того или иного предприятия) все большее значение приобретает сертификация самих предприятий, фирм, производящих определенные товары и услуги, включая сертификацию их систем менеджмента, управления качеством, производственно-технологических процессов.

При поставках комплектного оборудования в нескольких грузовых местах Продавец (поставщик) составляет комплектовочную ведомость и заблаговременно высылает ее Покупателю. Если при экспортной операции иностранный Покупатель настаивает на представлении дополнительных документов о качестве, например, протокола испытаний на машинотехническую продукцию и др., желательно предусмотреть оформление всех документов в нашей стране и признание их юридической силы.

Помимо вышеупомянутых документов могут требоваться еще специальные документы о качестве. Стало актуальным требование 11окупателей о представлении Продавцом специального сертификата о допустимых пределах остаточной радиации. Для продовольственных и фармацевтических товаров обычно требуются сертификаты, подтверждающие, что содержание нитратов, пестицидов, мико-токсинов, тяжелых металлов, других вредных и ядовитых примесей не превышает предельно допустимых показателей. По сельскохозяйственным товарам растительного и животного происхождения предусматривается представление соответствующих фитосанитарных, ветеринарных, карантинных сертификатов, выданных компетентным государственным органом страны экспортера.

В России контроль за состоянием ввозимых и вывозимых сельскохозяйственных товаров осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору системы Минсельхоза России. На ввозимую и вывозимую продукцию растительного происхождения выдаются фитосанитарные сертификаты, а на продукцию животного происхождения — ветеринарные сертификаты. В необходимых случаях требуются еще санитарные сертификаты, выдаваемые Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно требованиям государственных органов РФ во ввозимой из-за границы продукции не должны содержаться подкарантинные объекты и возбудители инфекционных заболеваний. При необходимости перед отгрузкой из-за границы или в процессе морской перевозки импортного растительного сырья проводится его обеззараживание (фумигация), о чем представляется специальный сертификат. До погрузки продовольственного товара на судно в иностранном порту практикуется осмотр трюмов (отсеков танкера) для определения их пригодности к принятию и транспортировке товара, что свидетельствуется в сертификате, подписанном компетентным и признанным инспектором.

В ряде случаев Покупатель требует еще гарантийное обязательство Продавца о том, что поставленный товар по качеству полностью соответствует условиям контракта.

Техническая документация

При поставках машин и оборудования Продавец предоставляет Покупателю необходимую техническую документацию: чертежи, спецификации, инструкции по уходу и эксплуатации, по монтажу и т.п. Во внешнеторговом контракте целесообразно конкретизировать, какая техническая документация должна быть передана в связи с выполнением контракта, число ее комплектов, порядок и сроки вручения.

Если это не определено в контракте, то Продавец должен предоставить в распоряжение Покупателя техническую документацию в соответствии с практикой, существующей в соответствующей отрасли промышленности страны Продавца, и в такие сроки, чтобы обеспечивалось нормальное использование поставляемых технических изделий.

Техническая документация должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечить возможность нормального использования машин и/или оборудования, их пуска, эксплуатации и ухода за ними, а также текущего ремонта. Документация, отправляемая вместе с товаром, упаковывается в водонепроницаемую бумагу или другим образом, предохраняющим ее от повреждения при транспортировке.

Как общее правило, Продавец сохраняет исключительное право на документацию, передаваемую Покупателю. Однако стороны могут установить в контракте иные условия. По договоренности сторон товар может изготавливаться по технической документации Покупателя. Условия относительно технической документации, имеющей важное значение в торговле машинами и оборудованием,лицензиями, строительными услугами, нередко подробно излагаются в отдельной статье контракта.

Из вышеизложенного вытекает, что Покупателю в конечном итоге может понадобиться большой набор документов, характеризующих качество товара. Общепринято, чтобы все необходимые документы составлялись на языке страны Покупателя, но стороны контракта вправе согласовать использование языка страны Продавца или иного языка. Вполне очевидно, для российских участников ВЭД предпочтительно оформление документов на русском языке, причем в отношении многих документов на импортируемые товары это просто необходимо.

Сертификат качества и другие документы, предусмотренные контрактом, могут передаваться Покупателю несколькими способами: (1) следовать вместе с грузом (отсюда название «товаросопроводительные» документы, т.е. сопровождающие товар), (2) прилагаться к счету и отгрузочным документам, направляемым для оплаты через банк, (3) пересылаться обычной почтой, авиапочтой, электронной почтой.

Применение стандартов ИСО

Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO), существующая с 1947 г., приступила в конце 1970-х гг. к разработке единых международных стандартов качества, получивших название серии ИСО 9000 (внедрение систем качества на всех стадиях производства). В работе ИСО активно участвует Россия в качестве полноправного члена. В 2000 г. была принята новая версия стандартов ИСО серии 9000: 2000, существенно изменившая и усовершенствовавшая предыдущую модель 1994 г.

Первый из стандартов серии ИСО 9000: 2000 теперь называется «Системы управления (менеджмента) качеством. Основы и словарь» (Quality management systems — Fundamentals and vocabulary). Следующий стандарт из этой серии ИСО 9001 : 2000 «Системы управления качеством — Требования» (Quality management systems — Requirements) вобрал в себя, по существу, три прежних стандарта ИСО 9001 — ИСО 9003 и включил ряд дополнительных требований. Наконец, ИСО 9004 : 2000 «Система управления качеством — Руководство по осуществлению улучшений» (Quality management systems — Guidelines for performance improvements) тоже существенно обновлен.В серии международных стандартов ИСО 9000 установлены единые требования к системе управления качеством в любой производственной или сервисной компании, определены общие методы, которые используются при построении системы качества, чтобы гарантировать по возможности максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Эти стандарты применяются именно к системе управления качеством в той или иной компании, а не к конечному продукту или услуге. Такая система реализуется в зависимости от задач, продукции, процессов и индивидуальных особенностей конкретной организации.

Система качества, построенная на основе стандарта ИСО, не является чем-то застывшим. Основной принцип эффективной работы системы управления качеством в компании — непрерывное улучшение, совершенствование с учетом предполагаемого роста потребностей клиентов. Персоналу компании необходимо постоянно анализировать текущие производственные и коммерческие процессы, фиксировать недостатки, своевременно корректировать действующие процедуры и политику компании в области качества, для чего требуется эффективно действующая система обучения и переподготовки кадров.

Стандарты ИСО 9000 не устанавливают отдельных требований для какого-либо конкретного производства, но обеспечивают создание универсальной базы для разработки и адаптации собственной системы контроля качества в любой компании. Стандарты ИСО способствуют тому, чтобы сделать процесс производства товара или услуги хорошо продуманным и устойчивым.

Сертификация на соответствие требованиям ИСО 9000 является добровольной для любой компании. Но на мировом рынке покупатели предпочитают иметь дело с компаниями, прошедшими сертификацию. Количество компаний, сертифицировавших системы качества на соответствие требованиям этих стандартов, уже превысило 400 тыс. Сертифицированные компании должны соблюдать единую политику в отношении 20 элементов системы качества — от дизайна до транспортировки. Не менее четверти всех товаров, поименованных в ТН ВЭД, производится компаниями, сертифицированными по ИСО 9000.

Сертификат на систему качества подтверждает стабильность и надежность его владельца, оказывает существенное влияние на формирование благоприятного общественного мнения о положении предприятия на рынке, способствует расширению объема заказов, получаемых от иностранных покупателей, может служить основанием для заключения необходимых договоров со страховыми компаниями, а также для юридической защиты интересов предприятия при возникновении каких-либо претензий со стороны покупателя или потребителя.

В нашей стране ведется большая работа по совершенствованию национальных стандартов и приведению их в соответствие с международными. Основные требования, предъявляемые современными стандартами к изделиям, — это их безопасность, совместимость или взаимозаменяемость. По многим другим параметрам стандарты носят рекомендательный характер.

В начале нынешнего десятилетия в России около 40% стандартов было гармонизировано с международными, а в некоторых областях машиностроения, в информационных технологиях — 50%. В некоторых случаях, например в области надежности техники, российская сторона предлагает свои стандарты в качестве международных. Российские стандарты, являющиеся международными, носят названия «ГОСТ Р ИСО» или «ГОСТ Р МЭК». Отечественная версия стандарта ИСО 9000 носит название «ГОСТ Р ИСО серии 9000».

Стандарты ИСО приняты в качестве национальных более чем в КО странах мира. В странах Запада действует целый ряд международно признанных обществ, предлагающих свои услуги по сертификации на соответствие ИСО 9000. Наиболее авторитетные из них аккредитованы во многих странах и действуют через местные представительства. В России работает несколько таких обществ.

Одним из ведущих среди них является «Бюро Веритас Кволити Интернешнл» (Bureau Veritas Quality International) — дочернее предприятие одноименной группы «Бюро Веритас», образованной в 1828 г. в Великобритании. Теперь группа имеет главный офис в Париже и работает более чем в 140 странах с общим персоналом почти 11 тыс. человек. «Бюро Веритас» получило аккредитацию 125 государств на проведение инспекций от имени правительственных органов и выдачу сертификатов в морском, аэрокосмическом, промышленном, строительном секторах, а также на сертификации соответствия международным стандартам и Директивам ЕС. В последние годы открыло свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов России.

Высокий международный авторитет в области сертификации систем качества по стандартам ИСО имеет общество «Дет Норске Веритас» (Det Norske Veritas — DNV), которое было основано в Норвегии в 1864 г.,а ныне аккредитовано в 17 национальных комитетах для проведения сертификации систем менеджмента и имеет около 300 офисов более чем в 100 странах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В обществе работают свыше 4 тыс. сотрудников. DNV является независимым классификационным и сертификационным обществом, его сертификаты признаются во всем мире.

В конце XX в. сертификацией систем качества стало заниматься английское общество Lloyd Register Quality Assurance — дочернее подразделение крупнейшей страховой компании Lloyd. В США считаются наиболее авторитетными те сертификационные организации, которые аккредитованы в U. S. Registrar Accreditation Board (RAB).

В контрактные условия качества в широком смысле входит также упаковка, маркировка, гарантии, техническая документация, но чаще эти условия излагаются в отдельных статьях контракта. Вместе с тем качество товара тесно связано и с другими условиями контракта, включая цену, условия сдачи-приемки товара, платеж, претензии, т.е. практически с большинством условий контракта.