logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта

При создании корпоративного сайта помимо маркетинговых задач требуется решить также ряд организационно-технических вопро­сов, непосредственно связанных с принятым на предварительном этапе решением о цели и задачах всего проекта.

Выбор исполнителей проекта

В качестве исполнителей могут выступать либо сотрудники самой фирмы, либо сотрудники специализированных консалтинговых компаний. Каждое из'этих решений имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Выбор в качестве исполнителей группы собственных сотрудни­ков требует наличия у них соответствующей квалификации либо приема в штат новых специалистов с нужными профессиональны­ми навыками. Работа над проектом сайта может потребовать много времени и усилий; сильное влияние руководителей может привес­ти к неоправданному вмешательству в работу группы, мелочной опеке, в результате чего будет создан сайт, не отвечающий постав­ленной изначально цели. В то же время, в этом случае весь процесс создания и развития сайта остается под полным контролем руководства компании и, в том числе, полностью контролируются все финансовые средства, направляемые на этот проект.

Привлечение сторонней консалтинговой компании связано, как правило, с большими финансовыми затратами и меньшими воз­можностями контроля. В этом случае приходится больше полагаться на профессионализм сотрудников такой компании и на предлагае­мую концепцию сайта. На различных этапах проектирования может возникать непонимание и несогласованность между заказчиком и профессиональными разработчиками. В то же время, опыт компа­ний, специализирующихся на подобных проектах, позволит сокра­тить сроки проектирования, создать надежные механизмы взаимо­действия с посетителями, развития и сопровождения сайта.

Выбор интернет-провайдера

Для размещения сайта в сети Интернет и для использования про­чих инструментов сети необходимо воспользоваться услугами ин­тернет-провайдеров, или поставщиков услуг Интернета. Они могут обеспечить доступ в Интернет по коммутируемым или выделенным телефонным линиям или оптоволоконным каналам, регистрацию доменного имени, регистрацию сайта в поисковых системах и предоставление дополнительных технических и консультационных услуг. Провайдер может обеспечить администрирование и поддержку сервера фирмы, расположенного у провайдера, или пре­доставление в аренду собственного дискового пространства для размещения web-сайта фирмы, т.е. аутсорсинг. Согласно стандарту Международной организации по стандартизации ISO 9001:2000, аутсорсинг — это процесс, необходимый предприятию для системы менеджмента, но выполняемый внешней стороной. Соответствен­но, аутсорсинг в области информационных технологий (ИТ) мож­но определить как передачу внутренних ИТ-процессов компании на сопровождение внешней фирме, специализирующейся на пре­доставлении ИТ-сервисов. Аутсорсинг позволяет фирме сократить расходы на приобретение собственного сервера, программного обеспечения, обслуживание и администрирование; но в этом слу­чае требуется полная уверенность в надежности провайдера, по­скольку в его распоряжение передается важная и, возможно, кон­фиденциальная внутрифирменная информация.

Вообще, самым важным вопросом при выборе интернет-про­вайдера является его надежность: наличие качественного, отказо­устойчивого оборудования и программного обеспечения, высоко­скоростных каналов связи, обеспечение защиты информации. Провайдер также должен обеспечить получение максимально полной информации о посетителях сервера (общее количество, объем полученных данных, домены, откуда приходят посетители, и т.п.).

Выбор доменного имени сайта

У каждого компьютера в сети Интернет имеется сразу два адреса — удобный для компьютера цифровой IP-адрес и дружественный пользователю доменный адрес, составленный в соответствии с сис­темой DNS. Цифровой адрес, как и вся обрабатываемая компьюте­ром информация, выражается в двоичной системе счисления, т.е. 32-битный адрес состоит из 32-разрядной последовательности нулей и единиц. Для удобства представления его разделяют на 4 блока из 8 битов и записывают в десятичной системе, отделяя точ­ками каждый блок, например 123.45.67.89. Такой адрес (в данном случае произвольный) содержит полную информацию, необходимую для идентификации конкретного компьютера, начиная с первого числа, определяющего сеть верхнего уровня, и заканчивая по­следним, относящимся непосредственно к конкретному компью­теру.; В настоящее время практически исчерпано пространство адресов, определяемых четвертой версией IP-протокола (IP v.4), предполагающей наличие 32-битных адресов. Организацией Inter­net Engineering Task Force (IETF) разработан и утвержден стандарт IP v.6, который предусматривает 128-разрядную схему адресации, что позволит, по словам представителей этой организации, обеспе­чить несколькими тысячами IP-адресов каждый квадратный сан­тиметр земной поверхности. Кроме того, новый протокол является средством достижения нового, более высокого уровня качества сервиса, защищенности и производительности.

Однако, поскольку цифровой адрес даже в десятичном виде не­достаточно выразителен для пользователя, в Интернете действует система доменных имен DNS, использующая буквенные обозначе­ния, соотносящиеся с цифровым адресом. Эта система разделяет адреса по иерархии различных доменов, определяемых по темати­ческим или географическим признакам. В США принято исполь­зовать трехбуквенные домены верхнего уровня, обозначающие принадлежность организации — владельца сайта к одному из сле­дующих классов:

com — commercial (коммерческие фирмы);

edu — educational (образовательные и научные учреждения);

gov — government (правительственные учреждения);

mil — military (военные организации);

net — network (фирмы, обеспечивающие работу сети);

org — organization (некоммерческие организации).

С 2002 г. начата регистрация семи новых доменов:

Каждая страна в соответствии с кодировкой Международной организации по стандартизации ISO 3166—1: 1997. Part l. Country Codes имеет собственный двухбуквенный код, который также оп­ределяет домен верхнего уровня: at — Австрия, be — Бельгия, de — Германия, ш — Россия и т.д. Поддерживается также домен su (Soviet Union), в настоящее время регистрация доменных имен в зоне su вновь возобновлена.

Домен верхнего уровня su появился в Интернете в 1990 г., когда Ассо­циация пользователей UNIX (SUUG — Soviet UNIX User's Group) за­регистрировала этот домен для применения на территории СССР; эта же ассоциация выполняла функции администрирования домена, к на­чалу 1994 г. функции администрирования были переданы в РосНИИ-РОС. В октябре 2001 г. было принято решение об открытии зоны su для свободной регистрации, но в январе 2002 г. в соответствии с реше­нием Фонда развития Интернета регистрация вновь была приостанов­лена. После изучения состояния доменной зоны su Фондом было при­нято решение о необходимости ее развития и 27 июня 2003 г. была во­зобновлена открытая регистрация доменов второго уровня в зоне su. К 15-летней годовщине распада СССР организация 1CANN приняла решение о закрытии домена su. На состоявшейся в декабре 2006 г. в бра­зильском городе Сан-Паулу конференции были объявлены планы по ли­квидации некоторых устаревших доменных имен: уи (бывшая Югосла­вия), gb (почти не используется в Великобритании) и su, поскольку ранее были уже удалены домены Чехословакии (cs), ГДР (dd) и Заира (zr). С 5 декабря 2006 г. по 31 января 2007 г. продолжалось рассмотрение и сбор мнений по проблеме выхода из обращения этих доменов. Всесто­роннее обсуждение различных аспектов этой проблемы превратилось, скорее, в демонстрацию протестов против формальных подходов — за­щитники домена su обращали внимание на то, что в настоящее время он является не государственным, а территориальным. Статистика показы­вает, что около 95% доменов второго уровня зарегистрированы в Россий­ской Федерации, а остальная часть — почти в четырех десятках стран (причем не только в бывших советских республиках, но даже в таких странах, как, например, Санта-Лусия), причем подавляющая часть доме­нов второго уровня зарегистрирована юридическими лицами. Принимая во внимание состоявшийся обмен мнениями, а также тот факт, что доме­ны su и уи не были оставлены своими регистраторами, корпорация ICANN в феврале 2007 г. отказалась отрешения закрытия доменов стран, прекративших свое существование, в том числе и домена su.

Часто доменные имена начинаются с определения используе­мого сервиса (www — World Wide Web), хотя это совершенно не обязательно.

При выборе доменного имени необходимо учесть, что оно должно содержать название фирмы или наименование торговой марки (бренда). Это связано с психологией поиска в Интернете, поскольку большинство пользователей, желающих найти опреде­ленный сайт, прежде всего пытаются набрать адрес www.имя_фиpмы.com или www.название_организации.org. В случае, если по на­бранному адресу пользователь не обнаружит требуемую фирму, он легко может набрать адрес конкурента.

Некоторые коды стран являются более привлекательными из-за не­преднамеренно появляющегося коммерческого имиджа. Так, малень­кая островная страна Тувалу имеет код «tv» и активно предлагает его для использования различным телевизионным каналам и компаниям. Аналогично Микронезия может получить выгоды от продажи своего кода «fm» различным FM-радиостанциям, а Туркмения — от продажи кода «tm» для доменных имен сайтов с защищенными торговыми мар­ками.

На мировом уровне распределением IP-адресов и администри­рованием системы DNS занимается некоммерческая организация The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN). В России некоторое время эти вопросы решала Автономная неком­мерческая организация «Региональный сетевой информационный центр» (RU-CENTER), в настоящее время функционирует Коор­динационный центр национального домена сети Интернет, кото­рый проводит аккредитацию и выдает лицензии компаниям-реги­страторам на выдачу доменных имен (RU-CENTER продолжает оставаться крупнейшим регистратором, на долю которого по ито­гам 2006 г. пришлось 60% новых подключений).

ICANN периодически вводит новые региональные зоны, например ей для единой Европы и asia для ресурсов Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона, причем в зоне asia предполагается регистрация доменных имен и на региональных языках. Одобрены также новые доменные имена верхнего уровня mobi и jobs: домен mobi предоставляется операторам мобильной связи и другим поставщикам мобильных телематических служб; адреса в домене jobs получают сайты, связанные с предложени­ем и поиском работы. Новая доменная зона travel предназначена для сайтов о туризме, для туристических компаний и ресторанов. Офици­альный регистратор нового домена, нью-йоркская фирма Tralliance регистрирует только организации, документально подтвердившие причастность к этой сфере, что может служить пользователям гаран­тией того, что компания, к которой они обращаются, действительно обладает полномочиями на туристскую деятельность. В 2007 г. начи­нается регистрация в телефонном домене tel — корпорация ICANN одобрила идею создания такого домена и передала права на регистра­цию доменных имен в этой зоне британской компании Telnic Limited. С начала 2007 г. должна была открыться регистрация доменных имен на русском языке в зоне ш, но пока она перенесена на неопределенный срок; возможно, в 2008 г. появится доменная зона .рф.

Регистрация доменного имени

Как правило, доменные имена регистрируются по принципу «пер­вому обратившемуся», регистрация осуществляется в заявительном порядке (регистрируется первая полученная заявка). Этим пользу­ются так называемые киберпираты или кибереквоттеры, регистри­рующие доменные имена, идентичные названиям известных ком­паний или товарных знаков. Впервые в международной практике с этим столкнулись такие известные компании, как McDonalds, Rolls Royce, Coca-Cola — когда они с некоторым опозданием решили об­ратить внимание на возможности электронной коммерции, оказа­лось что соответствующие доменные имена уже зарегистрированы киберскво1терами, которые предложили их выкупить за громадные суммы. Компаниям не удалось использовать правовые нормы, пре­дусмотренные для охраны товарных знаков, поскольку сама по себе регистрация доменного имени не может рассматриваться как ис­пользование товарного знака. Разрешение подобных споров воз­можно лишь в арбитражном порядке или в судах общей юрисдик­ции. Действующий под эгидой Всемирной организации интеллек­туальной собственности (ВОИС) (The World Intellectual Property Organization, WIPO) Центр посредничества и арбитража (Arbitration and Mediation Center) получил первое заявление о конфликте по по­воду доменного имени в 1999 г. В апреле 1999 г., вслед за заверше­нием первого процесса по названиям доменов WIPO опубликовала доклад, озаглавленный «Управление именами и адресами в Интер­нет: проблемы интеллектуальной собственности», в котором основное внимание уделялось проблемам, возникающим в связи с конфликтом между товарными знаками и названиями доменов. Ре­комендации, сформулированные в этом докладе, в значительной мере были реализованы ICANN и привели к созданию успешной административной системы по урегулированию споров по назва­ниям доменов, включая товарные знаки, а также систему наилуч шей практики для органов, регистрирующих названия доменов, направленную на предотвращение таких столкновений.

ICANN были приняты Единые правила рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDRP), в которых подробно рассматриваются намерения стороны при регистрации и способы использования доменного имени, ко­торые следует считать недобросовестными: обстоятельства, указы­вающие на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя в целях продажи владельцу товарного знака или в целях помешать деятель­ности конкурента. Согласно этим же правилам, владелец домена может доказать свои права на домен, если он использовал домен до получения уведомления о споре для добросовестного предложения товаров и услуг, или ответчик широко известен по доменному име­ни, или ответчик законно и добросовестно использует доменное имя без намерения извлечь коммерческую выгоду.

На основе процедуры UDRP целый ряд доменных имен был возвра­щен законным владельцам. Одним из известных примеров такого рода явился процесс по домену starbuckscoffee, спор вокруг которого длился более шести лет: предприимчивый киберсквоттер зарегистрировал это доменное имя в 1997 г., но лишь с вступлением в силу (в феврале 2000 г.) процедуры UDRP международной кофейной сети Starbucks (Сиэтл) удалось разрешить спор по этому домену. В 2003 г. Арбитраж­ный центр ВОИС признал доказанными все факты, подтверждающие согласно UDRP недобросовестность регистрации, что соответственно привело к вынесению решения о передаче домена кофейной сети Starbucks.

Число дел по урегулированию споров о доменных именах, рас­смотренных арбитрами ВОИС, насчитывает уже несколько десят­ков тысяч, причем большая часть споров приходится на домен com, на втором месте — домен net. Арбитражно-посреднический центр ВОИС также участвует в разрешении споров по многоязычным до­менным именам (представленным символами национальных ал­фавитов), число таких исков постоянно растет. Анализ полученных ВОИС исков подтверждает многонациональный характер захвата доменов. На сегодняшний день на рассмотрение принимаются дела на 12 языках: английском, немецком, французском, япон­ском, китайском, русском, норвежском, корейском, португаль­ском, испанском, итальянском и голландском. Географическое распределение сторон, вовлеченных в доменные споры, рассматриваемые Центром ВОИС в соответствии с UDRP, охватывает 136 стран мира.

В США в 1999 г. был принят законопроект, направленный на предотвращение регистрации с корыстной целью доменных имен, похожих на известные торговые марки (не обязательно полностью идентичных им), под названием «Акт 1999 года о предотвращении нелегального использования доменных имен».

Возможность применения альтернативного порядка разреше­ния споров предусмотрена и российским законодательством. Сто­роны вправе передать спор на разрешение третейского суда или международного арбитража. Обязательными условиями для того, чтобы спор мог рассматриваться в международном арбитраже, являются, в частности, наличие зарубежного коммерческого пред­приятия у одного из участников спора или то, что один из участни­ков спора является предприятием с иностранными инвестициями, что относится к незначительной части российских пользователей Интернета. Для рассмотрения споров о доменных именах в России созданы третейские суды, но владельцы товарных знаков, оспари­вая права на использование домена, предпочитают отстаивать свои интересы в судах общей юрисдикции или арбитражном суде, так как ответчики добровольно не готовы рассматривать спор в третей­ском суде.

После принятия Единых правил рассмотрения споров о домен­ных именах и мер по их реализации возможность для недобросове­стного киберсквоттинга товарных знаков в названиях доменов верхнего уровня была в значительной степени уменьшена. Регист­рация доменов второго уровня теперь проводится сначала только для владельцев торговых знаков. Правда, в настоящее время разви­вается другое явление, получившее название «тайпсквоттинг» — регистрация доменных имен, схожих с именами известных сайтов, но написанных с учетом распространенных ошибок при наборе. С этим явлением практически невозможно бороться юридически­ми методами, и у фирмы остается только один выход — помимо имени сайта типа « www.нaзвaниe_фиpмы.com» зарегистрировать также все имена, которые пользователь может набрать по ошибке, желая попасть на сайт фирмы. Наиболее известным примером тайпсквоттинга является сайт www.whitehouse.com (настоящий сайт американского Белого дома имеет адрес www.whitehouse.gov).

Не менее серьезную проблему представляет собой хайджекинг — захват доменных имен, т.е. преступное присвоение доменных имен, по праву принадлежащих их законным владельцам. До­менное имя в настоящее время становится маркетинговым инстру­ментом ведения сетевого бизнеса, и его похищение может иметь самые неприятные последствия и нанести значительный матери­альный ущерб владельцу домена. Ущерб помимо самого владельца несут также его клиенты и деловые партнеры. Похищение домен­ных имен зачастую происходит в результате ошибок при регистра­ции, несоблюдения правил передачи доменов, пренебрежения пра­вилами регистрации и использования доменов регистраторами, их партнерами и самими владельцами. Порой обладатели теряют свои доменные имена из-за собственной халатности, забывая вовремя произвести оплату за перерегистрацию на следующий срок.

Несмотря на то, что похищение доменных имен — относительно новое явление, существует множество примеров их передачи вопреки жела­нию или без согласия законного владельца. Большой резонанс, на­пример, в 2005 г. вызвала потеря крупной интернет-компанией до­менного имени panix.com. В связи с различными причинами своих владельцев меняли домены Sex.com, ClubVibes.com, Commercials.com, iFly.com, Hackers.com, Wifi.com, Nike.com, Babayiz.com, HZ.com, HushMail.com, 2e.com, Ssk.org, Ebay.de и др.

Для формирования цивилизованного вторичного рынка до­менных имен в сети создаются специальные аукционы, позволяю­щие защитить от возможного обмана как продавца, так и покупате­ля. Куплей-продажей доменных имен занимаются «доменные аг-регаторы», т.е. фирмы — собиратели доменов, большую часть прибыли они получают за счет рекламы. В ряде стран существуют специализированные торговые площадки для продажи доменных имен, как, например, Sedo.com, Afternic.com, GreatDomains.com и т.д. В России вторичный рынок доменов возник в 2004 г. с откры­тием компанией RU-CENTER площадки «Аукцион доменных имен». Уровень продаж доменных имен постоянно возрастает, первые строчки в рейтинге самых крупных сделок занимают такие имена, как, например, hoteIdeals.com, own.com, fun.mobi (сумма 20 наиболее крупных сделок в рамках этого аукциона составила 885 тыс. долл.).