logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

4.6. Гарантии качества товара

Гарантии являются неотъемлемым компонентом всего комплекса условий качества, особенно в контрактах на поставку машин и оборудования. Поэтому условия о гарантиях нередко выделяются в отдельную статью внешнеторгового контракта, порой значительную по объему (целая страница и более).

Объем и срок гарантий

В современной международной торговле продавцы стремятся вызвать интерес к покупке своих товаров не только их высоким качеством, но и предоставлением определенных гарантий в отношении потребительских свойств соответствующих товаров. Гарантии предоставляются в обязательном порядке на все технические изделия и па многие другие товары, включая продовольственные и непродовольственные потребительские товары относительно их пригодности к употреблению, сроков использования, хранения и т.п.

Естественно, Покупатель заинтересован получить от Продавца гарантии по качеству товара в возможно большем объеме. Поэтому в импортных контрактах предмет гарантии излагается весьма широко. В частности, оговаривается не только высокое качество самого изделия, отсутствие видимых и скрытых дефектов, но и надежность применяемых для изготовления материалов, надлежащая обработка, конструктивное исполнение, необходимые технологические свойства и т.д.

Покупатель нередко стремится увеличить гарантийный срок, а Продавец — по возможности сократить его. Однако, если гарантийный срок существенно увеличивается против обычного, это может повлечь удорожание товара. К тому же при импорте комплектного оборудования для сооружения крупных промышленных объектов важно соблюдать предусмотренные сроки выполнения строительно-монтажных работ и ввода оборудования в эксплуатацию; иначе не удастся уложиться и в увеличенные гарантийные сроки.

Существенно указать в контракте, с какого момента исчисляется гарантийный срок. Для большинства пищевых продуктов, включая консервированную продукцию, этот срок начинается с даты изготовления. Поэтому до заключения контракта надо проверить, когда была изготовлена закупаемая партия товара. Если окажется, что срок годности (хранения) продукции уже истекает, такую партию закупать не следует.

Если позволяет специфика товара, российскому Покупателю выгодно, чтобы отсчет гарантийного срока начинался с даты реализации товара на внутреннем рынке (для потребительских товаров) либо с даты ввода в эксплуатацию (для промышленного оборудования). Приемлемо для Покупателя исчисление гарантийного срока с момента получения товара. Во многих случаях гарантийный срок отсчитывается с даты поставки товара, определяемой базисом поставки. Для транспортных средств срок действия гарантии обычно исчисляется в километраже пробега.

Гарантийный период для оборудования может определяться в контракте двояким путем: указывается гарантированный срок эксплуатации (например, 24 месяца), но не более предельного срока с даты поставки (соответственно 36 месяцев). Такой порядок определения гарантийного периода имеет существенное значение, когда Продавец опасается, что Покупатель не обеспечит своевременный монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию.

Как объем гарантийных обязательств, так и срок гарантии входят в ряд важных факторов повышения конкурентоспособности товара.

Продавец предоставляет Покупателю все необходимые инструкции по монтажу, установке, наладке, эксплуатации оборудования, надлежащему использованию и хранению других товаров, обеспечивая перевод соответствующих инструкций на язык страны Покупателя, что совершенно обязательно для товаров массового потребления.

Одновременно Продавец требует от Покупателя неукоснительного соблюдения в течение всего гарантийного периода предоставленных инструкций по эксплуатации поставленного оборудования. В случае несоблюдения Покупателем или конечными потребителями (пользователями) инструкций Продавца последний вправе отказаться от ответственности за произошедшие повреждения или порчу товара.

Уместно в контракте предусмотреть порядок устранения дефектов, выявленных в течение гарантийного периода, который наиболее устраивал бы российского Покупателя и конечных потребителей закупленного товара, а также оплату расходов, связанных с устранением дефектов, и применение штрафных санкций за дефектность (некомплектность) поставленного товара. К дефектам самого товара может приравниваться и дефектность технической документации, а также нарушение патентных прав третьих лиц, допущенных иностранным Продавцом.

Содержание гарантий на ввозимое оборудование

Весьма обширный объем гарантий предусматривается в контрактах на импорт оборудования. Конкретное содержание статьи «Гарантии» можно проиллюстрировать примером из контракта на импорт комплектных индукционных тигельных печей, заключенного отечественной внешнеторговой организацией с крупной японской компанией.

Таким образом, отечественный Покупатель предусмотрел в своих интересах многие обстоятельства, касающиеся предоставления Продавцом гарантий в отношении высокого качества ввозимого оборудования, его нормальной работы в течение установленного срока и долговечности, технической документации, устранения обнаруженных дефектов, применения штрафных санкций, командирования специалистов Продавца, защиты патентных прав.

Большой объем гарантий иностранного Продавца предусматривается также в контрактах на импорт других видов комплектного оборудования, заключаемых с крупными западными компаниями.

Помимо вышеуказанных условий в контракты могут еще включаться следующие обязанности Продавца:

Завершив изложение основных вопросов, относящихся к характеристике качества товара и сопредельным условиям контракта, перейдем к следующему важному условию — цене и сумме контракта.