4.6. Гарантии качества товара
Гарантии являются неотъемлемым компонентом всего комплекса условий качества, особенно в контрактах на поставку машин и оборудования. Поэтому условия о гарантиях нередко выделяются в отдельную статью внешнеторгового контракта, порой значительную по объему (целая страница и более).
Объем и срок гарантий
В современной международной торговле продавцы стремятся вызвать интерес к покупке своих товаров не только их высоким качеством, но и предоставлением определенных гарантий в отношении потребительских свойств соответствующих товаров. Гарантии предоставляются в обязательном порядке на все технические изделия и па многие другие товары, включая продовольственные и непродовольственные потребительские товары относительно их пригодности к употреблению, сроков использования, хранения и т.п.
Естественно, Покупатель заинтересован получить от Продавца гарантии по качеству товара в возможно большем объеме. Поэтому в импортных контрактах предмет гарантии излагается весьма широко. В частности, оговаривается не только высокое качество самого изделия, отсутствие видимых и скрытых дефектов, но и надежность применяемых для изготовления материалов, надлежащая обработка, конструктивное исполнение, необходимые технологические свойства и т.д.
Покупатель нередко стремится увеличить гарантийный срок, а Продавец — по возможности сократить его. Однако, если гарантийный срок существенно увеличивается против обычного, это может повлечь удорожание товара. К тому же при импорте комплектного оборудования для сооружения крупных промышленных объектов важно соблюдать предусмотренные сроки выполнения строительно-монтажных работ и ввода оборудования в эксплуатацию; иначе не удастся уложиться и в увеличенные гарантийные сроки.
Существенно указать в контракте, с какого момента исчисляется гарантийный срок. Для большинства пищевых продуктов, включая консервированную продукцию, этот срок начинается с даты изготовления. Поэтому до заключения контракта надо проверить, когда была изготовлена закупаемая партия товара. Если окажется, что срок годности (хранения) продукции уже истекает, такую партию закупать не следует.
Если позволяет специфика товара, российскому Покупателю выгодно, чтобы отсчет гарантийного срока начинался с даты реализации товара на внутреннем рынке (для потребительских товаров) либо с даты ввода в эксплуатацию (для промышленного оборудования). Приемлемо для Покупателя исчисление гарантийного срока с момента получения товара. Во многих случаях гарантийный срок отсчитывается с даты поставки товара, определяемой базисом поставки. Для транспортных средств срок действия гарантии обычно исчисляется в километраже пробега.
Гарантийный период для оборудования может определяться в контракте двояким путем: указывается гарантированный срок эксплуатации (например, 24 месяца), но не более предельного срока с даты поставки (соответственно 36 месяцев). Такой порядок определения гарантийного периода имеет существенное значение, когда Продавец опасается, что Покупатель не обеспечит своевременный монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию.
Как объем гарантийных обязательств, так и срок гарантии входят в ряд важных факторов повышения конкурентоспособности товара.
Продавец предоставляет Покупателю все необходимые инструкции по монтажу, установке, наладке, эксплуатации оборудования, надлежащему использованию и хранению других товаров, обеспечивая перевод соответствующих инструкций на язык страны Покупателя, что совершенно обязательно для товаров массового потребления.
Одновременно Продавец требует от Покупателя неукоснительного соблюдения в течение всего гарантийного периода предоставленных инструкций по эксплуатации поставленного оборудования. В случае несоблюдения Покупателем или конечными потребителями (пользователями) инструкций Продавца последний вправе отказаться от ответственности за произошедшие повреждения или порчу товара.
Уместно в контракте предусмотреть порядок устранения дефектов, выявленных в течение гарантийного периода, который наиболее устраивал бы российского Покупателя и конечных потребителей закупленного товара, а также оплату расходов, связанных с устранением дефектов, и применение штрафных санкций за дефектность (некомплектность) поставленного товара. К дефектам самого товара может приравниваться и дефектность технической документации, а также нарушение патентных прав третьих лиц, допущенных иностранным Продавцом.
Содержание гарантий на ввозимое оборудование
Весьма обширный объем гарантий предусматривается в контрактах на импорт оборудования. Конкретное содержание статьи «Гарантии» можно проиллюстрировать примером из контракта на импорт комплектных индукционных тигельных печей, заключенного отечественной внешнеторговой организацией с крупной японской компанией.
Продавец гарантирует:
поставляемое оборудование соответствует наивысшим достижениям мировой науки и техники, которые существуют на данный вид оборудования на момент исполнения контракта;
высокое качество материалов, применяемых для изготовления оборудования, безупречную обработку и высокое качество технического исполнения и монтажа, обеспечивающие обычную для поставляемого вида оборудования долговечность;
поставляемое оборудование изготовлено в полном соответствии с описанием, техническими условиями, спецификацией и условиями контракта; испытано, обеспечивает предусмотренную производительность и качество выпускаемой продукции при условии эксплуатации и обслуживания оборудования в соответствии с инструкциями Продавца;
доброкачественность, полноту и комплектность технической документации и чертежей, предусмотренных контрактом.
Срок гарантии нормальной и бесперебойной работы оборудования устанавливается в 12 месяцев с даты пуска его в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки последней части оборудования, без которой оборудование не может быть пущено в эксплуатацию. Эти сроки соответственно продлеваются, если имела место задержка в пуске оборудования в эксплуатацию или эксплуатация была приостановлена не по вине Покупателя. Указанный срок гарантии не распространяется на быстроизнашивающиеся части.
Датой пуска оборудования в эксплуатацию считается дата подписания «Протокола о проведении окончательных испытаний и сдачи оборудования в эксплуатацию».
Если в период пуска и/или окончательных испытаний и/или в течение сроков гарантии выявятся недостатки, неполнота и/или некомплектность оборудования и/или технической документации полностью или частично, то независимо от того, могло ли это быть установлено при испытании на заводах Продавца или субпоставщиков, Продавец обязуется незамедлительно за свой счет устранить все обнаруженные дефекты путем исправления либо замены дефектного оборудования или его частей новым доброкачественным оборудованием. В этом случае Покупатель вправе потребовать от Продавца уплаты штрафа, как за просрочку в поставке, считая с даты заявления претензии по день устранения дефекта или по дате поставки нового оборудования взамен забракованного.
Замененная дефектная техническая документация, оборудование и/или части возвращаются Продавцу по его требованию и за его счет в срок, согласованный сторонами. Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных предметов, как на территории страны Покупателя и страны транзита, так и на территории страны Продавца, несет Продавец. Указанный выше срок гарантии в отношении нового оборудования, машин, аппаратов или частей, поставленных взамен дефектных, начинается снова с момента ввода их в эксплуатацию.
Если Продавец по требованию Покупателя без промедления не устранит заявленных дефектов, то Покупатель вправе устранить их сам за счет Продавца без ущерба для своих прав по гарантии, причем Продавец обязан оплатить ремонт в сумме фактических расходов, нормальных для данного рода операций. Мелкие недостатки, не терпящие отсрочки и не требующие участия Продавца в их устранении,исправляются Покупателем с отнесением на Продавца фактических расходов.
Если обе стороны признают обнаруженные дефекты неустранимыми или на их устранение требуется более 4 месяцев, то Покупател ь вправе отказаться от контракта. В этом случае Продавец возвращает Покупателю стоимость поставленного оборудования, уплачивает штраф в размере 8% цены контракта и возмещает Покупателю понесенные им в связи с этим убытки.
В случае, если Покупатель не воспользуется своим правом аннулировать контракт, то Продавец обязан без промедления за свой счет устранить все дефекты и уплатить Покупателю штраф в размере 8% стоимости оборудования.
Продавец обязуется по требованию Покупателя направить своих специалистов для осуществления шефмонтажа и пуска в эксплуатацию оборудования, поставленного по контракту.
Продавец гарантирует Покупателю, что Продавец обладает в необходимом объеме правами на все соответствующие патенты и изобретения на поставляемое оборудование и что оборудование, поставленное по контракту, может быть использовано Покупателем без ка-ких-либо претензий со стороны третьих лиц и без нарушения каким-либо образом их прав. В случае, если Покупателю или его клиентам в стране Покупателя будут предъявлены со стороны третьих лиц какие-либо претензии, связанные с нарушением их патентных прав, Продавец обязуется в таком случае возместить Покупателю все расходы и убытки, причиненные ему или его клиентам, связанные с нарушением этих прав. Покупатель по получении каких-либо претензий со стороны третьих лиц, адресованных ему или его клиентам и основанных на таком нарушении, немедленно извещает об этом Продавца, и Продавец должен за свой счет и риск принять меры к урегулированию заявленных претензий третьих лиц.
Таким образом, отечественный Покупатель предусмотрел в своих интересах многие обстоятельства, касающиеся предоставления Продавцом гарантий в отношении высокого качества ввозимого оборудования, его нормальной работы в течение установленного срока и долговечности, технической документации, устранения обнаруженных дефектов, применения штрафных санкций, командирования специалистов Продавца, защиты патентных прав.
Большой объем гарантий иностранного Продавца предусматривается также в контрактах на импорт других видов комплектного оборудования, заключаемых с крупными западными компаниями.
Помимо вышеуказанных условий в контракты могут еще включаться следующие обязанности Продавца:
предоставить в распоряжение Покупателя в необходимом объеме знания и опыт (ноу-хау) для обеспечения нормальной эксплуатации поставляемого оборудования;
информировать Покупателя о всех усовершенствованиях и технических новшествах и передавать ему соответствующую техническую документацию как в период изготовления оборудования, так и в течение определенного срока после пуска оборудования в эксплуатацию;
поставлять Покупателю в течение гарантийного периода необходимое количество быстроизнашивающихся запасных частей и др.
Завершив изложение основных вопросов, относящихся к характеристике качества товара и сопредельным условиям контракта, перейдем к следующему важному условию — цене и сумме контракта.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы