logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

3.2. Нормативно-правовая база вэд

Участники ВЭД должны хорошо знать нормативную базу и правила ведения коммерческой деятельности на внешних рынках, установленные в нашей стране и за рубежом, и постоянно отслеживать происходящие изменения в этой области.

Нормативно-правовая база ВЭД включает российские законодательные и иные правовые акты, международные двусторонние и многосторонние договоры РФ по торгово-экономическим вопросам. Действующие в России нормативные документы обязательны для применения всеми участниками ВЭД.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 7 ГК РФ; Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»). Правила, установленные международным договором, имеют приоритет по сравнению с национальными законодательными нормами.

Положения многих международных актов имеют разно обязательную юридическую силу для российских хозяйствующих субъектов, а именно:

  1. вполне обязательные для применения, считающиеся нормативными требованиями;

  2. имеющие не обязательный, а рекомендательный характер, т.е. применяющиеся факультативно, но некоторые из них могут настоятельно рекомендоваться для применения;

  3. содержащие как императивные нормы, предусматривающие обязательное их соблюдение, гак и диспозитивные правила, не ограничивающие права заинтересованных сторон действовать по взаимной договоренности и применяемые при решении неурегулированных вопросов.

Кроме того, в мировой торговой практике немаловажную роль играют сложившиеся национальные или международные торговые обычаи, деловые обыкновения (узансы). Под торговыми обычаями понимаются сложившиеся и устоявшиеся единообразные правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих областях торговли, разумные и определенные по содержанию. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов по тем или иным вопросам. Эти торговые обычаи могут серьезно приниматься во внимание при арбитражном разбирательстве споров между сторонами внешнеторгового контракта.

К настоящему времени в России сложилась довольно обширная законодательная база ВЭД, причем постоянно продолжается ее пополнение и совершенствование. В начале нынешнего десятилетия был принят крупный пакет новых законов и скорректированы многие прежние с учетом норм ВТО. Для проработки важных законопроектов нередко требуется длительное время. Выявляемые пробелы в законодательстве могут восполняться указами Президента, которые имеют силу законодательных актов.

В современном российском законодательстве можно выделить две группы законов, регулирующих различные стороны ВЭД: (1) специальные законы по вопросам ВЭД и (2) законы более общего характера, имеющие в той или иной части отношение к ВЭД.

Из федеральных законов, посвященных специально (преимущественно или в значительной мере) вопросам ВЭД, отметим следующие: Таможенный кодекс РФ, законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле», «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «Об экспорте газа», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Об участии в международном информационном обмене», «О государственном контроле за осуществлением международных авиационных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения», «О международном коммерческом арбитраже», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.

Более обширна другая группа законов, которые содержат нормы, регламентирующие те или иные стороны ВЭД в увязке с более общими хозяйственными, финансовыми, социальными, транспортными, информационными, общегражданскими и другими вопросами. Многие из них перечислены в Приложении. При изучении этих законов важно обращать внимание на положения, относящиеся к тем или иным сторонам ВЭД.

Сошлемся еще раз на ГК РФ, в котором содержится немало глав, касающихся как внутрихозяйственных, так и внешнеэкономических вопросов, в частности: