logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

1.3. Внешнеэкономический комплекс страны

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны. Организационное построение современной ВЭД во всероссийском масштабе складывается из следующих звеньев:

Высшие органы государственной власти

Высший уровень ВЭД сосредоточен в главных органах российской государственной власти. Это — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной и судебной власти. На этом уровне издаются основные нормативные акты, формирующие внутрироссийские организационно-правовые и экономические условия, правила осуществления ВЭД, обязательные для всех юридических и физических лиц на территории страны.

Деятельность государственной власти имеет также внешнюю направленность, призванную обеспечить благоприятные международные условия для работы российских участников ВЭД на зарубежных рынках на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и недискриминации во взаимной торговле, а также защиту российских участников ВТД от недобросовестной иностранной конкуренции. Это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международных договоров торгово-экономического характера и обеспечения контроля за их соблюдением, участием российской стороны в международных экономических организациях, товарных соглашениях, смешанных российско- иностранных межправительственных комиссиях по торгово-эко­номическому и научно-техническому сотрудничеству.

Президент РФ как глава государства определяет основные на­правления государственной внешнеэкономической политики и осуществляет иные полномочия в сфере ВЭД. Президенту подчи­нены его уполномоченные в семи федеральных округах России.

На основании указов Президента РФ были образованы Комис­сии по экспортному контролю РФ и по вопросам военно-техниче­ского сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Го­сударственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные за­коны, в том числе по вопросам, относящимся к ВЭД, которые под­писывает Президент РФ.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституци­онным законом «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2007 г. № З-ФКЗ) разрабатывает и реализует государст­венную политику в сфере международного экономического, фи­нансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом (ст. 14), осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государства­ми (ст. 15), осуществляет регулирование и государственный кон­троль в сфере ВЭД, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества (ст. 21). Правительственные акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства, а акты по оперативным и другим текущим вопро­сам, не имеющим нормативного характера, — в форме распоряже­ний Правительства (ст. 23).

Правительство образовало несколько комиссий, координирую­щих работу федеральных органов в сфере ВЭД и подготавливаю­щих решения по соответствующим вопросам: Комиссию Прави­тельства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможен­но-тарифной политике, Межведомственную комиссию по вопросам взаимодействия РФ с ОЭСР, Межведомственную комис­сию по вопросам ВТО.

Президенту и Правительству подчинены отраслевые и регио­нальные органы, занимающиеся вопросами ВЭД в соответствии с наделенными полномочиями и образующие отраслевые и регио­нальные компоненты управленческого звена ВЭК.

Отраслевые органы

Различные направления ВЭД в настоящее время подведомственны нескольким федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции, установленной Президентом РФ и Правительст­вом РФ.

В результате административной реформы 2004 г. сложилась трехуровневая система федеральной исполнительной власти:

Основной орган исполнительной власти, ведающий вопросами ВЭД, неоднократно реорганизовывался в течение 1990-х гг. С 2000 г. ключевые вопросы ВЭД находятся в ведении Министер­ства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразви­тия), причем за истекший период в Положение об этом министер­стве неоднократно вносились изменения.

Минэкономразвития наделено многочисленными функциями, включая выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, инвестиционной деятельности, создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) на территории РФ. Это министерство осуществляет выдачу лицен­зий и иных разрешительных документов на осуществление экс­портно-импортных операций с отдельными видами товаров, выда­чу паспортов бартерных сделок, проведение конкурсов и аукцио­нов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров.

Федеральная таможенная служба (ФТС), подчиненная непо­средственно Правительству РФ, осуществляет функции по выра­ботке государственной политики и нормативному правовому регу­лированию в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контра­бандой, иными преступлениями и административными правона­рушениями. ФТС обеспечивает таможенное оформление и кон­троль всех внешнеторговых грузов, пересекающих границу РФ.

Определенные полномочия в области ВЭД имеют Министерст­во финансов, Министерство промышленности и энергетики, Ми­нистерство сельского хозяйства, Министерство транспорта, Ми­нистерство информационных технологий и связи, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социаль­ного развития, Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральное агентство по туризму и ряд других органов исполни­тельной власти.

Центральный банк (ЦБ РФ) возглавляет банковскую систему страны В нее входят государственные и негосударственные банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Российский экспортно-им­портный банк, Сбербанк и свыше тысячи других коммерческих банков, например, Уралсиб, Газпромбанк, Международный Про­мышленный Банк, Альфа-банк, Банк Москвы и др. ЦБ РФ лицен­зирует ведение валютных операций всеми коммерческими банка­ми, обслуживающими участников ВЭД.

Деятельность ряда федеральных органов исполнительной вла­сти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю территорию страны через их территориальные органы.

Территориальные (региональные) органы

Минэкономразвития руководит деятельностью своих территори­альных органов (управления уполномоченных и их представительст­ва) в федеральных округах, отдельных районах и субъектах РФ.

В системе ФТС действует около двух десятков региональных та­моженных управлений, которые руководят работой многих сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные органы постоянно взаимодействуют с другими государственными органами и рядом общественных ор­ганизаций в соответствующих субъектах РФ.

На территории страны имеются региональные представительства некоторых подразделений центрального аппарата Минфина и ряда других федеральных органов исполнительной власти, а также терри­ториальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.

В ВЭД активно включились субъекты РФ в лице местных орга­нов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, а также муниципальные образования. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем ряд вопросов ВЭД является предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были об­разованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых доста­точно крупных субъектах РФ — министерства внешнеэкономических связей. Администрация субъекта РФ может предоставлять муници­пальным образованиям определенные права в области ВЭД.

Хозяйственные комплексы, отрасли и предприятия, включенные в ВЭД

Совокупный производственный потенциал страны можно считать фундаментальной основой ВЭК. Предприятия различных отраслей экономики обеспечивают производство товаров для экспорта (из­готовление, заготовку, доработку, упаковку, маркировку) и подго­товку их к отправке за границу. Также на отечественных предприя­тиях осуществляется переработка или доработка (расфасовка, рас­сортировка, переупаковка) многих видов ввозимых из-за границы товаров для удовлетворения производственных или личных нужд российских потребителей. Часть импортной продукции реализует­ся в стране без переработки через торгово-сбытовую сеть.

В последние годы наиболее экспортоориентированы компании и предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) (до­быча, переработка и экспорт нефтетоваров, газа, угля и электро­энергии), а также метеллургического (МК) (черные и цветные металлы и продукция их переработки), лесохимического (ЛХК) (лесотовары и целлюлозно-бумажные изделия) и оборонно-про­мышленного комплекса (ОПК) (военная техника).

Основные участники ВЭД — хозяйствующие субъекты

В оперативно-коммерческое звено ВЭК входит множество хозяй­ствующих субъектов, непосредственно осуществляющих экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Нынешний состав участников ВЭД весьма неоднороден. Срав­нительно немногочисленную группу наиболее квалифицирован­ных и авторитетных участников ВЭД составляют специализирован­ные внешнеэкономические организации. В эту группу входят несколь­ко десятков государственных внешнеэкономических объединений (ВЭО) и негосударственных внешнеторговых компаний (преиму­щественно акционерных обществ, в том числе отраслевых, регио­нальных и действующих в системе ТПП), а также внешнеторговые фирмы (ВТФ) крупных предприятий. Многие внешнеэкономиче­ские объединения имеют солидный опыт работы на внешнем рын­ке, накопленный в предыдущие десятилетия.

Количество государственных ВЭО в предыдущие годы резко сократилось в связи с проведением разгосударствления и привати­зации в этом секторе ВЭД. Соответственно их удельный вес в об­щем объеме экспортно-импортных операций теперь снизился до менее 5%. Но по отдельным направлениям внешней торговли еще играют заметную роль некоторые государственные или полугосу­дарственные (со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций государства) организации.

Подавляющая часть участников ВЭД — это организации (пред­приятия) негосударственных форм собственности — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие коммерческие организации. Их деятельность во внешнеэкономи­ческой сфере, опирающаяся на основную хозяйственную деятель­ность — производственную, становится главной составляющей всей ВЭД страны. Однако из общего числа производственных предприятий лишь около 10% самостоятельно реализуют свою продукцию на внешнем рынке.

Ныне примерно 2/з российского экспорта обеспечивают 60—70 крупных участников ВЭД. Среди экспортеров нефтетоваров лидируют вертикально-интегрированные компании: «ЛУКойл», «ТНК-БП», «Роснефть», «Сургутнефтегаз». Продолжают занимать по существу монопольное положение в экспорте ряда важных това­ров «Газэкспорт» (экспорт газа), «РАО ЕЭС» (экспорт электро­энергии), «АЛРОСА» (экспорт алмазов), «Норильский никель» (экспорт некоторых цветных и драгоценных металлов платиновой группы).

Многочисленной группой нынешних участников ВЭД стали предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). По оценкам специа­листов, в число прямых участников ВЭД входит около 50 тыс. ма­лых и средних предприятий. Пока их доля во внешнеторговом обо­роте страны совсем невелика, но при должной государственной поддержке может значительно возрасти.

Своеобразными участниками ВЭД стали различные некоммер­ческие организации — ассоциации, фонды и др. Некоторые из них в прошлом десятилетии активно занимались торговлей винно-во- дочными и табачными изделиями.

Кроме юридических лиц в ВЭД оказались вовлеченными не­сколько миллионов физических лиц. В конце прошлого века за счет индивидуальной предпринимательской деятельности обеспечива­лось до четверти внутреннего рынка потребительских товаров.

Большинство таких индивидуальных предпринимателей заку­пало в зарубежных странах мелкие партии товаров массового по­требления, относительно дешевых и порой сомнительного качест­ва, для перепродажи на внутреннем рынке России. Этим лицам приходилось многократно ездить за рубеж и оттуда собственными силами везти купленный товар, за что их прозвали «челноками».

Отметим также большую численность новых внешнеэкономи­ческих посредников. Отнюдь не все из них выполняют функции добросовестных посредников, реально заботящихся о предоставле­нии должных услуг отечественным товаропроизводителям и потре­бителям. Среди них оказались и такие, деятельность которых при­влекла внимание правоохранительных органов, в том числе фирмы-«однодневки», совершавшие разовые спекулятивные сдел­ки либо фиктивные внешнеторговые операции в целях перевода валюты за рубеж. В эту среду стали проникать и откровенно крими­нальные элементы.

Организации, содействующие ВЭД

В сфере ВЭД важную роль играют организации, содействующие развитию торгово-экономических связей с зарубежными странами. Наиболее авторитетной из них является Торгово-промышленная па­лата (ТИП) России. Ее деятельность, базирующаяся на Законе РФ «О торгово-промышленных палатах» и Уставе ТПП, охватывает многие сферы предпринимательства — промышленность, внутрен­нюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую сис­тему, услуги.

По данным на 2005 г. членами ТПП являлись свыше 27 тыс. предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, 166 союзов, ассоциаций и других объединений предприни­мателей, действующих на федеральном уровне, около 2 тыс. межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей межрегионального и регионального уровней. В систему ТПП России входит 168 территориальных ТПП, образо­ванных в субъектах РФ и муниципальных образованиях. ТПП РФ является членом Международной торговой палаты (МТП), Международного совета по сотрудничеству торгово-промышлен­ных и хозяйственных палат стран СНГ, Балтии, ЦВЕ, ряда сме­шанных российско-иностранных торговых палат и других между­народных неправительственных организаций.

Под эгидой ТПП создано более десятка организаций внешне­экономической ориентации, в том числе: Экспоцентр, Центр меж­дународной торговли (ЦМТ), Союзпатент, Союзэкспертиза (СОЭКС), Экспертиза собственности (ЭКСО), Проминэкспо и др. В системе ТПП организован Деловой центр, Конгресс-центр, вы­пускаются «Торгово-промышленные ведомости», создана Единая информационно-справочная система (ЕИСС), включающая ин­формационно-маркетинговые центры (ИМЦ) при территориаль­ных палатах.

При ТПП действуют Международный Коммерческий Арбит­ражный суд (МКАС), Морская Арбитражная Комиссия (МАК), Ассоциация диспашеров и Третейский суд для разрешения эконо­мических споров, а также создано более 60 третейских судов при территориальных ТПП.

Многие юридические лица — участники ВЭД объединились в ассоциации, союзы, лиги, гильдии для обеспечения защиты интере­сов своих членов, развития и укрепления деловых связей с ино­странными лицами и их объединениями.

К началу нынешнего десятилетия существовали десятки ассо­циаций делового и научно-технического сотрудничества, создан­ных по отраслевому, территориальному и региональному принци­пу, и многие отраслевые союзы промышленников и экспортеров. В круг наиболее важных задач отраслевых союзов входило повыше­ние эффективности и упорядочение экспорта и импорта, избежа­ние недобросовестной конкуренции, но решать эти задачи удава­лось не всегда.

В середине 1990-х гг. при МВЭС России был создан Совет рос­сийских объединений производителей и экспортеров, в который вошли отраслевые союзы и ассоциации, включающие многие сотни произ­водственных предприятий, совместно с внешнеэкономическими организациями. Этот Совет разработал и утвердил Хартию россий­ских экспортеров. Кроме того, ряд внешнеэкономических органи­заций системы М ВЭС создали Ассоциацию внешнеэкономических ор­ганизаций России (АВЭОР). В целях придания более организован­ного характера торговой деятельности физических лиц в 1998 г. была образована Гильдия российских коробейников.

К группе организаций, содействующих развитию ВТД, отно­сятся научно-исследовательские, информационно-консультационные, редакционно-издательские учреждения и учебные заве­дения.

Среди профилирующих научно-исследовательских институ­тов выделим Всероссийский научно-исследовательский конъюнк­турный институт (ВНИКИ), успешно функционирующий с кон­ца 1940-х гг., и Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей (ВЫИИВС), созданный во второй по­ловине 1980-х гг.

В течение многих десятилетий ВНИКИ выпускает Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), различные справочники, сборники научных трудов, а с 1996 г. издает инфор­мационно-аналитический журнал «Внешнеэкономический ком­плекс России: современное состояние и перспективы» на русском и английском языках.

Различными направлениями внешнеэкономической пробле­матики занимаются несколько институтов РАН: Институт миро­вой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Инсти­тут международных экономических и политических исследований, Институт проблем рынка, Центр внешнеэкономических исследо­ваний (ЦВЭИ), а также ряд отраслевых институтов.

В число наиболее известных периодических изданий по внеш­неэкономическим вопросам входят ранее упомянутые БИКИ, Внешнеэкономический комплекс России, Торгово-промышлен­ные ведомости и выпускаемые в последние годы Внешнеэкономи­ческий бюллетень, Таможенные ведомости, Таможенный вестник.

Профилирующими вузами, готовящими специалистов в облас­ти ВЭД, являются: ВАВТ, МГИМО(У), ВКШ, МИМБ, АНХ при Правительстве РФ, Таможенная академия, РЭАим. Г. В. Плехано­ва и др.

Заграничные представительства и организации

Особую часть ВЭК составляет так называемый заграничный аппа­рат. В него входят Торговые представительства РФ (торгпредства) в иностранных государствах и постоянные представительства РФ при международных экономических организациях, в которых ра­ботают специалисты Минэкономразвития. Торгпредства обеспе­чивают внешнеэкономические интересы РФ в зарубежных стра­нах. В 2006 г. действовали торгпредства РФ в 50 государствах ближнего и дальнего зарубежья с учетом вновь учрежденных. Торгпредства являются составной частью дипломатических пред­ставительств РФ в государствах пребывания, а непосредственное руководство их деятельностью осуществляет Минэкономразви­тия. В состав торгпредств могут включаться представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских госу­дарственных учреждений. За рубежом имеются представительства ФТС (в странах СНГ, входящих в таможенный союз с Россией), а также представительства по вопросам транспорта, страхования, туризма и др.

Многие российские внешнеэкономические и иные коммерче­ские организации учредили за рубежом свои представительства, аппараты уполномоченных, а также филиалы, дочерние компании, смешанные общества, торговые дома. Так, один из крупнейших российских концернов «Газпром» и входящая в него внешнеэконо­мическая организация «Газэкспорт» образовали совместные и до­черние компании в нескольких европейских странах. ВО «Энергомашэкспорт» создало свои представительства, собственные и со­вместные компании в 27 странах. «Машиноимпорт» имеет 24 представительства за рубежом.

В 15 странах действуют представительства ТПП России, пере­численные в ее Уставе.