logo
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / Большой конспект лекций

6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов

С развитием автоматизированных систем межбанковских расчетов вопросы, касающиеся правового регулирования межбанковских и особенно международных платежей, стали приобретать все боль­шее значение. С начала 80-х гг. прошлого века ООН и другие меж­дународные организации уделяют этим вопросам весьма серьезное внимание. Нормативы, стандарты, рекомендации, разрабатывае­мые этими организациями, не являются обязательными, а носят, как правило, характер рекомендаций. Но участники ВЭД стремятся придерживаться этих рекомендаций и использовать именно меж­дународные стандарты ЭОД в своей практической деятельности.

Правовые вопросы и стандарты систем ЭОД

Уже в 1980 г. Организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) приняла «Руководящие принципы, регулирующие неразглашение и трансграничные потоки личных данных». Евро­пейский совет в 1981 г. принял Конвенцию о защите частных лиц в вопросах, касающихся автоматической обработки личных данных; конвенция вступила в силу 1 октября 1985 г. после ее ратификации Испанией, Норвегией, Германией, Францией и Швецией. В 1981 г. ЕС разработал для своих государств-членов рекомендации относи­тельно условий, при которых компьютерная информация может быть использована в качестве свидетельства в суде (в том числе и арбитражном). Совет таможенного сотрудничества также принял в 1986 г. резолюцию, касающуюся использования компьютерных данных в судебном разбирательстве.

В 1985 г. Комиссия ООН по праву в международной торговле UNCITRAL (United Nations Commission on International Trade Law) приняла рекомендации по этому вопросу, а в 1987 г. ею же было принято «Правовое руководство UNCITRAL по электронному пе­реводу средств». Комиссией UNCITRAL разработаны рекоменда­ции по приданию компьютерной информации юридической силы и ведется работа по увеличению числа правительств и международ­ных организаций, принимающих участие в их осуществлении. Ко­миссией разработан и опубликован в 1995 г. модельный закон «О правовых аспектах электронного обмена данными» (подготовка закона осуществлялась с участием представителей всех госу­дарств — членов UNCITRAL, а также таких организаций, как UNIDO, Гаагской конференции по международному частному праву. Федерации латиноамериканских банков (FELABAN), Бан­ковской федерации Европейского сообщества, Международной торговой палаты (ICC), SWIFT и ряда других), который является основой для формирования соответствующих законодательных ак­тов в странах — членах ООН. Закон закладывает основы для реше­ния вопросов, связанных с подготовкой и заключением коммерче­ских сделок в электронной форме (юридическая сила сообщения, требование письменной формы удостоверения подлинности, рис­ки и ответственность сторон при несоблюдении обязательств, вы­текающих из договора об обмене электронными сообщениями и др.). В 1996 г., после внесения некоторых изменений в текст зако­на, комиссия утвердила новое название закона — «Об электронной коммерции». Согласно этому закону, содержанием обязательств по ЭОД является обмен информацией между инициатором {originator) и адресатом {addressee) с использованием компьютеров, в согласо­ванных форматах и с соблюдением структуры информации в фор­ме сообщения {data message), а основанием для возникновения обя­зательств по ЭОД являются договоры, заключаемые между участ­никами ЭОД. Структура обязательственно-правовых связей по ЭОД может быть:

• двусторонней, когда в ЭОД участвуют только инициатор и ад­ресат, заключающие между собой соглашение о прямом обмене цифровыми сообщениями (известное как trading partners agreement). Двусторонняя структура наблюдается в основном на уровне внут­рикорпоративных систем;

• трехсторонней, когда в ЭОД кроме инициатора и адресата участвует также посредник {intermediary), который, как сказано в Типовом законе, «от имени другого лица получает, передает и хра­нит сообщение или представляет другие услуги в отношении дан ного сообщения». Такая структура юридически оформляется спе­циальным соглашением (third-party service agreements);

• многосторонней, когда в ЭОД могут участвовать несколько инициаторов, посредник (посредники), адресат (несколько адреса­тов) и т.п.

Закон предполагает возможность распространения значения существующих понятий «письменная форма», «подпись», «ориги­нал» и т.п. на электронные документы, поскольку они способны выполнять все функции, аналогичные бумажным. В качестве места отправления и получения сообщения рассматривается место веде­ния бизнеса (place of business) инициатором и адресатом. В том слу­чае, когда мест ведения бизнеса несколько, используются два кри­терия1: «наиболее тесная связь с договором — the closest relationship to the underlying transaction, а в случае невозможности установле­ния — «основное место ведения бизнеса» — principal place of business; а также «постоянное местожительство» — place of habitual residence. Разработаны процедуры подтверждения отправления со­общения инициатором и получения его адресатом.

В настоящее время комиссия продолжает активную деятель­ность по гармонизации и унификации международного права, в том числе и в вопросах ЭОД.

Международной торговой палатой {ЮС, International Chamber of Commerce) в 1987 г. были разработаны «Единообразные правила по­ведения при осуществлении обмена коммерческой информацией с использованием средств связи» (UN-CID).

В дальнейшем работа по стандартизации электронных сообще­ний в финансовой сфере и международной торговле проводилась в основном с участием Международной организации по стандарти­зации (International Organization for Standardization, ISO). Так, ко­митет по банковскому делу, ценным бумагам и другим финансо­вым инструментам ISO/TC 68 подготовил проект международ­ных стандартов для элементов данных и терминов, используе­мых при описании, обработке и формализации сообщений, связанных с финансовыми транзакциями. Этот стандарт носит на­звание «ISO 7982—1:1998 Банковские телекоммуникации — сооб­щения о переводе денежных средств — Часть 1: Словарь и универ­сальный набор сегментов данных и элементов данных для сообще­ний электронного перевода средств» (Bank telecommunication — Funds transfer messages — Part 1: Vocabulary and universal set of data segments and data elements for electronic funds transfer messages). В на­стоящее время стандарт находится на стадии готовности 60.60, что по классификации ISO означает «международный стандарт опубли­кован», изменения в него не вносились. Технический комитет ISO/TC 154 — «Процессы, элементы данных и документы в торгов­ле, промышленности и управлении» разрабатывает вопросы между­народной стандартизации и унификации данных для информацион­ного обмена между различными организациями. Технический ко­митет ISO/TC 184 — «Промышленные системы автоматизации и интеграция» решает вопросы стандартизации в области промыш­ленной автоматизации на основе использования современных ин­формационных и телекоммуникационных систем при решении во­просов автоматизации предприятий и организаций.

Совместно с комитетами ISO в разработке стандартов, регули­рующих вопросы ЭОД, участвуют комитеты Международной элек­тротехнической комиссии {International Electrotechnical Commission, IEQ. Комитет 44 «Безопасность машин — электротехнические ас­пекты» занимается, в частности, вопросами стандартизации интер­фейсов при передаче данных между управляющими системами и электротехническим оборудованием, а комитет 65 — «Процессы из­мерений и контроля в промышленности» координирует стандарти­зацию измерительных систем для обеспечения унификации обмена стандартизированными данными.

Вопросами стандартизации различных аспектов ЭОД занима­ются ряд комитетов Международного телекоммуникационного союза (International Telecommunication Union, ITU): SG4, SG7,SG13, SGI6. Этот союз развивает также проекты электронной торговли для развивающихся стран, демонстрирующие значение обмена ин­формацией и внедрения современных технологий связи для рас­ширения рынков и увеличения и упрощения доступа к различным потребителям во всем мире.

Усилия упомянутых выше международных организаций в об­ласти разработки стандартов ЭОД в различных областях координи­рует Европейская экономическая комиссия ООН {United Nations Economic Commission for Europe, UN/ECE). Комиссией опубликован специальный меморандум, в котором подчеркивается ее ведущая роль в координации разработки международных стандартов ЭОД в торговых, финансовых, транспортных и прочих операциях, связан­ных с ВЭД. Он носит название «Меморандум о взаимопонимании между Международной электротехнической комиссией (МЭК), Международной организацией по стандартизации (ИСО), Между­народным телекоммуникационным союзом (МТС) и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН)» (Memorandum of Understanding between the International Electrotechnical Commission (IEC), the International Organization for Standardization (ISO), the International Telecommunication Union (ITU) and the United Nations Economic Commission for Europe (UN/ECE). В нем признается не­обходимость активизации международных усилий по созданию стандартов в области электронной коммерции с целью устранения дублирования и достижения пользователями наиболее эффектив­ных результатов. Меморандум подтверждает наличие долговремен­ного взаимодействия в разработке стандартов между перечислен­ными организациями при координирующей роли ЕЭК ООН.

Контрольные вопросы

  1. Что включает в себя понятие «электронный обмен данными» (ЭОД)? Каковы основные элементы ЭОД?

  2. Какова роль стандартов при внедрении и использовании систем ЭОД?

  3. Что представляет собой стандарт SWIFT? Перечислите основные возможности, предоставляемые пользователю системой SWIFT.

  4. Каковы принципы построения стандартизированных форм сооб­щений SWIFT? Что такое категории, группы и типы сообщений?

  5. Как обеспечивается безопасность обмена сообщениями в системе SWIFT?

  6. Приведите примеры использования системы SWIFT участниками ВЭД в мире и в России.

  7. Каковы различия между системами межбанковских платежей и межбанковских расчетов? Приведите примеры реально функцио­нирующих систем США, Англии и Франции.

  8. Какова роль международных и национальных некоммерческих организаций в развитии систем ЭОД? Приведите примеры подоб­ных организаций.

  9. Какими правовыми актами регулируется ЭОД? Приведите приме­ры подобных актов. Какие международные организации прини­мали участие в их разработке?