6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
Понятие ЭОД (EDI)
Технологии электронного обмена данными, ЭОД {Electronic Data Interchange, ED Г) начали развиваться свыше 30 лет назад одновременно в нескольких странах. Изначально эти технологии представляли собой попытки использования неких единых форматов данных с целью модификации всего процесса создания и обработки информации. Постепенно, с развитием подобных систем, сложилось общее представление о том, что такое ЭОД, каковы его основные элементы.
Существует много определений ЭОД, здесь приводится одно из наиболее кратких и простых:
ЭОД— это передача структурированных данных с помощью согласованных стандартов сообщений из одного компьютера в другой электронным образом.
В некоторых определениях вместо «компьютер» используются термины «компьютерная система», «локальная сеть», «интрасеть» или аналогичные. Другие определения включают уточнение «без вмешательства человека», «автоматически». Но эти уточнения не меняют основной сути понятия ЭОД.
В качестве основных элементов ЭОД можно выделить следующие:
• сам компьютер или компьютерная система;
телекоммуникационное оборудование для доставки сообщения в линию связи;
компьютерные сети с добавленными услугами {Value-Added Networks, VAN) или телекоммуникационные сети общего пользования;
специальное программное обеспечение (трансляторы);
стандарты ЭОД;
цифровое кодирование продукции (штрих-коды или RFID-метки);
торговые партнеры.
В качестве основной характеристики ЭОД можно выделить тот факт, что используются только сообщения установленного типа, т.е. функции сообщения строго определены (например, оферты, транспортные инструкции, таможенные декларации и т.п.) и они согласованы заранее между отправителем и получателем. Данные структурированы в соответствии с существующими стандартами, они представлены в форме, подходящей для компьютерной обработки и автоматической передачи. Обмен сообщениями осуществляется автоматически, электронным способом, между компьютерами без вмешательства человека. Это означает, что пользователи могут создавать системы, позволяющие автоматически принимать решения о пересылке необходимой информации согласно установленным правилам, в течение всего времени, пока проходит информация о подготовке и проведении внешнеторговой сделки.
Итак, в процессе подготовки и проведения внешнеторговой сделки между поставщиком и потребителем (продавцом и покупателем) происходит значительный обмен различной информацией. Пример такого обмена показан на рис. 6.1.
Существуют методы обмена информацией, которые не используют заранее определенные и стандартизированные форматы. Примерами могут служить электронная почта (e-mail), факсимильная связь (fax), прямой доступ к компьютеру контрагента (online) и т.д. Все это очень важно для развития торгового процесса, однако данные примеры не являются ЭОД.
ЭОД — это не только и не столько технология, он в той же степени является стратегическим ресурсом, как и иные инструменты для бизнеса. ЭОД, внедренный в рамках организации (компании), влияет на всю ее деятельность — от кабинета руководителя до рабочего места работника низового звена. Поэтому преимущества от
Рис. 6.1. Типичный поток информации между продавцом и покупателем
внедрения ЭОД можно разделить на преимущества, поддающиеся количественному измерению, и стратегические.
К преимуществам, поддающимся количественному измерению, можно отнести:
устранение задержек в обработке внешнеторговой информации после ввода необходимых данных;
устранение ошибок по повторному вводу данных и уменьшение времени на устранение ошибок;
уменьшение количества ошибок из-за неправильной интерпретации данных человеком;
уменьшение количества ошибок, возникающих из-за непонимания и неверного взаимодействия между людьми;
сокращение усилий по обороту бумажных документов, их хранению;
уменьшение расходов на пересылку документов;
улучшение планирования отгрузок и управления запасами;
оптимизацию стоимости транспортировки продукции;
обеспечение возможности контроля прохождения сообщения и подтверждения о получении (учет);
сокращение цикла осуществления платежей путем уменьшения времени, необходимого для получения и отправки информации, снижение количества ошибок ввода и упрощение процесса восстановления после сбоев.
По данным многочисленных исследований по изучению объемов документов, подготавливаемых и оформляемых участниками внешнеторговой сделки, известно, что для реализации одной по ставки в общей сложности необходимо подготовить свыше 40 документов-оригиналов и, соответственно, свыше 360 копий. Внедрение систем ЭОД позволяет снизить расходы, связанные с документооборотом, на 7—10% от общей стоимости сделки. К стратегическим преимуществам ЭОД можно отнести:
• улучшение взаимоотношений с потребителями вследствие ускорения и повышения качества обслуживания;
уменьшение стоимости продукции из-за сокращения накладных расходов, и улучшение ее конкурентоспособности;
укрепление взаимоотношений с торговыми партнерами;
улучшение прогнозирования и стратегического планирования из-за возможности получения и предоставления партнеру более качественной и своевременной информации;
улучшение морального климата в организации вследствие автоматизации рутинной работы и переключения сотрудников на более творческую и продуктивную.
Использование как перечисленных, так и иных преимуществ от внедрения ЭОД невозможно без ведущей роли топ-менеджмента предприятия, который несет большую ответственность за разработку и внедрение необходимых условий, создания базы для использования ЭОД. Только наличия стандартов и соответствующего компьютерного обеспечения совершенно недостаточно для качественного функционирования ЭОД; необходимо, чтобы работники звена управления понимали процедуры торговли, были уверены в организованности и компетентности сотрудников и благоприятном моральном климате в коллективе и могли опираться на хорошую внутреннюю компьютерную систему еще до начала использования ЭОД.
Основными областями использования ЭОД сегодня остаются банковское дело и торговля, но каких-либо ограничений в его использовании для других областей не существует. В настоящее время разрабатывается много подходов к определению структуры данных и их кодированию для использования при электронном обмене, собирательно данные подходы часто называют edi (используются именно строчные буквы).
Стандарты ЗОД
По мере развития ЭОД в разных странах и отраслях промышленности разрабатывались свои, отдельные стандарты. В частности, в США в 60-е гг. XX в. были разработаны системы ЭОД на авиалиниях, в производстве двигателей, в здравоохранении. Это были независимые системы со слаборазвитыми стандартами, негибкой системой коммуникаций. Организация — пользователь одной системы не могла установить связь с организацией, использовавшей другую систему. Ниже приведен список некоторых из стандартов, использовавшихся (и частично использующихся в настоящее время) в отдельных странах либо отраслях промышленности:
AECOM; ODETTE; TDCC;
ANSI ASC X12; RAIL; TRADACOMS;
GALIA; SEDAS; TRANSCOM;
GENCOM; SINFOS; UN/EDIFACT;
ICOM;SPEC200A; VICS;
MADACOM; SPEC 2000 (C&M); WIWS;
OCEAN; STANDARD RECORD.
Наличие большого количества несогласованных стандартов и связанные с этим неудобства и издержки — все это привело к необходимости разработки единых, общепринятых стандартов ЭОД. И первым из стандартов, ставшим в полной мере единым для большинства участников ВЭД во многих странах, стал стандарт SWIFT.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы