8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
При создании корпоративного сайта помимо маркетинговых задач требуется решить также ряд организационно-технических вопросов, непосредственно связанных с принятым на предварительном этапе решением о цели и задачах всего проекта.
Выбор исполнителей проекта
В качестве исполнителей могут выступать либо сотрудники самой фирмы, либо сотрудники специализированных консалтинговых компаний. Каждое из'этих решений имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Выбор в качестве исполнителей группы собственных сотрудников требует наличия у них соответствующей квалификации либо приема в штат новых специалистов с нужными профессиональными навыками. Работа над проектом сайта может потребовать много времени и усилий; сильное влияние руководителей может привести к неоправданному вмешательству в работу группы, мелочной опеке, в результате чего будет создан сайт, не отвечающий поставленной изначально цели. В то же время, в этом случае весь процесс создания и развития сайта остается под полным контролем руководства компании и, в том числе, полностью контролируются все финансовые средства, направляемые на этот проект.
Привлечение сторонней консалтинговой компании связано, как правило, с большими финансовыми затратами и меньшими возможностями контроля. В этом случае приходится больше полагаться на профессионализм сотрудников такой компании и на предлагаемую концепцию сайта. На различных этапах проектирования может возникать непонимание и несогласованность между заказчиком и профессиональными разработчиками. В то же время, опыт компаний, специализирующихся на подобных проектах, позволит сократить сроки проектирования, создать надежные механизмы взаимодействия с посетителями, развития и сопровождения сайта.
Выбор интернет-провайдера
Для размещения сайта в сети Интернет и для использования прочих инструментов сети необходимо воспользоваться услугами интернет-провайдеров, или поставщиков услуг Интернета. Они могут обеспечить доступ в Интернет по коммутируемым или выделенным телефонным линиям или оптоволоконным каналам, регистрацию доменного имени, регистрацию сайта в поисковых системах и предоставление дополнительных технических и консультационных услуг. Провайдер может обеспечить администрирование и поддержку сервера фирмы, расположенного у провайдера, или предоставление в аренду собственного дискового пространства для размещения web-сайта фирмы, т.е. аутсорсинг. Согласно стандарту Международной организации по стандартизации ISO 9001:2000, аутсорсинг — это процесс, необходимый предприятию для системы менеджмента, но выполняемый внешней стороной. Соответственно, аутсорсинг в области информационных технологий (ИТ) можно определить как передачу внутренних ИТ-процессов компании на сопровождение внешней фирме, специализирующейся на предоставлении ИТ-сервисов. Аутсорсинг позволяет фирме сократить расходы на приобретение собственного сервера, программного обеспечения, обслуживание и администрирование; но в этом случае требуется полная уверенность в надежности провайдера, поскольку в его распоряжение передается важная и, возможно, конфиденциальная внутрифирменная информация.
Вообще, самым важным вопросом при выборе интернет-провайдера является его надежность: наличие качественного, отказоустойчивого оборудования и программного обеспечения, высокоскоростных каналов связи, обеспечение защиты информации. Провайдер также должен обеспечить получение максимально полной информации о посетителях сервера (общее количество, объем полученных данных, домены, откуда приходят посетители, и т.п.).
Выбор доменного имени сайта
У каждого компьютера в сети Интернет имеется сразу два адреса — удобный для компьютера цифровой IP-адрес и дружественный пользователю доменный адрес, составленный в соответствии с системой DNS. Цифровой адрес, как и вся обрабатываемая компьютером информация, выражается в двоичной системе счисления, т.е. 32-битный адрес состоит из 32-разрядной последовательности нулей и единиц. Для удобства представления его разделяют на 4 блока из 8 битов и записывают в десятичной системе, отделяя точками каждый блок, например 123.45.67.89. Такой адрес (в данном случае произвольный) содержит полную информацию, необходимую для идентификации конкретного компьютера, начиная с первого числа, определяющего сеть верхнего уровня, и заканчивая последним, относящимся непосредственно к конкретному компьютеру.; В настоящее время практически исчерпано пространство адресов, определяемых четвертой версией IP-протокола (IP v.4), предполагающей наличие 32-битных адресов. Организацией Internet Engineering Task Force (IETF) разработан и утвержден стандарт IP v.6, который предусматривает 128-разрядную схему адресации, что позволит, по словам представителей этой организации, обеспечить несколькими тысячами IP-адресов каждый квадратный сантиметр земной поверхности. Кроме того, новый протокол является средством достижения нового, более высокого уровня качества сервиса, защищенности и производительности.
Однако, поскольку цифровой адрес даже в десятичном виде недостаточно выразителен для пользователя, в Интернете действует система доменных имен DNS, использующая буквенные обозначения, соотносящиеся с цифровым адресом. Эта система разделяет адреса по иерархии различных доменов, определяемых по тематическим или географическим признакам. В США принято использовать трехбуквенные домены верхнего уровня, обозначающие принадлежность организации — владельца сайта к одному из следующих классов:
com — commercial (коммерческие фирмы);
edu — educational (образовательные и научные учреждения);
gov — government (правительственные учреждения);
mil — military (военные организации);
net — network (фирмы, обеспечивающие работу сети);
org — organization (некоммерческие организации).
С 2002 г. начата регистрация семи новых доменов:
biz (бизнес-сайты);
info (информационные сайты);
name (для индивидуального и семейного использования);
pro (различные профессиональные услуги);
museum (музеи);
aero (аэронавтика);
coop (кооперативные объединения).
Каждая страна в соответствии с кодировкой Международной организации по стандартизации ISO 3166—1: 1997. Part l. Country Codes имеет собственный двухбуквенный код, который также определяет домен верхнего уровня: at — Австрия, be — Бельгия, de — Германия, ш — Россия и т.д. Поддерживается также домен su (Soviet Union), в настоящее время регистрация доменных имен в зоне su вновь возобновлена.
Домен верхнего уровня su появился в Интернете в 1990 г., когда Ассоциация пользователей UNIX (SUUG — Soviet UNIX User's Group) зарегистрировала этот домен для применения на территории СССР; эта же ассоциация выполняла функции администрирования домена, к началу 1994 г. функции администрирования были переданы в РосНИИ-РОС. В октябре 2001 г. было принято решение об открытии зоны su для свободной регистрации, но в январе 2002 г. в соответствии с решением Фонда развития Интернета регистрация вновь была приостановлена. После изучения состояния доменной зоны su Фондом было принято решение о необходимости ее развития и 27 июня 2003 г. была возобновлена открытая регистрация доменов второго уровня в зоне su. К 15-летней годовщине распада СССР организация 1CANN приняла решение о закрытии домена su. На состоявшейся в декабре 2006 г. в бразильском городе Сан-Паулу конференции были объявлены планы по ликвидации некоторых устаревших доменных имен: уи (бывшая Югославия), gb (почти не используется в Великобритании) и su, поскольку ранее были уже удалены домены Чехословакии (cs), ГДР (dd) и Заира (zr). С 5 декабря 2006 г. по 31 января 2007 г. продолжалось рассмотрение и сбор мнений по проблеме выхода из обращения этих доменов. Всестороннее обсуждение различных аспектов этой проблемы превратилось, скорее, в демонстрацию протестов против формальных подходов — защитники домена su обращали внимание на то, что в настоящее время он является не государственным, а территориальным. Статистика показывает, что около 95% доменов второго уровня зарегистрированы в Российской Федерации, а остальная часть — почти в четырех десятках стран (причем не только в бывших советских республиках, но даже в таких странах, как, например, Санта-Лусия), причем подавляющая часть доменов второго уровня зарегистрирована юридическими лицами. Принимая во внимание состоявшийся обмен мнениями, а также тот факт, что домены su и уи не были оставлены своими регистраторами, корпорация ICANN в феврале 2007 г. отказалась отрешения закрытия доменов стран, прекративших свое существование, в том числе и домена su.
Часто доменные имена начинаются с определения используемого сервиса (www — World Wide Web), хотя это совершенно не обязательно.
При выборе доменного имени необходимо учесть, что оно должно содержать название фирмы или наименование торговой марки (бренда). Это связано с психологией поиска в Интернете, поскольку большинство пользователей, желающих найти определенный сайт, прежде всего пытаются набрать адрес www.имя_фиpмы.com или www.название_организации.org. В случае, если по набранному адресу пользователь не обнаружит требуемую фирму, он легко может набрать адрес конкурента.
Некоторые коды стран являются более привлекательными из-за непреднамеренно появляющегося коммерческого имиджа. Так, маленькая островная страна Тувалу имеет код «tv» и активно предлагает его для использования различным телевизионным каналам и компаниям. Аналогично Микронезия может получить выгоды от продажи своего кода «fm» различным FM-радиостанциям, а Туркмения — от продажи кода «tm» для доменных имен сайтов с защищенными торговыми марками.
На мировом уровне распределением IP-адресов и администрированием системы DNS занимается некоммерческая организация The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN). В России некоторое время эти вопросы решала Автономная некоммерческая организация «Региональный сетевой информационный центр» (RU-CENTER), в настоящее время функционирует Координационный центр национального домена сети Интернет, который проводит аккредитацию и выдает лицензии компаниям-регистраторам на выдачу доменных имен (RU-CENTER продолжает оставаться крупнейшим регистратором, на долю которого по итогам 2006 г. пришлось 60% новых подключений).
ICANN периодически вводит новые региональные зоны, например ей для единой Европы и asia для ресурсов Азиатско-Тихоокеанского региона, причем в зоне asia предполагается регистрация доменных имен и на региональных языках. Одобрены также новые доменные имена верхнего уровня mobi и jobs: домен mobi предоставляется операторам мобильной связи и другим поставщикам мобильных телематических служб; адреса в домене jobs получают сайты, связанные с предложением и поиском работы. Новая доменная зона travel предназначена для сайтов о туризме, для туристических компаний и ресторанов. Официальный регистратор нового домена, нью-йоркская фирма Tralliance регистрирует только организации, документально подтвердившие причастность к этой сфере, что может служить пользователям гарантией того, что компания, к которой они обращаются, действительно обладает полномочиями на туристскую деятельность. В 2007 г. начинается регистрация в телефонном домене tel — корпорация ICANN одобрила идею создания такого домена и передала права на регистрацию доменных имен в этой зоне британской компании Telnic Limited. С начала 2007 г. должна была открыться регистрация доменных имен на русском языке в зоне ш, но пока она перенесена на неопределенный срок; возможно, в 2008 г. появится доменная зона .рф.
Регистрация доменного имени
Как правило, доменные имена регистрируются по принципу «первому обратившемуся», регистрация осуществляется в заявительном порядке (регистрируется первая полученная заявка). Этим пользуются так называемые киберпираты или кибереквоттеры, регистрирующие доменные имена, идентичные названиям известных компаний или товарных знаков. Впервые в международной практике с этим столкнулись такие известные компании, как McDonalds, Rolls Royce, Coca-Cola — когда они с некоторым опозданием решили обратить внимание на возможности электронной коммерции, оказалось что соответствующие доменные имена уже зарегистрированы киберскво1терами, которые предложили их выкупить за громадные суммы. Компаниям не удалось использовать правовые нормы, предусмотренные для охраны товарных знаков, поскольку сама по себе регистрация доменного имени не может рассматриваться как использование товарного знака. Разрешение подобных споров возможно лишь в арбитражном порядке или в судах общей юрисдикции. Действующий под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (The World Intellectual Property Organization, WIPO) Центр посредничества и арбитража (Arbitration and Mediation Center) получил первое заявление о конфликте по поводу доменного имени в 1999 г. В апреле 1999 г., вслед за завершением первого процесса по названиям доменов WIPO опубликовала доклад, озаглавленный «Управление именами и адресами в Интернет: проблемы интеллектуальной собственности», в котором основное внимание уделялось проблемам, возникающим в связи с конфликтом между товарными знаками и названиями доменов. Рекомендации, сформулированные в этом докладе, в значительной мере были реализованы ICANN и привели к созданию успешной административной системы по урегулированию споров по названиям доменов, включая товарные знаки, а также систему наилуч шей практики для органов, регистрирующих названия доменов, направленную на предотвращение таких столкновений.
ICANN были приняты Единые правила рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDRP), в которых подробно рассматриваются намерения стороны при регистрации и способы использования доменного имени, которые следует считать недобросовестными: обстоятельства, указывающие на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя в целях продажи владельцу товарного знака или в целях помешать деятельности конкурента. Согласно этим же правилам, владелец домена может доказать свои права на домен, если он использовал домен до получения уведомления о споре для добросовестного предложения товаров и услуг, или ответчик широко известен по доменному имени, или ответчик законно и добросовестно использует доменное имя без намерения извлечь коммерческую выгоду.
На основе процедуры UDRP целый ряд доменных имен был возвращен законным владельцам. Одним из известных примеров такого рода явился процесс по домену starbuckscoffee, спор вокруг которого длился более шести лет: предприимчивый киберсквоттер зарегистрировал это доменное имя в 1997 г., но лишь с вступлением в силу (в феврале 2000 г.) процедуры UDRP международной кофейной сети Starbucks (Сиэтл) удалось разрешить спор по этому домену. В 2003 г. Арбитражный центр ВОИС признал доказанными все факты, подтверждающие согласно UDRP недобросовестность регистрации, что соответственно привело к вынесению решения о передаче домена кофейной сети Starbucks.
Число дел по урегулированию споров о доменных именах, рассмотренных арбитрами ВОИС, насчитывает уже несколько десятков тысяч, причем большая часть споров приходится на домен com, на втором месте — домен net. Арбитражно-посреднический центр ВОИС также участвует в разрешении споров по многоязычным доменным именам (представленным символами национальных алфавитов), число таких исков постоянно растет. Анализ полученных ВОИС исков подтверждает многонациональный характер захвата доменов. На сегодняшний день на рассмотрение принимаются дела на 12 языках: английском, немецком, французском, японском, китайском, русском, норвежском, корейском, португальском, испанском, итальянском и голландском. Географическое распределение сторон, вовлеченных в доменные споры, рассматриваемые Центром ВОИС в соответствии с UDRP, охватывает 136 стран мира.
В США в 1999 г. был принят законопроект, направленный на предотвращение регистрации с корыстной целью доменных имен, похожих на известные торговые марки (не обязательно полностью идентичных им), под названием «Акт 1999 года о предотвращении нелегального использования доменных имен».
Возможность применения альтернативного порядка разрешения споров предусмотрена и российским законодательством. Стороны вправе передать спор на разрешение третейского суда или международного арбитража. Обязательными условиями для того, чтобы спор мог рассматриваться в международном арбитраже, являются, в частности, наличие зарубежного коммерческого предприятия у одного из участников спора или то, что один из участников спора является предприятием с иностранными инвестициями, что относится к незначительной части российских пользователей Интернета. Для рассмотрения споров о доменных именах в России созданы третейские суды, но владельцы товарных знаков, оспаривая права на использование домена, предпочитают отстаивать свои интересы в судах общей юрисдикции или арбитражном суде, так как ответчики добровольно не готовы рассматривать спор в третейском суде.
После принятия Единых правил рассмотрения споров о доменных именах и мер по их реализации возможность для недобросовестного киберсквоттинга товарных знаков в названиях доменов верхнего уровня была в значительной степени уменьшена. Регистрация доменов второго уровня теперь проводится сначала только для владельцев торговых знаков. Правда, в настоящее время развивается другое явление, получившее название «тайпсквоттинг» — регистрация доменных имен, схожих с именами известных сайтов, но написанных с учетом распространенных ошибок при наборе. С этим явлением практически невозможно бороться юридическими методами, и у фирмы остается только один выход — помимо имени сайта типа « www.нaзвaниe_фиpмы.com» зарегистрировать также все имена, которые пользователь может набрать по ошибке, желая попасть на сайт фирмы. Наиболее известным примером тайпсквоттинга является сайт www.whitehouse.com (настоящий сайт американского Белого дома имеет адрес www.whitehouse.gov).
Не менее серьезную проблему представляет собой хайджекинг — захват доменных имен, т.е. преступное присвоение доменных имен, по праву принадлежащих их законным владельцам. Доменное имя в настоящее время становится маркетинговым инструментом ведения сетевого бизнеса, и его похищение может иметь самые неприятные последствия и нанести значительный материальный ущерб владельцу домена. Ущерб помимо самого владельца несут также его клиенты и деловые партнеры. Похищение доменных имен зачастую происходит в результате ошибок при регистрации, несоблюдения правил передачи доменов, пренебрежения правилами регистрации и использования доменов регистраторами, их партнерами и самими владельцами. Порой обладатели теряют свои доменные имена из-за собственной халатности, забывая вовремя произвести оплату за перерегистрацию на следующий срок.
Несмотря на то, что похищение доменных имен — относительно новое явление, существует множество примеров их передачи вопреки желанию или без согласия законного владельца. Большой резонанс, например, в 2005 г. вызвала потеря крупной интернет-компанией доменного имени panix.com. В связи с различными причинами своих владельцев меняли домены Sex.com, ClubVibes.com, Commercials.com, iFly.com, Hackers.com, Wifi.com, Nike.com, Babayiz.com, HZ.com, HushMail.com, 2e.com, Ssk.org, Ebay.de и др.
Для формирования цивилизованного вторичного рынка доменных имен в сети создаются специальные аукционы, позволяющие защитить от возможного обмана как продавца, так и покупателя. Куплей-продажей доменных имен занимаются «доменные аг-регаторы», т.е. фирмы — собиратели доменов, большую часть прибыли они получают за счет рекламы. В ряде стран существуют специализированные торговые площадки для продажи доменных имен, как, например, Sedo.com, Afternic.com, GreatDomains.com и т.д. В России вторичный рынок доменов возник в 2004 г. с открытием компанией RU-CENTER площадки «Аукцион доменных имен». Уровень продаж доменных имен постоянно возрастает, первые строчки в рейтинге самых крупных сделок занимают такие имена, как, например, hoteIdeals.com, own.com, fun.mobi (сумма 20 наиболее крупных сделок в рамках этого аукциона составила 885 тыс. долл.).
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы