9.1. Товарная политика
Схема В2С
Для сайта, созданного для работы по схеме В2С, требуется четкая ориентация на потребительские предпочтения в сети. Сама структура, вид и дизайн сайта будут определяться, прежде всего, теми товарами, которые будут предлагаться потребителю. До настоящего времени в Интернете представлено достаточно ограниченное количество товарных групп: прежде всего, это группа таких специфических товаров, которые могут быть представлены в цифровой форме, т.е. в виде компьютерных файлов. К таким товарам относится любая информация, литературные и музыкальные произведения, фотографии, анимация, видеофрагменты и фильмы, все виды компьютерных программ — от операционных систем до компьютерных игр. Такие товары достаточно просто могут быть представлены в электронном магазине, поскольку для этого требуется толь ко переписать файл в соответствующую папку. Посетителю сайта может быть предоставлена возможность предварительного просмотра, пробного использования (try and buy), использования, ограниченного по времени.
К другим группам товаров, продажи которых в настоящее время осуществляются в Интернете, относятся одежда, книги, лазерные диски, парфюмерно-косметические товары, бытовые приборы (холодильники, плиты, телевизоры и т.п.), мебель и автомобили и др. Эти товары гораздо труднее представить на сайте, поскольку потребитель не может посмотреть на них в реальном масштабе, попробовать их в действии. В этом случае особое внимание требуется уделять описанию товаров и их изображению. Существуют современные 3D технологии, позволяющие разместить на сайте трехмерное изображение, которое потребитель может вращать во всех измерениях, рассматривая товар со всех сторон, и даже изучать его более глубоко («открывать» дверцы шкафа или холодильника, «зажигать» зажигалку и т.п.). Использование подобных технологий, а также разработка товарного ассортимента, функциональной и удобной упаковки и прочие традиционные элементы товарной политики позволят создать отличительное маркетинговое преимущество, привлекающее посетителей в электронный магазин.
Предпочтения розничных покупателей в русскоязычном Интернете довольно сильно отличаются от западных: больше всего через сеть продается компьютеров, комплектующих и оргтехники, на втором месте стоит бытовая техника, далее идут автомобили и запчасти к ним. Лидер западных продаж — одежда — даже не попадает в список предпочтения россиян, поскольку покупать подобные товары без возможности примерки российским потребителям кажется довольно глупым.
Помимо самого товара в физическом исполнении, с ним связан дополнительный набор предложений, к которым прежде всего относятся совершенствование дизайна с учетом обратной связи с потребителями. Развитие и улучшение коммуникации с потребителями позволит первым пользователям предоставлять компании-разработчика ценные предложения по улучшению качества продукции. Обзоры поступающих сообщений электронной почты или выступлений пользователей в телеконференциях и чатах могут помочь выявить проблемные зоны и возможности улучшений, которые предоставят больше выгод потребителям. Такое «совместное проектирование» с поставщиками позволяет ускорить появление на рынке новых образцов товаров и услуг.
Отдельную группу товаров составляют продукты питания. Их продажа в Интернете затруднена в связи с требованием быстрой и своевременной доставки и невозможностью предоставления значительных ценовых скидок.
Значительную часть продаж в Интернете составляет торговля услугами.
К ним относятся прежде всего такие специфические услуги, как финансовые, банковские, страховые, услуги туристических фирм, услуги по бронированию/продаже авиа- и железнодорожных билетов. Основным экономическим эффектом от переноса i этих услуг в сеть становится сокращение издержек на обслуживание клиентов. Предоставление цифровых финансовых услуг может идти по нескольким основным направлениям:
информационные провайдеры (contentproviders) представляют основу электронного финансового бизнеса. В качестве информационных провайдеров могут выступать коммерческие банки, брокерские компании и страховые фирмы;
провайдеры контекста (contextproviders) связаны с предоставлением условий («контекста») для осуществления онлайновых финансовых операций. В качестве таких организаций могут выступать электронные биржи и торговые системы {e-marketplaces), создаваемые финансовыми организациями;
провайдеры инфраструктуры (enables) создают инфраструктуру для цифровых финансовых транзакций и обеспечивают их обработку;
технологические компании занимаются разработкой технологических решений для финансовых рынков.
Наиболее активно развиваются системы интернет-банкинг, позволяющие проводить финансовые расчеты и управлять банковскими счетами по сети. Причем подобные системы активно используются как в корпоративном секторе, когда компании переходят к управлению финансовыми средствами по Интернету (схема В2В), так и в расчетах частных пользователей (схема В2С — расчеты с провайдерами, платежи за коммунальные услуги, оплата покупок в электронных магазинах, денежные переводы и т.п.). Использование систем интернет-банкинга позволяет постоянно контролировать проведение расчетов, получать банковские выписки о состоянии счета, информацию о поступивших и осуществленных платежах без посещения банка, что позволяет существенно экономить время и сокращать издержки.
Банки помогают клиентам управлять их личными финансами в режиме онлайн, даже если часть счетов открыта в других банках; появляются новые интересные предложения, как, например, обслуживание посредством мобильного телефона. В США к концу 2006 г. более 40% семей пользовались услугами интернет-банкинга. Важное значение, разумеется, имеют вопросы организации системы защиты для обеспечения безопасности проведения финансовых транзакций в Интернете.
Не менее актуальной услугой является предоставление пользователям возможностей по приобретению и продаже ценных бумаг и валюты в сети Интернет, получившее название «интернет-трейдинг». Системы интернет-трейдинга позволяют всем желающим участвовать в биржевых торгах, проводя в реальном времени покупку/продажу ценных бумаг в целях формирования сбалансированного инвестиционного портфеля. Эти системы предоставляют также множество дополнительных услуг по предоставлению актуальной финансовой информации, аналитических обзоров, специального программного обеспечения, открытии специальных счетов, выдаче кредитных карт и т.д. Пользователь может проводить операции через виртуального посредника — электронного брокера {on-line broker} или сам получить доступ непосредственно к торговой системе биржи с помощью электронных коммуникационных сетей (ECN). Разумеется, вопросы обеспечения безопасности интернет-трейдинга также чрезвычайно важны.
Схема В2В
Разработка товарной политики сайта, предназначенного для работы по схеме В2В, отличается ориентацией на более формализованный подход. Товары отличаются меньшим разнообразием, здесь скорее речь идет о стандартизированных формах, весах, объемах и качестве, поскольку продажи осуществляются через виртуальные биржи или электронные торговые площадки. В соответствии с функциями этих торговых площадок они могут подразделяться на две группы — вертикальные и горизонтальные. Вертикальные площадки связаны с функционированием в рамках определенной отрасли — нефтехимии, энергетике, сельском хозяйстве и, соответственно, с определенными группами товаров. Горизонтальные площадки ориентированы на обеспечение определенных бизнес-функций, характерных для различных отраслей. Интересен, например, опыт одной из крупнейших компаний-монополистов, РАО «ЕЭС России», по решению проблемы оптимизации закупок продуктов и услуг. Для этих целей в компании в 2003 г. была создана специальная информационно-аналитическая и торговая система B2B-energo. Площадка B2B-energo выполняет четыре основные функции: информационную, аналитическую, маркетинговую и торговую. Ее участники всегда могут получить информацию о новых разработках в области обновления и восстановления основных фондов электроэнергетики, утвержденных программ ремонта и технического перевооружения предприятий РАО ЕЭС и изменений в нормативно-технических документах. Клиенты B2B-energo получают всю статистическую информацию о проведенных на площадке сделках, накопленную в ее архиве, и могут составить представление о сложившихся ценах и тенденциях их изменения. Электронная площадка — удобное место для объявления о своих потребностях или предлагаемых изделиях и услугах, на ней поддерживаются самые разные виды торговых операций — от простой продажи по фиксированным ценам до аукционов и конкурсов.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы